Курсовая с практикой на тему Пособия по временной нетрудоспособности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ПОНЯТИЕ ПОСОБИЯ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ И ОСНОВАНИЯ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ 6
1.1 Понятие пособия по временной нетрудоспособности 6
1.2 Основания и субъекты выплаты пособия по временной нетрудоспособности 13
2.НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТА ПОСОБИЯ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ 19
2.1 Основание для обеспечения пособиями по временной
нетрудоспособности 19
2.2 Порядок назначения, приостановления и прекращения выплаты пособия по временной нетрудоспособности 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
Введение:
В процессе жизни перед каждым человеком может возникнуть ситуация, когда в силу определенных обстоятельств он может потерять работу, нанести ущерб здоровью или, как не прискорбно говорить, потерять близких людей. Особенно актуальным становится вопрос социального обеспечения в условиях ожидаемой поддержки со стороны государства в нынешних условиях, когда миллионы людей в условиях пандемии, пришедшей в нашу страну в марте текущего года, требуют от государства поддержки в сфере здравоохранения, а многие и того хуже остались безработными.
Преодолеть такие трудности, уготованные на жизненном пути не каждому под силу. В основе этого лежат объективные социально-экономическими условия, которые тесно связаны с производственной деятельностью и практически никак не зависят от воли отдельного человека. В силу того, что они могут прямо влиять на социальную стабильность общества, государство призвано принимать на себя определенную долю ответственности за их наступление создавая при этом систему социальной защиты посредством предоставления государственной пенсии, социальных пособия выплат пособий по временной нетрудоспособности, по безработице и т.д.
Статья 39 Конституции РФ прямо закрепила гарантированное право каждого гражданина на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Социальное обеспечение — это форма распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или за счет ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных в законе.
На основании изложенного, следует признать факт актуальности выбранной для исследования темы.
Объект работы – рассмотрение пособия по временной нетрудоспособности.
Предмет работы – нормы отечественного права социального обеспечения, научная и учебная литература по вопросам, рассматриваемым в настоящем исследовании, материалы судебной практики.
Целью настоящей работы является исследование пособия по временной нетрудоспособности, и актуальных проблем, связанных с его назначением.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:
1.Расмотреть понятие пособия по временной нетрудоспособности.
2. Изучить основания и субъекты выплаты пособия по временной нетрудоспособности.
3. Рассмотреть порядок исчисления размера пособия по временной нетрудоспособности.
4. Определить существующие особенности прекращения выплаты пособия по временной нетрудоспособности
Теоретическую основу работы составили научные труды и публикации таких ученых, как: Корнеев В.А., Батаев А.А., Куренной А.М., Гусова К., Веднеев А.Ю. и др.
Нормативно-правовую основу работы составили правовые позиции Пленума Верховного Суда РФ, судебная практика Верховного Суда РФ и иных судов общей юрисдикции по вопросам применения права социального обеспечения.
Методологическая основа работы – общенаучные методы исследования, а также специальные, такие как: метод комплексного юридического анализа, системный метод, формально-юридический, сравнительно-правовой и др.
Заключение:
В ходе написания работы, было прежде всего проанализировано отечественное законодательство, которое регулирует вопросы, связанные с пособием по временной нетрудоспособности. Кроме того, изучена научная литература и существующая судебная практика по теме исследования.
Изучая заявленную тему мной выявлено дефицит отсутствия в действующем законодательстве понятия «нетрудоспособности», а различные мнения ученых – юристов поэтому, на мой взгляд еще больше усугубляют проблему, решение которой я вижу в законодательном закреплении понятия «нетрудоспособности», и предлагаю такое понятие «нетрудоспособность — неспособность лица в силу определенных причин обстоятельств, не зависящих от него, постоянно или временно выполнять трудовые обязанности».
В ходе изучения заявленной темы также установлено, что выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляется территориальным органом ФСС РФ, страхователем либо несколькими страхователями, в зависимости от условий назначения и выплаты данного пособия застрахованному лицу. По моему мнению это не совсем удобно в том случае, когда в случае наличия у застрахованного лица нескольких страхователей для получения им пособия по временной нетрудоспособности ему придется обратится к каждому работодателю. При этом необходимо будет каждому работодателю предъявлять листок нетрудоспособности и прочие документы, с каждым обговорить условия выплаты пособия. Это конечно же очень затягивает процесс назначения, а самое главное, выплате гарантированных законодательством суммы пособия, что осложнит и без того неблагоприятное материальное положение лица. К тому же такая бюрократия не отвечает политики социального государства и гарантированных в Конституции РФ соответствующих прав гражданина на социальное обеспечение и поддержку.
Поэтому, считаю целесообразным внести изменения в ч.2 ст.13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. От 29.12.2015). Упростить вышеизложенный процесс предлагаю путем возложения обязанности осуществлять эти действия территориальным органом ФСС РФ, закрепления соответствующего положения в ст.13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ.
Кроме того, считаю, что установление законодателем особых условий выплат пособий по временной нетрудоспособности для граждан Крыма противоречит принципу равноправия, предусмотренного ст. 19 Конституции РФ.
Вместе с тем, полагаем, что позиция законодателя относительно отнесения граждан РФ, осуществляющих свою трудовую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к другой категории, позволяющие получать дополнительные льготы при выплате ими пособий по временной нетрудоспособности, обоснована.
Таким образом, считаю, что задачи, поставленные в раскрытии заявленной темы выполнены в полном объеме.
Фрагмент текста работы:
1.ПОНЯТИЕ ПОСОБИЯ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ И ОСНОВАНИЯ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ
1.1 Понятие пособия по временной нетрудоспособности
В отечественном законодательстве нет понятия нетрудоспособности. Такое понятие закреплено в стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993 . Так, согласно п. 18 данных правил, нетрудоспособность – это утрата или ограничение возможностей участия в жизни общества наравне с другими.
То есть, на основании вышеуказанных правил, можно сказать, что значение нетрудоспособности в международном праве заключается в полной утрате или ограничении возможностей лица выполнять функции, реализация которых не предоставляет трудностей для любого другого лица.
Исходя из данного определения становится видно, что полная утрата или ограничение возможностей на уровне международного законодательства понимается широко.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. От 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» нетрудоспособные граждане – инвалиды, в том числе инвалиды с детства, дети-инвалиды, дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, дети, оба родителя которых неизвестны, граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), граждане, достигшие возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины).
Между учеными – юристами также не выработано единого понятия о нетрудоспособности. Первая группа ученных, связывают нетрудоспособность не только с состоянием здоровья, но и другими причинами. Привету пример, Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. понимают «нетрудоспособность — невозможность осуществлять трудовую деятельность по причинам, не зависящим от человека. Нетрудоспособность может быть связана с возрастом и с состоянием здоровья». Указанные авторы подразделяют нетрудоспособность на временную, частичную и полную. Согласно другому мнению, «нетрудоспособность — временная или постоянная утрата трудоспособности вследствие несчастного случая, болезни и др. причин» .
Вторя группа авторов привязывают понятие нетрудоспособности только к состоянию здоровья. Так, Корнев В.А., считает, что что «нетрудоспособность — это состояние здоровья, при котором рабочий или служащий вследствие заболевания или увечья не имеет возможности выполнять свою трудовую функцию либо вообще не способен к труду. Стойкое нарушение трудоспособности, приводящее к необходимости прекращения трудовой деятельности вообще или на длительный срок либо значительного изменения условий труда» .
Веденеев А.Ю. в своем определении в основном акцентируя внимание на состоянии здоровья. «Нетрудоспособность, по его мнению, – это состояние здоровья, при котором работник вследствие заболевания или увечья либо лицо, здоровью которого причинен вред вне связи с его трудовой деятельностью, не имеют возможности выполнять свою трудовую функцию либо вообще не способны к труду» .
Исходя из законодательства и приведенных авторских мнений нетрудоспособное лицо – это лицо, которое постоянно или временно не может заниматься трудовой деятельностью ввиду определенных объективных причин и обстоятельств.
Содержание:
Введение 2
1. Пособия в Российской Федерации, как основа социального обеспечения граждан 5
1.1 История развития пособий в Российской Федерации 5
1.2 Понятие, сущность и правовая природа пособий в современной России 9
2 Пособие по временной нетрудоспособности в системе социального обеспечения граждан РФ: сущность и юридическое значение 11
2.1 Пособие по временной нетрудоспособности в системе социального обеспечения граждан РФ: понятие, общая характеристика 11
2.2. Особенности порядка учета и расчета пособий по временной нетрудоспособности 13
Заключение 18
Список используемой литературы 22
Введение:
Введение
Актуальность изучаемой темы обусловлена следующими факторами. Уровень благополучия общества можно определить благополучием членов данного общества. Высокий уровень жизни населения, предельно обширные возможности для развития, уверенность в завтрашнем дне – все это основная цель социальной политики каждой страны. В нынешнюю реальность перед людьми постоянно возникает невероятное множество трудностей, решить которые они могут только прибегнув к помощи государства, которое обладает многовековыми традициями и устоями в становлении концепции социальной защиты населения.
Право социального обеспечения как независимая отрасль образовалась в единой системе права сравнительно не так давно.
В конце 60-х еще были научные споры о представлении данной отрасли, ее предмете, способе правового регулирования. Сейчас, когда вновь создается российская государственная система социальной защиты населения, эта отрасль права обретает особую роль. Ее нормы служат указателем социальной политической деятельности страны. Они призваны вовремя и правильно отвечать на все без исключения социальные риски, неминуемо сопряженные с переходом государства к рыночной экономике. Это и объясняет их чрезмерную динамичность.
Формирование федеральной системы социального обеспечения – длительная процедура. Нормы права социального обеспечения регулярно развиваются, изменяются, улучшаются. Но особая важность отраслевых общепризнанных норм, их значимость для любого человека по-прежнему сохраняются. Право социального обеспечения, его нормы сопутствуют каждому с этапа появления на свет и вплоть до кончины. В основу появления (в большей доли случаев и изменения) взаимоотношений в сфере социального обеспечения заложены такие актуальные и значимые события, как появление человека на свет, его болезни, нетрудоспособность, старость, безработица, нищета, потребность в социальной помощи и поддержке в обстоятельствах, никак от него не зависящих.
Социальные пособия считаются главным типом социального обеспечения граждан Российской Федерации и занимают в его системе одно из главных мест. Пособия сформированы с целью укрепления и повышения социального благосостояния нуждающихся категорий граждан Российской Федерации.
Актуальность данной темы заключается в том, что пособие считается неотъемлемым компонентом социального обеспечения. Любой гражданин Российской Федерации хоть раз в жизни обладал правом на тот или иной вид пособия. Таким образом, каждому гражданину РФ необходимо понимать, на какой вид пособия он может иметь право, а так же знать процедуру назначения и выплаты какого-либо вида пособия.
Целью настоящей работы является изучение пособий, как одного из видов социального обеспечения в Российской Федерации.
Для достижения цели, поставленной в выпускной квалификационной работе, были установлены следующие задачи:
1) рассмотреть историю развития пособий в Российской Федерации;
2) изучить понятие, сущность и правовую природу пособий в современной России;
3) раскрыть сущность пособия по временной нетрудоспособности в системе социального обеспечения граждан РФ: понятие, общая характеристика
4) выявить особенности порядка учета и расчета пособий по временной нетрудоспособности.
Объект исследования работы – понятие, представление и общественная значимость социальных пособий в Российской Федерации.
Предметом исследования курсовой работы выступают правоотношения гражданина и государства, которые возникают в процессе назначения и выплаты социальных пособий, а именно пособий по временной нетрудоспособности.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, в котором раскрывается актуальность выбранной темы, ставятся цели и задачи, двух глав и четырех параграфов, в которых раскрывается сущность рассматриваемого в данной работе вопроса, заключения, в котором делаются выводы и списка использованной литературы, который содержит перечень материалов, использованных при написании данной курсовой работы.
Текст работы:
В заключении данной курсовой работы на основании заявленной цели и поставленных задач сделаем краткие выводы.
Социальное обеспечение в России связано с государственными мерами, охватывающими социальное обеспечение (т.е. выплаты, основанные на страховых премиях) и универсальные выплаты (т. е. выплаты, которые не ограничиваются проблемами социального обеспечения и, как правило, связаны с более широкой концепцией «социальной защиты»). Социальная защита включает в себя не только государственные системы социального обеспечения, но и частные системы, которые имеют аналогичные цели, при условии, что взносы определяются главным образом рыночными факторами.
Согласно источникам образования, социальная защита в значительной степени связана с деятельностью, направленной на формирование и развитие полноценного человека, а также выявление и устранение негативных факторов, создание условий для самоопределения и развития личности.
В более узком понимании социальная защита означает поддержку и помощь людям в трудных жизненных ситуациях.
Современная социально-экономическая политика Российской Федерации, которая основана на рыночной экономике, имеет прямую зависимость от внимания государства к увеличению социально-экономических показателей развития. Социальное обеспечение выступает в качестве одного из основных факторов развития социально-экономических показателей государства. Социальное обеспечение определяется условиями, созданными государством для надлежащего функционирования и жизни граждан всех слоев населения. Социальное обеспечение является одним из основных факторов надлежащего функционирования государства, и поэтому необходимо внимательно следить за такими вопросами, как нищета, безработица, демография, фертильность и смертность, образование и здравоохранение, а также за многими социальными явлениями. Меры по обеспечению социального обеспечения включают отсутствие опасности для социальной системы государства и его субъектов, граждан и свобод, удовлетворение безопасности и нормальной жизни каждого гражданина посредством развития социальной системы.
Одним из механизмов социального обеспечения общества является система социального обеспечения населения. Конституция Российской Федерации гласит, что каждый гражданин имеет право и свободу жить в достоинстве. Таким образом, государство обязано обеспечивать нормальное материальное и личное существование каждого гражданина, уделяя особое внимание социальным и уязвимым слоям населения.
На сегодняшний день преференциальная система, проверенная и являющаяся своего рода компенсацией низких доходностей, появилась в начале ХХ века.
Государство создало универсальные социальные гарантии, охватывающие население по всей стране: бесплатную медицину и образование, пособия для инвалидов, пенсионеров, многодетных семей, временно нетрудоспособным. Эта модель хорошо работала в замкнутой системе мобилизации экономики в Советском Союзе, но оказалась неэффективной в процессе перехода к рыночной экономике в Российской Федерации из-за того, что социальные фонды не имеют в распоряжении достаточных ресурсов для нормального обеспечения населения.
Таким образом, социальная защита может иметь эффективность только в том случае, если она обеспечивает экономическую автономию населения и обеспечивает социальные гарантии.
Социальная защита может квалифицироваться как сочетание жизненно важных интересов граждан, прав, закрепленных и всегда уважаемых, подтвержденных социальной политикой государства. Важнейшими элементами являются существование и поддержка таких ценностей, как социальное равенство и справедливость, гуманизм, моральное благополучие общества. Основная цель социальной защиты заключается в том, чтобы охватить такие группы населения, как пожилые люди, инвалиды, безработные, иждивенцы, единственные кормильцы, многодетные семьи, инвалиды и другие социально обездоленные.
В Конституции Российской Федерации социальная защита основана на объективных основаниях, которые требуют механизма социальной защиты, который направлен на поддержание или обеспечение определенного уровня жизни, где специальные фонды выступают в качестве источников, предоставляющих населению различные льготы и пособия, предусмотренные законом.
Социальная защита как специальное социальное учреждение современного государства является показателем социального доверия, социальной гарантии достойного развития каждого члена общества и поддержания средств к существованию в случае социальных рисков. Социальная защита выполняет функции распределения и выравнивания, что помогает уменьшить социальное неравенство и улучшает благосостояние социально уязвимых граждан.
Из вышесказанного следует, что социальная защита населения занимает основную роль в содействии социальному обеспечению государства.
В реалиях правовой и социальной структуры современного государства Российской Федерации активно встает вопрос о социальной защите населения и создании благоприятных условий для поддержания социального обеспечения населения.
Важным направлением в социальном обеспечении является совершенствование системы государственных пособий. Система государственных пособий должна бесперебойно функционировать, так как решение вопросов по обеспечению малоимущих и нуждающихся в поддержке государства граждан, является важнейшим аспектом жизни государства. В России за последнее время произошли существенные изменения в системе социальных пособий. На это повлияли социально-экономические преобразования в стране, что привело к серьезным переменам в абсолютно всех сферах жизни — в политике, обществе, экономике.
Пособия отличаются от других видов социальных выплат тем, что материальная помощь оказывается гражданам напрямую и не зависит от вида социальной поддержки или льготной категории человека. Социальные пособия могут быть регулярными или единовременными, и выплачиваются из средств ФСС России или государственного бюджета.
В первой главе данной курсовой работы были изучены пособия в Российской Федерации в качестве основы социального обеспечения граждан. Также была изложена история развития пособий в Российской Федерации, рассмотрены понятие, сущность и правовая природа пособий в современной России.
Во второй главе курсовой работы подробно раскрываются пособия по временной нетрудоспособности в системе социального обеспечения граждан РФ, изучаются особенности порядка учета и расчета пособий по временной нетрудоспособности.
Подводя итоги данной работы можно сделать вывод о том, что государственные социальные пособия для граждан Российской Федерации нужно регулярно мониторить, индексировать и развивать.
Необходимо более тщательно мониторить и изучать нормативно-правовое регулирование пособий в Российской Федерации, вносимые в данную область изменения, обновления, привлекать самих граждан к выявлению проблем в этой области, взаимодействовать с обратной связью от них, и, следовательно, выявлять недостатки системы и совместно искать способы их решения.
Таким образом, цель изучения была достигнута, задачи решены.
Заключение:
Введение
Актуальность изучаемой темы обусловлена следующими факторами. Уровень благополучия общества можно определить благополучием членов данного общества. Высокий уровень жизни населения, предельно обширные возможности для развития, уверенность в завтрашнем дне – все это основная цель социальной политики каждой страны. В нынешнюю реальность перед людьми постоянно возникает невероятное множество трудностей, решить которые они могут только прибегнув к помощи государства, которое обладает многовековыми традициями и устоями в становлении концепции социальной защиты населения.
Право социального обеспечения как независимая отрасль образовалась в единой системе права сравнительно не так давно.
В конце 60-х еще были научные споры о представлении данной отрасли, ее предмете, способе правового регулирования. Сейчас, когда вновь создается российская государственная система социальной защиты населения, эта отрасль права обретает особую роль. Ее нормы служат указателем социальной политической деятельности страны. Они призваны вовремя и правильно отвечать на все без исключения социальные риски, неминуемо сопряженные с переходом государства к рыночной экономике. Это и объясняет их чрезмерную динамичность.
Формирование федеральной системы социального обеспечения – длительная процедура. Нормы права социального обеспечения регулярно развиваются, изменяются, улучшаются. Но особая важность отраслевых общепризнанных норм, их значимость для любого человека по-прежнему сохраняются. Право социального обеспечения, его нормы сопутствуют каждому с этапа появления на свет и вплоть до кончины. В основу появления (в большей доли случаев и изменения) взаимоотношений в сфере социального обеспечения заложены такие актуальные и значимые события, как появление человека на свет, его болезни, нетрудоспособность, старость, безработица, нищета, потребность в социальной помощи и поддержке в обстоятельствах, никак от него не зависящих.
Социальные пособия считаются главным типом социального обеспечения граждан Российской Федерации и занимают в его системе одно из главных мест. Пособия сформированы с целью укрепления и повышения социального благосостояния нуждающихся категорий граждан Российской Федерации.
Актуальность данной темы заключается в том, что пособие считается неотъемлемым компонентом социального обеспечения. Любой гражданин Российской Федерации хоть раз в жизни обладал правом на тот или иной вид пособия. Таким образом, каждому гражданину РФ необходимо понимать, на какой вид пособия он может иметь право, а так же знать процедуру назначения и выплаты какого-либо вида пособия.
Целью настоящей работы является изучение пособий, как одного из видов социального обеспечения в Российской Федерации.
Для достижения цели, поставленной в выпускной квалификационной работе, были установлены следующие задачи:
1) рассмотреть историю развития пособий в Российской Федерации;
2) изучить понятие, сущность и правовую природу пособий в современной России;
3) раскрыть сущность пособия по временной нетрудоспособности в системе социального обеспечения граждан РФ: понятие, общая характеристика
4) выявить особенности порядка учета и расчета пособий по временной нетрудоспособности.
Объект исследования работы – понятие, представление и общественная значимость социальных пособий в Российской Федерации.
Предметом исследования курсовой работы выступают правоотношения гражданина и государства, которые возникают в процессе назначения и выплаты социальных пособий, а именно пособий по временной нетрудоспособности.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, в котором раскрывается актуальность выбранной темы, ставятся цели и задачи, двух глав и четырех параграфов, в которых раскрывается сущность рассматриваемого в данной работе вопроса, заключения, в котором делаются выводы и списка использованной литературы, который содержит перечень материалов, использованных при написании данной курсовой работы.
Список литературы:
1. Пособия в Российской Федерации, как основа социального обеспечения граждан
1.1 История развития пособий в Российской Федерации
Социальное обеспечение в целом предполагает собой некоторую «социальную безопасность человека», что в свою очередь отражает разнообразие взаимосвязей человека и общества, вследствие которых осуществляется жизнедеятельность граждан, выявление и применение их возможностей.
Считается, что термин «социальное обеспечение» начал широко использоваться в 1948 году после принятия Организацией Объединенных Наций Всеобщей декларации прав человека и свобод. Но есть еще одно мнение, что этот термин впервые был использован в 1935 году в законе США о социальном обеспечении, который поощрял разработку программ помощи пожилым людям, инвалидам и безработным.
Понятие «социальное обеспечение» активно используется в юридическом пространстве, в том числе на международном уровне, в 30-50-х годах, когда во многих странах мира условия осуществления социальной политики резко изменились, что потребовало систематизации социальных институтов.
Ряд авторов считают, что «социальное обеспечение» является правовой категорией, которая означает субъективное право граждан на получение помощи со стороны государства, некоторых физических или юридических лиц и т.д.
Появление большого количества определений социального обеспечения в национальной научной литературе привело к необходимости их систематизации. Во-первых, и это то, что мы уже отмечали, понятие «социальное обеспечение» рассматривается как «система распределения, которая применяется ко всем растущим связям с общественностью в отношении распределения внебюджетных средств социального обеспечения и перераспределения части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей отдельных лиц в случае потери заработка или дохода от работы».
Во втором варианте определения тот же контекст и указание на то, что «эта категория относится к одному из возможных способов распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления гражданам материальных активов для выравнивания их личных доходов в случае социальных рисков с помощью целевых финансовых источников, в пределах и на условиях, строго регулируемых обществом, государством для поддержания их полного социального статуса».
Наконец, присутствует мнение, что это форма выражения социальной политики государства.
Конечно, мы не перечислили полный спектр определений по сути этой категории. Важно отметить, что противоречия в характеристике понятия «социальное обеспечение» практически отсутствуют, в основном наблюдаются аналогичные позиции.
Анализируя различные мнения, мы вернемся к структуре определения. Понятие «социальное обеспечение» является частью этих структурных и функциональных групп, которые могут рассматриваться как относительно отдельные системы: пенсии; денежные пособия; здравоохранение; содержание и образование детей в детских, дошкольных и оздоровительных учреждениях; социальные услуги и социальная помощь.
Каждая из систем также состоит из функциональных компонентов (пенсии различных типов, пособия, скидки, услуги).
Пособие в Российской Федерации считается одним из главных видов социального обеспечения людей.
В течение всего развития человечества общество сталкивалось с множественными трудностям, которые затрагивают содержание пожилых людей, инвалидов, детей.
В условиях первобытно – общинного порядка беспомощные и больные члены рода были обречены на гибель, так как человек еще с трудом доставал еду для себя, а содержать слабых община не могла. Приоритет существовал у беременных женщин и маленьких детей, которые старались сберечь род.
В рабовладельческое время содержание стариков, женщин и детей основным образом осуществлялось членами семьи: заботиться о собственных престарелых родителях обязаны были дети, достигшие установленного возраста, а за маленькими детьми — их родители.
В I столетии до н.э. в Риме начинают появляться прообразы единичных элементов социального обеспечения. В то время были так называемые «коллегии взаимопомощи» для средних и бедных слоев независимых граждан Рима. За счет средств этих учреждений выделялись финансы больным, немощным, престарелым и всем остальным, кто получил увечья. Эти »социальные объединения поддержки граждан» или «коллегии взаимопомощи» основывались на самостоятельном обеспечении самих сотрудников и рабовладельцы не играли в них никакой роли .
После рабовладельческого следовал феодальный период, который характеризовался господством натурального хозяйства. Основой данного промежутка времени являлась семья. Она несла ряд обязательств по материальному обеспечению пожилых и нетрудоспособных. В этот период возникает аналогия социальных пособий. Оно распространялось на тех людей, кто не мог трудиться и не имел какого-нибудь хозяйства. Эти «пособия» никак не были зафиксированы указом. Далее возникли прочие денежные выплаты, однако они имели характер вознаграждения, и выдавались значимым сановникам, епископам, префектам и иным личностям, которые обладали какими-либо отличиями перед монархом. Скорее всего, это и были первоначальные прототипы пенсий. Таким образом, возникла и оказывалась 1-ая социальная помощь жителям и первые пособия. Ни один из существовавших прообразов современного социального обеспечения не был официально закреплен в каком-либо законном источнике.
В России социальное развитие положило свое начало в завершении IX столетия. Это был период внедрения христианства на Руси. Основную роль в поддержке нуждающихся (в этот период и до начала XX века) взяла на себя церковь.
В период феодальных взаимоотношений возникают новейшие способы социального обеспечения нетрудоспособных людей, а также тех, кому необходима какая-либо поддержка.
Пятьдесят лет спустя, во времена Елизаветы (1740 – 1750 гг.) стали популярны «приходы», которые осуществляли опеку детей-сирот, стариков и инвалидов. В обстоятельствах капитализма в России социальное обеспечение было не настолько развито. Престарелым, инвалидам, людям, получившим увечья, потерявшим кормильца, приходилось самостоятельно заботиться о своем проживании. В то время возникли кассы рабочей взаимопомощи, бюджет которых состоял не только лишь из вносов самих работников, но и из установленных доплат предпринимателей и распределялся среди нуждающихся. Подобные кассы были сформированы таким же способом в Германии, Франции, Италии и Австрии. В конце XVIII столетия в России увеличилось количество лиц, имеющих необходимость в поддержке государства.
Значимым этапом на пути развития системы государственной поддержки в России было утверждение указа Екатерины II в 1775 году «О создании приказов общественного призрения в губернских правлениях». Они были сформированы на губернском уровне, под председательством губернатора, что увеличивало их положение и расширяло полномочия работы. Ветераны войны, семьи, оставшиеся без кормильцев, вдовы, дети из нищих семей начали получать помощь и поддержку от первых теоретических работников и организаций поддержки нуждающихся.
С формированием везде машинного производства, в том числе и в России, стали часто происходить несчастные случаи на производстве, что привело к тому, что количество инвалидов начало резко расти.
В России был принят свод Законов Российской империи, в который включались подобные нормы об ответственности работодателя в случае несчастного случая на производстве с рабочим. В данном документе, а также в принятом в 1903 году Законе «О вознаграждении потерпевших рабочих впоследствии несчастных случаев» говорилось о гражданско-правовой ответственности работодателя. Все покрытие ущерба от несчастных случаев, то есть предоставление пособия или компенсаций сохранялось непосредственно за предпринимателями.
В период с 1918 года государство полностью взяло на себя обязательства по социальному обеспечению и помощи нуждающимся, а с 1920-х годов появилась государственная система социального обеспечения граждан в виде кодификационного документа – «Сводка правил по выдаче пособий и пенсий». Данные сводки являлись первыми попытками видовой кодификации законодательства о социальном обеспечении.
В настоящее время в Российской Федерации система социального обеспечения обладает существенными масштабами и имеет множество видов и способов для оказания поддержки нуждающимся лицам, в том числе и пособия.