Курсовая с практикой на тему Повести Белкина» А.С. Пушкина в нравственном аспекте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ОБЗОР ПРОИЗВЕДЕНИЯ А.С.
ПУШКИНА «ПОВЕСТИ БЕЛКИНА»: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И УНИКАЛЬНОСТЬ СЮЖЕТНЫХ ЛИНИЙ. 5
1.1. Особенности повествования цикла рассказов А.С.
Пушкина «Повести Белкина» 5
1.2 Характеристика героев «Повести Белкина». 12
2. ТЕМА НРАВСТВЕННОСТИ И
УСЛОВИЙ В ПРОИЗВЕДЕНИИ А.С. ПУШКИНА «ПОВЕСТИ БЕЛКИНА». 17
2.1. Образы рассказчиков в «Повестях Белкина» как
нравственный идеализм. 17
2.2. Нравственный аспект в цикле рассказов «Повести
Белкина» А.С. Пушкина 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 36
Введение:
Диапазон событий и их многообразие
характерны для А. С. Пушкина в его прозе. Как прозаик Пушкин в конце октября
1831 года создал сборник «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Повести
Белкина» — первое законченное произведение пушкинской прозы.
Оригинальность «Повестей Белкина» в том,
что Пушкин открыл в них простой и оригинальный подход к жизни. Реалистичный
метод прозы Пушкина развивался в условиях, требующих особого контраста с традиционными
рассказами сентиментальных и романтических жанров, которые занимали
доминирующее положение в прозе этого периода.
Это сказалось на желании Пушкина
изобразить жизнь так, как он нашел ее на практике, объективно отразить ее
типичные стороны, создать образы простых людей своего времени. Ссылка на жизни
местного среднего дворянства («Метель», «Барышня-крестьянка»), военные («Выстрел»),
внимание к судьбе мученика низшего класса («Станционный смотритель»), а в конце
к жизни мелких московских ремесленников («Гробовщик») четко отражают это
желание в «Повестях Белкина». Воссоздавая жизнь своих уникальных героев, Пушкин
не украшает ее и не скрывает страниц, с которыми сложно иметь дело. В качестве
средства критики действительности поэт выбирает иронию.
«Повести Белкина» интересны
исследователям своей художественной техникой — повествованием от имени
вымышленного рассказчика.
Цель исследования – анализ нравственного
содержания цикла рассказов А.С. Пушкина «Повести Белкина».
Для достижения цели поставлены следующие
исследовательские задачи:
1) исследовать характерные черты и
особенности повествования в «Повестях Белкина» А.С. Пушкина;
2) дать краткую характеристику образов
героев «Повестей Белкина»;
3) выявить специфику образа рассказчика,
его место и положение в тексте «Повестях Белкина»;
4) выявить нравственный аспект в
повествовании и образах героев «Повестей Белкина» А.С. Пушкина.
Предметом исследования является
специфичность прозы А.С. Пушкина.
Предметом исследования является система
образов и ситуаций в «Повестях Белкина».
Методы исследования:
историко-литературные и структурно-семантические.
Заключение:
«Повести Ивана Петровича Белкина» до сих пор остаются загадкой.
Всегда считавшиеся «простыми», они стали объектом постоянной интерпретации и
заслужили репутацию загадки. Одна из загадок «Повестей Белкина» состоит в том,
что рассказчик убегает, нигде не оказывается, лишь изредка раскрывается.
Рассказы должны были убедить в правдивости изображения русской
жизни с помощью документального формата, ссылки на свидетелей и очевидцев, а
главное, рассказа, доверенного Белкину. Проблема Белкина разделила
исследователей на два лагеря: в одном отрицается художественная реальность
Белкина, в другом — признается. Иван Петрович Белкин, «автор» рассказов — это
колебание между призраком и лицом; это литературная игра; это лицо и персонаж,
но не персонаж в «теле», не рассказчик со словом и голосом.
В своих рассказах Пушкин обращается к наиболее распространенной
форме прозаического повествования того времени, включающей не только прямую
картину событий, но и рассказ об этих событиях. Эта форма, связанная с устным
повествованием, предполагает конкретного рассказчика, совпадает ли он с автором
или не называет его в самом произведении. То, что Пушкин в предисловии к
«рассказам Белкина» относит каждый из них к определенному рассказчику, является
своеобразной данью избранному им традиционному подходу; однако эти рассказчики
имеют в основном условное значение, которое мало влияет на построение и
характер рассказов. Только в «Выстреле» и «Станционном смотрителе» рассказ
начинается непосредственно с первого лица, которое само является свидетелем и
участником событий; композиционное решение этих рассказов осложняется тем, что
их главные герои также выступают в роли рассказчиков. В «Выстреле» это Сильвио
и граф, их истории дополняют друг друга; в «Станционном смотрителе» — Самсон
Вырин, его рассказ о трагической судьбе, начавшийся в форме прямой речи,
передан главным рассказчиком (в предисловии к рассказам Белкина он назван
титулярным советником А. Г. Н.).
В остальных трех рассказах преобладает авторское повествование:
диалог в них (как и в приведенных выше рассказах) играет незначительную роль и
является одним из второстепенных элементов описания действий и ситуаций героев,
при необходимости сопровождаемых речью условного рассказчика и подчиненных ему.
Диалог у молодой крестьянки более самостоятельный, но и здесь он не является
прямым способом изображения событий. Однако, сохраняя этот традиционный тип
повествования, Пушкин, в отличие от других писателей, способствующих вовлечению
автора в сюжет, его субъективной окраске, здесь стремится к объективности в
рассказе о событиях, составляющих сюжет его рассказов. Это, в свою очередь,
влияет на характер этих сюжетов.
Новый образ, который Пушкин ввел в русскую литературу, образ жизни
в различных сферах общества, был той социальной особенностью среды, которая
определяла своеобразие героев.
Фрагмент текста работы:
1. ОБЗОР ПРОИЗВЕДЕНИЯ
А.С. ПУШКИНА «ПОВЕСТИ БЕЛКИНА»: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И УНИКАЛЬНОСТЬ СЮЖЕТНЫХ ЛИНИЙ.
1.1. Особенности повествования цикла рассказов А.С. Пушкина «Повести
Белкина»
Осенью 1830 года на последней странице рукописи «Гробовщик» Пушкин
составил список из пяти имен: «Гробовщик. Крестьянка. Смотритель. Самоубийца.
Записки пожилого» Б. В. Томашевский считал, что за «записками старика»
скрывались «записки юноши», иными словами, при составлении списка Пушкин
намеревался осуществить давнюю задумку «записок» в рамках намеченного сборника[1].
Задавая композицию сборника, Пушкин еще раз коснулся темы «Смотрителя»,
составил план этого произведения в левой части списка и, возможно, в то время
отмечал названия «Барышня-крестьянка» и «Самоубийца» вертикальными штрихами,
поэтому можно предположить, что после «Смотрителя» эти планы были впереди.
Когда рассказ о смотрителе был закончен, поэт снова вернулся к списку,
перечеркнул названия двух законченных рассказов прямо, а линию перед пунктом «Самоубийство»
прочертил горизонтально.
Других сведений об идее рассказа «Самоубийство» нет. Ю. Г. Оксман
считал, что название соответствует плану «Выстрела». Однако, если вдуматься, то
это дает возможность высказать вышеупомянутые гипотезы о характере той связи,
которая была использована между созданием «Смотрителя» и отказом Пушкина от
намерения включить в сборник рассказ о самоубийце.
Кроме того, Б. В. Томашевский написал первый очерк биографии
автора рукописи «достойного внимания» Петра Ивановича Д. (прототип будущего И.
П. Белкина)[2]. Его
биография переведена в форму письма от друга покойного. На этом основании
Томашевский полагает, что идея «Повестей Белкина» могла возникнуть осенью 1829
года[3].
Впервые в этих пушкинских рассказах воссоздан облик России в ее
сложном социальном многообразии, в различных взглядах, выраженных не в рамках
привычных нравственно-эстетических критериев дворянской культуры, а в раскрытии
процессов, происходящих за фасадом этой культуры. Как Н. Берковский отмечает,
что «Повести Белкина», хотя и не прямо и далеко, имеют дело с провинциальной,
невидимой массой России и массовым человеком в ней с его обычными человеческими
правами[4].
Главное, что ново в рассказах, — это образ героев. За судьбами отдельных
персонажей пушкинских рассказов стоит Россия того времени, ее жизнь и острые
противоречия между разными слоями.
В «Повестях Белкина» Пушкин отказался от «особого»,
интеллектуального героя и связанных с ним приемов повествования, а вместо этого
открыл возможности простой и бесконечно сложной формы повествования о «средних»
людях и событиях их личной жизни.
Великим открытием стало введение в «новеллы» Белкина
образа простого, неудачливого рассказчика, который, несмотря на свое нежелание
прославиться как писатель, ограничивается написанием на бумаге определенных «житейских
историй». [1] Афанасьев Э.С. "Повести Белкина" А.С. Пушкина: ироническая
проза // Русская литература. – 2000. – № 2. [2] Виноградов В.В. Стиль Пушкина. — М., 1999. [3] Виноградов В.В. О языке художественной литературы. — М., 1959. [4] Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. – М., 1959.