Курсовая с практикой на тему Понятия, сущность и задачи прокурорского надзора как одного из направлений деятельности прокуратуры. Прокурорский надзор на соблюдением законности обращения граждан
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3 Глава 1. Теоретико-правовые
основы защиты органами прокуратуры права граждан на обращение в
государственные органы и органы местного самоуправления 6 1.1. Цели
и задачи прокурорского надзора за исполнением законов по работе с обращениями
граждан 6 1.2. правовое
регулирование деятельности органов прокуратуры в системе рассмотрения
обращений 11 Глава 2. Деятельность
органов прокуратуры по защите права граждан на обращение в государственные
органы и органы местного самоуправления 16 2.1. Нарушения
законодательства по работе с обращениями граждан 16 2.2. Порядок
работы прокуроров в рамках прокурорского надзора за исполнением законов по
работе с обращениями граждан 20 Заключение 29 Список
использованных источников 33 Приложение 36
Введение:
В России на конституционном уровне
закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и
коллективные обращения в государственные органы и органы местного
самоуправления.[1]
Повседневный диалог граждан с органами власти немыслим без права этих граждан
обращаться по различным вопросам своей жизни в эти органы, с тем, чтобы они
либо защитили их от неправомерных действий (бездействия) других лиц, либо учли
какие-либо общезначимые интересы, удовлетворили зависящие от их
распорядительной деятельности потребности. В свою очередь, именно благодаря
таким обращениям органы публичной власти приобретают достоверную информацию о
положении дел на управляемых ими территориях, могут корректировать свои властные
действия в тех направлениях и по тем вопросам, которые наиболее актуальны и
востребованы в данный период их деятельности.[2]
В системе субъектов, реализующих
приоритетное конституционное право на обращение, особую роль играют органы
прокуратуры. Они непосредственно задействованы в работе по рассмотрению и
разрешению обращений граждан, но также надзирают за соблюдением данного права
другими органами власти. Масштабная и целенаправленная работа проводится
прокуратурой в этой области.
Как свидетельствует статистика, количество
разрешенных в прокуратуре заявлений, жалоб и иных обращений практически не
снижается. Так, в 2015 г. прокуратурой было разрешено 2 103 001 обращений
граждан, в 2018 году — 2 016 731, в 2019 году — 2 041 770 обращений и
в 2020 — 1 931 209.[3]
Среди этих жалоб множество посвящено
защите права на обращение в органы власти,
к их должностным лицам.[4]
Деятельность прокуратуры в области
реализации права граждан на обращения в государственные и местные органы осуществляется
при реализации прокурорами практически всех функций современной российской
прокуратуры.
Это свидетельствует об актуальности
исследования вопросов защиты прокурорами права граждан на обращение в
государственные органы и органы местного самоуправления.
Степень
разработанности темы исследования. Можно отметить, что
в научной доктрине право на обращение довольно детально проработано российскими
учеными в области конституционного права. В содержательном плане и в плане
реализации право на обращение в органы власти исследовалось такими в работах
Ю.Н. Алистратова, Р.Ч. Бондарчука, Л.А. Ванеевой, Л.Н. Верещагиной, Ю.А.
Дмитриева, М.С. Саликова, Г.Х. Шахназаровой, Н.М. Чепурновой, И.С. Яценко и
других. При этом наблюдается недостаток в этой сфере комплексных диссертационных
исследований. Объект
исследования составляют правоотношения,
складывающиеся в процессе осуществления прокурорами различных видов
деятельности по защите права граждан на обращение в органы власти.
Предмет исследования —
правовые основы и практика участия прокуроров в реализации функций прокуратуры
и осуществления основных видов её деятельности по защите права граждан на
обращение.
Цель
исследования заключается в анализе теоретических
положений и практики деятельности прокуратуры в сфере защиты прав граждан на
обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также в
выработке направлений совершенствования действующего законодательства.
Задачи
исследования:
1. Определить цели, задачи, предмет,
объект и особенности правового регулирования деятельности органов прокуратуры по
защите права граждан на обращение в органы власти.
2. Уяснить особенности прокурорского
надзора за исполнением законов по работе с обращениями граждан.
3. Выделить проблемы прокуроров по защите
права граждан на обращение в органы власти и на этой основе сформулировать
предложения по совершенствованию деятельности прокуроров в данном направлении.
Методологическую
основу исследования составили общенаучные методы, такие как диалектический
метод, анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, а также частно-научные
методы научного познания, включая сравнительно-правовой, формально-юридический,
статистический, системно-структурный анализ. [1] Конституция Российской
Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями,
одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // на Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru. 04.07.2020. [2] Уваров А.А. Проблемы правового регулирования и
реализации права граждан на обращение в государственные органы и органы
местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление.
2019. N 2. С. 26. [3]
Статистические данные об основных
показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за
январь-декабрь 2019 г. // https://genproc.gov.ru/stat/data/(Дата обращения –
29.03.2021) . [4]
Беляков П.А. Защита прокурором права граждан на
обращение в государственные органы и органы местного самоуправления. — Диссертация
к.ю.н. Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2017. С. 6.
Заключение:
Проведенный нами анализ показал, что в развитии деятельности прокуроров по защите
права граждан на обращение следует выделить этапы:
Специальные цели
деятельности прокуратуры в области защиты права на обращение
таковы: 1) достижение верховенства конституционных и иных норм российского
законодательства в работе органов власти
и их должностных лиц с обращениями граждан, 2) соблюдение норм о порядке рассмотрения обращений в деятельности органов
власти и их должностных лиц;
3) соблюдение органами власти и их должностными
лицами нормативно установленного порядка приема граждан;
4) защита права на обращение в органы власти и к их должностным лицам;
5) достижение единых правил в области
политики, реализуемой Генеральной
прокуратурой РФ, связанной с
реализацией права на обращение.
Нами также
выделены специальные задачи прокуратуры в рассматриваемом направлении. Предмет деятельности прокуратуры по защите указанного
права — обеспечение реализации и защита конституционного права граждан обращаться
в органы власти, исполнение органами власти иных норм
российского законодательства об обращениях граждан, а также проверка
соответствия законам актов органов власти
по вопросам реализации права
на обращение. Объекты этой деятельности будут такими: — совокупность федеральных исполнительных
органов, — отдельно следует указать органы
Следственного комитета РФ,
поскольку трудно отнести этот орган к федеральным исполнительным,
— региональные законодательные и
исполнительные органы,
— органы
местного самоуправления, — органы
военного управления, — отдельно обычно выделяют контрольные
органы и их должностных лиц, если они работают с обращениями.
Деятельность прокуратуры в обозначенном направлении
ограничена определенными пределами.
В органах прокуратуры
рассматриваются лишь те обращения, которые содержат
сведения о нарушении
законов. Кроме того, прокуратура не должна подменять собой другие
органы власти и их должностных лиц. Если обращением, поступившим в
прокуратуру занимается иной орган власти, прокурор обязан объяснить порядок
защиты права в надлежащем органе власти, если сам прокурор не имеет полномочия
такую защиту осуществлять.
При реализации прокуратурой деятельности по защите
права на обращение, прокуроры должны следовать определенным принципам. К общим
среди них относятся: принцип законности,
единства и централизации прокуратуры, независимости прокуратуры, обязательности выполнения требований
прокурора, гласности. Специальные принципы в
этой области: принцип всеобщего права
на обращение, свободы и
добровольной подачи обращений, подведомственности, полноты и объективности при
рассмотрении обращений, безвозмездности рассмотрения обращений,
ответственности за нарушение норм о порядке рассмотрения обращений. Надзор за исполнением законов о порядке
рассмотрения обращений граждан представляет собой деятельность прокурора,
направленную на обеспечение реализации конституционного права граждан на
обращение, восстановление нарушенных прав граждан и привлечение виновных лиц к
ответственности. Нарушения порядка
рассмотрения обращений граждан носят распространенный характер. К их числу
можно отнести следующие:
1) рассмотрение обращений с превышением
установленных законом сроков. 2) некачественное рассмотрение обращений
граждан. 3) ненадлежащая организация работы с
обращениями и приема граждан в органах и учреждениях. 4) нарушения, связанные с направлением
обращений на разрешение в другие органы
5) нарушения, связанные с изданием
органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления НПА, содержащих
нормы, ограничивающие права граждан на обращения. 6) нарушения, совершаемые заявителями при
реализации ими права на обращение. В
ходе проведения проверок исполнения законодательства о порядке рассмотрения
обращений прокурорам рекомендуется:
— установить,
чем регламентирована работа с обращениями в поднадзорных органах на локальном
уровне — выяснить,
на кого возложены обязанности по приему и регистрации жалоб, по контролю за их
рассмотрением, по отправке ответов заявителям. — установить,
какая форма учета обращений используется, — выяснить,
кем и как анализируется работа с обращениями — сплошным
либо выборочным методом изучить обращения, рассмотренные органом
государственной власти или органом местного самоуправления. — выяснить,
размещен ли в доступном для посетителей месте
стенд, содержащий образец обращения, требования к жалобе, график приема
граждан руководством и сотрудниками. — установить, ведется ли данным органом
интернет-сайт. — проверить
соблюдение графика приема. — проверить
соблюдение требований закона о регистрации жалоб в трехдневный срок с момента
поступления. Считаем, что необходимо дополнить Закон о прокуратуре отдельной статьей, где
цели и задачи прокуратуры в области защиты права на обращение будут изложены в
систематизированном виде с учетом всех направлений деятельности прокуратуры,
включая защиту права на обращение.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Теоретико-правовые основы защиты органами прокуратуры права граждан на
обращение в государственные органы и органы местного самоуправления 1.1. Цели и
задачи прокурорского надзора за исполнением законов по работе с обращениями
граждан
Деятельность прокуратуры по защите прав граждан на
обращение осуществляется на основе значительного круга нормативных актов. Принципиальное
значение для характеристики правовой базы деятельности прокуратуры в системе
рассмотрения обращений граждан имеет Федеральный закон «О прокуратуре РФ»
(далее – Закон о прокуратуре).[1] Базовым документом, в
котором находят отражение основные
правила, регулирующие правоотношения, связанные с реализацией гражданами права
на обращение в органы власти, выступает Федеральный закон «О порядке рассмотрения
обращений граждан РФ» (далее – Закон об обращениях граждан).[2] Здесь определены права и
обязанности субъектов, задействованных в отношениях по реализации указанного
конституционного права, закреплены базовые гарантии для его реализации,
определены процедурные моменты и правила
рассмотрения и разрешения обращений граждан.
Нормативная основа деятельности органов прокуратуры
по защите права граждан на обращение в органы власти позволяет нам выделить
основные параметры прокурорского надзора в обозначенной области. Напрямую в
законодательстве эти параметры не сформулированы, то есть мы не обнаружим здесь
целей, задач, объекта, предмета, пределов и других характеристик прокурорской
деятельности по защите права граждан на обращение. Но мы можем получить их
выводным путем, ориентируясь на аналогичные параметры всей прокурорской деятельности. [1] Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 06.02.2020) "О
прокуратуре Российской Федерации" //
Собрание
законодательства РФ, 20.11.1995, N 47. Ст. 4472. [2] Федеральный закон от 02.05.2006 N
59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О порядке рассмотрения обращений граждан
Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 08.05.2006, N 19.
Ст. 2060,