Курсовая с практикой на тему Понятия и виды социального обслуживания и помощи нуждающимся гражданам
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ОБЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ 5
1.1 Понятие и учреждения социального обслуживания населения 5
1.2 Виды социального обслуживания населения 9
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ: ВИДЫ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ 16
2.1 Виды социальных услуг, предоставляемых населению 16
2.2 Проблемы и перспективы социального обслуживания населения в Российской Федерации 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Введение:
Актуальность исследования. Значимость социальной политики и ее социальной сферы трудно переоценить. Социальная политика является частью политики государства, которая своими действиями смягчает негативные последствия индивидуального и социального неравенства, социально-экономических потрясений в обществе.
Выполнение социальных функций, возложенных на государство, осуществляется через систему законодательных и исполнительных органов власти на уровне Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
В условиях рыночной экономики все сильнее обостряется дифференциация населения по доходам, сопровождающаяся ухудшением демографических показателей и в целом социальной напряженностью общества.
Ощущение социального неблагополучия обостряется такими социальными явлениями как, нищета инвалидов, заброшенность и беззащитность стариков, особенно одиноких, детская безнадзорность. Поэтому решение вопросов социальной защиты отдельных категорий граждан выступает одним из приоритетных направлений государственной социальной политики как на уровне страны в целом, так и на уровне регионов и определяет уровень социального благополучия, как всего населения России, так и ее социально незащищенных слоев.
Целью работы является анализ социального обслуживания граждан в области социального обеспечения. Для достижения поставленной цели намечено решение следующих задач:
понятие социального обслуживания и учреждения социального обслуживания населения;
рассмотреть виды социального обслуживания;
проблемы и перспективы социального обслуживания населения в Российской Федерации.
Объект исследования – организация и реализация мер социального обслуживания в Российской Федерации.
Предмет исследования – социальное обслуживание и его виды.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросам организации социальной защиты населения посвящены труды авторов Анисимовой С.А., Басовой Н.Ф., Василенко Е.И., Жильцова Е.Н., Замараевой З.П., Золотаревой А.Б., Кадомцевой С.В., Лаврентьевой И.П., Хамидуллина Н.Р., Холостовой Е.И. и других. Существенный вклад в исследование вопросов организации социальной защиты населения на государственном и региональном уровне внесли Пикулькин А.В., Лаврентьева И.П, Кадомцева С.В., Холостова Е.И.
Методы исследования, применяемые в работе – в части теоретических исследований социальной политики — изучение и анализ, методы обобщения, дедукции и синтеза, графический метод.
Научная новизна исследования состоит в исследовании сложившейся система социальной защиты населения, оценке результатов работы органов социальной защиты региона, определении тенденций в развитии социальной защиты и разработке мероприятий по совершенствованию социальной защиты.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности органов управления социальной защитой применительно к проблемам, сложившимся в сфере социальной защиты.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Заключение:
Целью курсовой работы было изучение теоретических и практических аспектов оценки социальных услуг для населения. Актуальность темы курсовой работы связана с необходимостью улучшения базы социальных услуг для населения, усиления социальной поддержки наиболее уязвимых слоев общества.
Социальная служба населения является сложной и охватывает различные виды социальных услуг, адресованных гражданам для удовлетворения их конкретных потребностей, из-за болезни, инвалидности, старости, воспитания детей.
В ходе курсовой работы сложно охватить все проблемы и тенденции в развитии системы социального обслуживания слабо защищенных слоев общества.
Проведенные исследования позволяют обобщить поднятые вопросы следующим образом:
1. Социальная защита населения должна быть одним из основных направлений государственной политики.
2. Необходимо продолжить работу по совершенствованию законодательной и нормативной базы, внедрить стандарты организации социальных услуг для населения, используя для этого научный потенциал страны и зарубежный опыт.
3. Социальные науки должны более активно участвовать в прогнозировании и разработке на основе прогноза эффективных управленческих решений, исключающих негативные социальные последствия в исследованиях, больше полагаться на практические материалы.
4. Невозможно создать эффективную систему социальных услуг для населения без надлежащей материально-технической поддержки и базы данных о группах населения, нуждающихся в поддержке или в зоне риска.
5. Финансирование центров социального обслуживания, поскольку государственные учреждения, направленные на защиту населения, должны быть гарантированы и взяты из бюджета.
6. Необходимо пересмотреть подходы к оценке работы руководителей центров социального обслуживания, решить вопрос о пересмотре вознаграждения социальных работников и административного и экономического персонала центров.
7. Внедрение новых эффективных методов социальной работы с пожилыми людьми сделает социальные услуги более доступными.
Для развития сети учреждений и обеспечения более эффективной помощи населению необходимо задействовать не только государственные организации, но и наладить контакты с коммерческими структурами и благотворительными фондами в тесном сотрудничестве со средствами массовой информации и средствами связи.
Важность проведенных исследований подтверждает растущее число пожилых людей, нуждающихся в социальной поддержке, и существующая система не в состоянии полностью защитить их и требует дальнейшего совершенствования, поэтому в России появилась новая модель системы социальных услуг, соответствующая фактические потребности общества и экономические возможности государства.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ОБЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Понятие и учреждения социального обслуживания населения
Одним из важнейших направлений государственной политики РФ является социальная защита населения. Центральным субъектом социальной защиты населения выступает государство и его институты, чья роль в данной сфере должна быть направлена на сохранение бескризисного развития страны и благоприятного проживания граждан в своем государстве. Значение государственной политики в сфере социальной защиты населения означает предоставление государством гарантий реализации прав и свобод всем гражданам, особенно наиболее уязвимым и находящимся в сложной жизненной ситуации.
Государство законодательно регулирует определенные цели системы социальной поддержки населения и происходит сопоставление декларируемых целей со складывающейся практикой их реализации, что позволяет оценить эффективность проводимой политики в целом. Однако, чтобы иметь возможность производить такую оценку, необходимо иметь доступ к разноплановой информации: о перечне мер социальной поддержки; о численности и степени охвата получателей данными мерами; об объемах финансирования и их размерах; о влиянии данных мер на материальное положение получателей и другой.
По мнению ряда ученых социальная защита населения на государственном уровне включает в себя[12]:
— доступ к необходимой медицинской помощи, включая охрану материнства;
— наличие минимально необходимых доходов для содержания и воспитания детей — обеспечения их питанием, предоставления им возможности посещать учреждения образования, наличие других жизненно необходимых товаров и услуг;
— обеспечение минимально необходимым доходом граждан трудоспособного возраста, которые не могут иметь трудовые доходы из-за болезни, безработицы, беременности или инвалидности;
— обеспечение пожилых людей доходами на гарантированном уровне.
Но для совершенствования правового механизма реализации государственной политики в сфере социальной защиты населения необходимо, чтобы ее социальная политика находилась в постоянном развитии и усложняла виды социальной защиты населения за счет совершенствования законодательной, материально-технической, кадровой, научно-методической, информационной составляющей. Исходя из этого, исследователями социальной защиты, предлагаются следующие новации по совершенствованию социальной защиты населения в Российской Федерации[8]:
1. Повышать эффективность мер адресности в целях выявления наиболее нуждающихся граждан, путем проведения анкетирования, социальных опросов населения и обобщения полученной информации в общую базу данных, которая будет являться основой для дальнейшей реализации государственных мер в сфере социальной защиты населения.
2. Продолжать совершенствовать законодательство о государственной социальной помощи, социальной поддержке и дополнительном социальном обеспечении, на основе информации предоставляемой Народным Фронтом, а также разного рода аналитических данных, судебной практики, полученных из иных источников, что позволит минимизировать социальные риски, последствия которых подлежат коррекции со стороны государства.
3. Поэтапно расширять государственные приоритеты социальной защиты населения посредством выделения их из общей политики государства частные проблемные области, уделяя особое внимание взаимосвязи социально-экономических и социально-политических проблем.
4. Модернизировать меры ответственности к исполнителям на основе результатов регулярного контроля со стороны государства за расходованием бюджетных средств, направленных на реализацию социальной защиты населения.
5.Поддерживать негосударственные некоммерческие организации, благотворительные и волонтерские движения в предоставлении и оказании ими социальных услуг.
Токарева Е.А. определяет содержание социальной защиты населения, ее как систему правоотношений, возникающих между гражданами и органами государства, местного самоуправления, организациями, страхователями по созданию и обеспечению условий для нормальной жизнедеятельности населения посредством предоставления социального обеспечения, охраны труда, охраны здоровья, вознаграждения за труд, содействия занятости, благотворительности, обеспечения жилыми помещениями, обеспечения по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья, социальной защиты лиц, пострадавших в результате природных и техногенных катастроф[13].
Социальная защита населения направлена в первую очередь на предоставление каждому человеку социальных, юридических гарантий и реальных возможностей для реализации его прав на такой уровень жизни, который необходим для нормального существования, а реализация данных прав неразрывно связана с нормами Конституции Российской Федерации. Поэтому система социальной защиты населения играет важную роль в реализации задач и целей социальной политики российского государства, а ее важнейшей положительной чертой можно назвать принцип всесторонности и многообразия, а её принципы выражают объективные закономерности развития общества и государства в целом.
К организационно-правовым формам социальной защиты населения законодатель относит: обязательное государственное страхование, государственное социальное страхование, дополнительное добровольное страхование, пенсионное обеспечение, корпоративное финансирование, частное финансирование, организация занятости населения, обеспечение особо нуждающихся категорий населения социальными пособиями, льготами и некоторые другие. На выделение данных организационно-правовых форм оказывает влияние: круг обеспечиваемых лиц, органы, которые предоставляют это обеспечение, источники и способы формирования фондов для финансирования определенных мероприятий и некоторые другие факторы.
К видам социальной защиты населения законодатель относит денежные выплаты (пенсии, пособия, субсидии и другое), натуральные предоставления (медикаменты, продукты питания, одежда, обувь и другое), услуги (медицинские, психологические, в сфере занятости и другое).
Современная система социальной защиты населения включает следующие основные элементы[14]:
совокупность государственных социальных гарантий (универсальных социальных выплат), включая социальные льготы отдельным категориям населения (категориальные социальные выплаты);
традиционные формы социальной помощи;
социальное страхование (обязательное и добровольное).
Под системой государственных социальных гарантий, или государственным социальным обеспечением, понимается предоставление минимальных доходов, социально значимых благ и услуг всем гражданам без учета их трудового вклада и проверки нуждаемости. В ней реализуется принцип распределения по потребности с учетом ресурсных возможностей общества, что определяет меру этих гарантий. Минимальный набор и уровень гарантий является подвижным в зависимости от конкретно-исторических условий каждой страны. Эта форма социальной защиты граждан базируется на принципах общего налогообложения и бюджетного финансирования соответствующих социальных расходов.
К системе социальных гарантий примыкают социальные льготы, представляющие собой государственные социальные гарантии отдельным категориям населения. Эта форма социальной защиты также характеризуется универсальностью предоставления социальных благ и услуг в рамках определенной социально-демографической группы населения и обеспечением за счет налогово-бюджетной системы государства.
Под социальной помощью как формой социальной защиты населения понимается предоставление денежных выплат, социальных благ и услуг социально уязвимым группам населения на основе проверки нуждаемости. В традиционном понимании объектом государственной социальной помощи являются малообеспеченные слои населения, доходы которых ниже официально установленной черты бедности или величины прожиточного минимума.
Социальное страхование является формой социальной защиты населения от различных социальных страховых рисков, связанных с потерей работы, здоровья, трудоспособности, жизни и доходов, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба. Особенностью обязательного социального страхования является его финансирование из специальных внебюджетных фондов, формируемых из целевых взносов работодателей и работников при поддержке государства.