Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Поручение как основа развития трудовых умений детей

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Теоретические аспекты проблемы трудовых умений дошкольного возраста 6
1.1 Поручение как форма организации трудовых умений 6
1.2 Особенности развития трудовых умений детей дошкольного возраста посредством поручений 9
2.Эмпирическое исследование проблемы организации трудовых умений детей дошкольного возраста 19
2.1 Диагностика уровня сформированности трудовых умений детей старшего дошкольного возраста 19
2.2 Реализация поручений, способствующих развитию трудовых умений 25
Список литературы 32

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Развитие личности происходит в процессе выполнения и активного участия ее в разнообразных формах деятельности. Представляя собой одно из наиболее значимых средств развития личности, труд содействует не только развитию у подрастающего поколения отношений к природе, обществу, другим людям, накоплению общественного опыта в области трудовой деятельности, однако и его эстетическому, физическому и нравственному воспитанию.
Доказано, что становление положительного отношения к труду не может быть выполнено без соответствующего освоения трудовых умений и навыков. Для выполнения любого вила трудовой деятельности требуются определенные знания, умения и навыки, которые дают возможность субъекту получить требуемый результат. При этом умение интерпретируется как промежуточная стадия освоения новых методов действия, базирующихся на определенной норме (знании) и соответствующих корректному применению данной знания в ходе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка.
Существенное значение в развитии трудолюбия дошкольников имеет деятельность дошкольной образовательной организации, где для ребенка обеспечиваются условия для включения в разнообразные формы трудовой деятельности, предоставляется возможность осуществлять доступные трудовые поручения, наблюдать за трудовой деятельностью взрослых.
Одной из оптимальных форм трудового воспитания, применимой к дошкольникам, является выполнение трудовых поручений. Соответственно, актуальным является вопрос организации системы трудовых поручений для дошкольников, особенности предъявления и критериев выполнения трудовых поручений.
Вопрос развития трудовых умений рассматривается в работах многих педагогов (Л. В. Куцаковой, Т. С. Комаровой, Р. С. Буре, Л. Е. Бабок, Н. Е.Веракса и др.).
Объект исследования – процесс развития трудовых умений дошкольников.
Предмет исследования — поручения как форма развития трудовых умений дошкольников.
Цель исследования — проанализировать особенности применения поручений как основной формы развития трудовых умений дошкольников.
Гипотеза — развитие трудовых умений старших дошкольников эффективно, если:
 учитываются индивидуальные и возрастные особенности старших дошкольников;
 поручения доступны и посильны детям, проводятся систематически;
 выполнение поручений сопровождается положительными эмоциональными переживаниями старших дошкольников;
 проводится работа с родителями.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие «поручение» как форму организации трудового умения дошкольников;
2. Изучить особенности развития трудовых умений детей дошкольного возраста посредством поручений;
3. Выявить уровни развития трудовых умений детей дошкольного возраста;
4. Реализовать поручения, способствующие развитию трудовых умений дошкольников.
Методология исследования:
— теоретические подходы о педагогическом процессе (Е. И. Корзаковой, В. Г. Нечаевой, Е.И. Радиной и др.);
— теории организации детей в труде (З. Н. Борисовой, Р. С. Буре, А. Д. Шатовой);
— исследования процесса организации положительного отношения детей к труду взрослых (В. И. Глотовой, В. И. Логиновой, Я. З. Неверович, А. Г. Тулегеновой, М. В. Крулехт);
— теории трудового воспитания дошкольников в семье (Д. О. Дзинтере, Л. В. Загик, Т. А. Маркова);
— исследования влияния труда на развитие нравственно-волевых качеств детей, их взаимоотношений (Р. С. Буре, Г. Н. Годиной, А. Д. Шатовой и др.).
Методы исследования: теоретические — анализ научной и методической ПП литературы по проблеме исследования, систематизация и обобщение; эмпирические.
Теоретическая значимость исследования — уточнено понятие о значении поручений в развитии трудовых умений дошкольника.
Практическая значимость — предложить комплекс трудовых поручений, соответствующих уровню развития старшего дошкольного возраста и оказывающих положительный эффект на развитие трудовых умений детей.
База исследования: МБДОУ д/с №81 «Золотой ключик»
Структура: курсовая состоит из введения, двух глав, заключения и приложений

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические аспекты проблемы трудовых умений дошкольного возраста
1.1 Поручение как форма организации трудовых умений
Поручение –это дело, порученное кому-нибудь для выполнения, задание [10].
Трудовое поручение – это возложение на субъекта определенного задания, связанного как с самообслуживанием, так и с трудовыми действиями для коллектива [5].
Трудовые поручения – наиболее простая форма организации труда 9].
Трудовые умения– это способность человека применять имеющиеся знания в практической деятельности; совокупность трудовых действий, которые может сознательно произвести работающий, применяя наиболее целесообразные способы (навыки) его осуществления [10].
Развитие трудовых умений следует воспринимать как элемент опыта поколений по созданию материальных и духовных ценностей, который передается в системе образования и воспитания подрастающему поколению. Суть данного направления воспитания заключается в воспитании человека-труженика, сознательно направляющего свою деятельность на улучшение жизни, созидание и охрану ее ценностей. В рамках данной формы деятельности достигается развитие общетрудовых знаний, навыков, умений, воспитание положительного, сознательного и творческого отношения к труду; ориентация в сфере труда; профессиональное обучение и воспитание; экономическое и юридическое просвещение в сфере труда [2].
Развитие трудовых умений предполагает развитие личных характеристик, требуемых умений и навыков, сознательного отношения к труду. Будучи личностной характеристикой, трудолюбие состоит из нескольких структурных элементов:
а) потребность в созидательно-трудовой деятельности и ее здоровые социальные и личные мотивы;
б) осознание значимости труда для социума и личности и уверенность в его положительном нравственном влиянии;
в) присутствие трудовых умений и навыков и их непрерывное совершенствование;
г) развитые волевые качества личности.
Трудовые поручения — наиболее элементарная форма организации трудовой деятельности. Под трудовым поручением следует понимать возложение на субъекта конкретного задания, которое он должен реализовать самостоятельно и совместно с одним из окружающих людей (М. А. Васильева).
Поручения обладают специфическими характеристиками:
— их инициаторами всегда являются взрослые;
— в них содержится четкая ориентация на достижение результата, конкретно сформулирована задача;
— имеют большой потенциал для осуществления индивидуальной деятельности;
— в ходе реализации поручений удобно осуществлять контроль за правильностью деятельности, развитием трудовых навыков, отношением субъекта к порученной деятельности, способностью завершать начатое дело.
Поручения разнообразны по сложности (простые, сложные), характеру выполнения (индивидуальные или совместные), времени реализации (кратковременные, эпизодические, длительные). Особый потенциал для развития трудовых навыков имеют долгосрочные поручения, когда субъект в течение определенного промежутка времени (2-3 дня) отвечает за выполнение определенных действий.
В практике воспитательной деятельности особую популярность имеют индивидуальные поручения, в процессе выполнения которых имеется возможность эффективно развивать трудовые навыки. При этом более удобен контроль за действиями каждого индивида, больше возможности для оперативного оказания помощи, дополнительного обучения [8]. Навык правильного выполнения действий дает возможность развивать самостоятельность, исполнительность, которую можно считать основой для развития ответственности, первыми выражениями самоконтроля.
Интерес к выполнению трудовых поручений задается, в первую очередь, особенностями их содержания. Выбор содержания поручения зависит от интересов и склонностей, от условий социальной ситуации и группы, от имеющегося опыта, от постановки трудового воспитания в данном учреждении и, конечно, географических условий. Содержание поручений детерминируется также педагогическими принципами организации труда, иными словами, тем что осуществляет влияние на достижение итогового результата. От количества действий, трудовых операций зависит сложность заданий. Иногда одно и то же поручение можно усложнить или облегчить, в зависимости от индивидуальных возможностей индивида (Буре Р. С.).
Максимально высоким критерием оценки реализации трудового поручения выступает понимание обязанности и постоянства заботы об окружающих. Такое поведение соотносится с выражением инициативы и самостоятельности в реализации трудовых поручений, в добровольном нахождении для себя дела и самостоятельной его реализации, в готовности совершить нечто полезное для других людей. Важным является умелое поддержание инициативы, когда субъект по собственному побуждению включается в трудовую деятельность. Это важно для развития умения выполнять обязанности.
Таким образом, одним из основных типов организации трудовой деятельности выступают поручения. На основе их постоянной и эффективной реализации происходит развитие умения и желания трудиться, привычка к трудовому усилию, заботливое отношение к окружающим, интерес к трудовым действиям. К критериям оценки уровня осуществления разнообразных поручений относятся:
1. Уровень развития общих трудовых умений:
— способность самостоятельно определить цель труда;
— спланировать основные стадии деятельности;
— организовать рабочее место, отобрав нужный материал и инструменты;
— проконтролировать качество промежуточных и итоговых результатов.
2. Уровень развития специальных трудовых навыков:
— умение намыливать;
— споласкивать;
— правильно раскладывать столовые приборы;
— умение получать теплую воду и т.д.
Анализ различных исследований указывает на то, что освоение навыков трудовой деятельности необходимо понимать, как один из главных факторов воспитания желания и умения трудиться. Развитые общие и специальные трудовые навыки становятся базой для развития у привычки к трудовому усилию, желания трудиться.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы