Курсовая с практикой Гуманитарные науки Литература

Курсовая с практикой на тему «Понятия «герой», «тип», «характер» в литературоведении»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Проблема
литературного героя в исследованиях 1960-70 гг. 5

1.1 Понятие «герой» в
исследованиях 1960-70 гг. 5

1.2 Взаимосвязь между
понятиями «герой», «тип», «характер» в исследованиях 1960-70 гг. 8

Глава 2. «Герой», «тип» и
«характер» в исследованиях 1990-2010 гг. 13

2.1 Понятие «герой» в
исследованиях 1990-2010 гг. 13

2.2 Интерпретация понятий
«тип» и «характер» в современном литературоведении  16

Заключение. 22

Библиография. 24

  

Введение:

 

Актуальность темы работы. В данной работе
рассматриваются понятия «герой», «тип» и «характер» в литературоведении.
Актуальность темы напрямую связана с той ролью, которую играет система
персонажей в художественном произведении, со значимостью понятий «герой», «тип»
и «характер» для анализа литературного произведения и творчества отдельного
писателя. Систему персонажей литературного произведения можно считать одной из
его основ, не менее важной, чем сюжет. Творчество писателя или драматурга часто
во многом стоится на описании определенного типа человека – можно в качестве
примера привести тип «делового человека» из пьес А.Н. Островского. Одновременно
изучать персонажей художественного произведения всегда сложно по той причине,
что их изображение сильно зависит от жанра произведения, стиля писателя и
времени создания.

Кроме
того, в работах исследователей имеются расхождения по поводу определений
понятий «герой», «тип» и «характер». В литературоведении этим трем понятиям
уделяется много внимания, но до сих пор различные определения могут отличаться,
а сами эти понятия сложно определить точно из-за их многозначности. При этом
понимание того, как взаимосвязаны «герой», «тип», «характер» со временем
меняются, что и объясняет актуальность данного исследования.

Объектом исследования выступают понятия
«герой», «тип», «характер» в литературоведении.

Предметом исследования является динамика
понимания понятий «герой», «тип», «характер» в литературоведении.

Целью работы является рассмотрение
динамики понимания понятий «герой», «тип», «характер» в отечественном литературоведении.

Задачи:

1)
рассмотреть понятие «герой» в исследованиях 1960-70 гг.;

2)
выявить взаимосвязь между понятиями «герой», «тип», «характер» в исследованиях 1960-70
гг.;

3)
рассмотреть понятие «герой» в исследованиях 1990-2010 гг.;

4)
изучить интерпретацию понятий «тип» и «характер» в современном
литературоведении.

Практическая значимость. Материалы работы можно
использовать на лекциях и практических занятиях по основам литературоведения и
теории литературы.

Структура работы соответствует целям и
задачам исследования, и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В
данной работе была рассмотрена динамика понятий «герой», «тип», «характер» в отечественном
литературоведении.

В
1960-1970 гг. под термином «герой» понимался центральный персонаж
художественного произведения. Это объект описания, и сам факт, что писатель
выбрал для описания именно этот персонаж, говорит о его важности для мира
писателя. В работах ученых отмечалось, что «герой» может отражать ценности
писателя, выбор героя сам по себе представляет интерес для литературоведения. Под
таким углом зрения под «героем» можно было понимать лицо, близкое ценностям
писателя, его идеал человека (или близость к этому идеалу). Среди определений
героя можно выделить подход М.М. Бахтина, согласно которому герой – тот
персонаж художественного произведения, который совершает поступок. При этом не
так важно, что за поступок совершил герой произведения, и можно ли
рассматривать данный поступок как образец для подражания. Интерес представляет
способность человека к действию, не связанному с его социальной ролью. «Тип»
– это персонаж, в котором писателем выделены некоторые обобщенные для людей
определенного круга черты. Это черты, общие для всех людей определенного
социального положения, профессии, взглядов и т.д. Такие герои могут быть
описаны так, что в их существовании читатель не сомневается; однако это не
описание реального человека, а картина представителя той или иной социальной группы.
Для литературоведения 1960-1970 гг. «тип» сближается с «характером», так как в
обоих случаях писатель подчеркивает какие-то черты персонажа. Тип – это
персонаж, в образе которого писателем выделены социальные черты. Характер – это
персонаж, в образе которого писателем выделены психологические черты. Тип
обычно задан писателем с самого начала действия, в то время как характер
персонажа проявляется постепенно, в процессе разворачивания действия
художественного произведения. В работах 1990-2010 гг. исследование
понятий «герой», «характер» и «тип» продолжилось. В целом, исследователи этого
периода согласны с тем, что под «героем» должен пониматься персонаж с особым
статусом в художественном произведении. Но для исследователей практически нет
различий между «положительным героем» и «отрицательным героем». Также для
исследователей 1990-2010 гг. неочевидна связь между героем и автором, по этой
причине много исследований посвящается проблеме взаимосвязи между автором и его
героями.

Понятие «тип» для исследователей 1990-2010
гг. представляет особый интерес, что связано со значимостью типизации
персонажей для отечественной литературы. «Тип» –  это поведенческая доминанта, которая
объединяет ряд персонажей. В работах современных исследователей дается описание
ряда типов, созданных в русской литературе, выделяются новые типы.

Интертекст является относительно
новым понятие в литературоведении. Сейчас исследуются такие средства создания
характера, как интертекст, в том числе аллюзии.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Проблема литературного героя в исследованиях 1960-70
гг.

1.1 Понятие «герой» в исследованиях 1960-70 гг.

Литературный
герой – это персонаж в художественной литературе. В литературоведении иногда
также используются понятия «действующее лицо», «характер». Можно встретить
также термины «образ персонажа», «человек в литературе», «субъект». Таким
образом,  герой – это тот, о ком
повествует художественный текст.

В
литературоведении обычно подчеркивается различие между персонажами
художественной литературы и документальной литературы (мемуары, дневники и
т.п.). Как правило, герой художественного произведения – это вымышленное
писателем лицо, хотя он может иметь прототипа (или несколько прототипов).
Вымышленный характер персонажа предопределяет многие отличительные черты
художественной литературы в целом, ведь придуманный человек не может полностью
быть похожим на реальное лицо. Литературе свойственна определенная условность.

По
словам Л. Гинзбург, литературным героем писатель выражает понимание человека,
взятого с некоторой точки зрения, во взаимодействии подобранных писателем
признаков. В этом смысле можно говорить о том, что литературный герой
моделирует человека [8, с. 9].

Развитие
литературы в этом понимании можно представить, как постепенное развитие умения
моделировать героя художественного произведения. Каждое новое поколение
писателей лучше и реалистичнее моделирует человека.

Хотя
можно отметить, что не всегда под «героем» нужно понимать именно человека. Д. Фарино в своей работе, написанной
в 1978-1980 гг., под понятием «персонаж» подразумевает любое лицо (с
антропоморфными существами включительно), которое получает статус объекта описания
(в литературном тексте) [23, с. 101]. Д. Фарино
отмечает различие в статусе героев художественного произведения. Не все
встречающиеся в тексте произведения лица присутствуют в нем одинаковым образом.
Одни из них имеют там статус объектов мира данного произведения. Это «персонажи-объекты».
Другие из них даются только как изображения, но сами в мире произведения не
появляются. Это «персонажи-изображения». Третьи лица упоминаются, но не
выводятся в тексте, ни как присутствующие объекты, ни даже как изображения. Это
«отсутствующие персонажи» [23, с. 103]. Часть
исследователей предлагает считать «героем» произведения только центральных
персонажей. Такое определение встречается в «Энциклопедии литературных героев»:
термин «герой» охватывает только центральных персонажей, которые занимают
центральное положение в сюжете, наделяются писателем полнотой и индивидуальной
обособленностью характеров [20, с. 9]. В
этом смысле «герой» является центральным образом литературного произведения,
все прочие изображенные лица относятся к «персонажам». В таком понимании,
художественное произведение состоит из «героев», главных действующих лиц, и тех
лиц, которые составляют как бы фон повествования. Этот подход понятен, но здесь
встает проблема отделения «центральных персонажей» от «второстепенных
персонажей». Не во всех произведениях можно четко разделить главных действующих
лиц от второстепенных «персонажей». Более того, в хорошем произведении
литературы вообще не должно быть второстепенных лиц, все описываемые люди
должны каким-то образом раскрывать замысел писателя [13, с. 23]. По
этой причине «героями» иногда называют всех, кто изображен в художественном
произведении, независимо от их роли в сюжете. Такое понимание включает в
систему «героев произведения» всех персонажей, кто хотя бы раз упомянут в
тексте. Таким образом, здесь понятие «герой» не связано с выделением персонажа
на общем фоне художественного произведения, но все-таки общим направлением в
литературоведении 1960-1970 гг. является понимание «героя» как центрального
лица художественного произведения.

Близкой
позицией является понимание «героя» как персонажа, который наиболее симпатичен
писателю. Согласно определению Е.П. Барышникова,  литературный герой – это образ человека в литературе.
Иногда понятие «литературный герой» относят лишь к действующим лицам, близким к
авторскому идеалу человека («положительный герой») [5, с. 318].

С
точки зрения М.М. Бахтина, герой – это тот персонаж художественного
произведения, который совершает поступки. Это необязательно «положительный
герой». С этой точки зрения под «героем» художественного произведения можно
понимать того персонажа, которые является источником совершения поступков
[3]. По
этой причине М.М. Бахтина особенно интересует вопрос о соотношении писателя и
героя его произведения. С одной стороны, нельзя объединять писателя и персонажа
его художественного произведения. Так, нельзя считать
тождественными взгляды Толстого и взгляды Левина. Конечно, иногда имеет место
непосредственное вложение автором своих мыслей в уста героя с точки зрения их
теоретической или этической (политической, социальной) значимости, для
убеждения в их истинности и для пропаганды, но это уже не эстетически
продуктивный принцип отношения к герою [2, с. 25]. Писатель
видит и знает все то, что видит и знает каждый герой в отдельности и все герои
вместе, и даже больше их. Писатель знает и видит дольше не только в том
направлении, в котором смотрит и видит герой, а в ином, принципиально самому
герою недоступном; занять такую позицию и должен автор по отношению к герою [2, с. 29]. Герой
– не просто центральный персонаж. Это персонаж, выделенный писателем. При этом
иногда созданный писателем образ оказывается интереснее самого писателя.
Одновременно в некоторых случаях вообще нельзя говорить о «второстепенных»
героях художественного произведения, потому, что в системе литературного
произведения каждый персонаж играет определенную роль. Даже нечасто
появляющийся на страницах персонаж может быть важен для сюжета и для раскрытия
замысла произведения.

Некоторые
исследователи используют вместо термина «герой» термин «персонаж». Как правило,
персонаж обладает двумя функциями: действия и рассказывания. Но, как правило,
под «героем» понимается только персонаж, играющий заметную роль в действии
сюжета художественного произведения.

Таким
образом, в литературоведении 1960-1970-х годов не сложилось единого
представления о том, как понимать термин «литературный герой». С одной стороны,
под «героем» понимается центральный персонаж художественного произведения,
наиболее важный для сюжета. С другой стороны, под героем художественного
произведения можно понимать «положительно» персонажа либо такого, на поступках
которого строится действие.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы