Курсовая с практикой на тему Повышение экологической ответственности педагога ДОО.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты повышения экологической ответственности педагога ДОО 6
1.1. Воспитатель современного дошкольного образовательного учреждения как профессионал и личность в экологическом воспитании детей 6
1.2. Экологическая компетентность специалиста ДОУ 14
1.3. Критерии оценки уровней экологической компетентности у специалистов ДОУ 17
Глава 2. Практические аспекты повышения экологической ответственности педагога ДОО 20
2.1. Модель повышения экологической ответственности специалиста ДОО и ее реализация 20
2.2. Анализ хода и результатов экспериментальной работы 22
2.3. Рекомендации формирования компетентности педагога в области экологического образования дошкольников 26
Заключение 32
Список использованной литературы 33
Введение:
Актуальность исследования. В настоящее время встает вопрос о сохра-нении жизни на Земле в связи с сокращением природных ресурсов, загрязне-нием окружающей среды, увеличением радиации, возникновением зон эко-логических катастроф. Никакие технические инструменты сами по себе не могут улучшить окружающую среду, если люди не готовы использовать экологически чистые технологии, не сознательно стремятся соблюдать эколо-гические ограничения и принимать активное участие в практическом реше-нии социально-экологических проблем.
Минимизировать эти неблагоприятные изменения можно при условии реализации всех угрожающих опасностей через формирование общественно-го сознания эксцентрического типа, проникновение экологических идей, зна-ний в общество и каждого человека, а также специалистов, занимающихся экологическим образованием, что в современном мире все чаще становятся одним из приоритетных направлений в педагогике, что зафиксировано в ря-де государственных документов, в том числе в Законе об образовании и в Экологической доктрине Российской Федерации. Важная роль в решении этих задач отводится педагогу дошкольного образования, который в соот-ветствии с ведущей идеей модернизации образования должен обладать опре-деленной компетенцией. Он имеет дело с детьми, которые из-за пластичности нервной системы быстро и в первую очередь эмоционально реагируют на влияние своего окружения как естественного источника информации. И под руководством учителя дети должны осознать природу как источник жизни на Земле. Таким образом, возникла необходимость развития новой профес-сиональной компетенции специалиста в области дошкольного образования — экологической компетентности.
Модернизация сектора образования, проводимая в нашей стране на основе компетентностного подхода, существенно повлияла на систему до-школьного образования. Однако понятие «экологическая компетентность» является новым, требующим выявления, раскрытия и уточнения структуры, а проблема формирования экологической компетентности специалистов до-школьного образования до сих пор не получила должного обобщения и освещения в научно-педагогической литературе, хотя и является одной из важных, но малоизученных проблем профессиональной педагогики.
Исследования в области компетентностного подхода позволили сде-лать вывод о том, что проблема формирования компетентности рассматри-вается при изучении различных областей научного знания — философии, пе-дагогики, психологии, акмеологии и др. Содержание ряда докторских дис-сертаций свидетельствует о том, что вопросы формирования компетенций находятся на стадии феноменологического накопления знаний, описания конкретных ситуаций, их типологии, выявления взаимосвязей и закономер-ностей, а также теоретических основ формирования
Повышение экологической ответственности специалиста в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) требует ее развития.
В связи с этим изучение проблемы формирования экологической ком-петентности специалиста является актуальным.
В ходе теоретического анализа научных работ, нормативных докумен-тов, материалов международных и всероссийских научно-практических кон-ференций по проблеме формирования экологической компетентности специ-алиста выявлено следующее противоречие: между необходимостью повыше-ния экологической ответственности специалистов и неразвитые организаци-онные, педагогические и методические меры в теории и практике экологиче-ского образования и воспитания.
Указанное противоречие позволяет сформулировать проблему иссле-дования: каковы особенности процесса повышения экологической ответ-ственности у педагогов дошкольного образовательного учреждения?
Цель исследования заключается в разработке, теоретическом обосно-вании и экспериментальной проверке модели формирования повышения эко-логической ответственности специалиста дошкольного образовательного учреждения.
Объект исследования: процесс повышения экологической ответствен-ности специалистов дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования: процесс формирования экологической ответ-ственности у специалистов дошкольного образовательного учреждения.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что:
1) экологическую компетентность можно определить как интегриро-ванное профессиональное качество субъекта эколого-педагогической дея-тельности, которое проявляется в следующих компетенциях: информацион-но-экологической, предметно-методической и ценностно-мотивационной;
2) модель процесса формирования экологической компетентности у специалистов дошкольного образовательного учреждения предполагает по-вышение их квалификации в области экологии и эколого – педагогической деятельности, экологизацию видов деятельности детей, создание экологосо-образной образовательной среды, экологическое просвещение родителей и сетевое, взаимодействие ДОУ с научными и другими учреждениями.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования, опреде-лены следующие задачи:
1. Рассмотреть воспитателя современного дошкольного образова-тельного учреждения как профессионала и личности в экологическом воспи-тании детей.
2. Изучить экологическую компетентность ДОУ.
3. Проанализировать критерии оценки уровней экологической ком-петентности у специалистов ДОУ.
4. Разработать модель повышения экологической ответственности специалиста ДОО и ее реализация.
5. Провести исследования, проанализировать результаты и предло-жить рекомендации.
Заключение:
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Повышение экологической компетентности воспитателей дошкольных учреждений происходит в процессе:
— семинаров по освоению методов экологического образования и раз-работке специфических технологий,
— педагогических советов, на которых рассматриваются достижения де-тей, планируется дальнейшая работа, а также актуарные вопросы теории и практики;
— индивидуальные и групповые консультации для учителей, встречи в «школе молодого специалиста»;
— ежемесячные интервью методиста с преподавателями по вопросу внедрения технологий и выявления трудностей в работе.
Работа по повышению квалификации в области экологического обра-зования строится с учетом опыта преподавателей, их интересов и индивиду-альных способностей на диагностической основе.
Практика показывает, что учитель может обладать знаниями в опреде-ленной области и не использовать их, владеть методами и приемами и не применять их на практике, но именно повышение уровня педагогического мастерства в целом поднимает педагога на новый уровень осознания культу-ры и отношений, которые не изменяют поведение только в педагогической деятельности, но и в повседневной жизни.
Таким образом, взаимодействие с детьми специалиста с высоким уров-нем педагогического мастерства в экологическом образовании дает повыше-ние уровня экологического образования самих детей.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты повышения экологической ответ-ственности педагога ДОО
1.1. Воспитатель современного дошкольного образовательного учреждения как профессионал и личность в экологическом воспитании детей
Преподаватель дошкольного образования — одна из самых крупных со-временных педагогических профессий. Функции современного учителя — по-мочь ученикам адаптироваться к изменяющейся социокультурной ситуации современного общества, научить их жить в соответствии с законами и прави-лами. [10] [15]
Гуманизация и демократизация всех сфер общественной жизни, осо-бенно системы государственного образования, привели к усилению социаль-ных функций учителя. Современное общество предъявляет высокие требова-ния к преподавателю любого учебного заведения. Чтобы удовлетворить ны-нешние возросшие требования, учитель должен постоянно пополнять свои знания культурного и профессионального характера, прилагать значитель-ные усилия, самоотверженность, нести ответственность за свои действия.
Таким образом, в современном мире растет объективная социальная значимость педагогической профессии. Однако следует сказать, что одно-временно отмечается и недооценка педагогической работы общества.
Фундаментальная роль дошкольного периода развития в процессе формирования человеческой личности определяет потребности воспитателя. Прежде всего, это осознание — самая большая ответственность за счастливое детство ребенка, его судьбу. Для успешной работы учителя требуется боль-ше знаний о закономерностях развития ребенка. Один из законов — зависи-мость психического, физического развития и окружающей среды, невозмож-ность его существования без взрослого. Это подразумевает наиболее важные профессиональные функции учителя: [15]
• — создание педагогических условий для успешного воспитания детей;
• — защита жизни, здоровья детей.
Учитель экологии должен быть внимательным к окружающей среде (в комнате детского сада, на улице и т.д.), чтобы предвидеть все, что может быть опасно для жизни и здоровья детей. Поэтому учитель должен успеть проверить состояние учебного оборудования, соблюдать правила безопасно-сти при проведении экспериментов с сыпучими материалами, растениями, а также при знакомстве с животными. Нужно помнить, что невнимательность и небрежность в работе учителя — признаки его профессиональной некомпе-тентности.
Воспитатель детского сада — главная фигура учебного процесса, в том числе экологического образования. Являясь носителем экологической куль-туры, осваивая технику экологического воспитания, она организует меро-приятия для детей, чтобы она была содержательной, эмоционально насы-щенной, способствовала формированию практических навыков и необходи-мому пониманию природы и постепенно переходила в самостоятельное по-ведение детей. Лидером в этом процессе должны стать совместные действия взрослого и ребенка. Сотрудничество, благодаря которому развитие пони-мания, сострадания и гармонии, необходимых для формирования экологиче-ской культуры, наиболее эффективно может проявиться в повторяющейся совместной деятельности учителя и детей, объединенных общей целью. Су-щественными особенностями совместной деятельности являются:
— контакты между его членами, способствующие обмену действиями и информацией;
— понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного ре-зультата;
— наличие руководителя, который организует совместные мероприятия, распределяет обязанности в соответствии с возможностями его членов;
— появление и проявление в процессе деятельности межличностных от-ношений, характер и окраска которых влияют на достижение конечного ре-зультата.
Какие виды совместной деятельности могут оказать решающее влияние на начавшееся формирование экологической культуры у дошкольника?
Основное место в системе экологического образования следует отвести тем видам деятельности, которые все живут в поле зрения ребенка, нормаль-но развивающегося (растет, размножается, цветет и т.д.). Это занятие не что иное, как создание и поддержание условий для растений и животных в раз-ных «экологических зонах» дошкольного возраста.
Создание постоянной экологической и образовательной среды в дет-ском саду — это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию группы по природе помещения или кабинета природы, теплиц и т.д. Ежедневно для поддержания условий, необходимых для полно-ценной жизни. Эта постоянная деятельность учит детей систематически мыс-лить и по-настоящему заботиться о «братьях», которые находятся в одном жилом пространстве с детьми. Метод этой деятельности может быть только в том случае, если он включен в учебный процесс и выполняется совместно со взрослыми и детьми. Учителя, которые все делают сами и не позволяют до-школьникам наблюдать и участвовать в создании нормальных условий для обитателей уголков жизни, а также развивать у детей равнодушие, черст-вость и невнимание к жизни как к уникальной ценности.
Совместная организационная и хозяйственная деятельность в зеленом саду для детей, выращивание растений, уход за взрослыми животными и их потомками могут принимать различные формы и проходить с различной степенью вовлеченности и участия как взрослых, так и детей. Дошкольники могут участвовать в этой деятельности тремя способами:
— слушать рассказ учителя по различным вопросам и событиям в ДОУ;
— наблюдать за деятельностью взрослых;
— практически участвуя в этом.
Какая бы форма не принимала совместную деятельность взрослых и дошкольников, наиболее важным является отношение учителя к объекту дея-тельности, которое проявляется в его интересной истории, эмоциональных реакциях, оценках, объяснениях и собственно — с экологической точки зре-ния. взгляд, действия. У взрослого человека его поведение создает образец взаимодействия с природой, безразличное отношение к ней, демонстрирует необходимость и значимость всего, что происходит перед детьми. Совмест-ные мероприятия можно проводить в любом «экологическом пространстве» в помещении и на территории детского сада. Наиболее распространенная его форма — создание и поддержание необходимых условий для жителей массо-вого характера.
Как организовать деятельность, реализовать ее ведущий мотив — вос-питание дошкольников, начало экологической культуры и достижение кон-кретных целей? Этих целей много.
Демонстрация учителем образца взаимодействия человека с природой, реализации экологического подхода ко всей жизни и гуманного обращения.
Демонстрация способов общения с объектами природы, предоставле-ние заинтересованного, эмоционально заряженного практического опыта.
Ненавязчивое обучение детей методам и операциям по уходу за расте-ниями и животными, основанным на понимании потребностей живого орга-низма.
Непрямое обучение диалогу, вопросно-ответная речь, умение слушать и слышать, как другой человек отвечает на его слова.
Развитие наблюдений, понимания, причинно-следственных связей в природе.
В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности — больше наблюдатели, чем практические художники, однако в этом возрасте картина взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и воспринимают нежный разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные разъяснения о том, что и как нужно делать, увидеть дей-ствия учителя и охотно принять в них участие. [4]
В средней группе учитель и дети работают вместе, в то время как при-оритет принадлежит взрослому, что выражается формулой: «Я делаю — вы помогаете мне, вы мои помощники. Вместе мы заботимся о наших питом-цах!»
В дошкольном возрасте автономность детей интенсивно растет, стано-вится возможной их обязанность в сфере природы. Взрослые и дети меняют-ся ролями: дети делают все, что вам нужно, и учитель помогает им (не важно, что помощь на первых порах может быть очень большой). Формула этого возраста: «Вы делаете сами, и я помогу. Я ваш помощник, помогу сделать все это, пока вы можете: напомнить, подсказать». Наставник, безусловно, празднует все достижения детей, хваля их за независимость, доверие и ини-циативу.
Таким образом, забота взрослых и дошкольников о растениях и жи-вотных, создание и поддержание условий, необходимых всем живым суще-ствам в жизненном пространстве детей, являются основным методом эколо-гического воспитания — методом, обеспечивающим развитие экологического сознания, формирование первые практические навыки для правильного вза-имодействия с природой ближайшего окружения.
В образовании оно должно основываться на личности педагога, по-этому коллективная собственность отдельного учителя является педагогиче-ской направленностью. Это комплекс отношений к работе с детьми, профес-сионально ориентированные мотивы и способности, профессиональные ин-тересы и личные качества, а также профессиональная идентичность. Профес-сиональная ориентация характеризует определенное отношение к обществу, природе, другим людям, отношение к преподавательской работе, педагоги-ческий стиль общения. В основе этой ориентации лежит отношение к детям, любовь и интерес к ним.
Педагогический такт — означает чувство меры, которое проявляется в умении вести себя надлежащим образом, соблюдать правила приличия. Оп-тимальное сочетание привязанности и твердости, доброты и строгости, дове-рия и контроля, шуток и строгости, гибкости поведения и воспитательных влияний — это конкретные проявления чувства меры учителя. Тактичность учителя означает, что он сохраняет личное достоинство, а не ущемляет чув-ства детей, их родителей, коллег по работе [15]
Педагогическая бдительность проявляется в способности учителя вести запись значимого в развитии ребенка, предвидеть перспективы и динамику в формировании личности каждого ученика и группы детей в целом. Показа-телями педагогической бдительности следует считать способность учителя видеть, слышать, чувствовать детей, понимать их психическое состояние. [15]
Педагогический оптимизм основан на глубоком убеждении учителя в силах, способностях каждого ребенка, в выполнении воспитательной работы. Воспитательница, которая любит детей, типична для настроения, восприятия их положительных качеств и свойств. Зная достоинства и способности каждо-го ученика и создавая условия для их проявления, она способствует раскры-тию личного потенциала детей. [15]
Культура профессионального общения предполагает организацию правильных отношений в системах «учитель — ребенок», «учитель — родите-ли», «ребенок — ребенок», «учитель — коллега», понимание детей и других, уважение их, создание позитивного климата.
Успех в образовании во многом связан со способностью к педагогиче-ской рефлексии. Педагогическая рефлексия — это самоанализ завершенных шагов, оценка результатов, их соотношение с намеченной целью. Преподава-тель размышляет о причинах успехов и неудач, ошибок и трудностей в вос-питании и образовании детей, чтобы внести изменения в последующей дея-тельности для достижения наилучших результатов. Как отмечалось выше, деятельность воспитателя дошкольных учреждений многогранна по своим функциям и содержанию. Это предполагает овладение учителем различными профессиональными навыками. Эти навыки делятся на: гностические, кон-структивные, коммуникативные, организационные и специальные.
Гностическая способность — это умение, которым учитель осматривает ребенка (его возраст, индивидуальные особенности, личные качества, отно-шения со сверстниками, взрослыми, степень эмоционального благополучия и т.д.), команду в целом (этапы формирование, «активная» группа, зачатки общественного мнения). Изучение ребенка — основа понимания его внутрен-него мира. Это дает учителю возможность объяснить причины поведения, увидеть пути улучшения образования. Объектом исследования должна быть и семья. Педагог должен знать образовательные возможности семьи: отно-шение к образованию ребенка, участие обоих родителей, других членов се-мьи; особенности семейного климата и т.д. Гностические навыки используют-ся при изучении педагогического опыта других педагогов (непосредственно наблюдаемые, опубликованные в журнале, книге) с целью заимствования ме-тодов и приемов воспитательной работы.
Структурные навыки необходимы учителю для проектирования педа-гогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив воспитательной работы. Для этого необходимо изменить общие цели и задачи образования по отношению к конкретной группе детей и к каждому ученику, учитывая особенности его развития. По мере того, как дети осваивают те или иные навыки, учитель вносит изменения и осложнения в свою деятельность, а так-же разрабатывает материальное оснащение учебного процесса (с использо-ванием игрушек, ремесленного оборудования для занятий, труда, выращи-вания рассады, пересадки комнатных растений, организации выставок дет-ское творчество и их родители и т.д.) конструктивные навыки воплощаются в планировании работы, в составлении тезисов занятий, праздничных сценари-ев и т. д.
Коммуникативные навыки проявляются в установлении педагогически соответствующих отношений с отдельными детьми и со всей группой, с ро-дителями учеников, с коллегами, с администрацией дошкольного учрежде-ния. Они также проявляются в установлении учителями контактов с разными людьми в разных ситуациях, нахождении с ними общего языка. Эти навыки помогают воспитателю примириться, вызвать сочувствие, что важно для объединения детей, персонала, родителей, преподавательского состава.
Организационные навыки учителя применяются к его собственной дея-тельности и деятельности учеников, родителей, коллег. Организационные навыки, даже хорошо сформированные, не дадут желаемых результатов, ес-ли учитель не сможет очаровать взрослых и детей, заразить их своей энерги-ей.
Особые навыки умения учителя петь, танцевать, выразительно расска-зывать, рассказывать стихи, шить, вязать, выращивать растения, изготавли-вать игрушки из отходов, показывать кукольный театр и т.д. Чем более спе-цифичны навыки в арсенале учителя, тем интереснее и более значимым в жизни детей в дошкольных учреждениях.
Педагог, которого много, восхищение и гордость учеников. Они хотят подражать ему, стараясь больше учиться.
Таким образом, современная система дошкольного образования раз-вивается как открытая, изменчивая, ориентированная на предоставление ка-чественных образовательных услуг семьям с дошкольниками. На первый план выходит проблема обеспечения новых подходов к организации педаго-гической деятельности детского сада, его взаимодействия с семьей и началь-ной школой, акцент сделан на эффективности процессов социализации, инди-видуализации развития личности дошкольника.
В связи с этим возрастает потребность в учителе-профессионале, спо-собном соответствовать изменяющимся социально-экономическим условиям, общей ситуации в системе образования, принимать собственные ответствен-ные решения и прогнозировать их возможные последствия, способные к со-трудничеству. Учитель, характеризуется мобильностью, динамизмом. В пе-риод развития общества требования к любой форме социальной деятельно-сти всегда связаны с культурой.
Высокий уровень культуры является необходимым условием эффек-тивности любой работы, особенно преподавательской. Профессионально-педагогическая культура преподавателя ДОУ во многом определяется уров-нем образования, стремлением к самосовершенствованию в условиях про-фессиональной деятельности.