Курсовая с практикой на тему «Повышение родительской компетентности как фактор преодоления психологических манипуляций в детско-родительских отношениях»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение:
Заключение:
Фрагмент текста работы:
Глава 2. Методический аспект по
повышению родительской компетентности как фактора преодоления психологических
манипуляций в детско-родительских отношениях
2.1. Анализ
существующих образовательных программ, направленных на формирование и повышение
уровня компетентности родителей
На данный момент
разработан и реализован широкий спектр программ для родителей, в частности для
повышения родительской компетентности. Интерес к данному вопросу среди
педагогов, психологов и других специалистов говорит о непреходящей актуальности
темы психолого- педагогического просвещения родителей.
Примером хорошо
проработанной программы в виде тренинга является программа Марковской И.М.,
которая состоит из трех взаимодополняющих блоков: диагностического,
информационного и развивающего. Основа тренинга состоит в идее «сотрудничества
взрослого с ребенком, поэтому основная цель программы — способствовать
установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с
ребенком».
Программа затрагивает
преимущественно личностное развитие, коммуникативные навыки, то есть
психологическую сторону родительской компетентности. Также программа отличается
объемностью и предполагает высокую квалификацию (опыт, знания) у ведущего
тренинг специалиста [2].
Смирновой Е.Г. была
разработана модель психолого-педагогического сопровождения формирования
осознанного родительства, которая имеет следующую структуру: диагностический
блок, развивающий блок, рефлексивный блок, коррекционный блок, блок мониторинга
результативности, блок индивидуальной работы с семьями.
Структура не содержит
компетентностный компонент и направлена на формирование осознанного
родительства. Затрагиваются родительские установки, психолого-педагогическая
компетентность выступает как инструмент обучающего, а не как целевое качество
родителя, приобретаемое в ходе реализации программы [5].
Сергеева Б.В. и Аракелян
Р.К. разработали процесс формирования родительской компетентности младших
школьников, который состоит из следующих блоков: целевого,
организационно-содержательного и оценочно- результативного [4].
Компетентность авторы
раскладывают на четыре компонента, на которые направляются мероприятия
обучающей программы: «мотивационно-личностного (проявление заинтересованности
родителей в успешном результате воспитания младших школьников, способности к
эмпатии, педагогической рефлексии, самоконтролю); гностического (наличие у
родителей знаний об особенностях проявления и становления учащегося в разные
периоды развития); коммуникативно-деятельностного (проявление родителями умений
строить взаимоотношения с учащимся, стимулировать его самостоятельность в
деятельности, применять эффективные методы воспитания); компетентностного опыта
(использование апробированных и освоенных знаний, умений и навыков воспитания
младших школьников в практике семейного воспитания)».
По нашему мнению, два
последних компонента составляют один – операционально-технологический или
поведенческий компонент. Формы и методы работы по приведенной модели включают
тренинги, деловые игры, интервью, консультации, дистанционные формы,
мастер-классы, игровое моделирование, совместную проектную деятельность,
упражнения, самостоятельную работу.
Приведенная модель
представляет собой комплексный и всесторонний подход, однако не предусматривает
диагностического блока, а начальный уровень сформированности компетентности «выявляется» в организационно-содержательном блоке. Также данная модель ориентирована
на родителей младшего школьного возраста. Модель является теоретической и
данных о ее реализации нет.
Похожую на вышеописанную
программу приводит Минина А.В., исследуя формирование педагогической
компетентности в вопросах самостоятельности у детей дошкольного возраста
(отметим, что ее работа была описана на 2 года ранее).
Реализована программа
была на базе 10 образовательных организаций. Важно, что в программе
предусматривалась подготовка педагогов к взаимодействию родителей и привлечение
их к изучению последних достижений науки и практики.
В программе предусмотрены следующие формы
обучения: семейный клуб, консультации, родительские собрания, родительские
конференции, тренинги, круглые столы, открытый показ детской деятельности и
методов ее организации, «площадка успешности», мастер-классы,
детско-родительское игровое взаимодействии, совместная проектная деятельность
детей и родителей, деловые игры, опосредованные формы (интервью и беседы с
детьми с последующим освещением их содержания для родителей), дистанционные
формы общения с родителями (буклеты, сайт, электронная библиотека
педагогической и психологической литературы, видео- и аудиолекции, записная
книжка
«Тренинг
самостоятельности»). Учитывая масштаб реализации и проработанность программы,
нам кажется нерациональным сужение темы вопроса до такой характеристики ребенка
как самостоятельность, стремление к которой является естественным у детей
дошкольного возраста, по крайней мере занимаясь вопросом обучения родителей,
автор не приводит никаких исследований в оценки самостоятельности их детей, что
было бы целесообразным.
Приведем описание еще
одной программы по повышению уровня педагогической компетентности родителей
младших школьников. Программа состоит из вводного (диагностического) занятия,
цикла лекционных занятий, обучающих (тренинговых) занятий, которые проводятся
также и совместно с детьми, кроме того предусмотрено контрольное
диагностическое исследование.
Всего длительность
программы около 23 часов. Методы и приемы, используемые в работе: лекционный
материал, целью которого является информирование родителей и повышение их
педагогической компетентности; групповая дискуссия, направленная на активное
вовлечение участников к решению проблемных вопросов, активизацию творческого
подхода к воспитанию детей; игровые приемы, психогимнастические техники; методы
психологической диагностики.
Программа отличается
качеством отбора тем. Присутствует достаточное количество интерактивных форм
обучения, что способствует формированию деятельностной стороны компетентности.
Однако, не предусмотрена форма самостоятельного обучения, что не отвечает
принципам компетентностного подхода.
Кроме того, программа
адаптирована для родителей младших школьников, и, в случае обращения к ней в
интересах данного исследования, будет необходима модификация для родителей
дошкольного возраста. (Разработка программы повышения педагогической
компетентности родителей младших школьников (формирующий эксперимент)).
Интересен пример
реализации программы повышения родительской психолого-педагогической
компетентности на базе Муниципального казенного учреждения «Информационно-методический
центр» в Новосибирске, где функционирует областной лекторий «Университет
педагогических знаний для родителей» в формате вебинаров [3]. Программа
рассчитана на работу в течение года — с периодичностью одна встреча в месяц.
Время проведения вебинара — 40-60 минут. Цель курсов – повышение
психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам воспитания,
обучения, развития детей с целью формирования ответственной и позитивной
родительской позиции.
Содержание программы
направлено на формирование трех компонентов родительской компетентности:
научно-теоретический, психолого- педагогический, личностный.
Программа курсов состоит
из трех модулей, рассчитанные на родителей детей дошкольного возраста, младшего
школьного возраста и подросткового возраста. Курсы отличаются прикладным
характером, рассматриваются реальные вопросы из жизни: «развитие самостоятельности у
детей младшего школьного
возраста», «формирование словарного запаса как основа знаний и
представлений ребенка об окружающем мире», что с одной стороны является
достоинством, а с другой стороны недостатком, программа не может охватить весь
спектр проблем и трудностей, с которыми сталкиваются родители.
Также, минусом программы
является невозможность оценки уровня компетентности родителя «на входе» и «на
выходе» из программы. «Документом, удостоверяющим факт повышения родительской
психолого-педагогической компетентности, является сертификат, для получения
которого необходимо прослушать не менее 3 вебинаров. Количественные показатели
посещаемости слушателями модуля и их отзывы о значимости содержания вебинаров
являются показателем оценки результата». Данный подход, на наш взгляд является
нерациональным.
О популярности
дистанционных форм обучения говорит еще один пример реализации
социально-педагогического пилотного эксперимента по Проекту «Профессиональная
Школа родителей», организованного Институтом Социальной Педагогики РАО в
2011-2012 гг. Научные руководители проекта – директор Института, доктор
педагогических наук, член-корреспондент РАО, профессор В.Г. Бочарова;
заведующая лабораторией социально-педагогических проблем семейных отношений
Института — кандидат педагогических наук Г.И. Репринцева.
Эксперимент охватил около
500 семей из 13 регионов России. Продолжительность эксперимента – год, 520
учебных часов. «Цель проекта – осуществление социально-педагогического
эксперимента по дополнительному профессиональному образованию и практической
подготовке родителей (прародителей) к эффективному выполнению функций социального
педагога в собственной семье, межсемейном социуме и обеспечение механизмов
укрепления российской семьи. Основной задачей проекта являлась разработка
теоретических и методических основ дополнительного социально- педагогического
профессионального образования родителей (прародителей). Особенностью программы
является то, что по результатам ее реализации родителям присваивалась
квалификация «Социальный педагог семейного профиля».
Программа обучения
предполагает, в основном, дистанционную форму обучения, а также дискуссии,
мультимедийные обучающие семинары, практикумы, обмен опытом, индивидуальные
встречи и консультации, личные контакты с семьями в режиме онлайн, также
предусмотрено написание дипломной работы, что говорит о фундаментальности
подхода. Отличается программа своей социально-педагогической направленностью,
согласно заявленным целям.
Важно, что авторы
называют родительскую компетентность «профессиональной», что также отражает
социальную направленность обучения родителей как социальных педагогов [6].
2. Программа по повышению родительской
компетентности «Искусство быть родителем» на 2018 – 2021 г. разработана
командой социальных педагогов и педагогов-психологов в г. Рассказово и нацелена
на реализацию в рамках школы [1].
Целью программы является
«создание благоприятной среды для повышения родительской компетентности и
гармонизации детско- родительских отношений в условиях образовательной
организации». Программа последовательная и детализированная в высокой степени.
В качестве форм обучения предусмотрены педагогические лектории, практикумы,
конференции, круглые столы, диспуты, всеобучи, лектории для родителей с
привлечением специалистов Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их
прав, общешкольные и классные родительские собрания, психолого – педагогические
консультирования и беседы, приведены примерные темы для различных форм.
Однако программа в своем масштабе реализуема в
рамках школы и для родителей дошкольного периода не адаптирована. Также
программа кажется малопривлекательной из- за своей продолжительности во
времени, не каждый родитель готов к обучению длительностью три года.
В рамках общей
формирующей программы в качестве эффективной формы повышения
психолого-педагогической компетентности родителей дошкольников в сфере
эмоциональных отношений, коммуникации, поведенческих навыков может быть успешно
применена такая форма взаимодействия родителей и детей как «сотворчество»,
описанная в работе Лобановой В.А. Она приводит опыт создания
детско-родительского клуба «Глинка», основанная на сотрудничестве родителя с
ребенком. Клуб был создан на базе дошкольного общеобразовательного учреждения с
целью подключения родителей к активному участию в педагогической жизни детского
сада и гармонизации эмоциональных отношений между родителями и детьми. Клубные
встречи проводятся систематически четыре раза в неделю, частоту посещений
родители выбирают самостоятельно в соответствии с собственными возможностями и
потребностями ребенка. Клуб работает в соответствии с комплексно-тематическим
планированием работы дошкольного общеобразовательного учреждения. Используются
разные формы общения: наглядные, вербальные, игровые, показательные, конкурсы,
праздники, выставки и др. [7].
Обзор образовательных
программ, направленных на формирование психолого-педагогической компетентности
показал, что они отличаются объемностью, сложностью, продолжительностью по
времени, что делает их непривлекательными для родителей, со стороны которых
должна быть заинтересованность – мотивация, как условие реализации
компетентностного подхода. Также можно выделить удачные, на наш взгляд
программы, которые нуждаются в доработке или модификации в целях данной
исследовательской работы. Поэтому существует необходимость в разработке
программы именно в рамках компетентностного подхода, которую бы отличали
компактность, простота, опора на самообучение и привлекательность для
родителей, а также адаптированной для родителей детей дошкольного возраста.
2.2. Программа по повышению
родительской компетентности как фактор преодоления манипуляций в детско-родительских
отношениях (родители и дети дошкольного возраста)
Структура программы:
1. Название
программы
2. Цель и
задачи программы
3.
Теоретические основания программы.
4. Принципы программы
5. Характеристика группы
6. Этапы работы
7. Этапы занятий
8. Ожидаемые
результаты
9. Система оценки
эффективности программы
10. Основные
методы и приемы
11. Учебно-тематический
план
12. Методическое
обеспечение программы
1. Название программы
«Искусство
быть родителем»
2. Цель и задачи программы
Цель — Создание
благоприятной среды для повышения родительской компетентности и гармонизации
детско-родительских отношений в условиях образовательной организации.
Задачи:
1. обеспечить доступность для семей и
родителей помощь специалистов в области социально-педагогической поддержки
семьи и детей, содействующей решению проблем семейной жизни и
детско-родительских отношений;
2. формировать у родителей чувство
ответственности за свои поступки, за семью и воспитание детей, пропагандировать
здоровый образ жизни, способствовать формированию негативного отношения к
социальным порокам: алкоголизму, токсикомании, наркомании и т.п.;
3. продолжать профилактическую работу по
профилактике безнадзорности и правонарушений обучающихся;
4. способствовать социализации ребенка, его
самоопределению в сфере профессиональной деятельности;
5. предоставить бесплатные консультации и
занятия с родителями, испытывающими трудности в воспитании детей, в том числе
получения бесплатной консультативной помощи педагога — психолога, учителя
-логопеда, и других специалистов ОО, а также привлечения соответствующих
организаций и волонтерских движений;
6. вовлекать мужчин в семейные дела и
воспитание детей в целях формирования ответственного отцовства, повышения
социальной роли отца;
7. Мотивировать родителей на сотрудничество с
ОО;
8. Подготовка методических материалов для
просвещения педагогов и родителей.
3. Теоретические
основания программы.
Компетентность – это обладание основательными знаниями в какой-либо
области.
Родительская компетентность — сложное личностное
образование, на основе которого строится готовность и способность родителей выполнять свои родительские функции.
Особая роль отводится формированию следующих видов
родительской компетентности:
Педагогической — знание и использование в
повседневной жизни методов воспитательного воздействия, способствующих развитию
личности ребёнка. Ориентация на поощрение желательных действий ребёнка и
выстраивание границ дозволенного поведения в случае нежелательных действий
ребёнка. Отказ от жестокого обращения с детьми. Скоординированность
родительских действий по отношению к ребёнку.
Психологической — понимание возрастных и
индивидуальных особенностей ребёнка, а также умение строить взаимоотношения с
ним с учётом удовлетворения его базовых психологических потребностей: в
безопасности, любви, уважении и принятии.
Здоровьесберегающей — компетентность, основанная на
внимании к физическому здоровью ребёнка. Она включает в себя проведение
необходимых профилактических мероприятий, обследование ребёнка у специалистов,
направленное на выявление отклонений в здоровье ребёнка и своевременное их
предупреждение или лечение.
Социальной — компетентность, которая проявляется
в способности родителей сохранять старые социальные связи и предусматривает
способность родителей устанавливать и поддерживать новые продуктивные
социальные связи, способствующие интеграции семьи в социум.
Правовой — знание основных прав родителей и
ребёнка, ориентация в нормативно-правовых документах и законодательстве РФ по
вопросам семьи, а также умение применять на практике нормы законодательства.
4. Принципы программы
— доступности, обеспечивающий адаптацию
научных знаний к уровню понимания и воспроизведения их родителями;
— последовательности, обеспечивающих
постепенное обогащение знаний родителей по разным сферам личностного развития
ребенка и организации его воспитания в семье;
— интегративности, предусматривающий
возможность использования программного материала в разных разделах воспитания
(трудовом, эстетическом, физическом, экономическом и т.д.), и его реализацию в
разных видах деятельности (познавательной, речевой, игровой, коммуникативной,
двигательной, экспериментальной, конструктивной, изобразительной, трудовой,
учебной);
— диалогичности, ориентирующий на
установление доверительных взаимообогащающих отношений педагогов с родителями.
5. Характеристика группы
В данной группе
наблюдается пренебрежение социальным одобрением, тенденция иметь особое мнение,
отличное от мнения большинства, нацеленность на результат, прагматичность. Уверенность,
чувство собственного превосходства, независимость, стремление к соперничеству.
Саморефлексия, наличие внутренних конфликтов, общий негативный эмоциональный
фон. Тщеславие, любовь к лести, честолюбие, умение приспосабливаться в любой
ситуации. Именно в этих семьях способны манипулировать окружающими людьми.
6. Этапы работы
1. Диагностика
2. Организационный этап
(приветствие, объяснение целей, задач, принципов, этапов программы)
3. Реализация программы
4. Рефлексия (подведение
итогов)
7. Этапы занятий
Организационный этап
Мотивация на занятие
Упражнения
Подведение итогов
8. Ожидаемые результаты
1. родители
получают помощь специалистов по решению возникающих проблем семейной жизни и
детско-родительских отношений по мере необходимости;
2. родители
понимают свою ответственность за свои поступки, за семью и воспитание детей;
3. родители
ведут здоровый образ жизни и сами способствуют формированию негативного
отношения к социальным порокам: алкоголизму, токсикомании, наркомании и т.п. у
своих детей;
4. снижение
уровня обучающихся и семей, стоящих на всех видах учета;
5. родители
способствуют личностному развитию своих детей: формированию ценностных идеалов,
повышению самооценки и самостоятельности, умению достигать своих целей,
способствовать социализации ребенка, его самоопределению в сфере
профессиональной деятельности;
6. родители
могут самостоятельно обратиться за помощью к конкретному специалисту;
7. расширение
уровня знаний отцов о потребностях детей, развитие навыков коммуникации с
ребенком, безконфликтного взаимодействия;
8. повышение
у родителей желания к сотрудничеству, поддержка их интереса к жизни ребенка в
ОО;
9. Система оценки эффективности программы
Метод
экспресс-диагностикисемейной атмосферы, семейного воспитания и отношения
родителей к детям (МЕДОР)
Опросник родительской
любви и симпатии (Р.В. Овчарова)
Методика «Стратегии
семейного воспитания» С.С. Степанова
Опросник «Какой Вы
родитель»?
10. Основные методы и приемы
— консультации
— беседы
— диагностика
— родительские собрания
— памятки, буклеты