Курсовая с практикой на тему Порядок создания и функционирования зон таможенного контроля
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Правовые и организационные основы создания и функционирования особой экономической зоны в Российской Федерации 6
1.1 Понятие и назначение, виды особых экономических зон 6
1.2 Резиденты особых экономических зон и их правовой статус 10
1.3 Организационной-экономический механизм функционирования особых экономических зон в Российской Федерации 18
Глава 2. Анализ особенностей таможенного регулирования и организации таможенного контроля в российских особых экономических зонах 20
2.1 Основные направления таможенного регулирования в российских особых экономических зонах 20
2.2 Осуществление таможенного контроля в российских особых экономических зонах 24
2.3 Влияние специфики таможенного регулирования и таможенного контроля в особых экономических зонах на экономические показатели их деятельности 26
Глава 3. Основные направления совершенствования таможенного регулирования и таможенного контроля особых экономических зон, созданных в Российской Федерации 33
3.1 Проблемы таможенного регулирования и таможенного контроля в российских особых экономических зонах 33
3.2 Пути совершенствования таможенного регулирования и таможенного контроля в российских особых экономических зонах 35
Заключение 41
Библиографический список 43
Введение:
Россия представляет собой территорию с большим количеством перспективных районов, ценных материальных и человеческих ресурсов. Развитие потенциала страны необходимо, а осуществлено оно может быть при применении различных экономических инструментов. К ним относится и институт особых экономических зон (далее – ОЭЗ).
Особые экономические зоны создаются в целях развития различных отраслей экономики, в том числе туризма, портовой и транспортной инфраструктур. Они полезны и для государства, которому предоставляется новый источник поступлений в бюджет и возможность развития экспортной базы, и для коммерческих организаций, которым открывается доступ к инфраструктуре и дешевой рабочей силе. Более того, резидентам ОЭЗ предоставляются льготы при выплате налогов для более легкого ведения предпринимательской деятельности на территории зоны.
В настоящее время ОЭЗ представляют собой один из самых масштабных проектов по привлечению прямых инвестиций в ведущие виды экономической деятельности.
Актуальность курсовой работы заключается в возрастании роли особых экономических зон в мировой экономике. Зоны свободной торговли распространены по всему миру, а их количество превышает 4 тысячи и продолжает ежегодно возрастать в геометрической прогрессии. В последние годы вопросу повышения эффективности таможенного администрирования в зонах с особым экономическим статусом стало уделяться больше внимания в целях привлечения в страну иностранных инвестиций и диверсификации российской экономики. Рассматриваемая тема интересна как среди специалистов, так и среди потенциальных резидентов особых экономических зон, заинтересованных в развитии промышленности и инновационных технологий на территории России. Повышение качества таможенного регулирования в особых экономических зонах способствует повышению эффективности резидентов зон, позволяя им помогать государству в подъеме российской экономики, возрождении депрессивных регионов и повышении конкурентоспособности страны на международном рынке на выгодных для инвесторов налоговых условиях.
Несмотря на наличие работ в сфере развития ОЭЗ, вопрос совершенствования таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории России остается малоизученным, что обуславливает необходимость продолжать изучение и пополнение теоретико-методологической базы в целях ее практического применения при совершенствовании таможенного администрирования.
Объектом исследования являются особые (свободные) экономические зоны.
Предметом работы служит осуществление таможенного регулирования и таможенного контроля на территории особых (свободных) экономических зон в Российской Федерации.
Целью курсовой работы является разработка предложений по совершенствованию таможенного регулирования и таможенного контроля в особых экономических зонах, созданных в Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
— изучить теоретические аспекты особой экономической зоны;
— рассмотреть организационно-экономический механизм функционирования ОЭЗ, регулируемых Федеральным Законом №116-ФЗ;
— определить правовой статус резидента ОЭЗ;
— изучить практику предоставления таможенных льгот резидентам ОЭЗ;
— провести анализ влияния таможенного регулирования и таможенного контроля на показатели экономической эффективности ОЭЗ в России;
— изучить проблему привлечения инвестиций в территории ОЭЗ;
-разработать предложения по совершенствованию таможенного регулирования и таможенного контроля в ОЭЗ, созданных в Российской Федерации.
Тема курсовой работы была исследована в трудах отечественных ученых по экономической теории, таможенному менеджменту и управлению таможенным делом (например, Ерохиной Е. В, Бекяшина А. В.), но проблемой рассмотренных мной работ является устаревшая информация, что обуславливает актуальность курсовой работы.
В качестве информационных источников были задействованы нормативно-правовые акты, учебные пособия, периодические издания, материалы на электронном ресурсе Министерства экономического развития Российской Федерации и другие интернет-источники.
Методологическую основу исследования составляют теоретический и статистический анализ, историко-правовой метод, синтез, сравнение, методы индукции, формализации, конкретизации и обобщения.
Структурно курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и библиографического списка.
Заключение:
В процессе исследования мы определили, что представляют собой ОЭЗ, как осуществляют предпринимательскую деятельность резиденты ОЭЗ, а также какие льготы им предоставляются и как на территориях ОЭЗ осуществляются таможенное регулирование и таможенный контроль.
Проект ОЭЗ крайне полезен для развития обрабатывающей промышленности и, соответственно, импортозамещения на территории нашей страны и должен продолжать свое развитие. Такое мнение поддерживает и Правительство РФ. Конечно, ряд аналитиков придерживается мнения, что институт ОЭЗ в российских реалиях крайне неэффективен и должен прекратить свое существование, но такая точка зрения слишком категорична: стоит не отказываться от такого мощного инструмента регулирования национальной экономики, а пытаться модернизировать его структуру и таможенное администрирование на территории зон.
Создание ОЭЗ призвано сглаживать региональные различия в промышленной сфере и доходах населения страны, создавать возможности для успешного импортозамещения и повышения конкурентоспособности отечественных товаров. ОЭЗ способны вывести «депрессивные» районы из бедствующего состояния, способствовать улучшению инфраструктуры на данных территориях, обеспечить большое количество трудоспособных граждан работой. Стоит учесть и факт, что формирование ОЭЗ носит долгосрочный характер. Например, ОЭЗ, которые были созданы в Сингапуре более 30 лет назад, сейчас являются самыми эффективными в стране. В России ОЭЗ в том виде, в котором они нам представляются сейчас, функционируют всего 15 лет (за исключением ОЭЗ в Магаданской и Калининградской областях, которые не были ликвидированы после вступления в силу 116-ФЗ). Тем не менее, в ряде зон отмечаются большие социально-экономические успехи.
На настоящий момент времени создание и функционирование ОЭЗ на территории России лишь в малой степени достигло поставленных целей как на региональном, так и на общегосударственном уровне. Нынешний таможенный контроль предотвращает утечки государственных и региональных бюджетов не в полной мере, а таможенная процедура свободной таможенной зоны пока требует изменений в целях привлечения инвестиций в ОЭЗ. Изменить сложившуюся ситуацию возможно, стоит лишь придерживаться ряда условий и опираться на опыт успешных внедрений данного института в других странах.
В первую очередь, невозможно решить проблемы функционирования территорий ОЭЗ без внесения изменений в законодательство и актуализации нормативно-правовой базы. Также следует рационально оценить размер выбранной для создания ОЭЗ территории и ее инвестиционную привлекательность. Нельзя создавать особую экономическую зону, преследуя лишь цель получения быстрой прибыли: как показывает практика, именно такие зоны за время существования показали наименьшую эффективность. В завершение следует отметить следующее: чем стабильнее ситуация на территориях ОЭЗ и чем более выгодные льготные условия для инвесторов создаст государство, тем больше резидентов будут готовы вложить свои средства в их развитие.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Правовые и организационные основы создания и функционирования особой экономической зоны в Российской Федерации
1.1 Понятие и назначение, виды особых экономических зон
Особая экономическая зона (ОЭЗ) – это часть территории страны с особым таможенным и торговым режимом, в котором осуществляется выгодная для предпринимательской деятельности льготная налоговая политика. Так как ОЭЗ различаются по формам и целевому назначению, их названия также могут варьироваться. Однако при всем терминологическом разнообразии речь будет идти об одном и том же экономическом явлении – определенном хозяйственном анклаве с особым режимом хозяйственной деятельности.
Территория ОЭЗ характеризуется рядом признаков:
1. Выгодное экономико-географическое положение;
2. Беспошлинный или льготный режим на территории ОЭЗ;
3. Поддержка ОЭЗ со стороны центральной, региональной и местной государственной власти.
4. Тесная связь с мировым хозяйством и мировым рынком;
5. Активное привлечение иностранного капитала;
6. Обособленность в торговом и валютно-финансовом отношении от остальных районов;
В разных странах цели создания ОЭЗ варьируются в зависимости от общей экономической и социальной обстановки. Одни государства стремятся в первую очередь ликвидировать безработицу и улучшить инфраструктуру в отстающих регионах. Другие организовывают деятельность так, чтобы ОЭЗ использовались в общественных интересах в качестве интегрального экономического механизма, эффективного средства накопления и распространения передового зарубежного опыта хозяйствования и управления, повышения конкурентоспособности собственного производства.
Если вести речь о создании зон на территории России, мы можем выделить 3 этапа:
Этап 1: Становление. Конец 80-х – 1998 год. Первоначально развивалась идея, принципиально новая для того времени: идея создания особых зон, стимулирующих развитие международных связей СССР, в дальнейшем России, с иностранными инвесторами. На первый план выдвигались задачи вовлечения страны в международный бизнес, развития экспортного потенциала, решения проблемы депрессивных регионов ускоренными темпами. На протяжении всего этапа шел процесс формирования и функционирования ОЭЗ, который не имел четко отработанной системы. Примеры созданных на начальном этапе зон: зона экономического благоприятствования «Ингушетия» и зона льготного налогообложения в Калмыкии. Позднее подобные зоны появились в других регионах и позже превратились в офшоры.
Этап 2: Развитие. 2005-2007. Начало второго этапа включает в себя решение одного из главных недочетов первого – отсутствия нормативно-правовой базы, регулирующей функционирование ОЭЗ. 22 июля 2005 года издается Федеральный закон №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», где термин «Свободная экономическая зона» был заменен на «Особая экономическая зона». Здесь даны расшифровка ОЭЗ, правовая база создания, функционирования, управления зонами. Данный закон перенес ряд изменений, но все еще функционирует и является основным документом, регулирующим ОЭЗ. Началось активное создание ОЭЗ, чему благоприятствовала более-менее стабилизированная экономическая ситуация на территории страны.
Этап 3: Модернизация. 2007 год – настоящее время. Третий этап характеризуется принятием кластерной политики, за счет которой ОЭЗ стала восприниматься как подготовительная инфраструктура для развития кластеров. Понятие «кластер» было законодательно закреплено в Федеральном законе №365 от 30.11.2011 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», где он описан как «совокупность ОЭЗ одного или нескольких типов, управление которым осуществляется одной компанией» . Польза кластеров заключается в диверсификации экономики, повышении конкурентоспособности и способствовании высокотехнологичного производства. Значимым фактором, повлиявшим на развитие кластеров в России, стало предоставление целевых субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. В 2013–2021 гг. суммарный объем субсидий составил более 5 млрд руб. Нормативно-правовую базу, регулирующую функционирование ОЭЗ, составляет Федеральный Закон от 22 июля 2005 года №116-ФЗ «Об ОЭЗ в Российской Федерации». Помимо него, деятельность на ОЭЗ может регулироваться указами Президента, постановлениями Правительства РФ и актам в рамках ЕАЭС в случае, если это зона опережающего развития или игорная зона. Еще 2 зоны – в Калининградской и Магаданской областях – начали функционировать еще до создания основного Федерального Закона.
В данной курсовой работе речь будет идти лишь об ОЭЗ, регулируемых Федеральным Законом №116-ФЗ.
В соответствии со статьей 4 на территории Российской Федерации могут создаваться ОЭЗ 4 типов :
1. Промышленно-производственные ОЭЗ. Пример: «Алабуга», «Липецк», «Титановая долина».
2. Технико-внедренческие (инновационные) ОЭЗ. Самые яркие примеры – «Москва» и «Санкт-Петербург».
3. Туристско-рекреационные ОЭЗ. Пример: «Байкальская гавань».
4. Портовые ОЭЗ. К 2020 году осталась всего одна портовая особая экономическая зона в Ульяновской области, изначально их было 4.
Промышленные ОЭЗ – территории с обширной территорией в крупных промышленных регионах страны, характеризующиеся близостью к ресурсам, доступу к готовой инфраструктуре. Такие зоны создаются на участках с площадью не более 40 км2. Приоритетно в России в промышленных зонах занимаются производством автомобилей и их компонентов, стройматериалов, химической и нефтехимической продукции, бытовой техники и торгового оборудования. Основным преимуществом развития производства на ОЭЗ данного типа является снижение издержек за счет особого хозяйственного режима. Технико-внедренческие (инновационные) ОЭЗ располагаются в крупных научно-образовательных центрах и исследовательских школах, что дает возможность развития производства наукоемкой продукции и инновационного бизнеса, а обширный пакет льгот и преференций, свободный доступ к квалифицированным кадровым ресурсам делает инновационные ОЭЗ привлекательными для иностранных инвесторов, а также разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции. Максимальная площадь территории – 4 км2. В большинстве случае на таких зонах ведутся исследования в сферах электроники, нано-, био-, медицинских и информационных технологий, ядерной физики .
Климатические условия играют ключевую в первую очередь при создании туристско-рекреационной ОЭЗ: она должна располагаться в живописных и востребованных туристами регионах России, благоприятных для организации туристического, спортивного, рекреационного и других видов бизнеса. Ограничений по площади для ОЭЗ такого типа нет. Туристско-рекреационные особые экономические могут быть созданы на одном или нескольких участках территории . Портовые ОЭЗ создаются на территории возле морских и речных портов, которые должны быть открыты для международного сообщения и захода иностранных судов, и аэропортов, открытых для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки. Они могут включать в себя части территорий и (или) акваторий речных портов, территорий морских портов, аэропортов. Портовые ОЭЗ могут быть также созданы на участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта, а в границах таких зон могут быть расположены объекты инфраструктуры морского порта в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Имущественные комплексы для посадки/высадки пассажиров и иного обслуживания в особую экономическую зону не включаются. Максимальная площадь территории – 50 км . Наличие портовых ОЭЗ на территории страны дает доступ к рынку востребованных портово-логистических услуг в любой точке России.
С 2005 года в России на конкурсной и внеконкурсной основе (включая закрытые административно-территориальные образования, территории опережающего развития и игорные зоны) всего было создано 122 ОЭЗ, охватывающих территорию от Калининградской области до Дальнего Востока. В настоящее время в России действуют 26 ОЭЗ, 85 ТОСЭР, а также 61 промышленный парк и 45 индустриальных кластеров.