Курсовая с практикой на тему Практические методы обучения грамматике русского языка в средних классах
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Характеристика методов обучения русскому языку 5
1.1 Определение методов обучения русскому языку 5
1.2 История развития методов и приёмов обучения 7
1.3 Классификация методов обучения русскому языку 10
1.4 Практические методы и их характеристика 14
Глава 2. Применение практических методов при обучении грамматике русского языка в средних классах 19
2.1 Упражнения при обучении грамматике русского языка 19
1.2 Изложение при обучении грамматике русского языка 22
1.3 Сочинение при обучении грамматике русского языка 26
1.4 Технологическая карта урока с применением практических методов 35
Заключение 39
Список используемой литературы 41
Введение:
Знание грамматики и ее законов обязательно для каждого человека, говорящего на том или ином языке. Грамматика – это учение о слове и синтаксическом строе языка. Слово – основной объект морфологии, а словосочетание, предложение и сложные синтаксические единицы — объект изучения синтаксиса. В морфологию входит учение о частях речи. Она рассматривает смысловые и формальные особенности слов, принадлежащих различным разрядам, разрабатывает критерии и правила классификации слов по частям речи, определяет круг слов каждой части речи, устанавливает систему этих частей речи, изучает особенности слов и выявляет закономерности их взаимодействия. Синтаксис как область грамматического строя языка объединяет в себе те единицы, которые непосредственно формируют сообщение, следовательно, он изучает особенности построения фраз, создания текстов, правила образования и функционирования разнообразных конструкций.
Грамматика представляет собой четкое организующее начало в языке. Грамматические нормы – это совокупность грамматических правил, по которым строится наша речь. Знание грамматики – это знание правил изменения слов в потоке речи, знание норм сочетаемости, законов объединения слов в предложение.
Знание грамматики является фундаментом для правильной литературной речи. Развитие речи – большая и сложная область методики родного языка. Правильная речь – это основа языковой культуры. Без нее нет ни литературного мастерства, ни искусства живого и письменного слова. «Свободное владение русским языком, – подчеркивается в Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы, – должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения». Важность грамматических знаний для формирования культуры речи определяют актуальность выбранной темы. К сожалению, в письменных и устных ответах школьники часто допускают грамматические речевые ошибки. Порой трудно помочь ребенку овладеть формами языка, научить пользоваться полученными знаниями, стимулировать речевое развитие как грамматическое, так и культурное.
Цель данной работы – теоретическое обоснование использования практических методов обучения грамматике русского языка в средних классах.
Объект исследования – процесс обучения русского языка в средних классах
Предмет исследовании – практические методы обучения грамматике русского языка в средних классах.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть определение методов обучения русскому языку.
2. Изучить историю развития методов и приёмов обучения.
3. Изучить классификацию методов обучения русскому языку.
4. Проанализировать практические методы и их характеристика.
5. Изучить применение практических методов при обучении грамматике русского языка в средних классах.
Методы исследования: изучение и теоретический анализ психолого-педагогической, методической, научной и учебно-методической литературы по исследуемой проблеме; анализ технологий обучения русского языка в средних классах.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
В данной работе был изучен вопрос о методах и приёмах преподавания грамматики на уроках русского языка в средних классах. Познание природы методов является исключительно важным как для научного обоснования методики, так и использования её данных в школьной практике. Секрет успешного преподавания заложен в первую очередь в самой сущности методов обучения. Метод всегда выражает взаимодействие деятельности учителя и учащихся, направленной на решение практических и образовательно-воспитательных задач.
В ходе исследования приведена характеристика современных методов обучения – традиционных и новых. Традиционным методом, оправдавшим себя на практике, является сознательно-сопоставительный. Он ориентирует на осознанное изучение элементов системы языка и понимание содержания иноязычных высказываний.
Большое распространение в практике обучения получили практические методы. Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся, формируют практические умения и навыки. Их используют для непосредственного познания действительности, углубления знаний. Они предусматривают различные виды деятельности учащихся и учителей, но требуют большого самостоятельности учащихся в обучении.
Положительная мотивация обучения достигается за счет применения ТСО при деятельности учащихся. Глубокое усвоение учащимися грамматического материала существенно зависит от практического его закрепления, так как практика является критерием и показателем эффективности всего учебного процесса. Эти методы закаляют психику учеников, развивают ее.
Практические методы способствуют развитию у учащихся положительных черт характера, самостоятельности, самооценки, творчества, любознательности, умений работать с лабораторным оборудованием, дисциплинированности, умения применять полученные ранее знания на практике, помогают сочетать теорию с практикой, связывают обучение с реальной жизнью, приучают учащихся к активности, проявления инициативы, умение сосредотачиваться и тому подобное.
Эффективность обучения в школе зависит от умения учителя выбрать метод или прием обучения в конкретных условиях для каждого урока.
Правильная организация практического обучения помогает четко определить цели такой деятельности, научиться правильно управлять своим временем, быстро решать проблемы, с большей ответственностью относиться к учебе.
Процесс организации обучения по внедрению практических методов должен осуществляться в соответствии с дидактическим принципом доступности обучения. Должны применяться активные методы взаимодействия учителя и учеников.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Характеристика методов обучения русскому языку
1.1 Определение методов обучения русскому языку
Методы обучения – это способы организации учителем познавательной деятельности учеников. Они обеспечивают систематичность и последовательность в преподавании и усвоении материала на уроке.
Педагогический процесс по своему содержанию и целеустремленностью очень разнообразный и многогранный. Нельзя подстроить учебно-воспитательную работу по какому-то одному универсальному методу, одинаково пригодному для выполнения всех задач обучения и воспитания учащихся. Подбирая методы обучения учащихся, педагогу следует учитывать возрастные особенности детей. У них еще не развиты внимание, мышление, им недоступны сложные наблюдения [2, 8, 18].
Итак, методы обучения должны предусматривать:
1) широкое применение наглядности;
2) обеспечивать активность в работе всех учащихся;
3) обеспечивать систематичность и последовательность в преподавании и усвоении материала;
4) овладение необходимыми умениями и навыками, указанными в учебных программах;
5) воспитание у учащихся навыков самостоятельной работы;
6) связь обучения с жизнью, с трудом учащихся;
7) выработка у детей чувства коллективизма и навыков коллективного труда;
8) воспитание в учащихся чувства ответственности за выполнение своих обязанностей;
9) развитие эстетического чувства детей, их эмоций, внимания, воли, памяти, мышления;
10) способствовать нормальному физическому развитию детей [4, 9].
Преподавание каждого предмета требует применения своих методов, обусловленных содержанием и спецификой — учебного материала. Процесс обучения русского языка определяется в основном такими основными этапами учебной работы:
1) объяснение учителем нового материала;
2) восприятие и усвоение учениками знаний;
3) закрепление полученных знаний;
4) проверка и оценивание знаний, умений и навыков учащихся [11].
Данные этапы находятся во взаимосвязи и подчиняются цели урока.
Эффективность первого этапа зависит от отношения учителя к работе, его квалификации, опыта, любви к детям, индивидуального подхода к ним в условиях работы с классом [16].
В тесной связи с первым этапом находится второй этап. Суть восприятия нового материала учениками заключается в образовании у детей новых представлений и формирования понятий, правильно отражающих предметы и явления объективного мира и связь между ними. Эффективность второго этапа находится в зависимости не только от качества объяснения учителем, но и от подготовки учащихся, их развития, заинтересованности, внимания и желания знать то, что объясняет учитель (восприятие нового материала опирается на предыдущий опыт учеников) [8].
Этап закрепления требует от учителя индивидуализированного подхода к ученикам [20].
Проверка и оценка знаний учащихся должны быть связаны со всеми звеньями учебного процесса, чтобы помогать регулировать всю учебную работу [19].
Исходя из учебно-воспитательной цели урока, учитель подбирает те или другие источники приобретения знаний учениками (внешнее окружение, демонстрационные наглядные пособия, дидактический материал, учебник, таблицы и т. п), учитывает специфику методов, с помощью которых ученики овладевают определенными знаниями, умениями, навыками и в зависимости от этого определяет методы и формы использования этих источников и методов для организации учебной деятельности учащихся.