Курсовая с практикой на тему Повышенная тревожность в старшем подростковом возрасте, особенности ее коррекции и профилактики
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. 5
Теоретические аспекты изучения тревожности В
СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ. 5
1.1
Психологические факторы личностной тревожности. 5
1.2 Особенности проведения тренинга
по коррекции тревожности в старшем подростковом
возрасте. 10
1.3 Влияние тренинга на тревожность. 15
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ исследование коррекции тревожности у
СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ посредством тренинговой работы.. 24
2.1 Организация и методы исследования. 24
2.2 Анализ результатов исследования. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 37
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение:
В ситуации глобальных кризисов —
экологического, демографического, геополитического, этнического, нравственного,
а также беспрецедентных темпов общественных изменений, значительно
усложняющихся условий жизни людей, наблюдается воздействие на человека разных
факторов, вызывающих психические напряжения, стрессы, эмоциональную
дестабилизацию, что разрушающе сказывается как на физическом, так и на
психологическом здоровье. Важнейшими показателями, свидетельствующими о
деформирующих изменениях в уровне здоровья, по мнению ученых, является: рост
уровня тревожности и агрессивности, появление депрессивных состояний, падение
самооценки, утрата необходимого уровня активности и разрушение психологического
здоровья.
В
настоящее время как в России, так и за рубежом наблюдается неуклонно растущий
интерес специалистов самых различных специальностей — социологов, психологов,
врачей, юристов, работников правоохранительных органов, к проблемам тревожного
поведения личности. При этом наибольший интерес современных исследований
составляют вопросы исследования профилактики тревожного
поведения среди подростков.
Тревожное
поведение личности представляет собой довольно серьезную социальную проблему,
так как в своем крайнем выражении ведет к тяжелым социально-негативным
последствиям в виде ауто- и гетероагрессивных действий, инвалидизации, утрате
работоспособности, конфликтам с окружающими и совершению противоправных
действий.
Таким образом, вышеуказанными положениями
определяется актуальность и практическая значимость настоящего исследования.
Цель работы – анализ повышенной тревожности и
применение тренинговой работы в коррекции тревожного поведения старших
подростков.
Объект
исследования: старшие подростки.
Предмет
исследования – повышенная тревожность.
В связи
с поставленной целью были конкретизированы следующие задачи:
1.
Проанализировать понятие о тревожности как социально-психологической категории.
2.
Провести практическое исследование тревожности лиц подросткового возраста.
3.
Определить эффективность тренинговой работы по коррекции тревожности у старших
подростков.
Новизна
исследования состоит в изучении влияния тренинговой работы на уровень
тревожности подростков.
Практическая
значимость настоящего исследования состоит в возможности применения материалов
тренинга для коррекционной работы по снижению тревожности у лиц старшего
подросткового возраста.
Заключение:
В
настоящее время как в России, так и за рубежом наблюдается неуклонно растущий
интерес специалистов самых различных специальностей — социологов, психологов,
врачей, юристов, работников правоохранительных органов, к проблемам тревожного
поведения личности. При этом наибольший интерес современных исследований
составляют вопросы исследования профилактики тревожного поведения среди подростков.
Тревожное
поведение личности представляет собой довольно серьезную социальную проблему,
так как в своем крайнем выражении ведет к тяжелым социально-негативным
последствиям в виде ауто- и гетероагрессивных действий, инвалидизации, утрате
работоспособности, конфликтам с окружающими и совершению противоправных
действий.
Особенно значимым изучение данной проблематики и
практическая коррекция и профилактика необходимы в юношеском возрасте, когда в
самосознании происходят фундаментальные изменения, которые несут кардинальное значение
для всего последующего развития и становления молодого человека как полноценной
личности.
В современных условиях развития общества проблема социальной потребности
в психологически зрелых, успешных и хорошо образованных людях занимает довольно
важное положение.
За последние
годы произошла огромная трансформация социальных институтов и общественных
отношений. При этом существенно важным представляется переход экономики на
рыночную модель, что в свою очередь оказывает влияние на формирование качественно
нового поколения, меняет ценности и мотивы, установки и стереотипы, а также и
саму поведенческую модель молодежи. Серьезные изменения в последние десятилетия
наблюдаются и в стиле жизни современного студенчества.
В глобальном
смысле, студенчество представляет своего рода авангард социума, потенциал
которого значительно влияет на состояние и развитие страны. При этом и спектр
общественных ролей студентов за последние годы довольно многогранно обогатился
и изменился.
В данной работе на
основании теоретического исследования отечественной и зарубежной литературы мы
систематизировали знания о состоянии тревожности вообще, и, в частности, об
особенностях тревожности у студентов перед экзаменами. Мы провели эмпирическое
исследование уровня ситуативной и личностной тревожности, систематизировали
представления о ГПТ, обосновав его теоретические и методические аспекты,
разработали программу, целью которой является снижение уровня тревожности у
студентов, через развитие навыков постановки целей, выбора наилучших способов и
ресурсов для их достижения.
Теоретический анализ особенностей состояния тревожности
показал, что существуют различные факторы, способствующие формированию данного
состояния: отсутствие четкой временной перспективы; наличие смутного
представления о своей дальнейшей жизни, профессия, установки по отношению к
окружающему миру, возможное несоответствие личных притязаний с возможностями.
Становится очевидным, что в случае диагностирования состояния
тревожности у студентов им должна быть оказана эффективная психологическая
помощь.
Объективные характеристики, предложенные как критерии
исследования состояния тревоги, соответствуют задачам исследования динамики
снижения тревоги в условиях ГПТ.
Согласно результатам исследований состояния тревоги, мы
теоретически обосновали ГПТ как эффективного средства ее психологической
коррекции. ГПТ является особым образом структурированным взаимодействием в
группе, которое позволяет студентам, имеющим высокий уровень тревоги, развить
свои возможности и способности, активизировать деятельность, повысить
самооценку и понизить уровень тревоги.
О ГПТ как эффективном средстве психологической коррекции и
помощи в снижении уровня тревоги у студентов, можно говорить тогда, когда
используется механизм интериоризации-экстериоризации.
Представленные в систематизированном виде знания о состоянии
тревоги вообще, и, в частности, об особенностях тревоги о будущем у студентов,
могут выступать практической основой как для проведения исследований данных
феноменов на разных выборках студентов, так и для выбора эффективных методов
психологического воздействия с целью снижения у них (при выявлении), уровня
тревоги и доведения его до оптимального.
В связи с вышесказанным мы можем утверждать, что цели и
задачи исследования достигнуты.
Опираясь на результаты нашего исследования, мы можем
рекомендовать ГПТ как эффективное средство психологической коррекции
тревожности у студентов перед предстоящими экзаменами.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
Теоретические
аспекты изучения тревожности В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 1.1 Психологические факторы личностной
тревожности Прежде всего следует отметить, что
проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в
современной психологии и психотерапии. Среди негативных переживаний человека
тревожность занимает особенное положение, довольно часто она приводит к
снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в
общении. Человек с повышенной тревожностью впоследствии может столкнуться с
различными соматическими и психиатрическими заболеваниями.
Разобраться в феномене тревоги, а
также в причинах ее возникновения достаточно сложно. В состоянии тревоги мы,
как правило, переживаем не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных
эмоций, каждая из которых оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения,
на наше соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение. При этом
следует учитывать, что состояние тревоги у разных людей может вызываться
разными эмоциями. Ключевой эмоцией в субъективном переживании тревоги является
страх [21, с. 17].
Тревожность может порождаться как
реальным неблагополучием личности в наиболее важных сферах общения и
деятельности, так и существовать вопреки объективно благополучному положению,
являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии
самооценки и т. п.
Необходимо заметить, что факторы
семейного воспитания, прежде всего взаимоотношения «мать-ребенок», выделяются в
настоящее время в качестве центральной причины тревожности едва ли не всеми
исследователями данной проблемы, практически независимо от того, к какому психологическому
направлению они принадлежат. Вместе с тем существует достаточно мало сведений о
тех факторах детско-родительских отношений, семейного воспитания, которые
являются специфическими с токи зрения возникновения у детей устойчивой
тревожности. Вопросы влияния характеристик семьи и особенностей семейного
воспитания на тревожность более старших детей, подростков, юношей разрозненны и
встречаются главным образом в работах, посвященным другим проблемам, в качестве
некоторой дополнительной характеристики (например, у Е. Т. Соколова, И. Г.
Чеснова, А. С. Спивакова) [2, с. 39].
Личностная тревожность может
рассматриваться как личностная черта, выражающаяся в постоянном стремлении к
переживаниям тревоги в самых разнообразных жизненных ситуациях, в том числе и
таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется неясным
ощущением угрозы, состоянием безотчетного страха, готовностью воспринимать
всякое событие как опасное и неблагоприятное. Человек, который подвержен такому
состоянию, всегда находится в подавленном и настороженном настроении, ему
трудно наладить контакты с окружающими людьми, который воспринимается им как
враждебный и пугающий. Склонность к таким эмоциональным состояниям укрепляется
в ходе формирования характера и содействует развитию мрачного пессимизма и заниженной
самооценки [11, с. 62].
Естественной
и обязательной особенностью любой активной деятельности выдвигается определенный
уровень тревожности. Свой оптимальный (или желательный) уровень тревожности
присутствует у каждого человека, такая тревожность порой называется «полезной».
«Высокотревожный» человек склонен оценивать объективно не опасные явления,
предметы, события, как угрозу, что потом вызывает у него тревожные волнения.
Такие люди страшатся трудностей, ощущают нерешительность в коллективе.
Отечественные
авторы (в частности, Ф. Б. Березин, А. И. Захаров) указывают на различия
нормальной тревожности от патологической. Нормальная тревожность способствует
формированию личности, новым впечатлениям и положительным трансформациям, а
также обретению персональной важности в жизни. Повышенная тревожность,
наоборот, представляет собой неадекватную реакцию на определенный стимул,
чрезмерный по своей длительности или интенсивности. Подобная тревожность мешает
обычному формированию личности, так как такое состояние блокирует нормальное
протекание познавательных психических процессов.
Деятельность
человека в определенных обстоятельствах зависит не только от самой ситуации, от
отсутствия или наличия у человека личностной тревожности, но и от ситуационной
тревожности, появляющейся у данного человека в данной ситуации под воздействием
складывающихся обстоятельств [8, с. 117].
Собственные
потребности, влияние сложившейся ситуации, чувства и мысли человека, специфика
его тревожности как личностной тревожности обусловливают когнитивную оценку им
возникшей ситуации. В свою очередь, данная оценка вызывает определенные эмоции
(активизация работы автономной нервной системы и усиление состояния
ситуационной тревожности вместе с ожиданиями вероятной неудачи). Информация обо
всем этом через нервные механизмы обратной связи передается в кору головного
мозга человека, оказывая воздействие на его потребности, чувства, мысли.
Одновременно и
автоматически когнитивная оценка ситуации вызывает ответ организма на
угрожающие стимулы, что приводит к возникновению контрмер и соответственных
ответных реакций, нацеленных на снижение возникшей ситуационной тревожности. Результат
всего этого непосредственно влияет на выполняемую деятельность. Данная
деятельность находится в прямой зависимости от состояния тревоги, которое не
получилось побороть с помощью предпринятых ответных контрмер и реакций, а также
адекватной когнитивной оценки ситуации [7, с. 91].
Тревожность
– индивидуальная психологическая особенность, заключающая в повышенной предрасположенности
переживать беспокойство в самых разнообразных жизненных ситуациях, в том числе
и таких, общественные характеристики которых к этому не располагают.
Время первичного образования
тревоги в онтогенезе отдельные ученые (Н. Фоудор, Ф. Гринейкр) относят к
внутриутробному этапу развития. Так Ф. Гринейкр пришла к выводу, что
пренатальный опыт, конституция, роды и обстановка сразу после них играют роль в
склонности к тревоге. Все реакции на дискомфорт являются подтверждением наличия
некоего паттерна, наподобие тревоги, до рождения. Этот паттерн активизируется
родами и является первым постнатальным опытом [19, с. 103].
Н. Фоудор еще больший смысл
придавал внутриутробному периоду, родовой травме и пренатальным условиям, в
которых видел биологическое начало, обуславливающее многие формы невротического
поведения. О. Ранк выделялся от остальных психоаналитиков тем, что
первостепенную роль в формировании личности отводил родовой травме. Рождение,
по Ранку, это шок на психологическом и физиологическом уровне. Данный шок
формирует резервуар тревоги, порции которого освобождаются в течение всей
жизни. Причина всяких неврозов заключена в сильной тревоге при рождении [7, с.
117].
Уровень личностной тревожности определяется,
исходя из того как часто и как интенсивно у индивида возникает состояние тревоги. Функциональный
аспект исследований личностной
тревожности предполагает рассмотрение ее как системного свойства, которое
проявляется на всех уровнях активности человека. Личностная тревожность
проявляется не обязательно непосредственно в поведении, она имеет выражение
субъективного неблагополучия личности, создающего специфический фон ее
жизнедеятельности, угнетающий психику.
Помимо
отрицательного влияния на здоровье, поведение и продуктивность деятельности,
высокий уровень тревожности неблагоприятно сказывается и на качестве социального
функционирования личности. Тревожность
ведет к отсутствию у человека уверенности в своих возможностях в общении,
связана с отрицательным социальным статусом, формулирует конфликтные отношения.
Тревожность как
черта характера в обычной ее степени проявления находит отражение в поведении
большинства людей, попадающих в неординарные ситуации. Но если тревожность
приобретает особенности акцентуации характера личности, то поведение и поступки
человека будут отличаться преобладанием неадекватной обеспокоенности и
нервозности. Подобные проявления черт находятся как бы на границе нормы и
патологии, но, при воздействии негативных факторов, определенные акцентуации
могут перейти в психопатии или другие отклонения в психической деятельности
человека [1, с. 66].
В настоящее
время активно обсуждается связь тревожного типа реагирования с такими
личностными факторами, как «перфекционизм» и «враждебность». В теоретических и эмпирических исследованиях перфекционизма и
враждебности при депрессивных и тревожных расстройствах существует много
противоречий и «белых пятен». Перфекционизм (стремление следовать чрезмерно
высоким стандартам) рассматривается как многомерный личностный конструкт,
однако вопрос о его конкретной психологической структуре остается
дискуссионным.
Итак, в настоящий период в
психологической теории и практике не снижается актуальность изучения проблемы
тревожности. Она является одной из самых сложных и активно изучаемых в
психологии. Это обусловливается все более усиливающимися психологическим и
социальным дискомфортом личности в социуме. Таким
образом, деятельность человека в порождающей тревожность ситуации
непосредственно зависит от силы ситуационной тревожности, действенности
контрмер, предпринятых для ее снижения, точности когнитивной оценки ситуации.
Решение проблемы тревожности относится к
числу острых и актуальных задач психотерапии Изучение, а также своевременная
диагностика и коррекция уровня
тревожности поможет избежать трудностей, которые возникают при ее
влиянии на жизнь человека.