Курсовая с практикой Гуманитарные науки Литература

Курсовая с практикой на тему Пословицы и поговорки в педагогической деятельности Л.Н.Толстого

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 4

Глава I. Изучение пословиц и поговорок в школе. 6

Глава II. Разработка технологической карты урока. 21

Заключение. 36

Список литературы и источников. 37

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Фольклорный материал является
основой ценностей народной культуры в начальной школе. Прежде всего, важно
отметить, что устно-поэтическое творчество является учебным материалом
универсального характера. Кроме того, фольклорный материал, в частности,
пословицы и поговорки, являются обязательным компонентом культуры развития
детей, поскольку они сопровождают обучающихся младшей школы на всех этапах их
развития.  Также необходимо отметить, что
художественная специфика детской литературы для младших школьников вбирает в
себя специфику народного фольклора.  Это
важно с точки зрения духовно-нравственного и эстетического воспитания обучающихся.

Основное преимущество фольклорного
материала, в частности, пословиц и поговорок, в младшей школе предлагается
оценить на уроках литературного чтения. Эта дисциплина обучает младших
школьников владению искусством слова, тем самым формируя образные представления,
касающиеся человека в мире, пробуждая у обучающихся интерес к чтению и познанию
в целом.

Изучение пословиц и
поговорок как аспекта народно мудрости, обладает спецификой национального
характера. Они способствуют пополнению словарного запаса, обогащают язык.  Кроме того, пословицы и поговорки имеют нравственно-поучительный
характер, состоящий из перечня рекомендаций, демонстрирующих народное представление
о  человеке,  труде, о формировании личности, о
нравственном и эстетическом воспитании на примере мудрости народа.

Объект данной работы – фольклорный материал в начальной школе.

Предмет исследования – пословицы и поговорки в программах для начальной школы.

Цель работы: проанализировать учебно-методические комплекты для начальной
школы с точки зрения включения в них пословиц и поговорок.

Исходя их поставленной
цели, необходимо выделить следующие задачи:

— проанализировать
учебно-методические комплекты для начальной школы в плане наличия в них
пословиц и поговорок;

— составить
технологическую карту урока на изучение пословиц и поговорок в начальной школе.

Теоретическая основа работы:

— УМК: «Перспектива»,
«Школа России», «Система Л. В. Занкова», «Начальная школа XXI века»,
«Перспективная начальная школа», «Школа 2100», «Перспектива», «Гармония»;

— теоретические труды
Н.И. Жинкина, Н.Ф. Талызиной, Н.Н. Ушаковой, Т.П. Солоухиной, О.А. Конусовой,
М.В. Соловейчика, М.А. Рыбниковой и других.[1]

Методы исследования:

— теоретические (анализ
теоретического материала, синтез);

— практические (анализ
программ, методическое составление урока).

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения, списка
литературы и источников. [1] Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М.:
Просвещение, 2002. – 270 с.; Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учебное
пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.:
Издательский центр «Академия», 1998. –511 с.; Ушакова Н.Н. Внеклассные занятия
по русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 2004. – 136 с.;
Солоухина Т.П., Конусова О.А. Развитие творческой активности обучающихся на
уроках русского языка // Управление начальной школой. – 2013. – № 2. – С.
16-20; Соловейчик М.В. Я иду на урок в начальную школу: Русский язык. – М.:
Просвещение, 2000. –247с.; Рыбникова М.А. Русские пословицы и поговорки. – М.:
АН СССР, 1961. –  116 с.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе данной работы было
выяснено, что пословицы и поговорки, как фольклорный материал, активно
изучаются в младшей школе. Это несет духовно-нравственный и эстетический смысл.
Пословицы и поговорки имеют дидактические возможности, поскольку они
ориентированы на то, чтобы художественно отображать объекты окружающей
действительности, что, в свою очередь, позволяет создавать яркие образы.

Пословицы и поговорки
помогают обучающимся начальной школы понять художественную речь, смысл которой
использован и воплощён в фольклоре. Чем глубже проникновение школьника в
образное обобщение художественного произведения, тем неизбежнее его оценка
любой речи в смысловом и выразительном отношении, в том числе и собственной.

К пословицам и поговоркам
обращался в своей педагогической деятельности Л.Н. Толстой, считая, что они –
это потенциал народной мудрости. Много пословиц и поговорок можно встретить у
писателя В.И. Даля.

При анализе программ по
литературному чтению в младшей школе было определено, что все они имеют темы,
касающиеся изучению пословиц и поговорок, но в разном объеме и в соответствии с
разными подходами. Преимущественно освоение пословиц и поговорок происходит по
модели блоков, то есть в соответствии с разными разделами по разным
тематическим ориентирам. Если в каком-то разделе идет активное изучение
пословиц и поговорок, то в другом разделе они также будут присутствовать, но
уже в более меньшем количестве.

Также был составлена
технологическая карта урока по изучению пословиц и поговорок во 2 классе на
основании программы «Школа России», которая нами была выбрана как наиболее
оптимальная.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ИЗУЧЕНИЕ ПОСЛОВИЦ И
ПОГОВОРОК В ШКОЛЕ Пословицы и поговорки, которые
созданы самим народом, являются богатством русского языка. Знакомство с
пословицами и поговорками в период получения школьного образования способствует
развитию мышления обучающихся, формированию ценности русского языка, повышению
речевой культуры. Кроме того, обращение к пословицам и поговоркам помогает
усваивать грамматический строй, обогащать обучающихся мудростью самого народа.[1]

Относительно к
обучающимся начальной школы, Н.И. Жинкин писал следующее: «Пословицы и
поговорки помогают обучающимся начальной школы лучше понять художественную
речь, смысл которой воплощён в фольклоре. Чем глубже проникновение школьника в
образное обобщение художественного произведения, тем неизбежнее его оценка
любой речи в смысловом и выразительном отношении, в том числе и собственной».[2]

Другой исследователь, Н.Ф.
Талызина, обращала внимание на то, что пословицы и поговорки обладают
развивающим потенциалом, который характерен для их структуры вообще. В
частности, по мнению исследователя, пословица имеет нетипичную структуру, что
обосновывается ее ритмичностью, особым звуковым оформлением и композицией. Это
помогает развивать речевые навыки обучающихся младших классов, активизирует и
обогащает их словарный запас.[3]

Н.Н. Ушакова отмечала,
что фольклорный материал на примере пословиц и поговорок очень хорошо подходит
для развития младших школьников в формате внеклассной работы.[4] По
мнению ученой, использование пословиц и поговорок развивает у обучающихся
грамматически правильную речь, полноту, эмоциональность, последовательность и
содержательность при изложении ее смысла.

Исследователи Т.П.
Солоухина и О.А. Конусова, описывая дидактические возможности пословиц и
поговорок, существенную часть внимания уделяли тому, что русские паремии имеют
функцию художественного отображения объектов окружающей действительности, и это
дает возможность создавать яркие образы.[5] По их
мнению, художественная функция, которой непосредственно наделены пословицы и
поговорки, являются предпочтительным средством выражения эмоциональной выразительности
по отношению к тем или иным поступкам. Подчеркивается краткость и четкость, отсутствие
монологических высказываний. Наличие у обучающихся способности использовать в
своей речи комплекс пословиц и поговорок представляется как работа по
обогащению речи.

М.В. Соловейчик, в свою
очередь, поставил перед собой вопрос о том, являются ли пословицы и поговорки средством
обогащения речи обучающихся младшей школы. Вывод исследователя был таков: являются
однозначно, причиной чему является естественная народная речь, которая
характеризуется большим объемом выразительных средств, напевностью, что не
может не развить, не обогатить речь ребенка. Младший школьник лучше вступает в
окружающий мир, пытается говорить, общаться с людьми, усваивает представление
народа о красоте, морали, знакомит с обычаями, нормами поведения, общения, учит
быть коммуникабельными».[6]

Следуя такой установке на
восприятие пословиц и поговорок, учитель не может не использовать их в
образовательном процессе для достижения дидактических, развивающих и
воспитательных целей. Закреплённый в пословицах и поговорках
общественно-исторический опыт народа позволяет получить представления о
некоторых исторических событиях, о многих особенностях социальных отношений в
разные исторические эпохи, о социальных ролях, о культурных особенностях
представителей конкретного этноса. [1] Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М.:
Просвещение, 2002. – 270 с. [2] Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М.:
Просвещение, 2002. – С. 9. [3] Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учебное
пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.:
Издательский центр «Академия», 1998. – С. 197. [4] Ушакова Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в
начальных классах. – М.: Просвещение, 2004. – 136 с. [5] Солоухина Т.П., Конусова О.А. Развитие творческой
активности обучающихся на уроках русского языка // Управление начальной школой.
– 2013. – № 2. – С. 16-20. [6] Соловейчик М.В. Я иду на урок в начальную школу:
Русский язык. – М.: Просвещение, 2000. – С. 40.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы