Курсовая с практикой на тему Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» в прочтении отечественного изобразительного искусства
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЛЛЮСТРИРОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТЕКСТОВ 4
1.1 Книжная иллюстрация как историко-культурный и эстетический феномен 4
1.2 Способы иллюстрирования литературного текста 7
1.3 Прочтение иллюстраций литературного произведения 14
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ИЛЛЮСТРИРОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Н. В. ГОГОЛЯ «ТАРАС БУЛЬБА» В XIX-XXI ВЕКАХ 18
2.1 Иллюстрации Е. А. Кибрика к повести «Тарас Бульба» 18
2.2 Иллюстрации А. М. Герасимова к повести «Тарас Бульба» 23
2.3 Иллюстрации П. П. Соколова к повести «Тарас Бульба» 26
Глава 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Список литературы: 44
Фрагмент текста работы:
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЛЛЮСТРИРОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТЕКСТОВ
1.1 Книжная иллюстрация как историко-культурный и эстетический феномен
Одной из увлекательнейших задач, стоящих перед литературоведческой и искусствоведческой мыслью, является создание синтетической всеобщей истории искусств. В этом труде художественная литература, театр, кино и музыка должны будут занять равноправное место наряду с живописью, скульптурой и архитектурой. [12]
Что касается художественной иллюстрации как таковой, то она является одной из форм творческого содружества между изобразительным искусством и литературой. Речь идет, конечно, не о такой иллюстрации, которая служит лишь чисто внешним переводом основных сюжетных ситуаций произведения, не затрагивающих его идейно-художественной сущности и не помогает раскрытию его образного строя. Художественная иллюстрация должна отличаться глубиной и простором творческого проникновения в самую суть литературных образов.
Писатель и художник способны воспринимать настроения своего времени, интуитивно предусмотреть назревающие трансформации. Свое видение они передают и через композицию литературного произведения, и через цветовую гамму или графическое исполнение иллюстраций. Смысл любого произведения часто раскрывается именно благодаря слиянию литературы и изобразительного искусства. Однако в наше время эти два вида творчества в большинстве случаев рассматриваются как самостоятельные формы представления идей и образов той или иной эпохи.
Со времен палеолита слово и изображение было одним и тем же, тогда и произошло зарождение искусства. У людей появилась необходимость передачи образов, информации, они писали посредством картинок – нам хорошо знакомы пещерная наскальная живопись, рисунки на камне, папирусе, раковинах, украшение предметов быта, античные рисунки и фрески.
В Средневековье слияния изображения и слова исчезает, и иллюстрации становятся необходимыми. Средневековые книги начинают иллюстрироваться. Появились масляные краски. В рисунках стали передаваться внешние очертания предметов, объем предметов и фигур. В одной композиции художники научились передавать целые рассказы. На смену папирусу пришёл пергамент, вместо палочек для письма люди освоили птичьи перья. В это время расцветает искусство миниатюры. Миниатюры стали иллюстрациями для книг, в основном это религиозные и исторические книги. Рукописные книги были особой ценность, потому что на их написание и оформление уходили годы.
В эпоху Возрождения намечается отход от слова как единственно возможной трактовки содержания и истины. Например, пейзаж как жанр, наиболее свободный от текста, начал появляться только в эпоху Возрождения, тогда же начали появляться портреты, которые не содержат в себе истории текста. Художник стал значимым в обществе, они воспринимались как профессионалы, как ученые, как философы. Художники освоили трёхмерный объём, изучили пропорции. Живопись стала приближена к действительности, достоверности и жизненности. Художники стали придавать основную роль не форме и рисунку, а цвету и игре цвета с тенью. Изображая природу, они научились передавать её порывы, её движение, её переменчивость, её плавное течение. Передавая красоту женского тела, они обращали внимания не на соответствие форм и пропорций, а на описание живого и чувствующего тела.
В живопись Нового времени приходит психологический момент, а также эстетика ради эстетики, красота ради красоты — живопись не ориентируется на текст, изображения требуют текстовой интерпретации, а не наоборот. Это время расцвета стилей барокко и классицизма. Барокко описывает страдания человека с добавлением красок ужаса. В стиле барокко жизнь и наслаждения переплетаются с ужасом смерти, неизбежностью «страшного суда», бренности бытия, дисгармонии жизни. В иллюстрациях доминирует игра цвета, света, тени, появляется открытый мазок. Классицизм же выражал стремление к красивой гармоничной жизни и выступал против изображения в искусстве безобразных, дисгармоничных предметов. Классицизм направлял на высокие нравственные идеалы, на воспитание личности, приносящей пользу обществу.
XX век — век создания образа с помощью визуального искусства, окончательно текст и иллюстрация отдаляются друг от друга. Живопись этого столетия отличается разнообразием, нахождением новых форм, появлению новых течений, то есть авангардизм, к которому относятся многие стили с совершенно разными характерами. Век был насыщен событиями, которые вносили изменения в изобразительное искусство, — технический прогресс, войны и конфликты в обществе, смена социального строя и страдания простых людей, противоречия между наукой и духовностью, новое мышление. В конце века появились новые технологии – компьютерная графика, фотография, цифровые средства, но интерес к классической живописи не исчез.
XXI век — век превосходства изображения по сравнению с текстом: комиксы, клипы, социальные сети и другие. Культурно-историческое наследие распознается уже не в тексте, а в живописи. Признается не просто поиск идей изображения, а возможность создания их. Иллюстрации обеспечивают яркость, выразительность, индивидуальность и начали заменять сам текст. Картинка стала заменой текста, а значит, и заменой смысла, навязыванием его (реклама). Художники смешивают стили.
Резкие изменения в системе научных и технических представлений общества происходят в истории человеческой культуры часто. Однако наступают моменты, когда эти перемены получают столь всеохватывающий характер, что следствием их становится полная перемена всего образа жизни людей и всех их культурных представлений. Такие периоды принято называть научно-техническими революциями. [9]
Очень важна эстетическая функция, которая предусматривает, что оформление книги будет отличаться не только качеством подготовки художником оригинала, но и качественным исполнением. Иллюстрации книжного издания помогают передать единое целое всей книги и формируют эстетику. Именно слаженность всех элементов книжного издания, соотношение пропорций, выразительность являются главной особенностью современного художественного оформления книги.