Курсовая с практикой Гуманитарные науки Литература

Курсовая с практикой на тему Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» в прочтении отечественного изобразительного искусства

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЛЛЮСТРИРОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТЕКСТОВ 4
1.1 Книжная иллюстрация как историко-культурный и эстетический феномен 4
1.2 Способы иллюстрирования литературного текста 7
1.3 Прочтение иллюстраций литературного произведения 14
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ИЛЛЮСТРИРОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Н. В. ГОГОЛЯ «ТАРАС БУЛЬБА» В XIX-XXI ВЕКАХ 18
2.1 Иллюстрации Е. А. Кибрика к повести «Тарас Бульба» 18
2.2 Иллюстрации А. М. Герасимова к повести «Тарас Бульба» 23
2.3 Иллюстрации П. П. Соколова к повести «Тарас Бульба» 26
Глава 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Список литературы: 44

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЛЛЮСТРИРОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТЕКСТОВ

1.1 Книжная иллюстрация как историко-культурный и эстетический феномен

Одной из увлекательнейших задач, стоящих перед литературоведческой и искусствоведческой мыслью, является создание синтетической всеобщей истории искусств. В этом труде художественная литература, театр, кино и музыка должны будут занять равноправное место наряду с живописью, скульптурой и архитектурой. [12]
Что касается художественной иллюстрации как таковой, то она является одной из форм творческого содружества между изобразительным искусством и литературой. Речь идет, конечно, не о такой иллюстрации, которая служит лишь чисто внешним переводом основных сюжетных ситуаций произведения, не затрагивающих его идейно-художественной сущности и не помогает раскрытию его образного строя. Художественная иллюстрация должна отличаться глубиной и простором творческого проникновения в самую суть литературных образов.
Писатель и художник способны воспринимать настроения своего времени, интуитивно предусмотреть назревающие трансформации. Свое видение они передают и через композицию литературного произведения, и через цветовую гамму или графическое исполнение иллюстраций. Смысл любого произведения часто раскрывается именно благодаря слиянию литературы и изобразительного искусства. Однако в наше время эти два вида творчества в большинстве случаев рассматриваются как самостоятельные формы представления идей и образов той или иной эпохи.
Со времен палеолита слово и изображение было одним и тем же, тогда и произошло зарождение искусства. У людей появилась необходимость передачи образов, информации, они писали посредством картинок – нам хорошо знакомы пещерная наскальная живопись, рисунки на камне, папирусе, раковинах, украшение предметов быта, античные рисунки и фрески.
В Средневековье слияния изображения и слова исчезает, и иллюстрации становятся необходимыми. Средневековые книги начинают иллюстрироваться. Появились масляные краски. В рисунках стали передаваться внешние очертания предметов, объем предметов и фигур. В одной композиции художники научились передавать целые рассказы. На смену папирусу пришёл пергамент, вместо палочек для письма люди освоили птичьи перья. В это время расцветает искусство миниатюры. Миниатюры стали иллюстрациями для книг, в основном это религиозные и исторические книги. Рукописные книги были особой ценность, потому что на их написание и оформление уходили годы.
В эпоху Возрождения намечается отход от слова как единственно возможной трактовки содержания и истины. Например, пейзаж как жанр, наиболее свободный от текста, начал появляться только в эпоху Возрождения, тогда же начали появляться портреты, которые не содержат в себе истории текста. Художник стал значимым в обществе, они воспринимались как профессионалы, как ученые, как философы. Художники освоили трёхмерный объём, изучили пропорции. Живопись стала приближена к действительности, достоверности и жизненности. Художники стали придавать основную роль не форме и рисунку, а цвету и игре цвета с тенью. Изображая природу, они научились передавать её порывы, её движение, её переменчивость, её плавное течение. Передавая красоту женского тела, они обращали внимания не на соответствие форм и пропорций, а на описание живого и чувствующего тела.
В живопись Нового времени приходит психологический момент, а также эстетика ради эстетики, красота ради красоты — живопись не ориентируется на текст, изображения требуют текстовой интерпретации, а не наоборот. Это время расцвета стилей барокко и классицизма. Барокко описывает страдания человека с добавлением красок ужаса. В стиле барокко жизнь и наслаждения переплетаются с ужасом смерти, неизбежностью «страшного суда», бренности бытия, дисгармонии жизни. В иллюстрациях доминирует игра цвета, света, тени, появляется открытый мазок. Классицизм же выражал стремление к красивой гармоничной жизни и выступал против изображения в искусстве безобразных, дисгармоничных предметов. Классицизм направлял на высокие нравственные идеалы, на воспитание личности, приносящей пользу обществу.
XX век — век создания образа с помощью визуального искусства, окончательно текст и иллюстрация отдаляются друг от друга. Живопись этого столетия отличается разнообразием, нахождением новых форм, появлению новых течений, то есть авангардизм, к которому относятся многие стили с совершенно разными характерами. Век был насыщен событиями, которые вносили изменения в изобразительное искусство, — технический прогресс, войны и конфликты в обществе, смена социального строя и страдания простых людей, противоречия между наукой и духовностью, новое мышление. В конце века появились новые технологии – компьютерная графика, фотография, цифровые средства, но интерес к классической живописи не исчез.
XXI век — век превосходства изображения по сравнению с текстом: комиксы, клипы, социальные сети и другие. Культурно-историческое наследие распознается уже не в тексте, а в живописи. Признается не просто поиск идей изображения, а возможность создания их. Иллюстрации обеспечивают яркость, выразительность, индивидуальность и начали заменять сам текст. Картинка стала заменой текста, а значит, и заменой смысла, навязыванием его (реклама). Художники смешивают стили.
Резкие изменения в системе научных и технических представлений общества происходят в истории человеческой культуры часто. Однако наступают моменты, когда эти перемены получают столь всеохватывающий характер, что следствием их становится полная перемена всего образа жизни людей и всех их культурных представлений. Такие периоды принято называть научно-техническими революциями. [9]
Очень важна эстетическая функция, которая предусматривает, что оформление книги будет отличаться не только качеством подготовки художником оригинала, но и качественным исполнением. Иллюстрации книжного издания помогают передать единое целое всей книги и формируют эстетику. Именно слаженность всех элементов книжного издания, соотношение пропорций, выразительность являются главной особенностью современного художественного оформления книги.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы