Курсовая с практикой Педагогика/Психология Методика преподавания иностранного языка (английский язык)

Курсовая с практикой на тему Повышение творческого потенциала учащихся старших классов в процессе обучения иностранному языку

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Особенности формирования творческих способностей в образовательном процессе 5
1.1. Мотивация как одно из составляющих учебного процесса 5
1.2. Психолого-педагогические условия формирования творческих способностей 10
1.3. Современные проблемы развития творческого потенциала учащихся 13
Глава 2. Методика формирования творческой компетенции у учащихся старших классов общеобразовательной школы 15
2.1. Требования и средства совершенствования творческих способностей учащихся 15
2.2. Экспериментальная часть 19
Заключение 30
Список литературы 32

 

  

Введение:

 

Иностранный язык, как предмет, изучаемый в школе должен вносить свой образовательный вклад в развитие творческих способностей школьников. Имея большой развивающий, образовательный, воспитательный потенциал и умственных и творческих способностей учеников, иностранный язык, может осуществлять его только в ходе реализации практического процесса обучения, то есть только в том случае, если ученик во время реализации коммуникативно-познавательной деятельности (чтение, говорение, письмо) будет расширять свой общеобразовательный кругозор, улучшать мышление, память, чувства и эмоции; если в процессе реализации иноязычной коммуникации будут оформляться личные ценностные качества личности: формирование мировоззрения, нравственные принципы и ценности, убеждения, а также черты характера.
Многие авторы и методисты откликаются на данную проблему в процессе поисковой деятельности, заключающейся в проблеме использования английского языка для формирования творческих навыков в ходе учебного процесса.
Однако проведенный aнализ научнo-методической лигатуры показал, что специальных исследований, посвященных изучению роли иностранного языка, в частности, занятий по английскому языку как средства формирования творческих способностей, практически нет.
Теоретической базой исследования послужили труды российских и зарубежных ученых-педагогов: Г. Пальмeр, И.В. Рахмaнов, Теплов Б.М, Шадриков В.Д, Большакова Л.А., Л.Н. Коган, Л.С. Выгодский, Н.А. Бердяев, Д.С. Лихачёв, А.С. Каргин, В.А. Разумный, Мотков О.И. и другие.
Цель исследования: определить закономерности формирования творческих способностей школьников общеобразовательной школы в ходе изучения иностранного (английского) языка.
Объект исследования — процесс развития творческих способностей учащихся.
Предмет исследования – особенности развития творческих способностей школьников на уроках иностранного (английского) языка.
Цель работы обуславливает ее основные задачи:
1. Раскрыть понятие и принципы развития творческих способностей у учащихся на уроках английского языка;
2. Проанализировать такие процессы созидания как «творчество», «творческие способности», а также выявить наиболее необходимые из них для эффективного изучения английского языка;
3. Выделить технологии работы над развитием творческих способностей у учащихся на уроках английского языка;
4. Представить методические рекомендации по развитию творческих способностей школьников в процессе работы над основными видами речевой деятельности
В ходе работы над темой были использованы следующие методы научного исследования: теоретический анализ научно-методологической литературы, эксперимент, наблюдение, групповые и индивидуальные беседы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что определены основные направления развития творческих способностей на уроках иностранного языка на основе анализа психолого-педагогической литературы, разработка схемы поэтапного формирования компонентов творческих способностей, доказательстве целесообразности применения разработанной модели процесса развития творческих способностей, которая включает инновационные компоненты и адаптированы к условиям современной школы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что она может быть использована в работе учителей английского языка в средних школах, гимназиях и школах с углубленным исследованием иностранного языка, а так же для студентов педагогических вузов в процессе обучения в школах.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Изучение иностранного языка способствует быстрому развитию детей. В процессе его изучения ускоряется работа слуховых, визуальных, речевых анализаторов и вносится весомый вклад в развитие памяти, воображения и мышления.
Чтобы обучение иностранному языку было более эффективным, необходимо использовать в процессе его обучения такие виды деятельности, которые помогут ребенку продуктивнее развивать его различные сферы, такие как интеллектуальные,физические, эмоциональные, мотивационные и волевые.
Творческое отношение учителя к работе имеет принципиальное значение для формирования у обучающихся познавательного интереса к иностранному языку, стремление к его самостоятельному изучению.
Самый эффективный стимул познавательной деятельности — ситуации успеха, которую необходимо создавать на уроках.
В нашем исследовании мы рассмотрели проблему — формирование творчества учеников в процессе обучения иностранному языку.
Результат изучения и практика работы говорят о том, что эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя верно осуществить урок и хорошо избрать ту или другую форму проведения занятия.
Как понятно, целью обучения иностранному языку в школе является создание межкультурной компетенции учащихся, которая реализуется в возможности к речевому общению. Залогом удачной речевой деятельности учащихся являются нетрадиционные формы уроков английского языка, в ходе которых учащиеся приобщаются к культуре государств изучаемого языка, а также расширяют познания о культурном наследии близкий страны, что позволяет учащимся воспринимать функциональное роль в разговоре культур.
Нетрадиционные формы проведения уроков предоставляют вероятность не только лишь приподнять энтузиазм учащихся к изучаемому предмету, но и совершенствовать их творческую независимость, творческое мышление, учить работе с разными источниками познаний.
Такие формы проведения занятий « снимают « традиционность урока, возрождают мысль. Однако нужно отметить, что очень частое воззвание к схожим формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционная форма может вскоре стать достаточно рутинной и обычной, что в негативном исходе приведет к падению у учащихся энтузиазма к предмету.
Развивающий и воспитывающий потенциал нестандартных форм урока определить при постановке следующих целей обучения:
-создание у учащихся энтузиазма и почтения к культуре страны изучаемого языка;
-воспитание культуры общения и потребности в практичном применении языка в разных сферах деятельности;
-формирование языковых, интеллектуальных и познавательных возможностей, формирование ценностных ориентаций, эмоций и чувств воспитанника.
Таким образом, активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных игровых занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной сфер ребенка, памяти, внимания, воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Особенности формирования творческих способностей в образовательном процессе

1.1. Мотивация как одно из составляющих учебного процесса
Воспитание всесторонне развитой, активной, творческой и гармонично личности предстает перед педагогами и психологами как стратегическое задание, определенное в ФГОС ОО. Личностно-ориентирована философия образования в сегодняшних условиях должна быть направлена на создание условий для развития психики учащегося, максимальной реализации его творческого потенциала, на удовлетворение его потребности в самоутверждении, самореализации и самоактуализации в учебно-познавательные деятельности.
Расширение образовательного пространства и трансформация всех сфер жизнедеятельности общества требуют от подрастающего поколения умение разумно ориентироваться в скоротечном потоке информации и эффективно получать новые знания. Поэтому сегодня приоритетным заданием всех типов учебных заведений является активизация учащихся в системе организованного обучения как субъектов обучения и сохранения надлежащей результативности последнего. В связи с этим возрастает интерес исследователей к психологическим факторам эффективности учебной деятельности школьников, в частности к проблеме мотивации учебного процесса.
Мотивация учебного процесса играет важную роль в становлении личности, ведь без нее невозможна эффективная учебная деятельность развитие способности и потребности к самосовершенствованию, саморазвитию, самообразованием.
Рассмотрим различные подходы к определению термина «мотивация». Мотивацию как динамический процесс образования мотива рассмотрели в своих работах К. Изард, А. Маслоу. Последний, определив мотивацию как процесс побуждения личности к удовлетворению потребности, предоставил ей энергетической функции и динамический характер.
Как отмечает Е.П. Ильин: «мотивация — это процесс формирования мотива, проходит через определенные этапы» [Ильин, 2006: 85]. Автор цитирует мнение Г. Асеева о том, что для многих западных психологов (З. Фрейд, Д. Гилфорд, Г. Мерфи) характерно одностороннее понимание мотивации как энергетического аспекта опыта и реакции, а также энергетической и динамической функций [Ильин, 2006]. В противоположность такому подходу Е.П. Ильин выражает свою точку зрения, что при учете состояния индивида, его возможностей, опыта и ситуации в одном случае будет выход «энергии потребности», то есть будет происходить процесс мотивации, а в другом — нет. Далее автор подчеркивает интегрированный подход к определению термина «мотивация» и предлагает синтез динамической и статической (содержательной) составляющих этого понятия. Такую же объединительную позицию выбрал
В.И. Ковалев определяет мотивацию через «систему взаимосвязанных и подчиненных мотивов деятельности личности … Мотивация является подвижной силой любой человеческой, а конечно, и учебно-познавательной деятельности человека» [Ковалев, 1988: 80].
Некоторые авторы, в частности Х. Хекхаузен, с позиций определения мотивации из-за ее содержание, определяют мотивацию комплексом факторов, направляют и побуждают поведение человека [Хекхаузен: 2013: 56]. Также мотивация рассматривается как «совокупность стимулов или мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности» [Леонтьев, 1986: 184], такого же мнение поддерживают Л.А. Долгова: «мотивация – побуждение (стимулы), включающих активность, определяют ее направленность» [Долгова, 1988: 8].
Итак, мотивация в психологии и педагогике рассматривается как:
1) совокупность факторов, поддерживающих и направляющих поведение;
2) совокупность мотивов;
3) определенное намерение, что вызывает активность личности, а также определяет ее направленность;
4) процесс психической регуляции определенной деятельности.
Учебный мотив Л.И. Божович определяет как структурный компонент учебной мотивации. По мнению автора, мотивы деятельности учения представляют собой побуждения, характеризующие личность школьника, ее основную направленность, воспитанную на протяжении предшествующей его жизни семьей и самой школой [Божович, 2008: 45].
Л.И. Божович отмечает, что учебная деятельность школьников побуждается иерархией мотивов, в которой доминируют либо внутренние мотивы, которые связаны с содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо широкие социальные мотивы, которые связанны с потребностью ребенка занять определенную позицию в системе общественных отношений [Божович, 2008: 52-56].
Л.И. Божович предложила основание для классификации учебных мотивов (рис. 1).
Л.И. Божович так же отмечает наличие связи межу социальными мотивами и потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, а так же межу социальными мотивами и желанием ученика иметь высокий статус в группах, членом которых он является [Божович, 2008].
Исследователь также подчеркивала значение каждой группы мотивов для успешного осуществления деятельности учения. Так, мотивы, идущие от самой деятельности учения, оказывают непосредственное воздействие на субъект, помогая ему преодолевать встречающиеся трудности. Функция другого вида мотивов совсем иная — будучи порождены всем социальным контекстом, в котором протекает жизнь субъекта, они могут побуждать его деятельность посредством сознательно поставленных целей, принятых решений, иногда даже независимо от непосредственного отношения человека к самой деятельности. Таким образом, можно утверждать, что обе эти категории мотивов необходимы для успешного осуществления деятельности учения.
Согласно А.К. Марковой и Л.И. Божович учебная мотивация имеет иерархическую структуру. Становление структуры учебной мотивации происходит не путем возрастания положительного или усугубления отрицательного отношения к учению, а путем усложнения структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появления новых отношений между ними.
Соответственно, анализируя учебную мотивацию, следует определять не только доминирующий мотив, но и анализировать структуру мотивационной сферы учащихся.
По Н. В. Елфимовой учебную мотивацию определяет система следующих показателей:
1) вид личностно значимой деятельности ученика (становление учения как одного из видов личностно значимой деятельности учащегося);
2) личностно значимые для ученика субъекты (учителя, одноклассники, родители), которые оказывают влияние на формирование отношения учащегося к учению;
3) отношение ученика к учению (положительное, отрицательное, нейтральное), соотношение социальных и познавательных мотивов учения в иерархии;
4) отношение ученика к конкретным учебным предметам и их содержанию [Елфимова, 2009: 11].
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что учебная мотивация — это частный вид мотивации, который включен в деятельность учения и в саму учебную деятельность. Учебная мотивация определяется целым рядом специфических факторов: образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность, организацией образовательного процесса, субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.), субъектными особенностями педагога и спецификой учебного предмета. Следовательно, учебная мотивация – системна и характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы