Курсовая с практикой Педагогика/Психология Дошкольная педагогика

Курсовая с практикой на тему Пословицы и поговорки как средство развития словаря детей дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава I. Теоретические основы использования пословиц и поговорок для развития словаря детей 6
1.1. Характеристика пословиц и поговорок как жанра малого фольклора 6
1.2. Значение и формы работы по ознакомлению детей с пословицами и поговорками 9
1.3. Влияние работы по ознакомлению дошкольников с пословицами и поговорками на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста 11
Выводы по 1 главе 13
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию словаря детей дошкольного возраста через использование пословиц и поговорок 14
2.1. Выявление уровня развития словаря детей дошкольного возраста 14
2.2. Формирующий эксперимент. Опытно-экспериментальная работа, направленная на развитие словаря детей через использование пословиц и поговорок 18
2.3. Выявление эффективности проведенной работы, результативность 23
Выводы по 2 главе 26
Заключение 28
Список литературы 30
Приложения 34

 

  

Введение:

 

На протяжении длительного времени процесс развития, обогащения словаря является одной из основных задач речевого развития детей. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования образовательная область «Речевое развитие» включает в себя: обогащение активного словаря; знакомство с книжной культурой и детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы и т.д.
Язык и речь – это важное средство человеческого общения, познания действительности, основной канал приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, необходимым условием воспитания и обучения. Язык и речь, как один из факторов психических процессов, рассматривались в педагогике и психологии такими авторами как Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.
На этапе дошкольного возраста ребенка ведущей задачей речевого развития является накопление словаря. Развитие словаря – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для ее решения. Овладение словарем является важным условием умственного развития ребёнка.
В методике развития речи имеется немало исследований, посвященных развитию словаря детей дошкольного возраста: М.М. Алексеева, А.М. Бородич, В.В. Гербова, Т.П. Колодяжная, О.И. Соловьева, О.С. Ушакова.
Таким образом, перед дошкольным образованием возникает проблема, связанная с развитием словарного запаса детей и необходимостью специального обучения, где главной чертой проходит создание таких условий, которые бы вызывали у детей интерес к языку и обеспечили бы творческий характер речи, тенденцию к её саморазвитию.
Малые фольклорные жанры заключает в себе поэтические ценности, и являются народной педагогикой, с их помощью решаются практически задачи всех образовательных областей ФГОС ДО: познавательное развитие, речевое, художественно-эстетическое, физическое и социально-коммуникативное развитие. Особенно велико значение малых фольклорных жанров на развитие выразительности детской речи, умение образно выражать свои мысли.
Использование разнообразных форм и средств обучения, в частности использование пословиц и поговорок, формирует у ребенка потребность в овладении речью, способствует развитию активного словаря.
Цель исследования: выявить влияние пословиц и поговорок на развитие словаря детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития словаря детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: пословицы и поговорки как средство развития словаря детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
 дать характеристику пословиц и поговорок как жанра малого фольклора;
 рассмотреть значение и формы работы по ознакомлению детей с пословицами и поговорками ;
 изучить влияние работы по ознакомлению дошкольников с пословицами и поговорками на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста;
 выявить уровень развития словаря детей дошкольного возраста;
 провести формирующий эксперимент, опытно-экспериментальную работу, направленную на развитие словаря детей через использование пословиц и поговорок;
 выявить эффективность проведенной работы, результативность .
Методы исследования: теоретические методы: анализ научной литературы, анализ психолого-педагогических литературных источников, опытно-экспериментальная работа.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Практическая значимость исследования: разработанными материалами могут использоваться студентами в ходе производственной практики по ПМ.03, а так же в повседневной практике работы педагогов в дошкольных учреждениях.
База исследования: МОУ Детский сад № 361 Красноармейского района г. Волгоград.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ литературы показал, что детский фольклор – это большая область устного народного и поэтического творчества, это яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой детский мир.
Особым фольклорным материалом, используемым в воспитании детей дошкольного возраста, являются пословицы и поговорки.
Звучность, ритмичность, напевность, занимательность малых форм фольклора, а в частности пословиц и поговорок, привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию связной речи, обогащению словарного запаса с успешным переводом пассивного словаря в активный.
Применяя пословицы и поговорки в собственной речи, дети обучаются выражению четко, кратко, выразительно своих мыслей и чувств, интонационному раскрашиванию своей речи, развивают способности к творческому использованию слова, способности описать предметы образно, дать им яркое описание.
Опытно-экспериментальная работа включало 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. В исследовании приняли участие 18 детей среднего дошкольного возраста.
Целью исследования являлась проверка эффективности работы по повышению уровня развития словаря детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
 исследовать уровень развития словаря у детей среднего дошкольного возраста;
 провести работу по повышению уровня развития словаря у детей среднего дошкольного возраста;
 провести повторную диагностику по определению уровня развития словаря у детей среднего дошкольного возраста.
Констатирующий этап экспериментальной работы был проведен с целью определения исходного уровня развития словаря детей среднего дошкольного возраста. Для выявления уровня развития словаря была выбрана методика О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной.
Предложенная нами система упражнений, включающая пословицы и поговорки, направлена на развитие у дошкольников постоянного внимания и интереса к занятиям, поэтому большинство использованных нами упражнений носило игровой характер, что позволило нам получить хорошие результаты.
Анализ результатов контрольного этапа позволил прийти к выводу о том, что использование пословиц и поговорок, как средства формирования словаря, необходимо учитывать при планировании занятий с дошкольниками и включать в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Высокий уровень развития словаря детей вырос, также уменьшилось количество детей с низким уровнем за счет того, что дошкольники перешли на более высокий уровень своего развития.
Данный вид работы положительно сказывается на формировании словаря детей дошкольного возраста, при соблюдении условий: отбор образных выражений осуществляется с учетом постепенного усложнения их структуры и семантики, детского опыта; происходит элементарное осознание детьми роли образных слов и выражений высказывании; слова и выражения активизируются в речи в ходе свободной деятельности детей.
Таким образом, цель, поставленная в работе, достигнута, а задачи решены.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Теоретические основы использования пословиц и поговорок для развития словаря детей
1.1. Характеристика пословиц и поговорок как жанра малого фольклора
На детский фольклор впервые серьезное внимание обратил известный педагог К.Д. Ушинский. В 60-х гг. XIX века в журнале «Учитель» появились публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения психологии и физиологии ребенка[33]. В то же время началось постоянное собирание народных произведений для детей.
Слово «фольклор», которое часто относится к понятию «устное народное творчество», произошло от сочетания двух английских слов (folk-народ и lore – мудрость), отмечает К.Г.Берсенева [7]. Само понятие устного народного творчества определяется как творчество, объединяющее мир детей и взрослых, в том числе музыкальные и поэтические жанры.
Как и литература, фольклорные произведения делятся на эпические, лирические и драматические произведения, отмечает Т.В. Зуева [18]. Эпические жанры включают былины, легенды, сказки и исторические песни. Лирические жанры включают песни о любви, свадебные песни и колыбельные. В отдельную группу выделяют малые жанры фольклора – народные песни, поговорки, стишки, пестушки, детские стишки и др.
С древних времен существует множество фольклорных произведений, специально предназначенных для детей раннего дошкольного возраста. Н.В. Покатилова выделяет следующие жанры устного народного творчества: сказки, загадки, скороговорки, пословицы, считалки, дразнилки, небылицы [28].
Заучивая пословицы и поговорки, а затем, используя их в своей речи, дети не только учатся ясно, лаконично и выразительно высказывать свою мысль и чувства, но также они интонационно окрашивают свою речь, при этом у них развивается умение творчески использовать слово и образно описывать предмет, давая ему яркую характеристику
Фольклорные произведения раскрывают перед ребенком красоту и четкость русского языка и, по словам К. Д. Ушинского «пробуждают к жизни семена родного слова, всегда коренящиеся, хотя и бессознательно, в душе ребенка» [33].
О.С. Ушакова подчеркивает, что сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и проникать в их смысл, а так же малые фольклорные жанры, через специальные упражнения, помогают развитию артикуляционного аппарата детей дошкольного возраста[32].
Анализ литературы показал, что детский фольклор – это большая область устного народного и поэтического творчества, это яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой детский мир.
Ярчайшие образы, красота и мелодичность слога произведений больших и малых фольклорных жанров, выразительная интонация и артистизм педагога пробуждают у детей интерес к поэтическому слову, способствуют развитию художественного вкуса, формированию чувства родного языка [12, 17]. Считается, что при повторении слов и фраз в предметном сознании ребенка появляются не столько смысл и значение слов, сколько звуковой состав произносимого, а также его ритмическая структура. И это повторение очень удобно произносить, используя большие и малые фольклорные формы для детей.
Особым фольклорным материалом, используемым в воспитании детей дошкольного возраста, являются пословицы и поговорки [19].
В толковом словаре С.И. Ожегова предоставлено следующее определение: «Пословица – это народное краткое изречение с поучительным содержанием, народный афоризм». Поговорка – это «устойчивое краткое выражение, по преимуществу образное, которое не составляет, в отличие от пословицы, завершенного высказывания» [25].
Коллекционер фольклора В.И. Даль рассматривает пословицу как продукт исключительно народной среды общения: «Что за поговорками и пословицами надо идти в народ, об этом никто не станет спорить, в просвещенном и образованном обществе пословицы нет. Готовых пословиц высшее общество не принимает, так как это картины чуждого ему быта, да и не его язык; а своих не слагает, возможно, из светского приличия и вежливости: пословица колет не в бровь, а прямо в глаз» [10].
М.А. Мещерякова, доктор педагогических наук, истолковывает пословицу как «законченное, краткое, образное изречение обобщающего характера; назидательное жизненное наблюдение, которое возможно применить к самым разнообразным ситуациям и случаям; малая жанровая форма фольклора» [38].
Поговорка представляет собой точное образное выражение, не содержащее в себе обобщенного смысла. Она является не законченным выражением, а лишь его частью, возможно частью пословицы, самостоятельным выражением, которое придает речи выразительность. Она также может быть заимствованием из литературного произведения [15, 20].
В языковедческом энциклопедическом словаре пословица определяется как «краткий, устойчивый в речевом обиходе, как правило, ритмически организованный афоризм поучительного характера, в котором зафиксирован многовековой опыт народа, который имеет форму завершенного предложения, обладающий переносным и буквальным смыслом, либо только переносным» [35].
Отсюда следует, что поговорки и пословицы становятся краткими, но вместительными афоризмами многовекового опыта народа. На то, что пословица и поговорка принадлежит именно к сфере фольклора, указывает устный характер передачи этих единиц. Уже в самом своем наименовании пословица и поговорка содержит прямое указание на отношение к устной речи [23].
Таким образом, звучность, ритмичность, напевность, занимательность малых форм фольклора, а в частности пословиц и поговорок, привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию связной речи, обогащению словарного запаса с успешным переводом пассивного словаря в активный словарь.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы