Курсовая с практикой на тему Порядок работы с жалобами граждан
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава
1. Теоретические аспекты работы с жалобами граждан. 7
1.1
Становление института обращения граждан в российском государстве 7
1.2
Особенности реализации конституционного права граждан Российской Федерации на
обращение в органы публичной власти. 12
Глава
2. Практические аспекты организации работы с жалобами граждан. 18
2.1
Порядок организации работы с жалобами граждан. 18
2.2
Осуществление работы с жалобами граждан в Администрации губернатора Московской
области. 25
Глава
3. Проблемы и перспективы повышения эффективности работы с обращениями граждан
в органах местного самоуправления. 30
3.1
Проблемы в организации работы органов местного самоуправления с обращениями
граждан. 30
3.2
Некоторые пути повышения эффективности работы с обращениями граждан в органах
местного самоуправления. 35
Заключение. 40
Список использованных источников 43
Введение:
Важнейшее место в системе основных прав и свобод человека
(гражданина) принадлежит праву на обращения в органы государственной власти и
органы местного самоуправления, закрепленному в статье 33 Конституции
Российской Федерации. Указанное в статье право можно представить в виде
«монеты», так как одна сторона является способом участия населения в управлении
делами государства, путём доведения до власти возникающих проблем и интересов,
а с другой стороны выступает как средство защиты конституционных прав и свобод
человека (гражданина).
Направление обращения в органы власти подразумевает за собой
действия гражданина в установленной форме (письменно, устно), вследствие
которых создается информационный повод и запускается действие государственного
механизма, в обязанность которого входит обеспечение, а также защита
конституционных прав и свобод человека (гражданина). Так как обращения граждан
служат своего рода каналом воздействия на власть, в этом и заключается их
коммуникационная функция. Важнейшая функция и обязанность государственного
(муниципального) органа заключается в рассмотрении поступивших обращений. В
ходе рассмотрения государственным (муниципальным) органом реализуется
информационная функция, так как обращения граждан являются для власти каналом
«обратной связи» и значимым источником сведений о положении дел на местах, в
том числе о существующих проблемах граждан.
Вместе с тем все поступающие обращения в органы
государственной и муниципальной власти олицетворяют собой инструмент (от лат.
instrumentum – орудие) влияние на действия и решения властей, ценность которого
будет неизменно возрастать по мере повышения уровня правосознания населения,
совершенствования функционирования демократических институтов в России. В
данном качестве они предполагают собой необходимые условия для успешного
решения задач по повышению эффективности деятельности, как системы
государственного и муниципального управления, так отдельного органа в целом.
В современной России правоотношения, возникающие при работе
с рассмотрением обращений граждан, законодательно закреплены и регулируются
Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., международными
договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами,
Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59 — ФЗ «О порядке рассмотрения
обращений граждан Российской Федерации», а также иными федеральными законами,
законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами.
Актуальность исследования заключается в следующем: в
настоящее время в России в результате многолетних реформ проводимых в стране,
наблюдается значительное снижение доверия населения к власти. Такое положение
проявляется, прежде всего, в неэффективности и чрезмерной закрытости органов
власти, то есть в том, что граждане зачастую не могут получить от государства
качественную и своевременную и защиту, и при этом не имеют возможность
воздействовать на проводимую государством политику. Одновременно с этим государство
сталкивается с проблемой отсутствия эффективного механизма «обратной связи»,
что зачастую мешает государству своевременно вносить поправки в политическую
стратегию. Для решения данной ситуации в настоящее время необходимо наладить
систему диалога органов власти и граждан, сделав её более открытой и
прозрачной. Институт обращений граждан выступает древнейшим элементом
коммуникации между властью и народом, тем не менее, он нуждается в
модернизации.
Для того чтобы наметить пути такой модернизации, следует
понять роль и место института обращений граждан в современной политической
системе, непосредственно этому и будет посвящена данная курсовая работа.
Исследуемая тема является многогранной, включает в себя
несколько аспектов. Отдельные ее вопросы в той или иной мере уже подвергались
разработке. Отдельные аспекты истории возникновения и развития права на
обращение нашли свое отражение в работах Э.Р. Адамова, М.В. Булгакова, А.В.
Лаврентьевой, Л.В. Лукьянчиковой, М.Н. Тихомирова, В.В. Шабанова. Данный вопрос
также являлся предметом изучения дореволюционного автора М.М. Богословского и
советских ученых А.А. Безуглова, В.Ф. Котка, В.В. Малькова.
Сравнительный анализ конституционно-правового регулирования
обеспечения и реализации права на обращение в Российской Федерации и зарубежных
странах потребовал обращения к трудам зарубежных ученых, таких как Тахсин
Моххамд Анис Шарадга и Л.Р. Сюкияйнен.
Изучением конституционного права
Заключение:
Федеральный закон № 59-ФЗ определяет права гражданина при
рассмотрении обращения. Обращения граждан в совокупности регулирующих их
правовых норм представляют собой сложный и достаточно разветвленный институт.
На протяжении многих лет он функционирует и служит эффективным средством
демократизации общества, формирования верховенства закона и широким каналом
участия граждан в управлении делами общества и государства.
В Институте обращений граждан заложены принципы, которые
выражают основную специфику этого учреждения. Одним из принципов работы
института является принцип объективного, полного и всестороннего изучения
ситуации, по которой поступило обращение. Следовательно, данный принцип
подразумевает основные обязанности государственных органов в процессе рассмотрения
обращения: понимать суть обращения, давать ответ на все поставленные вопросы, а
при необходимости требовать необходимые документы, проводить проверки. на месте
требовать объяснений у нужных лиц; привлекать к участию в производстве
свидетелей, специалистов, переводчиков; сам гражданин, принять иные меры для
объективного, всестороннего и полного изучения вопроса.
Для объективности и полноты рассмотрения обращений граждан
государственные органы могут принимать решения, одним из которых является
проведение проверок, необходимых для соблюдения контроля, проверка исполнения
принятых решений, анализ и обобщение обращений граждан. Таким образом, мы
приходим к выводу, что контроль необходим для устранения причин и условий,
порождающих обращения граждан, а также для обеспечения законности и
государственной дисциплины. На данном этапе контроля государственные органы в
пределах своей компетенции: осуществляют контроль за соблюдением порядка
рассмотрения обращений, анализируют содержание поступивших обращений, своевременно
принимают меры по выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и
законных прав. интересы граждан. Поскольку контроль — важнейший вид обратной
связи, с помощью которой государственные органы получают информацию о реальном
состоянии дел, выполнении принятых решений, он используется для повышения
исполнительской дисциплины, оценки работы и предотвращения негативных
процессов.
В заключение работы можно отметить следующее. Несомненно,
обращения граждан в органы государственной власти и местного самоуправления
являются одним из важнейших способов реализации конституционных прав и свобод
человека и гражданина, закрепленных в статье 33 Конституции Российской
Федерации.
В процессе исследования мы исходили из концепции
нормативно-правового регулирования общественных отношений в сфере обращений
граждан в государственные органы и органы местного самоуправления на основе
изучения и анализа теоретических разработок и действующих положений по
регулирование этой группы отношений.
Наши исследования привели к следующим выводам. Сегодня
институт рассмотрения обращений граждан — один из самых детально
регламентированных. Законодатель обратил внимание на порядок и основные формы
обращений граждан и даже такие детали, как рассмотрение анонимных обращений и
повторных обращений граждан в органы власти.
Первая глава данной работы посвящена законодательным и
теоретическим аспектам: дано понятие обращений граждан в органы власти,
основные права, обязанности, гарантии граждан, классификация обращений, порядок
и сроки рассмотрения в данной сфере.
Вторая глава посвящена непосредственно анализу практической
деятельности по работе с обращениями граждан в администрации губернатора
Московской области. В ходе анализа деятельности в исследуемой сфере, в том
числе отдела по работе с обращениями граждан аппарата губернатора Московской
области, рассмотренной в третьей главе, были выявлены проблемы:
— личный прием граждан осуществляется всего несколько раз в
месяц, в рабочее время для большей части населения и в течение ограниченного
времени;
— необходимость создания комиссии, которая будет проводить
плановые, а также внеплановые проверки на полноту содержания ответа и качество
рассмотрения обращений граждан в администрации;
— по результатам аналитической работы представителей власти эта
информация о рассмотрении обращений граждан остается недоступной и закрытой для
большинства населения нашей страны.
Перечень этих недостатков позволяет сформулировать
рекомендации по совершенствованию работы с обращениями граждан в аппарате
Губернатора Московской области в сфере работы с гражданами:
— проводить еженедельные личные встречи руководителей, а
также по возможности частые личные встречи специалистов структурных
подразделений;
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты работы с жалобами
граждан
1.1 Становление института обращения граждан в
российском государстве
Институт обращений граждан в различных формах существовал во
все периоды становления российского государства. На каждом этапе право на
обращение имело свои особенности, что повлияло на его формирование в
современном понимании.
Исходя из истории развития государства можно выделить
следующие этапы развития института обращений:
1 этап (XV-XVII века) – формирование бюрократии и
законодательных норм о порядке обращений граждан.
Формирование понятия «обращение» тесно переплетается с
традицией «жалобницы», которая складывается на Руси с незапамятных времен. Это
понятие подчеркивало семейный характер взаимоотношений между князем и его
подданными[1].
В XVI веке «жалобницы» заменены челобитными, именно они
стали первоисточником становления института обращений.
Первым документом, определяющим право на обращение можно
считать принятый в 1497 году Судебник великого князя Ивана III. Согласно
документу, все подданные могли обратиться к власти вплоть до великого князя. Но
уже в 1550 году Судебником Ивана IV возможность обращения к царю была
ограничена. В то время происходило формирование первых органов власти, в
функции которых входило рассмотрение челобитных, именно Иван IV учредил новый
государственный орган – Челобитная изба.
2 этап (XVII-XVIII века) – влияние реформ Петра I на
развитие института обращений.
Период правления Петра I можно охарактеризовать как коренной
перелом системы органов по рассмотрению обращения челобитных. Это было связано
с бесконечными многочисленными обращениями, которые продолжали поступать на имя
царя. Петр I говорил: «челобитники…везде докучают, прошения свои приносят его
величеству самому, не дая нигде покоя». Постоянный рост количества обращений вынудил
Петра I учредить совершенно новую должность- рекетмейстер, который занимался
исключительно вопросами по организации работы с обращениями[2].
3 этап (XIX-начало XX века) – формирование иерархии
государственных учреждений для рассмотрения жалоб
В XIX веке М.М. Сперанским были разработаны
преобразования в организации работы с обращениями, которые позже вошли в
Манифест от 1 января 1810 года «Об образовании Государственного Совета».
Согласно указанному Манифесту был учрежден новый законодательный орган –
Государственный Совет, в нем особое место занимала структура для работы с
поступающими на имя царя обращениями подданных – Комиссия прошений. В 1890 году
при Николае Комиссия прошений была преобразована в [1] Кабашов С.Ю. Организация
работы с обращениями граждан в истории России: учебное пособие /3-е изд. стер.
– М: ФЛИНТА, 2016 – 312 с. [2] Мельникова Н.В.
Становление института обращения граждан в российском государстве // Современная
юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации, 2019. №5. С.
126-132.