Курсовая с практикой на тему Повышение уверенности в себе и виды самооценки спортсменов в тхэквондо ВТФ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Научно-теоретические подходы к понятиям «кверенность в себе» и
самооценка и их особенности у спортсменов. 6
1.1. Уверенность в себе: основные подходы и структура. 6
1.2. Представления о самооценке в трудах
зарубежных и отечественных психологов 13
1.3. Самооценка как основа формирования
уверенности в себе в личности спортсменов. 20
2. Практические аспекты повышения уверенности
в себе у тхэквондистов. 29
2.1. Организация и методы исследования. 29
2.2. Методы и средства повышения уверенности в
себе у тхэквондистов. 30
2.3. Результаты исследования. 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 55
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 60
Введение:
Чувство
уверенности является одним из существенных компонентов комплекса волевых
качеств: смелости, решительности, целеустремленности, настойчивости и т. д. Без
уверенности невозможно завершить волевое действие, обычно связанное с
преодолением трудностей. Реальная уверенность основывается на отражении в
сознании человека объективных связей и отношений, на знании, оценке и проверке собственных
сил, оценке ситуации действия, сопоставлении и положительной оценке реальных
средств достижения преследуемых целей [3].
Р.
Зигмунд, подчеркивая ключевую роль самооценки в уверенном поведении, показал,
что когда внимание сосредоточено на негативных установках типа: «Я не могу с
этим справиться…», «Это выше моих сил» и т.д., это замедляет уверенное
поведение. Таким образом, спортсмен, уверенный в себе, максимально проявляет
свои физические качества. Если спортсмен не уверен в своих силах, то у него
возникает чрезмерный эмоциональный опыт, что снижает контроль над точностью
выполнения действия и своевременностью его выполнения.
Среди
факторов, определяющих формирование уверенности в себе, центральное место
принадлежит самооценке, которая определяет направленность и уровень
деятельности субъекта, формирование его личности. В то же время анализ
спортивной практики показывает, что вопросу влияния самооценки на спортивную
результативность уделяется недостаточное внимание, а ее роль как механизма
добровольной саморегуляции деятельности спортсмена недооценивается. В
психологии спорта уверенность в себе и самооценка изучались в контексте проблем
психологической подготовки спортсмена.
Уверенность в себе и самооценка спортсменов, как
доказали ряд авторов (Джемс У., Кузьмин Е.С., Семёнова В.Е., Липкина А.И, Рыбак
Л.А.,
Заключение:
Проведенный
анализ понятия «уверенность в себе» в контексте отечественной и зарубежной
психологической науки показал, что указанный феномен является сложным образованием
и связан со специфическим отношением человека к своему внутреннему миру, других
людей и ситуаций.
Таким образом, мы
присоединяемся к взглядам В. Г. Ромека, что уверенность в себе – это позитивное
отношение к собственным возможностям как достаточным для достижения собственных
целей и удовлетворения собственных потребностей. Анализируя научные концепции
разных авторов, мы пришли к выводам, что уверенность в себе является
многоуровневым понятием, особенности формирования которого зависят от
самооценки.
На
основе перечисленных выше теоретических положений отечественных и зарубежных
исследователей, нами определена сущность уверенности в себе как комплексной
характеристики личности, которая включает в себя эмоциональные, поведенческие и
когнитивные компоненты и может проявляться как в отдельных видах деятельности,
так и может стать устойчивой качеством (черта) личности, распространяться на те
виды деятельности, в которых у человека нет опыта.
Соответственно
нами определена сущность категории уверенность в себе в отношении спортивной
деятельности, который квалифицируется как способность ребенка осознавать
собственную способность решать доступные возрасту задачи; адекватно оценивать
свои возможности; доверять собственному опыту, полагаться на себя в усложненных
ситуациях; быть убежденной в достижении успеха.
Критерии
уверенного поведения можно распределить на содержательные и формальные классы.
Содержательная составляющая включает способность выражать и принимать
требования, похвалу, критику; а также начинать разговор, устанавливать
контакты, открыто выражать чувства, быть способным к спонтанности.
Важным
критерием уверенности в себе является самооценка индивидом собственного
поведенческого репертуара и вера в его эффективность.
Самооценка
интерпретируется как личностное образование, принимает непосредственное участие
в регуляции поведения и деятельности человека, как автономная свойство
личности, ее главный компонент развивающейся при активном участии самого
субъекта и отражает своеобразие его внутреннего мира.
Это
оценка человеком своих качеств, поведения, результатов деятельности, своего
места среди людей и общества. Самооценка определенным образом влияет на
развитие поведения, деятельность и уровень притязаний личности. Однако на
каждом этапе возрастного развития самооценка детей, как и другие психические
функции, обладает своей спецификой.
С целью
выявления уровня сформированности увкеренности в себе и самооценки тхэквондистов
нами был осуществлен констатирующий эксперимент, по результатам которого
выявлено, что по параметру уровня уверенности в себе большинство участников
показало средний и низкий уровень; по параметру уровня самооценки также
показало средний и низкий уровень.
По
результатам констатирующего эксперимента мы разработали и апробировали программу
социально-педагогического и психологического сопровождения формирования уверенности
в себе и самооценки тхэквондистов.
Систематизированы и обобщены знания о современных
методах психологической коррекции уверенности в себе спортсмена. Разработана
Фрагмент текста работы:
1. Научно-теоретические подходы к понятиям
«кверенность в себе» и самооценка и их особенности у спортсменов 1.1. Уверенность в себе: основные подходы и
структура В современной психологической науке рассматриваются
различные аспекты уверенности в себе, а именно: специфика возникновения и
развития уверенности в условиях различных видов деятельности (И. Вайнер, Б.
Высоцкий, Есть. Серебрякова), исследуется влияние уверенности на достижение
успеха в деятельности (И. Зиновьева, А. Никитина, Н. Смит и другие); уверенность
изучается как соціальнопсихологічна характеристика личности (И. Ромек, Есть.
Смаглий); разрабатываются психотерапевтические методики, содержание и формы
социально-психологического обучения, которые повышают уровень самооценки
человека и уверенности его в своих силах (К. Роджерс, Т. Яценко).
Не
смотря на то, что проблему уверенности в том или ином виде можно найти
практически в каждой теории психологии личности, до настоящего времени среди
психологов нет единого мнения относительно феномена уверенности.
Согласно психологической
энциклопедии под редакцией Б. Д. Карвасарского исследуемый феномен определяется
так: «Уверенность в себе – это матрицы чувственно-эмоционально-мотивационного
переживания субъектом своих достоверных возможностей, которые могут быть
эквивалентны тем целям, которые и ставит перед собой субъект в условиях
экзистенции и бытия. Факторы и условия уверенности в себе напрямую зависят от
самооценки, критериев субъекта на счет своих способностей, возможностей, умений
и знаний, которые и могут помочь субъекту реализовать ту или иную потребность,
выполнить цель и задачи; если самокритичность и самооценка субъекта выше или
ниже его реально-конкретных возможностей, то в этом случае и будет иметь место
чувство уверенности или неуверенности.»
Уверенное поведение не
означает подавления агрессивных чувств, а, наоборот, способствует редукции
агрессивного поведения и исчезновению поводов для агрессии» [20, c. 42].
В зарубежной психологической
литературе уверенность в себе исследуется как базальное доверие (Э. Эриксон),
развитие соответствующих навыков в межличностных отношениях (А. Лазарус),
баланс возбуждения и торможения (А. Сальтер), как черта характера (Э. Фромм),
выражение любой отличной от тревоги эмоции (Дж. Вольпе) и др. Согласно Е.
Эриксона, уверенность в себе репрезентируется в виде базальной доверия, которая
формируется на первом году жизни ребенка. Степень развития у ребенка чувства
доверия к другим людям и миру зависит от качества получаемой им материнской
заботы [31, с. 224 ].
А. Лазарус определял
неуверенность как дефицит поведения, что обуславливается недостаточностью
соответствующих стереотипов, которые обеспечивают полноценное овладение
социальной реальностью, в частности, ригидность и неадаптивность небольшого
количества поведенческих альтернатив. Ученый описал четыре группы навыков
поведения, отсутствие которых приводит к возникновению неуверенности. По мнению
А. Лазаруса, уверенный человек должен обладать умением открыто говорить о своих
желаниях и требованиях; способностью говорить "нет"; умением открыто
говорить о своих положительных и отрицательных переживаниях; способностью
устанавливать контакты, начинать и заканчивать разговор. Неуверенность в себе
возникает как следствие несформированности, или дефективности хотя бы одного из
этих навыков [22, С. 27].
А. Сальтер предположил,
что причиной неуверенности может быть преобладание процессов торможения над
процессами возбуждения, которые приводят к формированию «тормозной личности»,
не способной к открытому и спонтанному выражению своих чувств, желаний и
потребностей. Он выделяет такие характеристики здоровой и уверенной в себе
личности: открытость, невербальное общение, местоимение «Я», веру в собственные
силы, спонтанное