Технологические основы социально-культурной деятельности Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Повышение эффективности социально-культурной деятельности, как результат использования инновационных технологий

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ 4
1.1. Классификация видов технологий в организации СКД в учреждениях культуры 4
1.2. Инновационные технологии как результат повышения эффективности в учреждениях культуры 8
ГЛАВА 2. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ МБУК «ЦКИД» Г. КУРОВСКОЕ 14
2.1. Анализ использования инновации в социально-культурной деятельности на примере МБУК «ЦКИД» 14
2.2. Использование современных подходов и инноваций в организации социально-культурной деятельности в работе с населением на примере квеста «Фантастические миры Ж. Верна» 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27

 

  

Введение:

 

Социокультурные технологии являются одной и важнейших средств развития личности, ее социализации. Технологизация социокультурной деятельности все активнее внедряется в практику. На социокультурные процессы и явления влияют социальные технологии, которые на основе мониторинга меняют эти процессы в заданном направлении, позволяют получать прогнозируемый результат.
Социокультурные технологии содействуют изменению качественных характеристик личности, которые способствуют развитию человека, его творческих способностей, вхождению в мир ценностей. Включенность в активную творческую деятельность оптимизирует общий уровень культуры, повышает мотивацию, способствует социализации личности.
Для социокультурных, педагогических, социальных технологий характерны одни и те же общие черты: систематичность, целенаправленность, проектируемость, оптимальность, совершенствование результата деятельности педагога, механизм реализации теории в практику социально-педагогической деятельности.
Отличительными чертами социокультурных технологий являются: воспроизводство творческих способностей и творческой активности личности; включение личности в культуротворческую, смыслотворческую деятельность; целевая направленность на решение практико-ориентированных задач и т. д.
Современная Россия находится в состоянии реформации, развития собственной экономики, решения непростых политических задач. Развитие науки и технологий приводит к кардинальным изменениям во всех областях жизнедеятельности, открывает огромные возможности, одновременно, создавая предпосылки для духовного кризиса, связанного с психологическим состоянием общества, информационной перегруженностью, высоким темпом жизни, необходимостью к быстрой адаптации, завышенными требованиями к личности, переизбытком товаров и услуг.
Модернизация и развитие инновационных технологий оказывает влияние буквально на все сферы жизни человека, видоизменяя и трансформируя их, открывая грандиозные возможности и создавая серьезные поводы для беспокойства. Необходимо комплексно изучать деструктивные воздействия информатизации на общество, искать комплексные эффективные решения.
Таким образом, объектом исследования выступает социально-культурная деятельность, а его предметом – инновации в социально-культурной деятельности.
Объект и предмет исследования определили его цель – проанализировать повышение эффективности социально-культурной деятельности, как результат использования инновационных технологий. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить классификацию видов технологий в организации СКД в учреждениях культуры;
2. Изучить инновационные технологии как результат повышения эффективности в учреждениях культуры;
3. Провести анализ использования инновации в социально-культурной деятельности на примере МБУК «ЦКИД»;
4. Изучить использование современных подходов и инноваций в организации социально-культурной деятельности в работе с населением на примере квеста «Фантастические миры Ж. Верна».
Методы исследования: анализ научной литературы, синтез, наблюдение и описание.
Вопросам социокультурной деятельности, социокультурным технологиям посвящены труды О.А. Вахромеевой [1], Ю.Б. Владимировой [2], А.Д. Жаркова [7], Т.Г. Киселевой [8], Ю.Д. Красильникова [8], Е.А. Малянова [10], А.В. Соколова [12], Н.Н. Ярошенко [15] и др. Для нашего исследования имеют значение работы о рефлексивно-оценочных [4], проектных технологиях [6], социообразовательной среде [14], а также вопросы воспитания и социализации личности [3, 9].

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В работе мы рассмотрели несколько представленных классификаций социально-культурных технологий, и несмотря на их многообразие и многозначность они все же не охватывают всю их палитру. Возможны и другие варианты разработки классификаций социально-культурных технологий, такие, как по основным видам деятельности и направлениям формирования сфер общественной жизни и др.
Таким образом, социально-культурная деятельность по существу может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации личности, социального воспитания и образования людей. Одновременно она является важнейшей функцией государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством рационального использования свободного времени различных групп населения.
Наука и практика социально-культурной деятельности не стоит на месте, находятся в постоянном развитии, и многие актуальные проблемы требуют внимания ученых и дальнейшей разработки научном плане, где необходимо разрабатывать научные концепции цели, задачи, содержание и формы социально-культурной деятельности.
Говоря о новых технологиях важно понимать, что это не всегда новые формы мероприятий, это — новый подход к праздничным событиям, новые режиссёрские и технические решения.
Появление инновационных форм организации досуга — положительная тенденция в сфере досуга, так как происходит объединение однопрофильных учреждений культуры, расширяются различные зоны отдыха, внедряются новые технологии во взаимодействие учреждений культуры, учитываются потребности и предпочтения населения. К тому же инновационные формы проведения досуга обладают большим комплексом удовлетворения потребностей молодёжи, а также помогают в самореализации и самовыражении личности посредством инновационных форм организации досуга населения.
В реальных социально-культурных явлениях и процессах альтернативные (инновационные) технологии занимают особое место. Именно они обеспечивают прогресс в различных областях культуры, образования, искусства, народных промыслов и ремесел, необратимое, направленное, закономерное изменение, модернизацию тех или иных видов социально-культурной деятельности.
При этом главным условием зарождения и развития инновационных технологий в социально-культурной феде всегда была и остается выработка максимально большого количества творческих идей.
В силу этого любая из общепринятых социально-культурных технологий, если она обладает несомненными новыми элементами и по своей направленности и характеру дополняет или изменяет в лучшую сторону традиционные подходы какой-либо своей стороной: целями, содержанием, формами и методами, отношениями и позициями участников, может претендовать на статус инновационной технологии.
Хотя с социальными инновациями человечество имело дело всегда, социально-культурная инноватика появилась сравнительно недавно, вместе с развитием и расширением социально-культурной сферы. Как и везде, в социально-культурной среде инновациям присуще свойство расширять привычные представления, часто вносить кардинальные изменения в установившийся распорядок, стиль и ритм деятельности. Это неизбежно приводит к тому, что процесс внедрения инновационных технологий в повседневную жизнь школы, клуба, телевизионного канала или театра никогда не является легким и для всех долгожданным.
Потребность в инновационной деятельности всегда появляется в связи с необходимостью внесения изменений в сложившуюся социально-культурную систему. Инновация — это всегда или почти всегда нововведение, это целенаправленное изменение, которое вносит в социально-культурную среду внедрение новых стабильных элементов. Это всегда выход за пределы известного и общепризнанного в общественной практике досуга, образования, искусства.
Применительно к социально-культурной сфере понятия «инновация», «нововведение» носят множественный характер. Сам процесс разработки и внедрения новшеств в практику выступает здесь как целенаправленная, научно обоснованная деятельность, нацеленная на изменение социально-культурной ситуации, создание новых культурных продуктов, благ и услуг, творческое развитие существующих объектов, подходов и технологий.
Инновационные технологии способствуют повышению эффективности социально-культурной деятельности. Их основу неизменно составляет наличие конкретной творческой, организационной, социально-психологической проблемы, проблемной ситуации, что служит необходимой предпосылкой для использования нестандартного, инновационного решения. Кроме того, конструктивные инновационные инициативы и технологии в сфере культуры, быта, досуга способствуют кристаллизации, самоорганизации и тесному взаимодействию заинтересованных субъектов социально-культурной деятельности — муниципальных, общественных структур, всего населения.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Классификация видов технологий в организации СКД в учреждениях культуры
Рассмотрим понятия «социально-культурная деятельность» и «социально-культурная технология».
Социально-культурная деятельность – исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс преобразования среды для организации взаимодействия социальных групп в интересах развития личности. Социально-культурная деятельность – это способ и инструментарий развития личности. П.Н. Ярошенко предлагает трактовать социально-культурную деятельность как совокупность педагогических технологий, обеспечивающих превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия .
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильникова выделяют правила социально-культурной деятельности: зависимость выбора форм, методов и средств от цели и задач реализуемого мероприятия или воспитательной акции, так как именно цель определяет механизмы; зависимость количества и характера избранных форм, методов и средств от задач воздействия в реализуемом мероприятии; зависимость реализации педагогом избранных форм, методов, средств от уровня владения методикой их применения, учета слабых и сильных сторон, применяемых механизмов; имеющиеся в распоряжении формы, методы и средства должны быть в свободном доступе и в полной исправности .
А технология – это механизм реализации теории в практику социально-педагогической деятельности, т. е. средства, формы и методы социально-культурной деятельности. А.Д. Жарков рассматривает технологию на основе анализа составляющих культурно-досуговой деятельности, выделяя «организацию» и «методику». Он считает, что понятие «технология культурно-досуговой деятельности» идентично понятию «педагогическая технология» и представляет собой целостный процесс, обусловленный единством целей, разнообразием методов, приемов, средств, форм; взаимодействием с педагогической технологией, основанным на взаимопроникновении их друг в друга .
Основу любой педагогической технологии составляют и определяют требования, предъявляемые к ней. Одно из требований – концептуальность, другое требование – антропоцентризм (обеспечивает непрерывное развитие человека в культуре через непрерывное познание его специалистом); третье требование – ситуативность (предполагает сохранение пространства авторства, творчества каждого субъекта); четвертое требование – контекстуальность (встроенность в реальный культурно-воспитательный процесс) .
Социокультурные технологии создают условия социокультурной среды, в которых органично сочетаются процессы социализации и индивидуализации. Их уникальность состоит в том, что они создают условия для достижения социализационных целей и развития индивидуальности личности как субъекта, ее творческих качеств.
В зависимости от направления, в соответствие с которым строится развитие человека, наиболее значимыми социокультурными технологиями развития личности выступают личностно-ориентированные, культуротворческие и другие технологии.
Теоретическое и практическое значение имеет выяснение содержательных характеристик социокультурных технологий личностного развития, таких как средства, формы и методы.
К традиционным средствам социокультурной деятельности относят средства идейно-эмоционального воздействия: устные (живое слово, сценическая речь), печатные (газеты, журналы, книги), наглядные (плакаты, экспонаты, живые объекты и явления), отдельными категориями выступают психологопедагогические (игры, общение и др.), искусство и самодеятельное творчество (театр, кино, хореография, музыка и др.).
К инновационным средствам, плотно вошедшим в социально-культурную деятельность, относят средства аудиовизуальной выразительности (телевидение, аудио и видео, кино, мультимедия, интернет).
Методы организации социокультурной деятельности, направленной на развитие личности, представляют собой способы и действия, обеспечивающие эффективное достижение поставленной цели.
Сотворчество, сотрудничество и обмен опытом выступают в качестве основополагающих социокультурных методов, подкрепленных традиционными для педагогической практики:
 методами познавательной деятельности (работа с источниками, обмен информацией, иллюстрация, упражнение и др.);
 воспитательными методами (убеждение, положительный пример, поощрение и др.);
 практикоориентированными методами (практическое задание, соревнование, решение проблемы, тренинг и др.).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы