Курсовая с практикой на тему Практика преподавания русского письма в таджикских школах: пунктуация сложного предложения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1. Теоретические подходы к изучению русской
пунктуации в школах Таджикистана
1.1. Понятие, цели и место методики обучения
пунктуации в школьном курсе русского языка
1.2.
Особенности изучения пунктуации в таджикских школах
2. Практика обучения пунктуации в таджикской школе
(на примере сложного предложения)
2.1. Основные методические аспекты изучения
пунктуации в сложном предложении
2.2. Конспект урока «Бессоюзные сложные
предложения»
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение:
Актуальность данной работы заключается в том, в
условиях национальной республики вопросы совершенствования методики обучения
русскому языку приобретают особую значимость. Одним из возможных путей решения
данной задачи является установление тесной соотнесенности в преподавании
родного и русского языков, организации учебного процесса в условиях
систематического и планомерного осуществления межпредметных связей этих
дисциплин, что предполагает взаимосвязь в обучении языкам. «Использование этой
системы обучения, по сравнению с существующей традиционной системой раздельного
обучения, способствует более осознанному, глубокому и прочному усвоению языков,
экономии учебного времени, формированию и развитию» [1, с. 367] двуязычия.
Языковые связи открывают широкие возможности для интенсификации учебного
процесса, по своим потенциальным дидактическим возможностям представляют собой
значительный резерв повышения эффективности преподавания родного языка в школе,
ведут к повышению общей языковой подготовки учащихся. А спрос на научные
исследования, в которых освещаются вопросы совершенствования методики
преподавания того или иного языка с использованием знаний учащихся по другому
изучаемому языку, огромен.
Проблема, которая исследована в данной работе,
освещает научно-методический аспект, отражающий формы и методы устранения
причин пунктуационной малограмотности учащихся таджикских школ в усвоении
пунктуации сложного предложения.
Проблема формирования навыков пунктуации посвящена
исследованиям А. М. Пешковского, Л. Т. Григоряна, Г. А. Фомичева, А. Ф.
Ломизова, Г. И. Блинова и др.
Принимая во внимание, что изучение всех разделов
школьного курса русского языка происходит на фоне предложения, и что нет
предложения без знаков препинания, становится ясно, что обучение пунктуации в
условиях многоязычия становится очень актуальным. С одной стороны, это
обеспечивает развитие практических навыков у школьников использовать знаки
препинания в процессе написания и, с другой стороны, готовить их к более
успешному изучению сложных синтаксических тем в старшей школе.
Объект работы – пунктуация сложного предложения.
Предмет исследования — методика обучения пунктуации сложного предложения
в таджикской школе.
Цель курсовой работы — изучить особенности методики сложного предложения
пунктуации в таджикской школе и разработать собственные методические
рекомендации.
Цель определяет следующие задачи исследования:
1. проанализировать научную литературу по теме;
2. раскрыть понятие «методика пунктуации», ее цели и место в школьном
курсе русского языка;
3. изучить содержание и принципы методики обучения пунктуации сложного
предложения;
4. рассмотреть этапы работы над пунктуацией сложного предложения в
таджикской школе.
Методы исследования – теоретический анализ литературы по методике
обучения пунктуации; описательный метод, предполагающий критический анализ
рассматриваемого материала, его систематизацию и классификацию.
Практическая значимость состоит в том, что предлагаемые нами методические
разработки могут быть использованы в школьной практике.
Структура
работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
использованной литературы.
Заключение:
Основная единица пунктуации ̶ пунктуационно-смысловой отрезок (ПСО).
Главная цель обучения пунктуации в школе
̶ научить детей находить ПСО и
правильно ставить пунктуационные знаки.
Принципы пунктуации, на которые опирается учитель в своей работе:
структурно-синтаксический принцип,
синтаксический принцип, смысловой принцип, интонационный принцип.
В
данной работе была сделана попытка
обобщения методики изучения сложного предложения и повышения уровня культуры
речи. О целесообразности предлагаемых
форм и методов позволяет говорить то, что — они способствуют более глубокому и
прочному усвоению материала, повышая качество обучения; развивают творческие и
познавательные способности учащихся; позволяют осуществить межпредметные связи
(русский язык и литература); способствуют развитию интереса учащихся к
предмету.
Как показывает опыт работы в таджикской школе,
теоретические знания по синтаксису русского языка далеко не всегда являются
гарантией правильной пунктуации. Заученные теоретические положения учащихся не
всегда получают надлежащее практическое применение. Безусловно, они быстро
забываются, как только учащиеся, прослушав курс синтаксиса, освобождаются от
необходимости обращаться к нему систематически, в порядке регулярных занятий по
русскому языку. А проявление неграмотности ни в какой области языка не дает
себя чувствовать так сильно, как в области пунктуации. Письменные работы,
вполне удовлетворяющие нас, педагогов, в орфографическом отношении и в то же
время совершенно безграмотные в отношении пунктуации, – к сожалению, очень
частое явление в современной таджикской школе.
Это говорит о том, что в таджикской школе не
достигнуто такое положение, когда пунктуационные навыки становятся прочными и
как бы автоматическими. Более того, при анализе причин пунктуационной
малограмотности надо помнить о последовательности всего синтаксического курса,
о недопустимости разнобоя в трактовке разных синтаксических вопросов.
Необходимо давать учащимся цельное, законченное знание русского языка,
постоянно связывая новое с ранее усвоенным в одну систему.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические подходы к изучению
русской пунктуации в школах Таджикистана
1.1. Понятие,
цели и место методики обучения пунктуации в школьном курсе русского языка
Термин пунктуация означает набор знаков препинания,
используемых в письменной форме, а также сборник правил их размещения. Знаки
пунктуации вместе с буквами являются частью графической системы каждого языка
[1, с.45]. Использование знаков препинания определяется синтаксической
структурой языка, семантическим разделением высказываний и
ритмико-интонационной системой речи. Анализируя и описывая систему пунктуации
языка, можно отдать предпочтение различным аспектам, поскольку на разных языках
в зависимости от их порядка преобладает использование знаков препинания в той
или иной функции. Также трудно провести четкое различие между функциями самих знаков
препинания, поскольку ритм и интонация, несомненно, являются вспомогательным
семантико-синтаксическим средством разделения текста. Роль пунктуации как
системы имеет первостепенное значение, поскольку будучи неотъемлемой частью
буквы «пунктуация» призвана служить целям коммуникации между писателем и
читателем, обеспечивая двусторонний процесс общения [12, с. 98].
Пунктуация — это средство, с помощью которого писатель
выражает определенные значения и оттенки, а читатель на их основе воспринимает
выраженные ими значения и оттенки. Зачастую знаки препинания обозначают такие
оттенки значения, которые не могут быть выражены лексически или грамматически,
в других случаях они являются дополнительным средством выражения различных
семантико-грамматических значений [3, с.67].
Пунктуация
— это система знаков препинания, которые вместе с графикой и орфографией
являются основными средствами письма.
Основной
функцией пунктуации является разделение текста, что способствует точной и
точной передаче значения и правильному восприятию письменного текста.
Знаки
препинания. Интонация (ритм-мелодическая) используется для выделения
семантических сегментов в разговорной речи, а при письме — специальных
графических средств, которые делятся на предлоги (запятая, скобки и т. д.) и текст
(абзацный отступ, строка под текстовыми страницами, чтобы отделить ее от сноски
и т. д.). Некоторые знаки препинания (точка, вопросительный знак,
восклицательный знак, многоточие) выполняют двойственную роль: они используются
в предложении (как функция завершения) и в тексте (как функция разделения).