Курсовая с практикой на тему Повышение эффективности реализации стратегии социально-экономического развития Нижегородской области»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы стратегического планирования развития территорий в Российской Федерации 6
1.1 Понятие и сущность территориального стратегического планирования 6
1.2 Нормативно-правовое регулирование стратегического планирования развития территорий 9
1.3 Методы оценки эффективности стратегического планирования развития территорий 11
Глава 2. Особенности реализации стратегии социально-экономического развития Нижегородской области 14
2.1 Анализ стратегии социально-экономического развития Нижегородской области 14
2.2 Оценка эффективности реализации стратегии социально-экономического развития Нижегородской области 18
2.3 Проблемы реализации стратегии социально-экономического развития Нижегородской области 23
Глава 3. Рекомендации по повышению эффективности реализации стратегии социально-экономического развития Нижегородской области 26
3.1 Определение ключевых направлений стратегии социально-экономического развития Нижегородской области 26
3.2 Мероприятия по совершенствованию стратегии социально-экономического развития Нижегородской области 29
3.3 Прогнозная оценка эффективности реализации предложенных мероприятий 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
Введение:
Стратегическое планирование социально-экономического развития территорий предполагает системные решения, включающие разработку документов, механизма реализации, оценку достижений целевых приоритетов, актуальных для субъектов РФ. В литературе по стратегическому планированию представлены различные концепции оценки стратегической социально-экономической политики региона, учитывающие особенности стратегических приоритетов регионов от этапа разработки до уровня практических мер и мероприятий. Реальное качественное продвижение в направлении реализации стратегий территорий обеспечивается применением в государственном управлении принципов преемственности и сопряженности долгосрочных, среднесрочных и оперативных решений органов власти в «коридоре» намеченных индикаторов развития; количественно сбалансированной декомпозиции показателей задач и программных мер, перманентного мониторинга исполнительской и управленческой результативности государственных структур.
Экономическое развитие регионов федеративных государств, в контексте взаимоотношений центра и территорий, реализуется в разных форматах управления: независимое формирование долгосрочной региональной политики или развитие территорий при непосредственном и активном федеральном участии. Любой вариант развития предполагает необходимость разработки стратегии социально-экономического развития и оценки ее результативности, анализа адекватности целей и индикативных показателей (с позиции актуальности для территорий), коррелированности программных мер, оптимальности распределения ресурсов бюджета.
В стратегическом управлении развитием регионов наименее разработаны процедуры реализации экономической политики, а именно: сопряженности среднесрочного (индикативный период 3-6 лет) и долгосрочного (более 12 лет) компонентов. Опыт развивающихся федеративных стран, имеющих сложную территориальную структуру, в частности России, показывает, что наиболее проблемным является соблюдение взаимодополняемости инструментов средне- и долгосрочного действия, а именно: трехлетних программ (как основного формата реализации среднесрочной политики, определяемого периодом бюджетного планирования) и принятых в стратегиях социально-экономического развития субъектов РФ пакета обеспечивающих мер.
Применительно к Нижегородской области актуальность темы усиливается в связи с тем, что 2019-й стал годом старта реализации региональной Стратегии социально-экономического развития – документа определившего ключевые направления стратегического развития территории, обозначившей инновационную высокотехнологичную промышленность ведущей отраслевой специализацией области. Высокие технологии должны укрепиться во всех сферах жизни региона.
Особенности стратегического планирования территорий проанализированы в работах таких исследователей как Абалкин Л.И., Азашиков Г.Х., Алешин С.М., Воронин А.Г., Львов Д.С., Минченко М.М., Матеюк В.И., Сенчагов В.К., Сычев Н.Г., Точильников Г.М. Среди зарубежных ученых следует выделить взгляды Р.Д. Блэкуэлла, П.У. Миниарда, Р. Масгрейва, Д.С. Мюллера, В. Пирса, П. Самуэльсона и др.
Объектом исследования выступила Нижегородская область. Предметом исследования послужила эффективность реализации стратегии социально-экономического развития Нижегородской области.
Цель данной работы – разработка предложений по повышению эффективности реализации стратегии социально-экономического развития Нижегородской области.
Задачи исследования:
раскрыть понятие и сущность территориального стратегического планирования;
осветить особенности нормативно-правового регулирования стратегического планирования развития территорий;
описать и проанализировать предлагаемые в литературе методы оценки эффективности стратегического планирования развития территорий;
дать характеристику стратегии социально-экономического развития Нижегородской области; привести оценку эффективности реализации стратегии социально-экономического развития Нижегородской области;
проанализировать проблемы реализации стратегии социально-экономического развития Нижегородской области; определить ключевые направления стратегии социально-экономического развития Нижегородской области;
разработать мероприятия по совершенствованию стратегии социально-экономического развития Нижегородской области; дать прогнозную оценку эффективности реализации предложенных мероприятий.
Методологическую основу исследования составила совокупность приемов и способов познания, применение различных методических подходов и методов исследования (факторного, системного, причинно-следственного).
Информационной базой исследования послужили законодательные акты, правовые, нормативно-справочные и научно-публицистические материалы по рассматриваемой теме. Информационно-эмпирической базой выступили материалы Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, г. Нижнего Новгорода.
Практическая значимость проведенного исследования определяется возможностью использования выводов и рекомендаций для решения методологических и организационных задач совершенствования планирования стратегического развития Нижегородской области.
В соответствии с поставленной целью и задачами была определена следующая структура работы: введение, три главы, включающие 9 параграфов, заключение и список использованной литературы.
Заключение:
Стратегический подход к развитию региональной экономики – неотъемлемый атрибут повышения конкурентоспособности территории. Использование процедур стратегического планирования территорий при определении вектора развития региональной экономики способно наиболее эффективным образом распределить имеющиеся ограниченные ресурсы для обеспечения конкурентоспособности территории.
Наличие единого видения, подкрепленного механизмом реализации, базирующимся на системе конкретных мероприятий, устранит отраслевую рассогласованность экономического комплекса и сведет на нет борьбу за ресурсы, которая была в отсутствие единой цели. Формирование стратегической доктрины способно запустить процесс инициативы в отраслях народного хозяйства за счет конструировании целостной картины.
Цель данной работы – оценка региональной политики на основе документов стратегического планирования Нижегородской области, а также текущей деятельности органов власти по ее реализации за предыдущий период, выявление недостатков в системе оценки реальных итогов программных мер, отклонения и непоследовательность в расстановке приоритетов, что, при прочих равных условиях, является следствием нарушений комплексности механизма реализации долгосрочной социально-экономической политики, принципа взаимодополняемости оперативных, среднесрочных и стратегических приоритетов, системности методики оценки политики стратегирования развития территории – была достигнута, задачи реализованы.
В результате проведенного исследования была проанализирована Стратегия-2035, применены предлагаемые в литературе подходы к оценке ее основных направлений, выделены мероприятия по их реализации, основные перспективы совершенствования на основе имеющихся ресурсов.
Относительно модернизации имеющейся Стратегии-2035 было предложено использовать передовую площадку IT-технологий для развития различных городских сфер. Передовые технологии помогут реализации выделенных в Стратегии-2035 основных направлений в защите экологии (популяризация электромобилей, доступные горожанам и туристам велосипеды, переоборудованная система городского транспорта, новые системы сбора мусора), в информировании граждан (множество приложений, удобный сайт, курсы повышения технической грамотности), в улучшении городской экономики (экономия благодаря технологии интеллектуального водоснабжения; увеличение прибыли от оплаты парковки благодаря системе интеллектуального управления парковкой; новые рабочие места). Кроме того, все вышесказанное улучшает условия жизни горожан и привлекает туристов. Нельзя отрицать и тот факт, что выход на передовой уровень развития технического оснащения города благоприятно влияет на имидж территории.
Фрагмент текста работы:
Проблемными зонами процесса трансляции долгосрочных ориентиров в «скользящую» (через корректировки, уточнения, изменения) среднесрочную политику с сохранением преемственности целей и приоритетов являются следующие:
1) отсутствие конкуренции среднесрочных программ и их ранжирования по критериям бюджетной эффективности и экономической результативности с последующим перераспределением средств без потери темпа в решении оперативных и стратегических задач;
2) несогласованная, в контексте стратегических целей, декомпозиция индикаторов стратегических приоритетов в структуру параметров государственных программ;
3) отсутствие в методике оценки эффективности деятельности органов власти позиций, связанных с результатами мониторинга и степени реализации индикаторов, реализуемых стратегий.
Возможные направления нейтрализации перечисленных проблем авторам видятся в применении комплексной системы оценки реализации Стратегий развития субъектов РФ в режиме мониторинга взаимосвязанных результатов в стратегическом, текущем и оперативном плане. В целом процедуры оценивания в государственном секторе являются достаточно разработанной проблемой в зарубежной экономической науке как с позиции определения результативности функционирования органов власти (А. Афонсо, Дж.М. Кордеро, Ф.Р. Форсунда и др.), так и с позиции исследования влияния качества управленческих решений на сдвиги в социально-экономических параметрах территорий (Дж. Фурубо и Р. Рист, Б. Перре, К. Поллитт, К. Морс и Р. Страйк, Г. Хатри).
Среди отечественных ученых дискуссия относительно содержания и роли оценки в государственном секторе активизировалась с принятием Федерального закона №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 г., в соответствии с которым механизмы мониторинга и контроля являются обязательными для повышения эффективности планирования, но их реальные каналы и содержательные компоненты пока институционально не определены. При этом выбор контрольно-аналитических инструментов и алгоритма оценки Стратегий находится в зоне ответственности субъектов РФ, что обеспечивает региональным органам власти широкие возможности для адаптации существующих в экономических публикациях методик оценки региональной политики к специфике конкретных социально-экономических условий территорий. Стратегия развития субъектов РФ, по мнению специалистов Института региональных исследований и городского планирования НИУ «Высшая школа экономики», определяет необходимость интегральной оценки стратегических документов с точки зрения их влияния на процесс управления социально-экономическим развитием региона [18, с. 178-196]. Аналогичной позиции придерживаются Н.В. Морозова и Н.В. Бондаренко: необходимо усиление взаимосвязи и согласованности между долгосрочными приоритетами развития и мерами среднесрочной и краткосрочной социально-экономической политики при анализе итогов реализации стратегий [17]. Практически во всех органах исполнительной власти определены подразделения с функциями стратегического планирования. Специализированные департаменты и отделы в органе исполнительной власти, реализующие функции в сфере стратегического планирования, образованы, 26 соответственно, в 38 и 41% субъектов РФ. В 38% случаев функции стратегического планирования распределены по различным подразделениям министерств или комитетов (рис. 1).