Курсовая с практикой на тему Позиционирование промышленного потенциала Оренбургской области
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Теоретический
раздел. Теоретические аспекты промышленного потенциала региона. 5
1.1. Сущность
понятия промышленный потенциал и его место в экономике региона 5
1.2. Формирование
промышленного потенциала региона. 10
2. Аналитический
раздел. Оценка промышленного потенциала Оренбургской области. 19
2.1. Характеристика
промышленного потенциала Оренбургской области. 19
2.2. Позиционирование промышленного потенциала
Оренбургской области как его идентификация в
системе социальных ожиданий. 24
Заключение. 31
Список использованной литературы.. 34
Введение:
Региональная экономика последних лет подвержена влиянию глобальной
депрессии. Возрастание темпов промышленного роста в кризисных
макроэкономических условиях, достижение целевых ориентиров модернизации и
технологическое совершенствование производства напрямую зависят от состояния
промышленного сектора региона. Экономическое превосходство требует создания
принципиально новых механизмов развития промышленности. В инновационной
хозяйственной деятельности, обеспечивающей качественный рост региональной
экономики, в числе приоритетных задач становится оценка промышленного
потенциала региона, степень его использования, возможность и необходимость
наращивания. Решение данной задачи позволит выявить проблемы, ограничивающие
резервы роста промышленности, ее вклад в формирование стратегической
конкурентоспособности региона.
Цель исследования: выполнить с позиции стратегий роста оценку промышленного
потенциала Оренбургской области и определить его позиционирование в системе
социальных ожиданий.
Достижение поставленной цели предполагает решение таких задач:
1) Рассмотреть
сущность понятия промышленный потенциал и его место в экономике региона;
2) Изучить
формирование промышленного потенциала региона и его элементы;
3) Представить
характеристику промышленного потенциала Оренбургской области;
4) Определить
позиционирование промышленного потенциала Оренбургской области как его
идентификация в системе социальных ожиданий.
Объект исследования — промышленный потенциал Оренбургской области.
Предмет исследования — позиционирование промышленного потенциала
Оренбургской области как его идентификация в системе социальных ожиданий.
Материалы и методы исследования.
Материалами послужили научные труды по методологии хозяйственной
деятельности и экономического познания, исследования по теории региональной
экономики, нормативные документы, специализированные региональные разработки.
Акцент среди материалов сделан на программу «Стратегия Оренбургской области до
2020 года и на период до 2030 года», официальные статистические данные
Оренбургстата, научные, экономические и экономико-географические труды специалистов
по проблеме оценки промышленного потенциала региона, формирования механизмов
производственного роста и развития в современных экономических условиях
промышленной политики.
Исследование базируется на следующих методах: структурный анализ, синтез,
сравнительно-географический, логический, статистический.
Заключение:
Анализ текущего состояния
и потенциала региональной промышленности позволяет сформулировать основные
направления ее развития. Необходимо разработать долгосрочную (на 25-30 лет)
единую государственную промышленно-финансовую политику размещения и развития региональных
производительных сил на основе современных инновационных технологий и
продукции.
Главная цель – обеспечить
промышленно-технологический суверенитет России путем стратегического
планирования промышленного развития в регионах на основе отраслевых,
межотраслевых, региональных и национальных балансов, реальной географии и
демографии, проектирования новых национальных индустрий, создания
территориально-промышленных комплексов в увязке с соответствующей
транспортно-энергетической инфраструктурой.
Для повышения
эффективности государственного регулирования развития промышленности, выработки
подходов к оценке эффективности региональной промышленной политики в составе
Стратегии пространственного развития необходимо предусмотреть отдельный
документ о размещении объектов промышленности на территории субъектов
Российской Федерации с учетом транспортно-логистических и ресурсно-сырьевых
особенностей регионов, концептуально взаимоувязывающий проводимую федеральную
политику развития промышленности в регионах и развитие промышленности в видении
самих регионов.
В основу региональной
промышленной политики необходимо положить выстраивание четких приоритетов
промышленного развития, классификацию и приоритизацию развития отраслей
экономики, что должно стать ключевым показателем эффективности деятельности
институтов развития. При выстраивании приоритетов в качестве ключевых драйверов
промышленного развития необходимо рассматривать отрасли, обладающие наибольшим
кумулятивным эффектом, проекты в сфере машиностроительного комплекса,
производства средств производства, производства
недостающей на отечественном рынке компонентной базы, а также проекты,
предполагающие привлечение новых технологий, оказывающих значимое влияние на
темпы промышленного развития.
Цель региональной промышленной
политики состоит в создании условий для формирования и развития промышленного
комплекса региона, способного адекватно отвечать требованиям внутреннего и
внешнего рынка. Должны быть созданы условия для обеспечения созидательной
конкуренции между субъектами Российской Федерации, направленные на максимальное
раскрытие промышленного потенциала регионов и исключающие (минимизирующие)
возможные негативные последствия рассогласованной реализации проектов развития
промышленности в различных субъектах Российской Федерации.
В стратегии государства в
области стимулирования локализации производства, запуска новых промышленных
проектов необходимо учитывать, в первую очередь, интересы уже существующего на
территории России производства аналогичной продукции. Необходимо участие
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в проведении в
федеральных отраслевых ассоциациях экспертизы проектов создания новых
(модернизации действующих) промышленных предприятий в целях минимизации рисков
создания экономически неэффективных или технологически устаревших производств.
Также необходимо
подготовить специальные государственные программы промышленного развития
«монорегионов» – отдельных депрессивных регионов, имеющих значительное
количество моногородов, прекративших деятельность промышленных предприятий и не
располагающих собственным экономическим потенциалом для индустриального и
агропромышленного развития. В части предоставления налоговых льгот и
преференций целесообразно рассмотреть вопрос введения региональной льготы по
налогу на движимое имущество налогоплательщиков, поскольку с 1 января 2018 года
со- ответствующая федеральная налоговая льгота отменена, а право ее введения
передается на региональный уровень.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретический раздел. Теоретические
аспекты промышленного потенциала региона 1.1. Сущность
понятия промышленный потенциал и его место в экономике региона
Промышленность – одна из
ведущих отраслей национальной экономики, обеспечивает жизненные интересы
страны, ее экономическую безопасность, социальный и культурный уровень жизни
народа. На современном этапе трансформационных процессов, когда главными
задачами и критериальными признаками экономического развития становятся инновационность,
эффективность и конкурентоспособность, промышленность приобретает роль
ключевого фактора модернизации экономики. Это обусловливает повышенный интерес
общества, в частности ученых и практиков, к ее возможностям выполнять роль
технологического лидера и продуцента инновационных факторов экономического
развития[1].
Промышленность как
отрасль экономики представляет собой совокупность промышленных предприятий,
сгруппированных по видам экономической деятельности. Однако в случаях, когда
промышленность рассматривается как реальная сила, способная влиять на ход
воспроизводственных процессов, она приобретает признаки потенциала, т.е.
скрытой способности обеспечивать достижение поставленной цели и решения определенной
проблемы общественного развития[2].
Такое дуалистическое
представление о сущности промышленности имеет важное значение для углубления
теоретико-методологической основы разработки действенных методов управления
промышленным развитием и наращивания потенциальных возможностей влияния на
экономический рост национальной экономики.
Однако довольно часто эти
две категории — промышленность и потенциал — используются как синонимы,
отождествляя их сущность и роль с индустриальным фактором реформирования экономики.
Такой подход не исчерпывает существенных характеристик ни промышленности как
организационно-структурной единицы общественного разделения труда, ни
промышленного потенциала как производительной силы экономического развития.
Исследование процессов накопления и использования потенциальных возможностей
промышленности, а также разработка методологической базы управления
промышленным потенциалом должно опираться на четкое определение этой категории[3].
Потенциал как научный
термин происходит от латинского слова "potentia" — сила. В широком
смысле он определяет возможность, имеющиеся силы, запасы, средства, которые
могут быть использованы. Толковый словарь русского языка также трактует
потенциал как "скрытые способности, силы для какой-либо деятельности, могут
оказаться при определенных условиях "[4].
По отношению к экономике
потенциал определяется как "Совокупность экономических возможностей
государства (группы государств), которые могут быть использованы для
обеспечения всех ее материальных потребностей "[5]. Иными словами,
экономический потенциал выступает как форма олицетворение достигнутого уровня
производительных сил и их возможностей по дальнейшему росту. Для развитых стран
основу экономического потенциала государства составляет уровень развития
промышленности.
В условиях России, когда
разработка стратегии промышленного развития приобретает приоритетное значение в
системе мер государственного управления экономикой, комплексное исследование
промышленного потенциала как экономической категории и материальной основы
производительных изменений становится особенно актуальным. Его результаты
позволили бы точнее определить вектор развития промышленного производства,
обосновать и предложить альтернативные варианты построения будущей модели
экономики, которые будут базироваться преимущественно на использовании
внутренних источников развития и обеспечивать существенное повышение уровня
жизни людей. [1] Куприяновский
В. П. и др. Трансформация промышленности в цифровой экономике — проектирование
и производство // International Journal of Open Information Technologies. 2017.
Т. 5. №. 1. С. 50-70. [2] Романова О.А. Приоритеты
промышленной политики России в контексте вызовов четвертой промышленной
революции. Часть 1 // Экономика региона. 2018. Т. 14. № 2. С. 420–432. [3]
Соловьев, Ю. П. Об оценке
привлекательности отраслей промышленности для банковского инвестирования / Ю.
П. Соловьев, Н. Г. Типенко // Банковское дело. – 2000. – № 4. – С. 20–23. [4] Большой толковый словарь русского
языка: А-Я / РАН. Ин-т лингв. исслед.;
Сост., гл. ред. канд. филол. наук С. А. Кузнецов. — СПб.: Норинт, 1998. —
1534 с. — ISBN
5-7711-0015-3. [5]
Поздняков,
В.Я. Экономика отрасли: Учебное пособие / В.Я. Поздняков, С.В. Казаков. — М.:
НИЦ ИНФРА-М, 2012. — 309 c.