Курсовая с практикой на тему Порядок создания, реорганизации и ликвидации предприятий
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические
аспекты создания, реорганизации и ликвидации предприятий 6
1.1 Порядок создания нового
предприятия. 6
1.2 Причины принятия
решения о реорганизации\ликвидации. 10
Глава 2. Практические
аспекты создания, реорганизации и ликвидации предприятий на примере российских
предприятий. 17
2.1 Анализ практики
создания предприятий. 17
2.2 Анализ практики
реорганизации и ликвидации предприятий. 24
Глава 3. Проблемы создания,
реорганизации и ликвидации предприятий. 31
Заключение. 40
Список использованных
источников. 42
Введение:
В период перехода экономики от административно-хозяйственной
к смешанной системе появляется потребность в переосмыслении форм и методов
ведения экономики предприятия. При этом возникает множество вопросов и проблем,
требующих решения: как создавать новую компанию или фирму, как должна работать
экономика предприятия, от чего зависит эффективность ее ведения, что следует
предпринимать для большей результативности деятельности предприятия.
Поиск ответов на эти вопросы происходит на основе метода
проб и ошибок, что в настоящих условиях дорого обходится не только предприятию,
но и обществу в целом. Основной причиной этого является неумение и незнание
руководителями предприятий форм и методов работы в условиях рыночной системы
хозяйствования. В экономически развитых странах имеется большой опыт решения
подобных вопросов. Однако он не всегда может быть применен в Российской
Федерации. Необходима его адаптация с учетом традиций и менталитета российских
хозяйственников.
Проблемы создания, реорганизации и ликвидации предприятий
весьма актуальны для современной российской действительности. Данная курсовая
работа представляет собой попытку раскрыть эти аспекты деятельности
предприятий.
Предприятие – это обособленная экономическая структура. Его
обособленность обусловливается товарным характером производства. В силу
обособленности предприятия самостоятельны:
— в производственной деятельности (что и сколько
производить, как производить);
— в коммерческой деятельности (что и сколько продавать,
покупать, распределять);
— в распределении производственного продукта (что идет на
собственные нужды, а что — на обмен и накопление и т.д.)
Из вышеизложенного следует, что предприятия становятся
основной ячейкой, где происходит рыночная трансформация экономики. Именно в
этом заключены суть и характер изменений и развития экономической системы в
целом.
Предприятие имеет собственное название, фирменный знак
(марку), самостоятельный баланс, расчетный счет в банке. Оно несет
имущественную ответственность по своим обязательствам, то есть является
юридическим лицом. Группы предприятий, сходные по производимой продукции (или
технологии) и занимающие определенное место в системе расширенного
воспроизводства, образуют отрасли производства.
Практика работы как наших, так и зарубежных предприятий
показывает, что чем крупнее предприятие, тем больше оно имеет возможностей по
широкому внедрению результатов научно-технического прогресса, развитию
специализации и кооперирования производства и т.д. Это позволяет на крупных
предприятиях добиваться наилучших показателей снижения себестоимости, повышения
качества продукции и рентабельности. Но в нашей стране такая практика
хозяйствования привела к резкому развитию монополизации производства со всеми
вытекающими отсюда последствиями.
При переходе к рынку с присущей ему конкуренцией возникает
необходимость демонополизации. Для решения вопроса о том, нужны или не нужны
крупные предприятия в условиях рынка, следует руководствоваться рядом
обстоятельств. Во-первых, надо дать четкий ответ на вопрос: могут ли наши
небольшие промышленные предприятия быть эффективными и жизнеспособными в
конкурентной борьбе с зарубежными фирмами.
Жизнь подтверждает правоту и своевременность поставленного
вопроса. Продовольственный рынок России наводнен импортными товарами, а товары
отечественного производства не находят сбыта. Это объясняется прежде всего тем,
что наши предприятия являются, как правило, небольшими, работающими на
устаревшем оборудовании.
Заключение:
Государственная регистрация юридических лиц — это сочетание
совокупности регистрационных процедур, заканчивающихся актом органа
государственной регистрации о регистрации юридического лица. Осуществляется она
в настоящее время Федеральной налоговой службой РФ, а также Министерством
юстиции в отношении некоммерческих организаций и Банком России в отношении
кредитных организаций.
В завершении подчеркнем, что в настоящее время сложились
практически уникальные условия для всестороннего обсуждения вопросов связанных
с государственной регистрации юридических лиц в целях дальнейшего
совершенствования гражданского законодательства. В настоящей работе мы
затронули лишь отдельные аспекты исследуемой проблематики, которые позволяют
судить о противоречивости, а в некоторых случаях – фрагментарности действующего
законодательства.
На сегодняшний день организации представляют собой сложный
взаимосвязанный механизм, который работает с целью получения прибыли.
Деятельность каждого хозяйствующего субъекта является предметом внимания
широкого круга участников рыночных отношений, которые заинтересованы в
результатах функционирования. Предприятие всегда должно оставаться финансово
стабильным, а также конкурентоспособным.
Например, список причин по которым фирма может начать
процесс реорганизации довольно разнообразен:
• изменение масштабов бизнеса;
• поглощение конкурентов или поглощение конкурентами;
• разделение бизнеса;
• вывод активов;
• модернизация производства;
• оптимизация в сфере налогообложения;
• альтернативная ликвидация.
Реорганизация – это завершение деятельности предприятия,
которое сопровождается переходом его обязательств и прав другой компании. Эта
мера приводит к образованию одного/нескольких новообразованных предприятий,
которые «наследуют» имущественные и иные права, а также обязательства
реорганизованного лица. Зачастую реорганизацию осуществляют вместо ликвидации.
Это обусловлено экономической нецелесообразностью процедуры банкротства и
возможностью сохранения основных активов.
Согласно статье 61 Гражданского Кодекса РФ под ликвидацией
юридического лица понимается его прекращение без перехода в порядке
универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
Существует два вида ликвидации юридического лица:
добровольная и принудительная. Добровольная ликвидация осуществляется по
решению учредителей или уполномоченного органа. Причинами могут стать истечение
срока или достижения цели деятельности компании, невозможность достижения цели
и другие. Принудительная ликвидация происходит только согласно решению суда по
исковому заявлению.
Сегодня в действующем гражданском законодательстве России,
которое регулирует процедуры создания, реорганизации и ликвидации юридических
лиц, можно выявить немало пробелов.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты создания,
реорганизации и ликвидации предприятий
1.1 Порядок создания нового предприятия В гражданском праве выделяются три основных способа создания
юридического лица: заявительный, распорядительный и разрешительный.
Заявительный способ создания юридического лица является
самым распространённым. Данный способ отражен в Федеральном законе от
08.08.2001 №129- ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей»[1]
и статье 50.1 ГК РФ[2],
которая устанавливает, что юридическое лицо может быть создано на основании
решения учредителей.
При заявительном способе учредители сами являются в
регистрирующий орган, то есть исключается необходимость получения
предварительного разрешения органов публичной власти на создание юридического
лица. Регистрирующий орган не вправе отказать учредителям юридического лица в
регистрации при отсутствии нарушений законодательных норм, регламентирующих
порядок создания[3].
Таким образом, юридические лица образуются заявительным
способом тогда, когда учредители самостоятельно принимают решение о его
создании, формируют уставный капитал и осуществляют государственную
регистрацию, после чего юридическое лицо начинает обладать правосубъектностью.
Уполномоченный государственный орган, вправе осуществлять
контроль за процессом создания юридического лица через процедуру государственной
регистрации факта создания, устанавливающую перечень документов, необходимых
для подачи в регистрирующий орган.
Особенность учреждения отдельных видов юридических лиц
заключается в том, что их регулирование определяется специальными законами о
юридических лицах отдельной организационно-правовой формы. Например,
Федеральный закон от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах»[4]
устанавливает, что решение об учреждении Общества принимается учредительным
собранием, а если оно учреждено единолично, то решение принимается одним лицом.
Решение должно содержать результаты голосования учредителей и включать вопросы,
связанные с утверждением устава, избранием органов управления и другие.
Учредители Общества заключают между собой письменный договор
о создании данного юридического лица, в котором определяется порядок
осуществления деятельности по его учреждению, размер уставного капитала, типы
акций, подлежащих размещению среди учредителей (их размер и порядок оплаты), и
иные сведения в соответствии со статьей 52 ГК РФ.
Таким образом, заявительный порядок создания юридического
лица имеет отличительную особенность от других способов, так как в нем
компетенция регистрирующего органа ограничена только проверкой соответствия
достоверности сведений, предоставленных в налоговые органы, без учета целей
полезности или целесообразности создаваемого юридического лица.
Для определенных видов юридических лиц, намеренных
заниматься специализированными видами деятельности, требующих особых условий
осуществления и предусматривающие специальное законодательное регулирование
(Федеральный закон от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности»[5]
и другие) предусмотрен разрешительный способ создания юридических лиц. [1] Федеральный закон от
08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О государственной регистрации
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (источник опубликования
«Собрание законодательства РФ», 13.08.2001, N 33 (часть I), ст. 343). [2] Гражданский кодекс РФ
(часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (источник: «Собрании
законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301). [3] Абрамов В.Ю., Абрамов Ю.В.
Полныйкурс гражданского права России: Учебное пособие. Ч. I: Общая часть. –
М.: Статут, 2016, С. 192-199 [4] Федеральный закон от
26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (ред. от 19.07.2018), (с изм. и
доп., вступ. в силу с 01.09.2018) (источник опубликования «Собрание
законодательства РФ», 01.01.1996, N 1, ст.1). [5] Федеральный закон от
02.12.1990 N 395-1 (ред. от 27.12.2018) «О банках и банковской деятельности»
(источник опубликования «Собрание законодательства РФ», 05.02.1996, N 6, ст.
492)
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы развития предприятий
в российском законодательстве 5
1.1. Понятие и сущность предприятия. 5
1.2. Организационно-правовые формы предприятий. 8
Глава 2. Особенности создания и реорганизации
предприятий. 14
2.1. Основания и порядок создания предприятий. 14
2.2. Пути реорганизации предприятий. 19
Глава 3. Ликвидация предприятий. 25
3.1. Анализ ликвидации предприятий. 25
3.2. Проблемы ликвидации предприятий и пути их
решения. 29
Заключение. 35
Список литературы. 37
Введение:
Наиболее
важное место в социально-экономическом развитии общества занимает
предпринимательская деятельность. Субъектом предпринимательской деятельности
является прежде всего предпряитие. Предприятие — основное
организационно-экономическое звено любой рыночной экономики. Совокупность предприятий
определяет эффективность национальной, региональной и мировой экономики в
целом. От того насколько эффективно работают предприятия, насколько устойчиво
его финансовое состояние, зависит здоровье экономики и индустриальная мощь
государства.
Предпринимательская
деятельность оказывает значительное влияние на благосостояние общества в целом
посредством повышения уровня ВВП, смягчения безработицы, развития
научно-технического потенциала, увеличения налоговых поступлений в бюджет,
формирования масштабного среднего класса как экономически самостоятельного
социального субъекта.
Порядок
создания, реорганизации и ликвидации предприятий, а также проблемы, возникающие
при этом весьма актуальны для современной российской
действительности. Данная курсовая работа представляет собой попытку раскрыть
эти аспекты деятельности предприятий.
Объектом
исследования в курсовой работе являются общественные отношения, возникающие в
процессе создания, реорганизации и ликвидации предприятий.
Предметом
исследования в курсовой работе являются особенности и механизмы создания,
реорганизации и ликвидации предприятий.
Целью курсовой
работы является анализ особенностей создания, реорганизации и ликвидации
предприятий.
Достижение
намеченной цели предусматривает решение следующих задач курсовой работы:
— раскрыть
понятие и сущность предприятия;
— изучить
организационно-правовые формы предприятий;
— рассмотреть
основания и порядок создания предприятий;
—
проанализировать пути реорганизации предприятий;
— провести
анализ ликвидации предприятий;
— выявить
проблемы ликвидации предприятий и пути их решения.
В курсовой работе использовалась совокупность
общенаучных (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение) и
частнонаучных (формально-юридический, системный, функциональный, сравнительный)
методов познания.
Теоретическую основу курсовой работы составляют
научные положения, содержащиеся в трудах авторов по проблемам создания,
реорганизации и ликвидации предприятий.
Нормативно-правовую базу курсовой работы составили:
Конституция Российской Федерации[1],
ГК РФ[2], а также другие нормативно-правовые акты.
Тактическая и практическая
значимость работы заключается в обобщении материала по различным подходам к
понятию «предприятие» и «организационно-правовая форма», особенностей создания,
реорганизации и ликвидации предприятий.
Структура
курсовой работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка
литературы. [1] Конституция Российской Федерации:
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе
общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс». [2] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть
первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // СПС «КонсультантПлюс».
Заключение:
Проведенное исследование в
рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные
теоретические и практические выводы и предложения в рамках представленной темы.
1. Любое предприятие представляет собой сложную
систему производственно-экономических отношений, и отношений
собственности, которые складываются внутри него, и отношений с другими
хозяйствующими субъектами касательно таких вопросов, как производство, обмен,
распределение и потребление разнообразных объектов собственности.
2. Организационно-правовая форма (ОПФ) – это
признаваемая законодательством той или иной страны форма хозяйствующего
субъекта, которая фиксирует метод (способ) закрепления и использования
имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение
и цели предпринимательской деятельности. То есть, организационно-правовая форма
определяет способ управления имуществом хозяйствующим субъектом и вытекающие из
этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности.
3. В качестве решения проблем предлагаются следующие
мероприятия по совершенствованию национального регулирования в сфере
регистрации предприятия:
— Введение законного требования о запрете регистрации
идентичных названий предприятий путем внесения правки в соответствующий
законодательный акт.
— Для сокращения злоупотреблений необходимо принять
правки по формированию перехода на электронные системы оказания государственных
услуг по созданию предприятия. Причем технической особенностью должна стать
возможность автоматическая проверка в базе на уникальность, запрещенные
названия, а также выявление иных ограничений, связанных с заявителем.
4. Реорганизация предприятия может
осуществляться в виде слияния и присоединения (из нескольких юридических лиц
создается одно), разделения и выделения (из одной организации создается
несколько), а также преобразования (здесь просто меняется
организационно-правовая форма предпринимательства). Во всех случаях
реорганизации предприятия права и обязанности юридического лица передаются
другому – возникают отношения правопреемства. Кроме того, юридическому лицу
необходимо пройти процедуру государственной регистрации реорганизации
предприятия, для чего в регистрирующую налоговую инспекцию следует представить
определенный пакет документов.
5. Ликвидация предприятия
– сложный процесс, направленный на прекращение деятельности предприятия,
имеющий под собой различные основания. Институту ликвидации предприятия в
течение долгого времени уделяется существенное внимание со стороны научного
сообщества, однако на сегодняшний день в теории и практики ликвидации предприятия
остаются вопросы и неурегулированные моменты, при этом практика ликвидаций предприятий
усложняется в виду постоянных изменений в действующем законодательстве,
регулирующем данную область, а также создания в последнее время большого
количества юридически лиц и, как следствие, большого количества процедур
ликвидаций и банкротств предприятий.
6. Процедура ликвидации предприятий и
её последствия имеют огромное значение для участников в лице учредителей, а
также контрагентов компании, ее сотрудников и гражданского оборота в целом.
Ликвидация предприятия позволяет «очистить» экономическое пространство от
неэффективно действующих организаций, которые не в состоянии выполнять свои
обязательства и грамотно использовать имеющиеся ресурсы, остановить негативное
влияние компаний на экономическую среду, которые осуществляют свою деятельность
незаконно и многое другое. В связи с этим очень важно заполнить пробелы в
законодательстве и решить имеющиеся проблемы в этой сфере.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы
развития предприятий в российском законодательстве
1.1. Понятие и сущность предприятия Предприятие справедливо считается главным звеном в
экономике, благодаря которому появляются необходимые обществу товары и услуги,
создаются рабочие места, платятся налоги.
Под предприятием понимается отдельный
хозяйствующий субъект, производящий ту или иную продукцию, либо оказывающий
разного рода услуги, либо выполняющий определенные виды работ для извлечения
выгоды и удовлетворения потребностей общества.
Предприятия – самостоятельный хозяйствующий субъект,
который осуществляет производство продукции, выполнение работ, оказание услуг в
целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятия
– юридические лица, т.е. имеет официальное название, печать, расчетный счет в
банке, обособленное имущество, полную бухгалтерскую отчетность, может быть
истцом и ответчиком в суде[1].
Предприятие представляет собой обособленную
экономическую структуру. Оно самостоятельно решает, что производить, продавать
или покупать, в каком количестве и каким способом, и самостоятельно
распределяет ресурсы и производственные продукты.
Если предприниматель — это физическое лицо,
занимающееся предпринимательской деятельностью, то предприятие
— это юридическое лицо, созданное в определенной организационно-правовой
форме в целях осуществления предпринимательской деятельности.
Под «предприятием» следует
понимать определенный комплекс, используемый для производства товаров или
(и) услуг в любой отрасли национальной экономики.
Предприятиями являются металлургический завод и
парикмахерская, аэропорт и автобусный парк, угольная шахта и магазин и т.д.
Предприятие — основной агент рыночной системы любой
современной страны. Как за рубежом, так и в России имеет место значительное
многообразие типов предприятий.
Предприятие — это имущественный комплекс,
используемый собственниками этого имущества для осуществления
предпринимательской деятельности.
Ст. 48 ГК РФ дает следующее определение исследуемого
понятия: организация, имеющая обособленное имущество, которым она отвечает по
обязательствам, и имеющая право приобретать, а также реализовывать свои
гражданские права и обязанности от своего имени, выступать в качестве истца или
же ответчика в судебном разбирательстве.
В состав предприятия входят все виды
имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки,
здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, нереализованную продукцию,
права требований, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие его
деятельность (фирменное наименование, товарные знаки) и другие исключительные
права.
При установлении размеров предприятия, масштабов его
деятельности учитывают, по крайней мере, следующее.
С увеличением размеров предприятия, расширением поля
деятельности значительно возрастает сложность его управления, обусловленная как
увеличением масштабов, так и расширением номенклатуры продукции. Возрастание
сложности управления ведет к увеличению риска.
Каждое предприятие (индивидуальное или коллективное)
имеет свою внутреннюю структуру и статус, размеры и сферы деятельности, в
которых оно наиболее эффективно.
Все формы предпринимательства имеют свои преимущества
и недостатки, которые необходимо выявлять и правильно оценивать.
Неотъемлемые черты любого предприятия – это наличие
собственного названия, марки, печати со своим наименованием, бухгалтерской
отчетности и баланса, расчетного счета.
В качестве самостоятельного
субъекта экономики предприятие выполняет определенные функции[2].
Экономическая функция:
— маркетинговые исследования рынка различных
товаров и услуг для того, чтобы наиболее выгодно реализовывать производимую
продукцию;
— хозяйственные взаимоотношения с другими рыночными
субъектами;
— создание рабочих мест;
— распределение прибыли;
— уплата налогов.
Производственно-технологическая.
Она заключается в том, чтобы обеспечивать
производственный процесс необходимыми ресурсами (материальными,
трудовыми, финансовыми), совершенствовать его и внедрять в него последние
научно-технические достижения.
Социальная предполагает заботу о своих работниках:
предоставление оптимальных условий труда, обязательного медицинского
страхования, различных льгот определенным категориям сотрудников и так далее.
Внешнеэкономическая означает возможность
самостоятельного ведения внешнеэкономической деятельности, установления
связей с зарубежными партнерами, расширения своего производства в других
государствах в рамках действующего законодательства.
Создание и производственно-хозяйственная деятельность
предприятия обусловлены стремлением его собственника получить максимально
возможную прибыль.
Достижение этой цели возможно путем продажи
обществу производимой предприятием продукции, либо за счет оказания потребителю
услуг, либо благодаря выполняемым работам.
В результате должны удовлетворяться экономические и
социальные запросы собственника средств производства и трудового коллектива.
В этом процессе и заключена экономическая сущность
предприятия.
Таким образом, любое предприятие представляет собой
сложную систему производственно-экономических отношений, и отношений собственности,
которые складываются внутри него, и отношений с другими хозяйствующими
субъектами касательно таких вопросов, как производство, обмен, распределение и
потребление разнообразных объектов собственности. [1] Серебренникова Я.Д., Реутова Ю.И.
Понятие и виды предприятий, основы их административно-правового статуса //
Проблемы развития современного общества. — 2019. — С. 395-398. [2] Рябченко А.А. Теоретические
основы и подходы к определению понятия «предприятие» // Инновационные процессы
в науке и технике XXI века. — Тюмень, 2020. — С. 241-245.