Курсовая с практикой на тему Постановка игровых приемов на трёхструнной домре
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Народная музыкальная культура в системе отечественного
образования: традиции и современность. 6
1.1.История зарождения народного
инструмента домра. 6
1.2. Исполнительское искусство,
как целостное явление и актуализация научно обоснованных
теоретико-методологических обобщений комплекса вопросов, связанных с обучением
игре на домре. 12
Глава 2.
Постановка игровых приемов на трехструнной домре. 15
2.1.О
звукоизвлечении. 16
2.2.
Постановка рук. 17
2.3.
Классификация приемов игры.. 25
Заключение. 30
Список
используемой литературы.. 31
Введение:
Ещё
полвека назад домра и балалайка, как сольные инструменты не признавались.
Существовавшая в то время методика обучения игре на этих инструментах в большей
мере отвечала требованиям оркестровой игры и вытекала из практической педагогики.
Исполнительский аппарат формировался в процессе оркестровой практики.
Быстрый
подъем домрового и балалаечного исполнительства в России, возрастающий интерес
к этим инструментам, увеличивающееся число классов домры и балалайки в системе
художественной самодеятельности в детских музыкальных школах и профессиональных
учебных заведениях поставили перед педагогами ряд задач, одна из которых —
переход на качественно новую ступень в методике преподавания.
C
выходом инструмента на большую концертную эстраду стал появляться самобытный
репертуар, возникли новые творческие идеи в области сольного домрового и
балалаечного исполнительства.
На
современном этапе развития инструмента выработано немало новых, более
совершенных методов совершенствования исполнительской техники, овладение
которыми необходимо каждому специалисту.
Известно,
что любой музыкальный инструмент, будь то фортепиано, скрипка, баян или домра,
требует особой “приспособляемости” к условиям игры на каждом из них. И это
естественно, ибо каждый инструмент имеет свои конструктивные особенности и
сохраняет жизнеспособность благодаря своим неповторимым выразительным
возможностям.
Актуальность
работы. Домра и балалайка, как и другие современные народные инструменты (баян,
гитара, цимбалы), представляют возможность исполнять не только народные
мелодии, но и произведения отечественного и мирового классического наследия.
При этом концертное исполнительство требует не только художественно-содержательной
глубины репертуара, но и возможностей данного музыкального инструмента. Проблема
исследования: поиск результативных путей организации учебно-воспитательного
процесса на различных этапах обучения школьников игре на домре.
Приемы
звукоизвлечения и штрихи — основа музыкальной выразительности при игре на
музыкальном инструменте. Критерием правильно избранных приемов и штрихов
является хорошее звучание инструмента. В ходе обучения учащийся должен освоить
целый ряд приемов игры и штрихов.
Объектом
исследования является образовательный процесс в области обучения игре на
музыкальных инструментах.
Предметом
исследования являются исторические, теоретические и практические аспекты
обучения игре на домре.
Цель
данной работы: рассмотреть основные приёмы и штрихи на домре, их звукоизвлечение.
Объект,
предмет и Цель исследования определили следующие задачи исследования:
—
рассмотреть истории. зарождения
народного инструмента домра;
—
изучение развития игры на национальных музыкальных инструментах в России и
укрепление системы профессионального образования;
—
изучение исполнительского искусства как целостного явления и актуализация
научно обоснованных теоретико-методологических обобщений комплекса вопросов,
связанных с обучением игре в домра;
— охарактеризовать звукоизвлечение на трехструнной
домре;
—
рассмотреть основные приёмы игры на домре;
—
определить педагогические условия, которые позволят оптимизировать
тренировочные игры по амплитуде на современном этапе; Теоретико-методологической основой исследования послужили
теоретические положения об истории исполнительства на русских народных инструментах
и домре в их числе (В. А. Аверин, К. А. Вертков, А. С. Илюхин, М. И.
Имханицкий, Ф. В. Соколов); идея Д. И. Варламова об академизации народного
музыкального исполнительства и подтверждающие ее теоретические положения
искусствоведческих исследований стилевых и жанровых тенденций в музыке для
домры (Е. А. Волчков, А. А. Желтирова); теоретические положения, положенные в
основу освоения искусства игры на домре в системе непрерывного музыкального образования
(Т. П. Варламова, К. Б. Шарабидзе); теоретические положения об организации
игрового аппарата, взаимосвязи технического и художественного начал, психологических
аспектах музыкально-образовательного процесса (Л. А. Баренбойм, А. Л.
Готсдинер, Г. Г. Нейгауз); положения, определяющие пошаговую последовательность
формирования навыков игры на домре и овладения различными игровыми (А. Я.
Александров, Т. И. Вольская, И. В. Гареева, В. П. Круглов, С. Ф. Лукин, З. И.
Ставицкий, Н. И. Степанов, М. И. Уляшкин, В. С. Чунин).
Методы
исследования: анализ научной литературы по истории исполнения на народных
инструментах, методы общей педагогики и музыкального образования; синтез
передового музыкально-педагогического опыта в области обучения игре на народных
инструментах.
Структура дипломной
работы: введение, две главы, шесть разделов, заключение и список литературы.
Заключение:
Для выявления музыкальной
образности, содержания и характера произведения необходимо выбрать краски,
чтобы добиться выразительного звучания песни, мелодии, наигрыша, танца и т.д.
Выявить красочный звуковой план произведения помогают штрихи.
Приемы игры и штрихи
очень тесно взаимосвязаны и постоянно находятся во взаимодействии. Через прием
игры и штрих исполнитель приближается к характеру произведения и к его
содержанию.
Часто штрихи путают с
приемами исполнения.
Приемы игры – это
целесообразное движение рук и пальцев для формирования характера звучания
инструмента. Применение того или иного приема игры будет способствовать выявлению
музыкального образа средствами данного инструмента, поможет добиться
выразительного исполнения. Критерием для всех приемов игры должна быть
музыкально – художественная целесообразность применения их, простота и удобство
игровых движений, то есть минимальная затрата энергии и достижение максимального
эффекта.
Штрих (нем. Strich –
линия, черта) – это способ, характер ведения звука и его окраски. Он
способствует выявлению фразировки, ее кульминации, динамической насыщенности,
ритмической стройности, более полному раскрытию глубины смыслового значения
музыкального произведения.
Приемы звукоизвлечения и
штрихи — основа музыкальной выразительности при игре на музыкальном инструменте.
Критерием правильно избранных приемов и штрихов является хорошее звучание инструмента.
В ходе обучения учащийся должен освоить целый ряд приемов игры и штрихов.
Художественно исполнять
можно только то произведение, содержание
которого расплавилось в сердце музыканта, который вложил в ноты свое понимание
образа. В этом должны быть найдены собственные выразительные приемы, рожденные
в творческих начинаниях.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Народная
музыкальная культура в системе отечественного образования: традиции и
современность
1.1.История зарождения народного инструмента
домра Домра — российский национальный щипковый инструмент. Первый
документальное подтверждение относится к тринадцатому столетию. Семьсот лет
существует этот инструмент (15-17 веков). Будучи годами необычайного
процветания (особенно шестнадцатого века), бояре были приближены в королевских палатах и возродили жизнь
крепостных. В это время небольшие группы скоморохов шли из города в город и
организовывали различные спектакли. Среди этих групп, которые назывались
«банды» или «артели», были гусляры, певцы, акробаты, волшебники. Некоторые из
них играли на домрах. В государственных архивах Москвы
сохранилось много рукописей XVI-XVII веков с изображением инструмента.
Домра-древнерусский струнный музыкальный инструмент. Его судьба
удивительна и уникальна в своем роде.
Откуда, как и когда в России появилась
домра, остается загадкой для исследователей. В исторических источниках
есть небольшая информация о домре, еще меньше пришло к нам сведений о
древнерусской домре. И то, что за
домра изображена в
документах, которые дошли до нас, или какие-то другие щипковые
инструменты, распространенные в те дни, также неизвестны. Первое упоминание о
домре было найдено в источниках 16-го века. Они говорят о домре как довольно
распространенном в то время в России инструменте [ 29. c.59-61].
На данный момент наиболее вероятными происхождениями домры являются две версии. Первой и
наиболее распространенной является версия восточных корней русской
домры. Действительно, в музыкальных культурах стран Востока существовали и
продолжают существовать инструменты, подобные по конструкции и методу
звукоизвлечения. Если вы видели или слышали казахскую домбру, турецкую багламу
или таджикский рубаб, то, возможно, заметили, что все они имеют круглую или
овальную форму, звук извлекается ударом специальным чипом с различной частотой
и интенсивностью. Считается, что все эти инструменты имеют один и тот же
восточный танбур. Предположительно, инструмент, впоследствии преобразованный в
домру, был принесен либо во время татаро-монгольское иго, или
во время торговых отношений со странами Востока. Название
"домра", конечно, имеет тюркский корень.
Другая версия исходит из предположения, что домра связана с
европейской лютней. В основном, в средние века любой струнный инструмент назывался лютней, имевший тело, шею и струны.
В свою очередь лютня также происходила
от восточного инструмента —
арабского аль-уда. Возможно, появление и изготовление домры повлияло на
инструменты западные, европейские, славянские, например, польско-украинского
кобза и его улучшенную версию — бандура. Просто бандура очень заимствована
непосредственно у лютни. Учитывая, что славяне в средние века постоянно
находились в сложных историко-культурных отношениях, конечно, домру можно
считать относящейся ко всем европейским струнным инструментам того времени [31,c.128-139].