Курсовая с практикой Гуманитарные науки История искусств

Курсовая с практикой на тему Портреты художников Л.Н. Толстого И.Н. Крамского, Н.Н. Ге, И.Е. Репина, М.В. Нестерова, П. Трубецкого

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ 3
1.1. Краткая биография Л.Н. Толстого 3
1.2. Л.Н. Толстой в живописи 8
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ПОРТРЕТОВ ТОЛСТОГО ХУДОЖНИКОВ И.Н. КРАМСКОГО, И.Е. РЕПИНА, М.В. НЕСТЕРОВА, П.П. ТРУБЕЦКОГО 12
2.1. Репин И.Е. «Пахарь Л.Н.Толстой на пашне», 1887 12
2.2. Михаил Нестеров. «Портрет Л.Н.Толстого», 1907г. 17
2.3. Трубецкой П.П. «бюст Толстого Л.Н.», 1898 19
2.5. Николая Ге «Портрет Л. Н. Толстого» 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

  

Введение:

 

Граф Лев Николаевич Толстой (1828-1910) – известный русский писатель, который считается одним из крупнейших писателей-романистов мира.
Граф был участником обороны Севастополя. Авторитет писателя повлиял на появление нового религиозно-нравственного понятия — толстовства. Лев Николаевич Толстой — член-корреспондент Императорской Академии наук (1873) и почётный академик по разряду изящной словесности (1900).
Его номинировали на Нобелевскую премию по литературе в 1902, 1903, 1904, 1905 годах. Позже он демонстративно отказался от дальнейших номинаций. Литературные работы Льва Толстого экранизировались и ставились на театральных подмостках в СССР и за рубежом. Такие романы Толстого как «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение» читает весь мир.
Художники немало потрудились над созданием множества портретов писателя и жанровых живописных работ. Об этом и пойдет речь в курсовой.
Цель: Изучить Л.Н. Толстого в живописи.
Задачи:
1. Рассмотреть биография писателя;
2. Проанализировать картины художников;
3. Сделать выводы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Современники Толстого, его друзья и почитатели, среди которых было немало художников, понимали важность сохранения для потомков всего, что связано с именем великого писателя. Еще в 1908 году, в канун празднования 80-летнего юбилея Толстого, они задумали создать музей его имени. И. Е. Репин стал почетным членом возникшего в Петербурге Общества Толстовского музея. В «комитете почина» по организации музея в Петербурге принял деятельное участие скульптор И. Я. Гинцбург, так много работавший над изображением Толстого в скульптуре. Многие жертвовали свои произведения в дар музею.
В организации и открытии Толстовского музея в Москве, которое состоялось уже после смерти писателя, в декабре 1911 года, непосредственное участие приняли Л. О. Пастернак, В. В. Переплетчиков, С. Д. Меркуров, автор посмертной маски Л. Н. Толстого, и другие.
Уже тогда в коллекции музея находились значительные художественные ценности, которые и сейчас составляют гордость музея. Среди них — выдающиеся работы И. Н. Крамского, И. Е. Репина, Н. Н. Ге, Л. О. Пастернака, М. С. Башилова, С. Н. Салтанова, И. Я. Гинцбурга, П. П. Трубецкого, работы дочери Толстого Т. Л. Сухотиной-Толстой. Многие художественные произведения были подарены музею старшими детьми Толстого — Сергеем, Ильей и Татьяной. Свою лепту в пополнение коллекции внесли также друзья и близкие писателя: В. Г. Чертков, А. К. Черткова, Ю. И. Игумнова, П. И. Бирюков, Н. Л. Оболенский и др.
Основу изобразительной коллекции составляет галерея прижизненных портретов писателя — от самого первого, выполненного рукой непрофессионального художника, профильного изображения будущего писателя в его студенческую пору, до последнего, одного из самых драматических портретов, созданного художником В. Н. Мешковым незадолго до смерти Л. Н. Толстого.
Открывает живописную портретную галерею блестящий портрет писателя в пору расцвета его творчества, в период между двумя романами — «Войной и миром» и «Анной Карениной», работы И. Н. Крамского (1873 г.). В экспозиции представлена его копия, исполненная в 1912 году художником-передвижником Н. В. Орловым, произведения которого на крестьянскую тему высоко ценил Лев Николаевич.
Среди других выдающихся портретов, исполненных с натуры, особое место занимают работы ближайшего друга и единомышленника Толстого Н. Н. Ге (живописный портрет 1891 г. и бюст — первое изображение писателя в скульптуре, 1891 г.) и портреты работы И. Е. Репина, живописные, графические, а также скульптурные. С И. Е. Репиным писателя связывала многолетняя прочная дружба. Ему же принадлежат портреты ближайшего окружения Толстого, его родных и друзей — С. А. Толстой, дочерей Татьяны и Марии, сына Льва, друзей писателя В. Г. Черткова, М. А. и С. А. Стаховичей.
Художники, которым довелось видеть и знать Толстого, писать его, каждый раз открывали в нем все новые и новые грани сложной грандиозной личности, не всегда доступной пониманию, но обладающей большой притягательной силой.
М. В. Нестеров, писавший Толстого в 1907 году для задуманной им грандиозной картины «На Руси», признается в том, как трудно дать в искусстве целостный образ писателя: «Познакомившись <с Толстым>, я увидел еще многое, что ускользнуло от тех, кто писал с него, ускользнуло и от меня, хотя и я успел взять от него то, что мне было нужно для моих целей». Помимо живописного портрета 1907 года и его повторения 1921 г., в фондах музея находится десять портретных карандашных изображений писателя, сделанных Нестеровым в Ясной Поляне летом 1906 года. Среди них одиy рисунок был особенно дорог Толстому, он напоминал ему «своим выражением, мягкостью братца Николеньку».
Художнику Л. О. Пастернаку, которому, как и Репину, выпало счастье на протяжении многих лет знать Толстого и писать его, более того — работать с ним над воплощением в графике образов романа «Воскресение», удалось в целом ряде картин выразить свое понимание писателя. Сам художник считал все сделанное им о Толстом своего рода мемуарами на языке изобразительного искусства. Музей Толстого — обладатель наиболее полной толстовианы Пастернака (более 200 произведений), только портретных работ в музее 36. Среди них самый значительный, столь непохожий на другие портреты по своей образной характеристике — обобщенный до символа — портрет 1901 года, изображающий Толстого в профиль на фоне грозового неба.
В разные годы писали Толстого художники А. В. Моравов, Ю. И. Игумнова, И. П. Похитонов, П. И. Нерадовский. В советское время — С. В. Малютин, А. А. Пластов, К. И. Рудаков, Б. В. Щербаков, Д. А. Шмаринов и др.
Особую группу произведений в изобразительном фонде музея составляют работы представителей рода Толстых, в том числе и детей Льва Николаевича, а также его жены Софьи Андреевны Толстой. Это барельефы и силуэты Ф. П. Толстого, Д. Н. Толстого, брата писателя, тетушек А. И. Остен-Сакен, А. А. Толстой, многочисленные портреты Толстого и его окружения работы дочери писателя Татьяны Львовны, талант которой ценили И. Е. Репин и Н. Н. Ге. Эту группу замыкают пейзажи Ясной Поляны и Хамовников кисти уже нашего современника, правнука писателя О. В. Толстого.
Виды мест, связанных с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого, запечатлели художники С. Н. Салтанов, В. К. Бялыницкий-Бируля, В. П. Батурин, С. А. Виноградов, П. И. Петровичев, Б. В. Щербаков и др.
Коллекция музея постоянно пополняется, у музея всегда существовали и существуют прочные связи с художниками, которым дорого творчество писателя.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ
1.1. Краткая биография Л.Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой родился 9.10. 1828 года в Тульской губернии в семье дворянского сословия. А в 1860-х он написал свою первую большую работу «Война и мир». В 1873 году Анну Каренину.
Он продолжал писать художественную литературу в течение 1880-х и 1890-х гг. Одной из его самых успешных поздних работ была «Смерть Ивана Ильича». Толстой умер 20 ноября 1910 года в Астапов.

Первые годы жизни
9.10.1828 года в Ясной Поляне Тульской губернии, родился будущий великий писатель Лев Николаевич Толстой. Он был четвертым ребенком в немалой дворянской семье. В 1830 году, когда умерла мать Толстого, принцесса Волконская, двоюродный брат ее отца позаботился о детях. Их отец, граф Николай Толстой, умер семь лет спустя, а их тетя выступала в роли опекуна. После смерти тети Льва Толстого его братья и сестры переехали в Казань для второй тети. Хотя Толстой и понес много потерь в раннем возрасте, он позже идеализировал свои детские воспоминания в своей работе.[12]
Важно отметить, что первичное образование в биографии Толстого было получено дома, и учителя французского и немецкого языков давали ему уроки. В 1843 году поступил на переводчика восточных языков при Императорском Казанском университете.
Толстому не удалось добиться успеха в учебе — неудовлетворительные оценки заставляли его перейти на более простой юридический факультет. Неуспехи в учебе заставили Толстого бросить Императорский Казанский университет в 1847 году без степени. Он вернулся в поместье своих родителей, где собирался заняться сельским хозяйством.
Однако эта его инициатива закончилась неудачей — он слишком часто отсутствовал, уезжая в Тулу и Москву. То, что он действительно преуспел в том, чтобы вести свой собственный дневник — именно эта привычка, которая длилась всю его жизнь, вдохновляла Льва Толстого на большинство его работ.
Толстой любил музыку, слушал Шумана, Баха, Шопена, Моцарта, Мендельсона и других. Лев Николаевич мог проигрывать свои произведения по несколько часов в день.
Однажды старший брат Толстого Николай во время своего отъезда из армии приехал навестить Льва и убедил своего брата пойти в армию в качестве курсанта на юг, в горы Кавказа, где он служил. После службы в качестве курсанта Лев Толстой в ноябре 1854 года был переведен в Севастополь, где воевал в Крымской войне до августа 1855 года.

Ранние публикации
В младшие годы в армии у Толстого было много свободного времени. В спокойные периоды он работал над автобиографической историей под названием «Детство». В нем он написал о своих самых любимых детских воспоминаниях.
В 1852 году Толстой отправил рассказ в «Современник», самый популярный журнал того времени. Рассказ с радостью приняли, он стал первой публикацией Толстого. С тех пор критики ставят его в один ряд с уже известными писателями, среди которых были Иван Тургенев (с которым подружился Толстой), Иван Гончаров, Александр Островский и другие.
Закончив рассказ «Детство», Толстой начал писать о своей повседневной жизни на армейском форпосте на Кавказе. Работу «казаки» начав в армейские годы, он закончил только в 1862 году, после того как он уже покинул армию.
Удивительно, но Толстому удалось продолжить писать во время активных сражений в Крымской войне. В это время он написал «Подростковый возраст» (1854), продолжение «Детства», второй книги в автобиографической трилогии Толстого. В разгар Крымской войны Толстой высказал свое мнение о поразительных противоречиях войны через трилогию произведений «Севастопольские истории». Во второй книге «Севастопольские рассказы» Толстой экспериментировал с относительно новой техникой: часть рассказа представлена в виде повествования от имени солдата. [5]
После окончания Крымской войны Толстой покинул армию и вернулся в Россию. Приехав домой, автор пользовался большой популярностью на литературной сцене Петербурга.
Упрямый и высокомерный, Толстой отказался принадлежать к какой-либо конкретной школе мысли. Объявив себя анархистом, он уехал в Париж в 1857 году. Оказавшись там, он потерял все свои деньги и был вынужден вернуться домой в Россию. Ему также удалось опубликовать «Молодежь», третью часть автобиографической трилогии, в 1857 году.
Вернувшись в Россию в 1862 году, Толстой опубликовал первый из 12 номеров тематического журнала «Ясная Поляна». В том же году он женился на дочери врача по имени София Андреевна Бирс.

Основные романы
Живя в Ясной Поляне с женой и детьми, Толстой большую часть 1860-х годов работал над своим первым известным романом «Война и мир». Часть романа была впервые опубликована в «Русском вестнике» в 1865 году под названием «1805». К 1868 году он выпустил еще три главы. Год спустя роман был полностью закончен. И критики, и публика спорили об исторической справедливости наполеоновских войн в романе в сочетании с развитием историй его вдумчивых и реалистичных, но все же вымышленных персонажей.
После успеха «Войны и мира» в 1873 году Толстой начал работать над второй из своих самых известных книг «Анной Карениной». Это было частично основано на реальных событиях периода войны между Россией и Турцией. Как и «Война и мир», эта книга описывает некоторые биографические события из жизни самого Толстого, особенно это заметно в романтических отношениях между персонажами Китти и Левином.
Первые строки книги «Анна Каренина» являются одними из самых известных: «Все счастливые семьи одинаковы, каждая несчастная семья по-своему несчастна». «Анна Каренина» издавалась частями с 1873 по 1877 год и была высоко оценена общественностью. Гонорары, полученные за роман, быстро обогатили писателя.

Поздняя художественная литература
В дополнение к своим религиозным домыслам Толстой продолжал писать художественную литературу в течение 1880-х и 1890-х годов. Среди жанров его поздних произведений были нравственные рассказы и реалистическая фантастика. Одной из самых успешных среди его более поздних работ стала повесть «Смерть Ивана Ильича», написанная в 1886 году. Главный герой борется за смерть, нависшую над ним. Одним словом, Иван Ильич в ужасе от того, что потратил свою жизнь на мелочи, но осознание этого пришло к нему слишком поздно.
В 1898 году писатель написал повесть «Отец Сергий», произведение искусства, в котором он критикует убеждения, которые он выработал после своей духовной трансформации. В следующем году он написал свой третий том романа «Воскресение». Работа получила хорошие отзывы, но этот успех вряд ли соответствовал уровню признания его предыдущих романов.
Другие более поздние работы Толстого — это эссе об искусстве, сатирическое произведение под названием «Живой труп», написанное в 1890 году, и рассказ под названием «Хаджи Мурад» (1904), который был обнаружен и опубликован после его смерти. В 1903 году Толстой написал рассказ «После бала», который был впервые опубликован после его смерти в 1911 году.

Старость
За последние 30 лет жизни Толстой зарекомендовал себя как духовный и религиозный лидер. Его идеи о ненасильственном сопротивлении злу были похожи на идеи Махатмы Ганди.
В последующие годы Толстой пожинал плоды международного признания. Однако он все еще пытался примирить свои духовные убеждения с напряжением, которое он создал в своей семейной жизни. Его жена не только не соглашалась с его учением, она не одобряла его учеников, которые регулярно посещали Толстого в родовом имении. Чтобы избежать растущего недовольства своей жены, в октябре 1910 года Толстой и его младшая дочь Александр отправились в паломничество.
Александра была врачом для своего пожилого отца во время поездки. Стараясь не выставлять напоказ свою личную жизнь, они путешествовали тайно, надеясь избежать ненужных допросов, но иногда это было безрезультатно.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы