Курсовая с практикой на тему Потребительское поведение молодёжи в сфере досуга
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ ДОСУГА 7
1.1. Феномен «потребительское поведение» в теории социологии 7
1.2. Особенности потребительского поведения молодежи в сфере досуга 11
2. ВТОРИЧНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ ДОСУГА 16
2.1. Особенности потребительского поведения молодежи в сфере досуга до 2020 года 16
2.2. Смена потребительского поведения в сфере досуга молодежи после 2020 года 19
3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ ДОСУГА 23
3.1. Программа социологического исследования 23
3.2. Результаты социологического исследования 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 37
Введение:
Досуг является важной составляющей жизни человека и определенной формой самовыражения. Качество и разнообразие досуга может влиять на здоровье и ощущение благосостояния людей. Современные подходы к изучению досуга рассматривают его не только с точки зрения свободного выбора и личных интересов человека. На виды и формы досуга людей, влияют различные факторы, в частности сфера занятости и условия труда, количество свободного времени, уровень дохода, гендер, возраст, место проживания, наличие и доступность инфраструктуры для отдыха и досуга.
По нашему мнению, тема молодежного досуга, является очень актуальной по следующим причинам:
— современная молодежь стала экономически более свободной, т.к. большинство молодых людей во время обучения в ВУЗах предпочитают работать и обеспечивать себя,
— в новом тысячелетии трансформировались многие формы и вид досуга, стали более модернизированными: появление новых информационных носителей, расширение возможности в потреблении художественного искусства, путешествий, появление виртуальной среды.
Именно поэтому, качество сферы досуга становится все более социально ценным и привлекательным для молодого человека.
Досуг и досуговые предпочтения молодежи в социологии исследовались всегда, начиная еще с советских времен: С.Ф. Анисимов, Л.А. Гордон и Э.В. Клопов, Э.В. Соколов и др. Так же сфера молодежного досуга, как практика потребительского поведения была исследована и современными российскими учеными — социологами: В.В. Демина, В.И. Болгов, Д.В. Иванова, Г.П. Орлов, Г.И. Осадчая, Б.Г. Москалева, В.В. Радаев, Б.А. Титова, и др.
Несмотря на достаточную научную основу сферы потребительского поведения молодежи в сфере досуга, до сих пор остается актуальным вопрос о смене приоритетов в практике потребления, связанный с современными социальными и информационными изменениями.
В этом исследовании мы обратили внимание на досуг и потребительское поведение молодых людей, проживающих в крупных мегаполисах России.
Объектом данной работы выступило потребительское поведение молодежи в сфере досуга.
Предмет исследования — особенности потребительского поведения молодежи в сфере досуга.
Цель исследования — проанализировать особенности потребительского поведения молодежи в сфере досуга.
Задачи исследования:
1. изучить основные теоретические подходы к понятию «потребительское поведение»,
2. определить особенности потребительского поведения молодежи в сфере досуга,
3. исследовать данные социологических исследований о потребительском поведении молодежи в сфере досуга,
4. провести социологическое исследование потребительского поведения молодежи в сфере досуга.
Основными методами исследования выступили: теоретический анализ научной литературы, анализ вторичных данных социологических исследований, социологический опрос, анкетирование, математические методы.
Информационную основу для проведения исследования составили вторичные данные социологических исследований, в том числе и данные массовых опросов, проведенных ВЦИОМ и Левада-Центром о потребительском поведении молодежи в сфере досуга,
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты и выводы данной работы могут послужить основной для дальнейшего исследования потребительского поведения молодежи в сфере досуга, в том числе и для составления практических рекомендаций по совершенствованию форм досуга современной молодежи.
Интерпретация понятий:
1. досуг — свободное время не занятое учебой или работой и потраченное на развлечение
2. потребительское поведение — действия потребителей и потребительский спрос на товар или услугу
3. молодежь — «поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте – уже усвоивших образовательные, профессиональные, культурные и другие функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодёжи могут колебаться от 16 до 30»
Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение:
Сделаем выводы:
Потребление – это форма социальной активности, которая происходит через определенные виды деятельности и поведение человека. Оно является одним из важных элементов системы социальных взаимодействий, которой присущ целый ряд функций: удовлетворение гигантской массы потребностей людей, социальных групп; воспроизводства человека как носителя общественных отношений; стимулирование общественного производства; выведение из общественного оборота определенной части материального богатства; стабилизация сферы повседневной жизни; обеспечение передачи информации и ценностей между поколениями.
Потребительское поведение — это действия потребителей и потребительский спрос на товар или услугу, представляющие взаимосвязанные последовательные действия, направленные на приобретение, использование товаров и услуг и их ликвидацию (или утилизацию).
В результате исследования было выяснено, что большинство молодежи имеют достаточно свободного времени (около 2-3 часов), но значительная часть не умеет его использовать с пользой. Для них это время когда можно ничего не делать. Студенты проводят его довольно пассивно (дома отдыхая) и имеют склонность к плохим привычкам (курение), мало кто занимается саморазвитием.
Мы получили данные, которые схожи с данными с ВЦИОМ, которые нам позволили получить такие результаты по состоянию досуговых потребительских предпончтений во время самоизоляции:
— молодежь действительно научилась удовлетворять свое потребительское поведение в сфере досуга в среде он-лайн,
— молодежь любит спорт и проводит свое свободное время в спортзалах (как и во время самоизоляции),
— молодежь проводит свой досуг чаще в социальных сетях, видеохостингах и в сети Интернет,
— молодежь любить проводить свой досуг дома, и очень незначительная чать проводи его вне дома,
— молодежь полностью сконцентрирована на проблемах семьи, и все свободное врем уделяет ей.
В целом, можно отметить, то по результатам ВЦИОМ и по нашему исследованию, предпочтения в потребительском поведении молодежи со времени введения самоизоляции мало чем отличается, молодежный досуг переместился в сеть Интернет, молодежь стала любить проводить время в семье, уделять время самообразованию и спорту, только молодежь в 18-25 лет любят посещать ночные клубы, и развлекаться. Молодежь же более старшего возраста проводит свое врем в кругу семьи и дома.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ ДОСУГА
1.1. Феномен «потребительское поведение» в теории социологии
Потребление — это неотъемлемый атрибут повседневной жизни. Как социальный феномен оно существовало на протяжении истории всего человечества. На начальных этапах было связано с удовлетворением первичных потребностей людей, то есть самосохранением и воспроизводством. Однако с развитием общества и изменением его форм менялось и само потребление, переосмысливалось его значение в жизни человека.
Основная часть социологических исследований фокусировалась прежде всего на символической стороне потребления. Теоретическая социология рассматривала потребление как сферу самореализации личности и формирования новых институтов, в значительной мере доминирующей над сферой производства. Это означает, что потребление характеризуется не только и не столько отношением человека к предметам удовлетворения ее потребностей, сколько отношениями между людьми по поводу и в связи с предметами потребления.
В общеэкономическом понимании потребление — это использование общественного продукта в процессе удовлетворения экономических потребностей, заключительная фаза процесса экономического воспроизводства. А потребитель рассматривается как физическое или юридическое лицо, потребляющее изготовленные другими субъектами товары, a также товары и услуги собственного производства.
По мнению Б.Г. Мосалева потребление — это многообразие достаточно сложных, постоянно повторяющихся процессов использования различных предметов потребления для удовлетворения разнообразных потребностей .
На практике одновременно происходят два процесса: производство и потребление, то есть материально-преобразующая, творческая деятельность и деятельность поглощения, разрушения, когда создание одних вещей происходит за счет уничтожения (отрицания) других. Следовательно, потребление предстает в виде сложного комплекса деятельности, которая обеспечивает удовлетворение потребностей и осуществляется не только самим потребителем, но и обслуживающими его отраслями народного хозяйства.
На наш взгляд, его следует рассматривать в тесной взаимосвязи с поведением человека.
В социологии поведение рассматривают в рамках развития общественной жизни, а потому имеет социально обусловленный характер. Современная социология исследует и интерпретирует поведение прежде всего в терминах деятельности, общения, вознаграждения, ценности и потребности. Среди видов социально-экономического поведения выделяют демографическое, связанное с сохранением и воспроизведением жизни; миграционно-мобильное, заключающееся в перемещениях работников между сферами занятости, отраслями, предприятиями и т. п; поведение людей в области образования; профессионально-трудовое поведение, характеризующееся отношением работников к труду, дисциплине, качеством труда, творческой инициативой, а также можно говорить о хозяйственном поведении и инновационном поведении. Отдельной разновидностью экономического поведения является потребительское поведение, которое генетически связано с потреблением.
На начальных этапах развития потребления рассматривали в экономике как конечную фазу общественного воспроизводства, в которой общественный продукт использовали для удовлетворения потребностей населения. Соответственно, различают производственное и непроизводственное потребление. Производственное потребление-это использование средств производства для изготовления определенного продукта. Непроизводственное потребление разделяют на индивидуальное (личное), что предполагает удовлетворение личных потребностей людей в продуктах питания, одежде, жилье и других жизненных средствах и потребления, в процессе которого удовлетворяются общественные потребности.
В частности, В.В. Радаев определяет потребление как использование полезных свойств того или иного блага, связанного с удовлетворением личных потребностей человека и затратами. Потребление можно трактовать и как форму социальной активности, которая происходит через определенные виды деятельности и поведения человека, является одним из важных элементов системы социальных взаимодействий, которому присущи прямые функции: удовлетворение потребностей людей; воспроизводство человека как носителя общественных отношений; стимулирование общественного производства; выведение из общественного оборота определенной части материального богатства; стабилизация сферы повседневной жизни и др.
Б.А. Титова трактует потребительское поведение как специфический компонент деятельности потребителя, который детерминируется всей системой социальной деятельности личности и выражает избирательное отношение личности к окружающим ценностям и проявляется в способе их присвоения, потребления, использования.
Кроме того, потребительское поведение – это совокупность поведенческих актов, действий, тактик и стратегий поведения, целью которых является приобретение, получение средств удовлетворения потребности.
Г.И. Осадчая трактует потребительское поведение как деятельность, которая направлена на приобретение, потребление и утилизацию продуктов, услуг, включая процессы принятия решений перед этой деятельностью и после нее .