Курсовая с практикой Экономические науки Мировая экономика

Курсовая с практикой на тему Позиции России в конкурентной борьбе на рынке Европы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты экспортной политики России 4
1. Российская экспортная стратегия – основные документы. Экспортная стратегия нефтегазовых компаний Газпрома и Новатэк на Европейском газовом рынке 4
2. Аспекты роста конкуренции на европейском рынке: геополитика, экономика, технологии. Газовые проекты Северный поток-2 и Турецкий поток 13
3. Поставки российского СПГ на европейские рынки спот, как отдельный феномен 23
4. SWOT анализ позиций России на европейском газовом рынке 25
Заключение 28
Список литературы 29

  

Введение:

 

Актуальность темы государственного стимулирования экспорта в России обуславливается следующими положениями. В настоящее время экспорт России представляет собой крупную отрасль экономики, через которую реализуется около двадцати процентов её валового национального продукта. Он является важным источником валюты для удовлетворения первоочередных потребностей народного хозяйства. Состояние экспорта во многом определяет процесс интеграции России в мировое хозяйство.
Новые тенденции в мировой экономике и международном разделении труда, обострение конкуренции на внешних рынках, исчерпание экстенсивных факторов развития экспорта России и необходимость технологической модернизации ее экспортного потенциала, нуждаются в научном анализе.
Актуальный научный поиск в решении вопросов российского экспорта продиктован потребностями экономической теории и практики в выявлении и описании новых тенденций и закономерностей этого сложного процесса. Кроме того, научное исследование вызвано необходимостью защиты внешнеэкономических интересов и обеспечения экономической безопасности России.
Поддержка государством экспортной деятельности и экспортно-ориентированных производств во всех странах становится одной из главных сфер национальной экономической политики и составных частей стратегии развития хозяйства. Тем самым достигается больший экономический эффект от участия страны в международном разделении труда.
Цель курсовой работы – изучить основные государственные меры стимулирования экспорта в России.
Цель работы конкретизируется в следующих задачах:
1. Изучить основные документы российской экспортной стратегии.
2.Рассмотреть аспекты роста конкуренции на европейском рынке: геополитику, экономику, технологии.
3. Определить потенциал российских СПГ-проектов на европейском рынке.
Объект работы – экспортная стратегия РФ.
Предмет работы – российские СПГ-проекты на европейском рынке.
Методологическую основу работы составляют общенаучные методы, такие как анализ и синтез, индукция и дедукция, а также частно-научные методы – библиографический метод, статистический анализ.
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Одной из острых проблем является отсутствие государственного лоббирования интересов компаний-экспортеров при продвижении их продукции на мировые рынки. Без государственной поддержки и усиления политики в этой области многие российские компании-экспортеры не смогут успешно продвигать свою продукцию на зарубежных рынках.
В целях развития и совершенствования государственной поддержки экспорта промышленных товаров Министерство экономического развития России в сотрудничестве с соответствующими министерствами и ведомствами должно подготовить и представить в правительство Российской Федерации план мероприятий и специальные средства, гарантирующие решение следующих задач.
С точки зрения таможенных правил, таможенные процедуры для экспорта товаров должны быть упрощены и ускорены, включая установление ставок таможенных пошлин на фиксированную сумму.
Что касается снижения административных барьеров, предлагается упростить процедуру экспортного контроля, включая переход к единой проверке товаров и сократить ее условия, чтобы улучшить описание и идентификацию поступающих товаров в область экспортного контроля, а также развитие внутреннего аудита (без ущерба для эффективности экспортного контроля)
Что касается межведомственной координации и взаимодействия с бизнесом, предлагается создать постоянную рабочую группу в рамках Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации на местах по направлению «Содействие экспортной деятельности».

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты экспортной политики России
1. Российская экспортная стратегия – основные документы. Экспортная стратегия нефтегазовых компаний Газпрома и Новатэк на Европейском газовом рынке
Государственное регулирование экономики – это система мер государства посредством, которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества. Необходимость включения государства в регулирование экономики вызвана многими объективными причинами, связанными с несовершенством, «провалами» рынка, противоречиями, возникающими на нем. Рынок по своей природе не может достичь такого уровня саморегулирования, который обеспечивал бы полную занятость населения, развитие здравоохранения, всеобщего образования, строительство муниципального жилья, защиту окружающей среды и многое другое. Поэтому участие государства в решении проблем, порождаемых рынком, совершенно необходимо.
К причинам, вызывающим необходимость вмешательства государства в рыночную экономику, относятся:
1. Необходимость компенсации, ликвидации или недопущения отрицательных внешних эффектов рынка;
2. Каждая страна имеет свои высшие национально-государственные интересы, гарантом и защитником которых выступает государство, т.е. существует комплекс проблем, решить которые может только государство и никто другой;
3. Необходимость государственного регулирования определяется задачами решения социальных проблем, влияющих на развитие экономики. Так, государство устанавливает минимальные размеры заработной платы, продолжительность рабочего времени, гарантированного отпуска, величину прожиточного минимума. Оно регулирует отношения между трудом и капиталом, определяет направления социальных расходов, устанавливает пособия по безработице, осуществляет выплаты различных видов пенсий и других пособий;
4. Обеспечить экономику необходимым количеством денег может только государство;
5. По мнению некоторых экономистов, государство должно играть огромную роль и в выборе дальнейшего развития экономической системы. Вмешательство государства считается необходимым, так как стихийные начала рынка нацеливают экономическое развитие, прежде всего на получение прибыли конкретным предприятием или отраслью, а не на развитие экономики в целом [23].
Таким образом, участие государства в решении проблем, связанных с рынком («провалы рынка»), абсолютно необходимо. Кроме того, государство не должно заменять рынок и может действовать только в рамках определенной системы координат. Эффективность рыночной экономики как системы является пределом государственного регулирования.
Современная рыночная экономика регулируется экономическими (косвенными) и административными методами. С их постоянно развивающейся конкретной корреляцией экономические методы всегда преобладают, потому что они не ограничивают свободу предпринимательства, не являются разрушительными и оказывают регулирующее воздействие на экономику, стимулируя или подавляя деятельность субъектов рынка. Изменяя ставку по кредитам, проценты по вкладам, резервные требования банков, проведение операций на свободном рынке, государство влияет на размер инвестиций, производство и занятость, динамику цен. В условиях падающего производства государство использует методы, стимулирующие экономическую активность. И, наоборот, когда экономика «перегревается», она вводит экономические меры, снижающие эту активность.
Экономические методы включают в себя, прежде всего: денежно-кредитную и финансовую политику.
Денежно-кредитная политика представляет собой комплекс мер в области денежного обращения и кредитования, направленных на обеспечение реального роста ВВП, стабильности цен, эффективной занятости и выравнивания платежного баланса. Основные направления денежно-кредитной политики включают в себя:
— операции на свободном рынке, то есть на публичном рынке ценных бумаг;
— дисконтная политика (дисконтная политика) или ставка рефинансирования, то есть регулирование процентов по кредитам коммерческих банков Центральному банку;
— изменение резервных требований банков, то есть суммы, которую коммерческие банки должны хранить в Центральном банке (без процентов) [4].
Финансовая политика относится к мерам, принимаемым правительством для мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и использования на основе финансового законодательства страны. Финансовая политика включает две взаимозависимые области государственной деятельности: фискальная политика (налоговое регулирование) и фискальная политика (в области налогов и государственных расходов).
Некоторые экономисты также считают систему государственного программирования, которая предназначена для решения масштабных стратегических задач, экономическими методами государственного регулирования. Он может охватывать всю экономику в целом, а также отдельные ее сектора (например, социальную сферу), регионы, конкретные группы населения и т. д. В зависимости от использования различных критериев публичные программы можно разделить на несколько типов. Согласно условиям публичного программирования, они различают:
— краткосрочные программы, разработанные на срок от одного года до трех лет.
— среднесрочные программы рассчитаны на 3-5 лет.
— долгосрочные программы, рассчитанные на 5 и более лет.
По объектам государственного программирования программы делятся на:
— национальные программы. Они содержат основные и важные директивы для общества в целом для экономического и социального развития. Эти программы направлены на регулирование деятельности государственного сектора и частных компаний;
— региональные программы, охватывающие деятельность различных частей экономики. В некоторых странах региональное планирование используется для социально-экономического развития регионов;
— целевые программы. Они предусматривают развитие конкретных областей, например научных исследований, а также поддержку определенных групп населения. Например, в 2004 году в России была принята целевая программа обеспечения жильем военнослужащих;
— промышленные программы, направленные на развитие отдельных отраслей;
— чрезвычайные программы, которые разрабатываются в случаях, когда экономика находится в кризисе из-за экономических кризисов, экологических катастроф, военных действий [15].
С помощью государственных программ решаются задачи структурной перестройки, инвестиций, охраны окружающей среды и т. д.
Наиболее распространенное государственное программирование было получено в Западной Европе, а также в Японии. В Соединенных Штатах и Канаде, где предпочтение отдается текущему экономическому регулированию, оно встречается реже. Государственные программы также широко используются в развивающихся странах.
Следует отметить, что государственные программы носят консультативный, а не директивный характер, как в управляемой экономике. Частный сектор не обязан их завершать. Однако для их реализации государство оказывает сильную поддержку экономическим и социальным ресурсам всего общества.
Россия добилась значительных успехов в экспорте газа. Несмотря на ряд неблагоприятных политических факторов, поставки в Европу остаются на стабильном уровне. Этому во многом способствует создание «Газпромом» новых механизмов спотовых продаж газа. В то же время производство СПГ растет.
Если российские компании воспользуются открывающимся перед ними окном возможностей, они смогут стать лидерами на мировом рынке СПГ, причем без ущерба для экспорта трубопроводного газа из РФ. Завершение строительства в 2019 году двух крупнейших экспортных трубопроводных магистралей – «Северного потока-2» и «Силы Сибири» – открывает перед российским газовым экспортом новые перспективы.
За последние шесть лет Россия значительно нарастила свою газодобычу – с 654,5 млрд. м3 в 2012 году до 725 млрд. м3 в 2018-м. При этом внутреннее потребление газа за этот период выросло незначительно, а вот экспорт увеличился примерно на треть [10].
В 2019 году в Европу были поставлены рекордные объемы российского газа – 201,8 млрд. м3, что близко к годовым контрактным объемам «Газпрома» (205 млрд м3). Важнейшим сегментом отечественного газового экспорта становятся поставки СПГ. В прошлом году отгрузка сжиженного газа с проекта «Ямал СПГ» на зарубежные рынки увеличилась на 50%. В целом по России производство СПГ в 2018 году выросло на 11,2 млрд м3, или на 71%. Реализуется также ряд новых проектов в сфере СПГ.
В результате доля России на европейском газовом рынке, по данным ICIS, примерно стабилизировалась на уровне 30–35%. Правда, зимой 2018/2019 годов она несколько снизилась по сравнению с двумя предшествующими зимами. Это было обусловлено тем, что резко выросла доля сжиженного природного газа в европейском газовом балансе – с 8% зимой 2017/2018 годов до 16% за сезон 2018/2019. Поставки СПГ осуществлялись из многих стран мира, в том числе в значительных объемах из США, а также с проекта «Ямал СПГ» (см. «Баланс потребления газа в Европе») [11].
Безусловно, большое влияние на развитие газовых рынков оказывают цены на данный вид энергоносителя. В период 2011–2014 годов цены на газ в Азии существенно превышали европейские котировки. В последние годы в связи со снижением нефтяных цен наблюдается падение и цен на газ, при этом так называемая азиатская премия фактически исчезла. Были даже периоды, когда цены в Азии оказывались ниже, чем в Европе. То есть возможности для глобального ценового арбитража существенно сузились. Однако в последние месяцы ситуация начала меняться. С приходом осени наблюдается рост котировок: до $150–160/тыс. м3 за ноябрьские фьючерсы на спотовых площадках в Европе и выше $210/тыс. м3 в Азии
Перед российским же экспортом стала логичная задача – удержать свою долю на фоне роста конкуренции с СПГ. «Газпром» создал в эти целях новую модель работы на европейском рынке. Еще в сентябре прошлого года была запущена Электронная торговая платформа (ЭТП) «Газпром экспорта», которая позволяет торговать объемами газа, поступающими по ГТС и не выбранными в рамках долгосрочных контрактов, по ценам, близким к спотовым.
Изначально данная модель была нацелена на получение дополнительных доходов, поэтому газ продавался по ценам выше средних по портфелю долгосрочных контактов «Газпром экспорта». Как следствие, объемы реализации были небольшие. Так, в сентябре прошлого года, когда площадка только начала свою работу, было продано менее 200 млн. м3, потом данный показатель увеличился примерно до 0,5 млрд м3 в месяц. Но с весны этого года начался стремительный рост продаж «Газпром экспорта» через данную площадку (см. «Продажи газа через ЭТП «Газпрома экспорта» по месяцам»). При этом цены теперь приближаются к спотовым котировкам (конечно, их нельзя напрямую сравнивать, поскольку они имеют разные пункты реализации) [14].
Иными словами, «Газпром» фактически выбрал стратегию удержания доли на рынке при условии низких цен, «заливая» Европу большими объемами довольно-таки недорого газа. Какие результаты это принесло? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно посмотреть на помесячную динамику продаж «Газпрома» за прошлый и нынешний годы. В феврале-марте нынешнего года наблюдался некоторый провал в объеме продаж, обусловленный обострением конкуренции с СПГ, включая сжиженный газ из США. Но затем тренды начали выравниваться. Это было связано с ранним началом закачки газа в подземные хранилища. Но самое интересное начало происходить в конце весны – начале лета, когда активно заработала новая Электронная торговая платформа. В показателях каждого летнего месяца «сидит» примерно по 1,5 млрд м3 экспорта через ЭТП (а в августе даже 1,9 млрд м3). То есть за вычетом продаж на Электронной торговой платформе результаты нынешнего года оказались бы чуть ниже, чем в прошлом году, когда был зафиксирован рекорд по поставкам газа «Газпрома» в Европу [16].
В России также продолжается развитие индустрии СПГ. В нынешнем году НОВАТЭК принял окончательное инвестиционное решение по проекту «Арктик СПГ-2». Причем это сделано еще до подписания каких-либо твердых контрактов на будущие поставки (в отличие от практики, принятой, к примеру, в США и Канаде). Предполагается, что 50% продукции «Арктик СПГ-2» будет реализовываться по споту, без долгосрочных контрактов.
Планы НОВАТЭКа по производству СПГ стремительно расширяются. Еще в мае нынешнего года представители компании заявляли о том, что к 2030 году объемы сжижения составят 70 млн тонн в год. А ныне уже приводятся гораздо более грандиозные цифры – до 140 млн тонн в год.
В принципе, ресурсная база позволяет существенно нарастить производство СПГ в российской Арктике. Так, «Газпром» собирается добывать в рамках своего проекта «Ямал» до 360 млрд м3 в год. Добыча НОВАТЭКа может достигнуть 130 млрд м3. Но насколько будут реализованы эти планы, пока большой вопрос.
В нынешнем году или в начале следующего будет пущена четвертая производственная линия «Ямал СПГ». Причем там за счет использования отечественных технологий стоимость производства тонны продукции будет значительно ниже, чем на первых трех линиях. К участию в проекте привлечены компании из Франции, Китая и Японии, способные обеспечить продукции «Ямал СПГ» сбыт как в Европе, так и на перспективных азиатских рынках.
Появляются и новые проекты в области сжижения газа, к примеру «Обский СПГ», который, как планируется, также будет базироваться на российских технологиях. Ожидается, что инвестиционное решение по нему будет принято в начале следующего года. Постепенно вырисовываются контуры проектов, которые могут быть начаты к середине 2020-х годов, таких как «Арктик СПГ-3» и т.д. (см. «Прогноз производства СПГ в России по проектам»). «Роснефть» в сентябре нынешнего года в ходе Восточного экономического форума анонсировала свой новый (или, точнее, уже подзабытый) проект по сооружению СПГ-завода в рамках «Сахалина-1».
На волне успеха проекта «Ямал СПГ» планы по развитию производства сжиженного газа находят поддержку на самом высоком государственном уровне. Не исключено, что в будущем возникнет вопрос о выравнивании налоговой нагрузки на СПГ и на трубопроводный газ, но пока у компаний, работающих в СПГ-индустрии, имеется уникальное окно возможностей.
Интересный вопрос заключается в том, может ли российский сжиженный газ потенциально стать конкурентом российским трубопроводным поставкам? С одной стороны, непрямая конкуренция существует, поскольку любой проект в сфере СПГ, выходя на рынок, увеличивает предложение. С другой стороны, если мы посмотрим на динамику поставок «Газпрома» на его целевые рынки, то увидим, что экспорт российского СПГ на нее абсолютно не повлиял [13].
Например, в прошлом году, несмотря на увеличение спотовых поставок с проекта «Ямал СПГ», объемы реализации «Газпрома» на большинстве рынков также выросли. Сократился экспорт только в Великобританию, однако лишь на бумаге. Дело в том, что в Соединенном Королевстве зарегистрированы некоторые дочерние предприятия «Газпрома», операции которых отражаются в статистике как поставки в Великобританию, хотя на практике они идут в континентальную Европу.
Аналогичная тенденция наблюдалась и в первом полугодии нынешнего года. Показатели «Газпрома» несколько снизились только из-за Турции и Польши (по причинам, упоминавшимся выше), а вовсе не в связи с конкуренцией с российским СПГ.
Важнейшим экспортным проектом «Газпрома» является сооружение газопровода «Северный поток-2». По состоянию на 1 октября было проложено 83% данной магистрали. Но работы затянулись из-за, что Дания долго не соглашалась предоставить разрешение на прохождение трубопровода в своих территориальных водах. Поэтому пока остается не ясным, сможет ли эта магистраль вступить в эксплуатацию с 1 января 2020 года, как ранее предполагалась.
После ввода газопровода в строй поставки в Германию совокупно по «Северному потоку-1» и «Северному потоку-2» могут достичь 120 млрд м3. А с учетом газа, перекачиваемого по сухопутным газопроводам, данный показатель может составить 150 млрд м3. Тем самым Германия станет крупнейшим транзитером российского газа, сместив с этой позиции Украину [28].
Какова в этой связи судьба украинского транзита? Чтобы ответит на этот вопрос, рассмотрим графики поставок «Газпрома» по основным транспортным магистралям в январе нынешнего года, когда газопроводы работали на полную мощность, и в июле, когда традиционно проводятся ремонты инфраструктуры.
Мы видим, что когда экспорт по Nord Stream проседает, поставки по украинской трубе растут на 50–60 млн м3/сут. В годовом выражении это около 20 млрд. м3. Какая еще система способна обеспечить такую гибкость? Наверное, никакая. Учитывая такую гибкость украинского коридора, по-видимому, есть смысл его использовать и впредь. Возможно, «Газпром» будет бронировать украинские мощности в форме опционов.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы