Курсовая с практикой на тему Портретная живопись Йозефа Манеса
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Творчество Йозефа Манеса. 6
1.1. Жизнеописание
Йозефа Манеса. 6
1.2. Творческий
путь Йозефа Манеса. 13
Глава 2. Портретная живопись Йозефа Манеса. 20
2.1. Образное видение чешского народа Йозефа Манеса. 20
2.2. Искусствоведческий анализ живописных портретов. 23
Заключение. 39
Список использованной литературы.. 43
Иллюстрации. 47
Введение:
Актуальность темы исследования. Для многих
чехов Йозеф Манес почти синоним пейзажной живописи периодов романтизма и
реализма XIX
века. В Чехии вряд ли найдется человек, который хотя бы попросту не знал его
произведения в лицо. Его работы полны народных обычаев, народной культуры. Однако,
Йозеф Манес является великолепным портретистом, работы которого притягивают
внимание и заставляют их рассматривать.
Йозеф Манес родился в семье художников.
Отец, брат и сестра его были художниками, ориентированными на стиль немецкого
романтизма. Сам Йозеф Манес овладел приемами рисования и живописи от отца,
позже обучаясь в Пражской Академии художеств. Художник пробовал себя во многих
жанрах, а тема народной идентичности была наиболее интересной для него.
Проблема заключается в том, что в научном
сообществе нет характеристики портретной живописи художника, известно лишь то,
что идентификация его творчества происходит на стыке романтизма и рококо.
Степень изученности темы исследования. Ряд
исследователей обращались к изучению жизненного пути и творческой биографии
Йозефа Манеса, поскольку этот биографический аспект имеет значимость с точки
зрения развертывания личности художника как потрясающего живописца, безупречно
владеющего техникой письма. В частности, В. Кратинова позиционировала художника
как создателя Союза изящных искусств Манеса; как великого творца, во имя
которого назван Мост, поставлен памятник, выпущены памятные марки. Такие
регалии, по мнению исследователя, подтверждают значимость фигуры Йозефа Манеса
для чешского искусства: это не только именитый живописец, но и всесторонне
развитая творческая личность.
К. Чапек упоминал в том числе
разносторонность творчества Йозефа Манеса, в частности, отмечая в нем гения
живописца, у которого имелись благотворители и влиятельные заказчики (что
означает успех мастера и его признание в художественном сообществе).[1]
Также творчество Йозефа Манеса изучалось и
чешскими исследователями, в частности, В. Тилковски.[2] Преимущественно художник
интересен в Чехии как национальный художник, который писал пейзажи, портреты,
исторический картины, жанровые сцены, изображения цветов и растений. По его
картинам созданы чешские почтовые марки.
Йозефа Манеса принято называть классиком
чешского искусства. Г.П. Мельников, к примеру, особенно исследовал образ
творчества художника, выделив представителя крестьянства как фундаментальный
элемент его творчества вообще.[3] Кроме того, автор
рассматривал творчество художника через народную идентичность.[4]
М. Ламач также делал акцент на
превалировании сюжета и образа крестьянской жизни в живописи Йозефа Манеса.[5] Автор представлял
графические, живописные работы художника и его иллюстрации, где изображены
сюжеты крестьянской жизни. По мнению М. Ламача они являются отражением бытности
эпохи Йозефа Манеса.
Я. Печиркой актуализирована портретная
живопись Йозефа Манеса как художника, который тяготеет к национальной,
отеческой теме простого человека.[6] Именно в данном
исследовании разрабатывается тема его творчества с точки зрения патриотической
привязанности, национальной значимости через деревенский, крестьянский
контекст.
Объект исследования: живопись Йозефа
Манеса.
Предмет исследования: портреты в
живописном творчестве Йозефа Манеса.
Цель работы: проанализировать характер
живописи Йозефа Манеса через народные образы в портретах.
Исходя из поставленной цели необходимо
сформулировать следующие задачи исследования:
1) Описать жизнь Йозефа Манеса.
2) Изучить творческий путь Йозефа Манеса.
3) Выявить образное видение чешского народа
Йозефа Манеса.
4) Провести искусствоведческий анализ
живописных портретов Йозефа Манеса.
Методы исследования:
— теоретические (анализ, синтез);
— практические (сравнительный анализ,
искусствоведческий анализ).
Структура исследования включает введение,
две главы, в каждой из которой по два параграфа, заключение, список
использованной литературы и иллюстрации. [1] Чапек К. Йозеф
Манес // Музеон. – 1920. – № 3. – С. 45-49. [2] Tilkovsky V. Manes. Budapesht, Izdatel’stvo Korvina Publ., 1962. – 96
p. [3] Мельников Г.П.
Пахарь и музыка как гендерные персонификации чешской идентичности в культуре //
Вестник славянских культур. – 2021. – № 59. – С. 8-20. [4] Мельников Г.П.
Чешская этатизационная легенда в средневековой хронистике // Вестник славянских
культур. – 2014. – № 2 (32). – С. 9-31. [5] Ламач М. Художник
Йозеф Манес. – Прага: Издательство чехословацких художников. – 1956. – 237 с. [6] Печирка Я. Живой
прамен народная традиция. – Прага: V
Praze, 2015. – 114 с.
Заключение:
Несмотря на то, что при жизни Йозеф Манес
не был понят современниками, и карьера его не сложилась столь удачно, чтобы
стать известным и преуспевающим живописцем, он все равно считается одним из
крупнейших чешских художников XIX века, одним из основателей чешской
современной живописи, как говорят нынче, национальным брендом Чехии. В духе
романтизма Йозеф Манес создал классический идеал славянского героя и событий
национальной истории, написал поэтически обобщенные образы крестьян. При этом
важно заметить, что он был очень разножанровым художником, писал пейзажи,
портреты, исторические картины, сюжетные сцены, натюрморты, иллюстрации.
Полноправно свидетельствовать о том, что Йозеф Манес – это художник какого-то
одного направления, на сегодняшний день исследователи еще не берутся.
Живописец, поэт, музыкант, Йозеф Манес был
наиболее одаренным представителем целой династии художников. Он был одним из
ярких выразителей патриотических настроений передовой чешской интеллигенции,
посвятивших себя утверждению красоты и поэзии быта, нравов, обычаев чешского
народа. Йозеф Манес воспевал его славное историческое прошлое, при этом раскрывая
эстетическое обаяние мира народной художественной фантазии.
Художественное наследие Йозефа Манеса
сыграло большую роль в формировании эстетического самосознания чешского народа.
Порвав с изжившими себя традициями академического классицизма и романтизма
назарейской школы, он решительно ищет новых путей в искусстве. Неисчерпаемый
источник народного художественного творчества питает его искусство, делает его
полнокровным и жизненным. Йозефа Манеса зовут национальным художником.
Художественные произведения Йозефа Манеса
стали всенародным достоянием. Из поколения в поколение с детских лет в жизнь
каждого чеха входят образы, созданные художником. Они знакомы широкому кругу
людей. Следовательно, его творчество – своеобразная классика национальной
чешской живописи.[1]
Важной частью творчества Йозефа Манеса с
1840-х годов были портреты, которые благодаря своему высокому уровню мастерства,
реалистичности и лирическому тону были популярны в культурных, бюргерских и
аристократических кругах. Интерес к портретам, написанным рукой автора, достиг
кульминации примерно в середине века, когда был создан ряд портретов известных,
а ныне неизвестных личностей и когда было создано несколько шрифтовых
портретных бюстов на единой художественной основе.
Характерной чертой живописи Йозефа Манеса
и, в особенности, портретной живописи, является аккуратность и тонкость
лессированных слоев: художник очень старательно, не размашисто накладывал мазки
полупрозрачными красками, что позволило ему добиться эффекта выглаженных,
светящихся лиц. Йозеф Манес является мастером формы и объема, мастером
светотени и цвета. Лица, которые он изображал, всегда горят.
Интересно обратить внимание на образы,
которые передавал Йозеф Манес через портретную живопись. Что касается мужчин –
чаще это романтически инфантильные моложавые мужчины, которые являются таковыми
логически, поскольку имеют социально-значимую роль: отец семейства, гвардеец,
дворянин, муж и так далее. Однако чаще всего лица этих мужчин больше напоминают
лица мальчиков, поскольку они очень нежно прописаны, с бордовым румянцем на
щеках.
В творчестве Йозефа Манеса есть и более
серьезные мужские образы: такие портреты более реалистичны и не менее
живописны. Потрясающая лепка форм художником говорит о высоком мастерстве и
глубоком интуитивном чувствовании.
В женских портретах Йозеф Манес умел
передавал женственность, непосредственность, тонкость, нежность. Его женщины не
грубы, не авторитарны: это всегда мягкие образы, переданные при помощи мягкой
технике письма масляными красками по различным поверхностям.
В образах женщин, даже если имеет место
быть обнаженная натура, отсутствуют признаки пошлости и похоти, напротив, Йозеф
Манес показывает природный дар женщины, ее простоту и непосредственность.
Аналогичны по своей сути изображения детей
в портретах Йозефа Манеса. Он умел передавать необходимую детскость, игривость,
при этом чистоту и светлость. От его полотен не передается негативных вибраций,
поскольку художник вкладывал в них только положительный настрой и вдохновение.
Групповые портреты Йозефа Манеса имеют
интересные сюжеты. Можно встретить как постановочные портреты, так и такие,
которые запечатлевают какой-то определенный момент из жизни людей.
Соответственно, их можно назвать жизненными. Причем, в сюжетах он подмечает
очень интересные, не всегда сразу понятные моменты, он передает настроения и
взаимоотношения.
Поэтому творчество Йозефа Манеса и считают
наделенным особым психологизмом и чувством сопричастности. Например, отец,
который хочет сбежать от своей семьи – маленьких детей, которые требуют к себе
внимания. Эта эмоция написана на лице у главы семейства. Или же молодой
человек, который считает себя очень умным и красивым, он любуется виноградной
лозой, высокомерно смотря на девушку, которая стоит у виноградного куста на
уровне его колен.
Анализируя портретную живопись Йозефа
Манеса можно найти большое число характеров, настроений и образов. Мастерство
художника позволяло ему играть на своих полотнах со своими персонажами, наделяя
их различными качествами и действиями.
На основе произведенного анализа мы делаем
вывод о том, что в портретной живописи Йозефа Манеса основным является
выраженный психологизм и невероятная живописность, достигаемая цветовыми и
тоновыми контрастами.
Также Йозефа Манеса отличает преобладание
свето-воздушной перспективы. Вся эта совокупность критериев его живописного
портретного творчества в общей сложности свидетельствует о высоком мастерстве
художника.
Таким образом, задачи данной работы
решены, цель работы достигнута. [1] Josefina /
Sbirky.ngprague [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://sbirky.ngprague.cz/dielo/CZE:NG.O_16236 (дата обращения 20.08.2021).
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Творчество Йозефа Манеса
1.1. Жизнеописание Йозефа
Манеса
Йозеф Манес, чешский художник и
иллюстратор (Josef Mánes) (годы жизни: 1820-1871 гг.) являлся выдающимся
представителем романтического течения. Его личность имела ключевое значение в
чешском искусстве. Кроме того, его принято считать самым лучшим мастером живописи
в Чехии.
Он происходил из семьи художников. Так,
художниками являлись его отец Антонин, его дядя и директор Пражской
художественной академии Вацлав, его брат Квидо и его сестра Амалия.[1]
В первый класс Йозеф Манес пошел в школу
Мальтийского ордена, а во втором классе, в связи с переездом семьи в дом на
Новой аллее, перешел учиться в гимназию на Господской улице. Профессиональное
образование Йозеф Манес получил (можно предположить, что причиной тому является
семейная традиция) в пражской Академии, где обучался в период с 1835 по 1844
годы (с 15 лет).
Следует обратить внимание на то, что
поступал Йозеф Манес в Академию непосредственно в тот год, когда его дядя
Вацлав был назначен директором этого учебного заведения, а в следующем году
профессором Академии стал и отец Йозефа Манеса. Интересно, что Йозефа Манеса не
обучали его родственники.
Его учителями являлись профессора
Франтишек Ткадлик и Христиан Рубен. Позволю себе немного рассказать о них.
После пражской Академии Йозеф Манес
продолжал обучение в Мнихове, ездил на стажировки в Дрезден, Польшу и Силезию.
В Праге у художника сложились отношения с семейной служанкой, которая ждала от
него дочь. Но семья Йозефа Манеса была совершенно против такого неравного союза
и беременная женщина была выставлена из дома, семейного гнезда Манесов.[2]
Здесь уместно сообщить о том, что Йозеф Манес
всецело зависел от своей властной сестры, по этой же причине он никак не
боролся за свое будущее с этой женщиной, несмотря на то, что испытывал
серьезные страдания. Как итог, его новорожденная дочь воспитывалась без отца,
только с матерью.
Весной 1847 года Манес приехал в Прагу и
сразу же окунулся в общественную и художественную жизнь столицы. Сначала он
попытался установить дружеские отношения с учениками отца, и даже продолжил
занятия с некоторыми из них. Летом 1847 года Йозеф гостил у Бедржиха в его
загородном замке, потом заглянул в Цешин, где жили родственники по линии
матери, и посетил Краков. Путешествуя, художник много писал, изобразив замки и
руины, церкви и интересные в архитектурном плане здания. Это послужило базой
для его портретной живописи, которая была весьма сюжетной.
Вернувшись в Прагу, художник становится
членом организации «Единство художников», которая с самого начала выступала за
единство чешского искусства и была настроена против правящей группы живописцев,
объединившейся вокруг директора Академии Рубена. Манес был одним из самых ярких
пропагандистов и активных членов «Единства» до конца жизни.
Кроме этого, художник стал членом художественного союза «Искусство обсуждения».
В этот период Манес выполнил на заказ несколько портретов известных политиков
парламента, создал эскизы флагов и форменной одежды для различных
общественно-патриотических организаций Чехии.
Далее Йозеф Манес принимал активное
участие в художественной и культурно-просветительской жизни в Праге, особенно в
событиях 1848 года. Манес принадлежал к лидерам Союза изящных художников, он
был членом так называемой «Slovanské lípy» и активно участвовал в
создании и в качестве первого председателя художественного комитета «Umělecká
beseda». Он также принимал участие в большинстве чешских и славянских
мероприятий.[3]
В июне 1848 года он принял участие в
подготовке Славянского конгресса и написал портреты чешских депутатов этого
съезда. На Конгрессе была создана ассоциация «Славянская липа» (Slovanské
lípa), название произошло от того, что дерево липа было признано символом
славян. Впрочем, это художественное общество было очень радикальным, поэтому
его деятельность продолжалась лишь до 1849 года. На Конгрессе «Славянская липа»
выступила с предложением проекта по созданию общенационального чешского
народного костюма, и Йозеф Манес стал одним из художников, которые собирали
сведения и этнографические свидетельства для создания этого костюма. [1] Long С. The Works of Our People. Dušan Jurkovič and the Slovak Folk
Arts Revival // Studies in the Decorative Arts. – 2005. – № 1. – Р. 9. [2] Rampley М. Design Reform in the Habsburg Empire. Technology,
Aesthetics and Ideology, in // Design History. – 2010. – № 10. – Р. 247-264. [3] Сальникова
Е.А. Славянское искусство на страницах
журнала «Аполлон» (1909–1917) // Вестник славянских культур. – 2013. – №3
(29). – С. 32-38.