Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Повышение интереса к физической культуре у дошкольников в процессе ознакомления с историей развития спорта

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование повышения интереса к физической культуре у дошкольников в процессе ознакомления с историей развития спорта 6
1.1. Ценностный потенциал физической культуры дошкольников 6
1.2. Социальное и биологическое основания физкультурной деятельности дошкольников 15
Глава 2 Особенности повышения интереса к физической культуре у дошкольников в процессе ознакомления с историей развития спорта 23
2.1. Оценка уровня интереса к физической культуре у дошкольников 23
2.2. Практические рекомендации 27
Заключение 37
Список литературы 39

  

Введение:

 

Введение

Актуальность исследования. Воспитание здорового подрастающего поколения — одна из приоритетных задач развития любого государства. К сожалению, в России, по данным официальной статистики, уровень заболеваемости дошкольников остается высоким, и в течение последних лет практически не имеет тенденции к снижению. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, лишь 5-7% дошкольников здоровы, до 25% страдают хроническими заболеваниями, свыше 60% имеют функциональные отклонения.
Ситуация усугубляется тем, что в связи с ориентацией содержания образовательных программ дошкольных учреждений, где дети проводят большую часть времени, преимущественно на их интеллектуальное развитие, зачастую за рамками интересов педагогов остается физическое развитие ребенка.
Между тем, известно, что ограничение двигательной активности влечет за собой отставание в развитии моторики, усвоении двигательных навыков, задерживается формирование организма, происходит отрицательное влияние на развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, эндокринной и других систем. Существенно снижается резистентность организма.
А ведь физическое развитие необходимо для формирования и совершенствования нервных связей опорно-двигательного аппарата, нервной системы и внутренних органов, для правильного развития мускулатуры, правильной осанки, налаживания процессов обмена в организме. Более того, считается, что малоподвижный образ жизни у детей приводит к более тяжелым последствиям, чем у взрослых, возможно даже снижение умственных способностей.
В любом обществе, построенном на гуманистических и демократических принципах высшей ценностью, важнейшим достоянием государства является человек, способный учиться на протяжении жизни, создавать и развивать ценности гражданского общества. Прежде всего, это касается здоровья (физического, психологического, социального).
Концептуальное положение современной теории дошкольного воспитания направлено на использование потенциальных возможностей развития каждого ребенка, формирование индивидуальных способностей уже на этапе дошкольного детства. В период от рождения до семи лет закладываются основы получения в дальнейшем различных специальных знаний, умений и навыков.
Одним из принципов успешной деятельности по воспитанию и обучению детей в дошкольных учебных заведениях является использование инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе, что осуществляется через отбор содержания учебного материала и эффективных методов и приемов работы с дошкольниками.
Возрастные и индивидуальные показатели двигательной активности детей в значительной степени определяются как условиями организации двигательной деятельности, так и ее характером и содержанием. Важная роль принадлежит целенаправленному управлению двигательной деятельностью детей старшего дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что к этому периоду дети, имея высокую потребность в двигательной активности, не всегда могут ее реализовать на должном уровне.
При этом надо учитывать, что самостоятельная двигательная активность детей на 6-м году жизни все больше ограничивается созданными условиями в детском саду и семье (увеличивается продолжительность учебных занятий с преобладанием статических поз), а также растущими познавательными интересами детей (компьютерные игры, конструирование, просмотр телепередач и т.д.).
В связи с этим именно у детей этого возраста уже могут сформироваться вредные привычки малоподвижного образа жизни. Следует также помнить, что старшие дошкольники еще не умеют соотносить свои желания со своими истинными возможностями, что может привести к переоценке своих сил и привести к нежелательным последствиям (переутомлению, нервному перевозбуждению, травмам).
Цель исследования – изучить возможности повышения интереса к физической культуре у дошкольников в процессе ознакомления с историей развития спорта.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть ценностный потенциал физической культуры дошкольников.
2. Изучить социальное и биологическое основания физкультурной деятельности дошкольников.
3. Исследовать особенности повышения интереса к физической культуре у дошкольников в процессе ознакомления с историей развития спорта.
Объект исследования – образовательная деятельность по физической культуре старших дошкольников.
Предмет исследования – возможности повышения интереса к физической культуре у дошкольников в процессе ознакомления с историей развития спорта.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

Сохранение и укрепление здоровья – важнейшая задача физкультурного образования детей.
В рамках разработанной концептуальной модели решение оздоровительных задач предусматривается в различных формах физкультурно-оздоровительной работы:
– физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня (утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, физкультпаузы, гимнастика после дневного сна, закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями);
– активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, дни здоровья, каникулы);
– самостоятельная двигательная деятельность;
– прогулки на свежем воздухе (игры, развлечения, коллективный труд, экскурсии и т.д.);
– задания на дом (оздоровительная работа в семье).
Важным элементом системы мероприятий, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, является закаливание. В разработанной нами модели закаливание обеспечивалось традиционными мероприятиями общего и специального характера.
Общие мероприятия предусматривали правильный режим дня, рациональное питание, ежедневные прогулки на свежем воздухе, соответствующий возрасту детей воздушный и тепловой режим помещений, их регулярное проветривание, соответствующие температуре окружающей среды и характеру деятельности одежда и обувь.
Как наиболее доступная и мягкая форма закаливания использовались воздушные и световоздушные ванны. Как правило, они сочетались с различными режимными моментами, не требовали особого времени и могли применяться в повседневной жизни (переодевание до и после ночного и дневного сна, сон при открытых окнах или фрамугах, физкультурные занятия и утренняя гимнастика в облегчённой одежде, оголение конечностей в групповом помещении, прогулка).
Здоровый образ жизни отражает результат распространения индивидуального и группового стиля поведения, общения, организации жизнедеятельности, закреплённых в виде социокультурных образцов.
Основными результатами проведенного нами формирующего эксперимента выявлено, что небольшой эффективностью воспитания дошкольника обладает вербальный метод–беседы, чтение рассказов и анализ сюжетов, примеры детей из опыта личных отношений. Однако отказываться от этого метода у нас нет достаточных оснований. Наоборот, он необходим в качестве носителя важнейшей информационно-просветительской функции образовательного процесса.
Наиболее успешно формирование у дошкольников интереса к физической культуре происходит в случае комплексной реализации всех исследованных нами педагогических условий: просвещения – овладения детьми теоретическими знаниями, обучения – овладения технологией проявления отношений к игре, проживания – прочувствования своих реальных отношений к занятиям спортом.
Личный пример, поощрение правильных инициатив ребёнка, соблюдение единства требований к режиму дня в ДОУ и семье, создание здоровых условий жизнедеятельности во многом определяют положительный результат в формировании у детей навыков здорового образа жизни.
Воспитание и развитие должны стать поистине здоровьесохраняющими. Очевидно, что прочный фундамент здоровья должен быть заложен именно в детстве, так как от этого будет зависеть качество всей последующей жизни человека.

 

Заключение:

 

Введение

Актуальность исследования. Воспитание здорового подрастающего поколения — одна из приоритетных задач развития любого государства. К сожалению, в России, по данным официальной статистики, уровень заболеваемости дошкольников остается высоким, и в течение последних лет практически не имеет тенденции к снижению. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, лишь 5-7% дошкольников здоровы, до 25% страдают хроническими заболеваниями, свыше 60% имеют функциональные отклонения.
Ситуация усугубляется тем, что в связи с ориентацией содержания образовательных программ дошкольных учреждений, где дети проводят большую часть времени, преимущественно на их интеллектуальное развитие, зачастую за рамками интересов педагогов остается физическое развитие ребенка.
Между тем, известно, что ограничение двигательной активности влечет за собой отставание в развитии моторики, усвоении двигательных навыков, задерживается формирование организма, происходит отрицательное влияние на развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, эндокринной и других систем. Существенно снижается резистентность организма.
А ведь физическое развитие необходимо для формирования и совершенствования нервных связей опорно-двигательного аппарата, нервной системы и внутренних органов, для правильного развития мускулатуры, правильной осанки, налаживания процессов обмена в организме. Более того, считается, что малоподвижный образ жизни у детей приводит к более тяжелым последствиям, чем у взрослых, возможно даже снижение умственных способностей.
В любом обществе, построенном на гуманистических и демократических принципах высшей ценностью, важнейшим достоянием государства является человек, способный учиться на протяжении жизни, создавать и развивать ценности гражданского общества. Прежде всего, это касается здоровья (физического, психологического, социального).
Концептуальное положение современной теории дошкольного воспитания направлено на использование потенциальных возможностей развития каждого ребенка, формирование индивидуальных способностей уже на этапе дошкольного детства. В период от рождения до семи лет закладываются основы получения в дальнейшем различных специальных знаний, умений и навыков.
Одним из принципов успешной деятельности по воспитанию и обучению детей в дошкольных учебных заведениях является использование инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе, что осуществляется через отбор содержания учебного материала и эффективных методов и приемов работы с дошкольниками.
Возрастные и индивидуальные показатели двигательной активности детей в значительной степени определяются как условиями организации двигательной деятельности, так и ее характером и содержанием. Важная роль принадлежит целенаправленному управлению двигательной деятельностью детей старшего дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что к этому периоду дети, имея высокую потребность в двигательной активности, не всегда могут ее реализовать на должном уровне.
При этом надо учитывать, что самостоятельная двигательная активность детей на 6-м году жизни все больше ограничивается созданными условиями в детском саду и семье (увеличивается продолжительность учебных занятий с преобладанием статических поз), а также растущими познавательными интересами детей (компьютерные игры, конструирование, просмотр телепередач и т.д.).
В связи с этим именно у детей этого возраста уже могут сформироваться вредные привычки малоподвижного образа жизни. Следует также помнить, что старшие дошкольники еще не умеют соотносить свои желания со своими истинными возможностями, что может привести к переоценке своих сил и привести к нежелательным последствиям (переутомлению, нервному перевозбуждению, травмам).
Цель исследования – изучить возможности повышения интереса к физической культуре у дошкольников в процессе ознакомления с историей развития спорта.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть ценностный потенциал физической культуры дошкольников.
2. Изучить социальное и биологическое основания физкультурной деятельности дошкольников.
3. Исследовать особенности повышения интереса к физической культуре у дошкольников в процессе ознакомления с историей развития спорта.
Объект исследования – образовательная деятельность по физической культуре старших дошкольников.
Предмет исследования – возможности повышения интереса к физической культуре у дошкольников в процессе ознакомления с историей развития спорта.

 

Список литературы:

 

Глава 1. Теоретическое обоснование повышения интереса к физической культуре у дошкольников в процессе ознакомления с историей развития спорта

1.1. Ценностный потенциал физической культуры дошкольников

В сфере физической культуры последние годы все активнее в теоретическом и прикладном аспектах идет поиск путей реализации ценностного потенциала в интересах развития человека и общества [10]. И это вполне оправдано, ибо в 21 веке, веке интеллектуально-информационной цивилизации, требуется новое качество человека, человека запрограммированного на успешную жизнь в будущем, а, следовательно, и новое качество знания, предлагаемое ему в системе образования.
Формирование физической культуры как генетически детерминированной потребности человека в физической нагрузке делает все более необходимым исследование её многоплановой ценностной сущности. Принцип системности дает возможность осмыслить физическую культуру с позиций развития знаний о ней, в методологическом плане опереться на более интегративные концепции культуры, выявить взаимосвязь основных качественных и структурных характеристик, найти место многим частным аспектам её исследования в целостных теоретико-интегративных (культурологических) концепциях.
Однако в настоящее время сложилась весьма парадоксальная ситуация с культурологическим анализом физической культуры. Не только в повседневный, но и в научный язык прочно вошел термин «физическая культура», которым к тому же обычно обозначают явления, действительно занимающие важное место в культуре. Но когда среди специалистов в области теории культуры заходит речь о культуре и её наиболее существенных элементах, физическая культура при этом, как правило, не упоминается.
По крайней мере, те работы, которые специально посвящены изложению теории и истории человеческой культуры, в подавляющем большинстве написаны таким образом, как будто физическая культура не относится к сфере культуры или не занимает в ней важное и существенное место.
Их авторы либо вообще не упоминают о физической культуре, либо в лучшем случае вскользь, мимоходом ссылаются на неё, не уделяя ей серьезного внимания, и не подвергая её сколь-нибудь полному и глубокому анализу. В специальной же литературе по проблемам физической культуры и спорта (даже в работах по теории физической культуры) явление, обозначаемое термином «физическая культура», чаще всего рассматривается лишь в педагогическом, психологическом или медико-биологическом, а не в философско-культурологическом аспекте.
В современных исследованиях [18, 22] отмечается, что проблему формирования физической культуры человека можно плодотворно решать только на основе идеи единства и взаимообусловленности категории социального и биологического.
Физическая культура в отличие от других сфер культуры соединяет эти компоненты в человеке в единое целое и является сферой их гармонизации, областью ценностно-ориентированого разрешения постоянно воспроизводимых противоречий между ними. Это подтверждается и взаимосвязью телесного и духовного в человеке, где главным является принцип их единения, целостности и гармонии [24].
Таким образом, не «биологизация» или «социологизация», не «воспитание физического», а видимо, гармония физического (телесного), интеллектуального (познавательная сфера) и нравственного (социального) – их неразрывное единство должно быть основной методологической позицией в подходе к процессу освоения и совершенствования человеком ценностей физической культуры [24].
Исторически физическая культура складывалась прежде всего под влиянием практических потребностей общества в полноценной физической подготовке подрастающего поколения и взрослого населения к труду и защите Родины. Вместе с тем по мере становления систем образования и воспитания физическая культура становилась базовым фактором формирования двигательных умений и навыков.
Качественно новая стадия осмысления сущности физической культуры связывается с её влиянием на духовную сферу человека как действенного средства интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания. И если нет особой надобности доказывать огромное влияние занятий физическими упражнениями на биологическую сущность человека: на его здоровье, физическое развитие, морфофункциональные структуры, то её влияние на развитие духовности (нравственности) и интеллекта требует особых пояснений и доказательств [14].
По мнению Л.И. Лубышевой и В.К. Бальсевича важным аргументом в пользу значимости физической культуры для всестороннего развития человека может стать осмысление ценностного потенциала этого феномена. Говоря о ценностном потенциале физической культуры и спорта, авторы предлагают иметь в виду два уровня ценностей: общественный и личностный – и представлять механизм преобразования общественных ценностей в личное достояние каждой личности [2, 13].
К общественным ценностям физической культуры предлагается относить накопленные человечеством специальные знания, спортивную технику, технологии спортивной подготовки, методики оздоровления, лучшие образцы моторной деятельности, спортивные достижения – все то, что создано людьми для физического совершенствования, оздоровления и организации здорового образа жизни. Особенно важно подчеркнуть значение для общества интенционных ценностей, которые определяют значимость и престижность физической культуры и спорта среди других социальных явлений. Финансирование, правовая основа, сформированность положительного общественного мнения – вот основные показатели, характеризующие уровень значимости интенционных ценностей физической культуры в данном социуме [17].
В то же время по данному показателю можно в значительной мере судить о степени цивилизованности общества, развития культуры страны в целом.
Личностный уровень освоения ценностей физической культуры определяется знаниями человека в области физического совершенствования, двигательными умениями и навыками, способностью к самоорганизации здорового стиля жизни, социально-психологическими установками ориентацией на занятия физкультурно-спортивной деятельностью [20].
Особое значение для личности имеет освоение мобилизационных ценностей физической культуры. Именно они помогают человеку выжить в экстремальных ситуациях, которые не столь уж и редки в жизни современного общества: болезни, травмы, экологические кризисы, аварии – вот тот неполный перечень ситуаций, когда человеку особенно нужны высокоразвитые двигательные качества и способности.
Физкультурно-спортивная деятельность способствует мобилизации функциональных, психологических и физических возможностей организма, опосредованно влияя на создание «запаса», своеобразного резерва для ответа на «нештатные» внешние воздействия, требующие срочной мобилизации функциональных сил человека [18].
Валеологические ценности физической культуры в рассматриваемом аспекте так или иначе включают в себя все ее ценностное содержание. Так, к валеологическим ценностям физической культуры следует отнести накопленные теорией и методикой знания об использовании физических упражнений для эффективного физического развития человека, формирования его телосложения, закаливания, повышения работоспособности, психоэмоциональной устойчивости.
Интегративность валеологических ценностей обосновывается включением в их содержание ценностей двигательного характера: умений и навыков, физической подготовленности, работоспособности – всех этих качеств, существенно определяющих состояние здоровья человека. Мобилизационные ценности физической культуры также имеют явную валеологическую направленность: самоорганизация здорового стиля жизни, умение противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды – результат освоения валеологических ценностей физической культуры.
И, наконец, валеолологические ценности физической культуры – это возможности для формирования мотивации, интереса, потребности в бережном отношении человека к своему здоровью [26].
Содержание ценностей физической культуры и спорта во многом совпадает. Тем не менее следует учитывать их функциональное различие. Физическая культура возникает и развивается как один из первых и наиболее существенных способов социализации, а спорт – как средство и форма выявления социального признания высших способностей человека.
Так, Л.И. Лубышевой предлагается рассматривать спорт как часть общей культуры и выделять в структуре его ценностей три основных компонента: общекультурный, социально-психологический, специфический [13].
Общекультурный компонент ценностей спортивной культуры составляют социальные процессы правового, экономического, политического, информационного и образовательного полей социального пространства.
Социально-психологический компонент ценностей спортивной культуры обеспечивается уровнем общественного сознания, общественного мнения, интересов, мотивов, ценностей ориентаций людей, а также уровнем взаимоотношений, которые выстраиваются в сфере спорта («тренер-спортсмен», и «спортсмен – спортивный коллектив» т.д.) [17].
Специфический компонент ценностного потенциала спортивной культуры выражается в способности спорта удовлетворять потребности человека в физическом совершенствовании, социализации, формировании здоровья, самореализации и повышении социального престижа личности в обществе путем достижения высокого результата, победы, рекорда. Осваивается данная группа ценностей путем спортивного совершенствования и воспитания [21].
В целом освоение ценностей спортивной культуры возможно только в процессе организации активности человека в сфере спорта. И если в спорте высших достижений превалируют сугубо утилитарные, прагматические ценности – возможность заработать деньги, получить материальные блага, удовлетворить честолюбивые амбиции в популярности и славе, то для детей дошкольного возраста основной ценностью, естественно неосознаваемой ребенком, является реализация генетически детерминированной потребности в двигательной деятельности и положительных эмоциях. В то же время в литературных источниках отмечается, что к занятиям спортом привлечено всего от 5 до 8 процентов населения России [4].
Таким образом, если структура и содержание ценностей спортивной культуры разработаны еще недостаточно полно, то к изучению ценностного содержания и структуры физической культуры, а тем более физической культуры дошкольников исследователи только приступают.
В нашем исследовании мы сделали одну из немногочисленных попыток структурирования (и ранжирования) ценностного потенциала физической культуры дошкольников. В связи с этим нам интересна предлагаемая структура ценностей спорта с позиций рассмотрения возможности экспансии какой-то части её содержания в сферу физической культуры дошкольников.
Мы склонны не разграничивать в общей культуре «физкультурное» и «не физкультурное», а выделять два направления реализации средств и методов физической культуры.
Первое направление, это формирование культуры физической в общепринятом широком её понимании (физическая культура – это часть общей культуры и т.д.). В данном случае средствами физической культуры педагогами решается её основные задачи – развивать физические качества, обучать технике физических (физкультурных) упражнений, формировать потребность к занятиям физическими (физкультурными) упражнениями и давать основы теоретических знаний сферы физкультурной деятельности.
Второе направление, мы связываем с реализацией физкультурных средств и методов направленных на формирование культуры на «чужой территории» то есть формирование отдельных сфер общей культуры – культуры речи, мышления, общения, нравственных проявлений и т.д.
Таким образом, по нашему мнению, средствами физической культуры должны решаться, и объективно решаются, не только физкультурные, но и общепедагогические задачи воспитания и развития. В этом случае реализация ценностного потенциала физической культуры происходит при понимании ребенка в единстве его биологических и социальных перспектив, что составляет философское основание формирования его физической культуры.
Ценности физической культуры дошкольников проявляются через деятельность (физкультурная деятельность) и условно могут быть поделены на чем пользуется педагог в процессе этой деятельности и над чем он работает, т.е. что преобразует. И если «орудием труда», т.е. профессиональным инструментом педагога являются формы, средства и методы физкультурной деятельности, представляющие её дидактическое содержание, то «предмет труда» представлен двумя блоками (рис. 1).
Первый блок содержит собственно физкультурный компонент ценностного потенциала физической культуры. В нем нами выделены, во-первых, биологические системы организма ребенка на преобразование функций которых направлена физкультурная деятельность, т.е. процесс развития физических качеств.
Во-вторых, биологические системы ответственные за образование новых функциональных связей между двигательными центрами т.е. за овладение техникой физических упражнений.
В-третьих, в первом блоке выделена потребностно-мотивоционная сфера – физкультурное воспитание и, в-четвертых, сфера просвещения – физкультурное образование.
Второй блок вобрал общепедагогический компонент ценностного потенциала физической культуры. В его содержании нами выделена, во-первых, интеллектуальная составляющая представленная развитием познавательных процессов – речи, памяти, внимания, воображения, логичности мышления и т.д.
Во-вторых, личностная составляющая несущая нагрузку нравственных проявлений дошкольников, таких как эмпатия, толерантность, альтруизм т.е. нравственные качества, а также таких мобилизационных качеств как дисциплина, собранность, объективность и быстрота оценки ситуации и принятия решения, умение достойно пережить неудачу.
И, в-третьих, социальная составляющая ответственная за процесс социализации ребенка и представленная ценностными ориентациями, уровнем притязаний, умением разноролевого общения, коммуникативностью.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы