История зарубежной литературы Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему «Повесть Флобера «Простая душа». К проблеме положительного героя в творчестве писателя»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

1.   История замысла повести «Простая душа». 4

2.   Гюстав Флобер и Жорж Санд. 7

3.   «Простая душа» в контексте творчества
Флобера. 10

3.1.   Катрин
Леру как прототип героини «Простой души». 12

3.2 Система
образов в произведении «Простая душа». 14

3.3.   Фелиситэ
как воплощение авторского этического идеала. 19

Заключение. 25

Список литературы… 26

  

Введение:

 

Тема выбранной
работы актуальна прежде всего тем, что в ней даётся характеристика
положительного героя на примере написанной писателем повести «Простая душа».
Произведения Гюстава Флобера на протяжении нескольких столетий вызывают
огромный интерес как у исследователей- литературоведов, так и у просто
читателей. Однако произведения всегда воспринимались неоднозначно. Первым
критиком писателя стал его современник Жан Поль Сартр. В своей работе «Идиот в
семье: Г. Флобер от 1821 до 1857»[1] он даёт
критическую оценку психологическому становлению писателя с самого детства.
Однако известные литературоведы очень высоко ценили труды Флобера. Б. Г. Реизов
в работе «Французский роман 19 века[2]»
анализирует эстетический метод писателя и исследует его влияние на развитие
мировой литературы. Психологии героев произведений Флобера посвятили свои
работы С. Брахман, С. Зенкин, А. Пузиков. Все авторы дают высокую оценку
художественной ценности произведений Флобера. Андре Моруа в труде «Литературные
портреты»[3]
исследует творчество Флобера, пытаясь понять внутренний мир автора. Однако тема
положительного героя в творчестве Гюстава Флобера освещена недостаточно. И это
можно объяснить особенностью взгляда на литературу и творчество самого автора –
Гюстава Флобера.

Период второй
половины девятнадцатого века во Франции характеризовался борьбой буржуазии со
старым феодальным миром. Эта борьба закончилась утверждением господства
капиталистических отношений в стране. С малых лет Г. Флобер был талантлив и
чувствовал фальшь, двойственность мира, в котором вынужден жить. Позднее его
чувства проявятся в творчестве и станут главной особенностью мировосприятия
писателя. Именно отсюда у писателя, с одной стороны, «порывы ко всему
высокому», с другой же стороны, ненависть ко всему фальшивому. Но и в более
поздние годы он по-прежнему оставался верен своим юношеским идеалам: «Две вещи
поддерживают меня – любовь к Литературе и ненависть к Буржуа[4]».  Жизнь сделала его холодным скептиком, не
верящим в счастье на земле, но свои духовные ценности он готов был отстаивать
до конца. В сороковые годы девятнадцатого века на взгляды Г. Флобера повлияло
модное тогда учение Спинозы. Оно оказалось близким внутреннему миру писателя, и
он окончательно приобрёл уверенность в том, что всякое социальное обустройство
общества не имеет никакого смысла. Писатель не принял революцию 1848 года и не
верил ни в одно общественное движение Франции. Может быть, поэтому в его произведениях
такая ненависть к социальной жизни современников, к тому укладу, который
уродует всё человеческое в человеке. Может быть, потому н мало положительных
образов в творчестве Гюстава Флобера.

Структура работы построена достаточно просто: от замысла повести «Простая душа», на который
оказала влияние Жорж Санд, к анализу прототипа героини повести. Сравнивая
образы повести, можно сделать вывод о систематизации образов в произведении и о
положительном образе героя в представлении Гюстава Флобера. Таким образом,
целью работы является определение авторского этического идеала в творчестве
Гюстава Флобера на примере повести «Простая душа».

Задачи же
данной работы следующие: систематизация сведений о замысле написания повести
«Простая душа», определение места повести в контексте творчества Г. Флобера,
характеристика положительного образа Фелиситэ в творчестве Г. Флобера. [1] Сартр, Жан Поль (1905-1980.). Идиот
в семье: Г. Флобер от 1821 до 1857. —  СПб.: Алетейя, 1998. — 646 с. [2] Реизов Б.Г. Творчество Флобера. –
Москва: Гослитиздат, 1955. – 522 с. [3]Моруа Андре. Литературные портреты.
[Электронный ресурс]. —  Режим доступа. http://lib.ru/MORUA/portrait.txt/
(дата обращения – 12.06.2021). [4]Соловьёва Н. А. История зарубежной
литературы 19 века. [Электронный ресурс]. —  Режим доступа http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/izl-hih-soloveva/35-flober.htm/ (дата
обращения – 12.06.2021).

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Повесть Гюстава Флобера
очень отличается по стилю написания от всех предыдущих работ автора. После
выхода в печать читатели были поражены особой чувствительностью повести. Во
Франции успех «Простой души» был небывалым для Флобера. Через несколько лет
повесть поразила Горького, который так описал свое впечатление от этой «очень
печальной и очень серьезной», по словам самого Флобера, истории: «Помню
«Простое сердце» Флобера я читал в Троицын день, вечером, сидя на крыше сарая,
куда залез, чтобы спрятаться от празднично настроенных людей. Я был совершенно
изумлен рассказом, точно оглох, ослеп, — шумный весенний праздник заслонила
передо мной фигура обыкновенной бабы, кухарки, которая не совершила никаких
подвигов, никаких преступлений. Трудно было понять, почему простые, знакомые
мне слова, уложенные человеком в рассказ о «неинтересной» жизни кухарки, так
взволновали меня. В этом был скрыт непостижимый фокус и – я не выдумываю –
несколько раз, машинально и как дикарь и рассматривал страницы на свет, точно
пытаясь найти между строк разгадку фокуса»[1]. Образ
Фелиситэ действительно показан Г. Флобером удивительно трогательно. Фелиситэ
является воплощением авторского этического идеала. В работе дана попытка
доказать это утверждение с помощью анализа героев повести «Простая душа». На
фоне всей системы образов, показанных Гюставом Флобером, образ Фелиситэ
является особым. Она как-то очень незаметно является главной в этой повести о
грустных событиях распада провинциальной семьи вдовы госпожи Обен. Без Фелиситэ,
без её неустанной заботы, повесть потеряла бы всю идею, которая заключается в
том, что на таких труженицах и работягах, которые всем своим открытым сердцем
принимают чужую боль, как свою, на праведниках, смешных, наивных,
необразованных, грубых, неотёсанных, и «стоит весь мир». И без жизни этих людей
в мире очень неуютно [1] Брахман С. Творчество Флобера
[Электронный ресурс}. — Режим доступа http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/articles-fra/brahman-tvorchestvo-flobera.htm/
(дата обращения – 12.06.2021).

 

Фрагмент текста работы:

 

1. История замысла повести «Простая душа»

Повесть «Простая
душа» входит в сборник «Три повести», опубликованный Гюставом Флобером в 1877
году. Это, по сути, третья повесть этого сборника, и это единственная повесть в
этом цикле о современности. История же замысла повести была следующая.  У Гюстава Флобера была замужняя племянница
Каролина, весной 1875 года писатель решил помочь её мужу освободиться от долгов
и дал свои деньги взаймы. Однако её муж разорился вконец. Известие об этом Г.
Флобер воспринял с болью. Он пишет в письме И. С. Тургеневу о том, что его дела
совсем уже плохи в отношении денег. Да и сам он, признаётся писатель, крайне
вымотан. Ещё через месяц Флобер пишет: «Мой зять разорен. Наступают печальные
дни: нужда, унижение, жизнь, полная потрясений. После всего случившегося я
чувствую, что уже ни на что не способен. Мне уже не подняться, дорогой друг. Я
сражен наповал»[1].
Банкротство мужа племянницы обрекло Флобера на нищету. Он продает ферму в
Довиле и просит племянницу не изгонять его из Круассе. В 1879 году он доходит
до такой бедности, что соглашается принять государственную пенсию.

Писатель в то время чувствует себя морально
опустошённым. С одной стороны, это нехватка денег, с другой, полное неприятие
писателя окружающей действительности. Гюстав Флобер по-прежнему подвергает
критике буржуазное общество и не разделяет никакие взгляды на изменение его
общественного переустройства… В это время он возвращается к тому сюжету,
который его когда-то поразил в юности. Гюстав Флобер начинает работу над
«Повестью о Юлиане Милостивом». Работа эта шла нелегко, но в феврале повесть
эта была закончена. После неё Флобер берётся за создание повести «Простая
душа». Нельзя сказать, что и эта повесть давалась ему легко, в своих письмах он
вспоминает, что писал повесть с большим трудом. Достоверно известно, что
замысел повести включает явно воспоминания детства и юности писателя. Однако
назвать эту повесть созданной по мотивам воспоминаний писателя будет неверно.
Это явно не так. Сохранилось свидетельство самого автора о замысле «Простой
души». В нём писатель пишет о том, что это история вполне обычной крестьянской
девушки, к тому же бедной. Девушка эта скромна, трудолюбива и религиозна.

Детали же, действительно, могли быть писателем описаны
из впечатлений детства. Прежде всего, это чучело попугая. Его мог видеть Г.
Флобер в гостях у друзей его родителей, семьи Барбе, которые жили в Трувиле. У
них была служанка, которую звали Леони. И она действительно очень любила
попугая. Госпожа Обен похожа на служанку двоюродной бабки Флобера. Даже более –
эпизод с быком в повести явно описывает действительно происшедший на ферме
Жефос случай. Приход фермера, собирание ракушек, катание на осле – это сцены
детства самого писателя. Повесть «Простая душа» потому и необычайно лирична,
что является совсем нетипичной для автора повестью. Есть факт, который
свидетельствует, что для писателя очень важным было воспоминание о Нормандии, и
он в апреле 1876 года две недели был там, чтобы потом с большей достоверностью
описать в повести живописность этих мест. [1]Толова Г. Тургенев и Флобер.
[Электронный ресурс]. – Режим доступа http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub_9_166/  (дата обращения — 12.06. 2021).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы