Курсовая с практикой Юриспруденция Криминалистика

Курсовая с практикой на тему Понятие, виды и порядок получения образцов для сравнительного исследования

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗЦОВ ДЛЯ СРАВНЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1 Права и обязанности следователя 6
1.2 Сущность и значение образцов для сравнительного исследования 16
ГЛАВА 2. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗЦОВ ДЛЯ СРАВНИТЕЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 19
2.1 Порядок получения образцов для сравнительного исследования как ОРМ и следственное действие 19
2.2. Тактика назначения экспертизы 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Эффективность раскрытия и расследования преступлений тесно связана с широким применением специальных познаний; они применяются, в первую очередь в форме проведения судебных экспертиз самых различных видов. В большинстве случаев при производстве судебных экспертиз необходимы материальные объекты для сравнения, иными словами — образцы для сравнительного исследования. Ими могут быть продукты жизнедеятельности человеческого организма либо продукты целенаправленной деятельности отдельного лица или группы лиц, либо иные объекты.
В подавляющем большинстве случаев причиной отказа экспертов от дачи заключений и вероятных заключений является недоброкачественность представленных на экспертизу материалов, в частности сравнительных образцов. В связи с этим большое практическое значение для следователя и суда приобретает знание общих требований, предъявляемых к образцам для сравнительного исследования, и общих принципов их получения.
В экспертной практике использование образцов для изучения известно достаточно давно, это связано с распространением в криминалистических экспертизах метода сравнительного исследования, проведение которого в некоторых случаях без образцов невозможно. В связи с их значимостью в процессе идентификации образцы получили процессуальное закрепление.
Степень научной разработанности темы. Имеющиеся научные работы, монографии, учебные пособия, главы в учебниках, научные статьи не решили всех важнейших вопросов выработки современной научной концепции по данной проблематике.
Объектом курсового исследования избраны правоотношения, возникающие в процессе получения образцов для сравнительного исследования в досудебном производстве.
Предметом исследования являются теоретический и практический аспекты уголовно-процессуального регулирования отношений, возникающих в процессе получения образцов для сравнительного исследования в досудебном производстве.
В настоящей курсовой работе рассмотрены такие вопросы как: сущность и значение образцов для сравнительного исследования, основания для принудительного получения образцов для сравнительного исследования, порядок получения образцов для сравнительного исследования как оперативно-розыскное мероприятие, рассмотрены некоторые теоретические и практические проблемы, возникающие в ходе получения образцов для сравнительного исследования.
Целью данной работы является комплексное изучение и анализ правового механизма реализации получения образцов для сравнительного исследования в досудебном производстве.
Исходя из цели изучения, можно определить следующие задачи данной работы:
1) проанализировать сущность и значение образцов для сравнительного исследования;
2) определить специфику получения образцов для сравнительного исследования как процессуального проверочного действия следователя;
3) рассмотреть основания для принудительного получения образцов для сравнительного исследования;
4) установить порядок получения образцов для сравнительного исследования как ОРМ и следственное действие;
5) проанализировать обеспечение реализации полномочия следователя на получение образцов для сравнительного исследования;
6) выявить проблемные аспекты и перспективы получения образцов для сравнительного исследования.
В процессе выполнения работы были использованы следующие методы исследования: логический, системный, анализ, синтез, обобщение полученной информации и принципы объективности, полноты и всесторонности исследования. Также использовались специальные правовые методы, такие как формально – юридический и сравнительно – правовой.
Методологическая основа исследования. В процессе написания диссертационного исследования использовались диалектический, формально-логический, сравнительно-правовой методы исследования, общенаучные и частнонаучные приемы, включая системный подход; метод анализа и синтеза.
Теоретическая база исследования. Теоретическую основу исследования составляют труды известных ученых в области уголовно-процессуального законодательства: Е.В. Назаркина, Ю.А. Кудрявцевой, В.Ю. Стельмах, А.М. Зинина, Г.Д. Луковникова, Е.В. Пономаренко и др.
Нормативно-правовая основа исследования. Нормативную базу исследования составляет действующее законодательство РФ. Практическую базу исследования составляют результаты анализа судебной практики высших судов, а также судов общей юрисдикции первой, апелляционной и кассационной инстанции.
Структура работы обусловлена целью, задачами и предметом исследования и состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, библиографического списка.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В теоретическом плане проблема получения образцов для сравнительного исследования в настоящее время разработана явно недостаточно. Развитие законодательства в сторону усиления охраны прав человека и объективизации процесса доказывания привело к тому, что Уголовно-процессуальный Кодекс РФ в ст. 202 предусматривает в необходимых случаях обязательное привлечение специалистов к процедуре изъятия сравнительных образцов. Кроме того, возможность привлечения специалиста или эксперта, которому поручено производство экспертизы, к получению образцов закреплена в ст. 19 Закона о государственной судебно-экспертной деятельности.
Правоприменительная практика свидетельствовала о наличии большого количества нерешенных проблем получения образцов для сравнительного исследования, отражавшихся на результатах работы органов дознания и органов предварительного следствия. Преступление, так же как и любое другое явление объективной действительности, находится в причинно-следственной связи с другими явлениями материального мира. Неизбежное возникновение целого ряда последствий совершенного преступления позволяет составить представление о характере преступных действий, так и о лице, предположительно его совершившем.
Одним из способов установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, в том числе, установления лица, совершившего преступление, является идентификация следов, оставленных на месте преступления, включая информацию о биологических особенностях индивидуального человеческого организма, со специально получаемыми в ходе предварительного расследования образцами. Последние и представляют собой образцы для сравнительного (экспертного) исследования. Много дискуссионных вопросов, в том числе связанных со средствами реализации уголовного преследования, процедурой производства отдельных следственных действий остаются еще нерешенными либо вызывают противоречивое толкование на практике. Предлагаемые пути решения некоторых вопросов имеют спорный характер. Поэтому в рамках настоящей работы мы попытались акцентировать внимание на значимых проблемных вопросах реформирования и совершенствования современного досудебного производства в Российской Федерации, в том числе, порядке получения образцов для сравнительного исследования.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗЦОВ ДЛЯ СРАВНЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1 Права и обязанности следователя

Одним из важных элементов правового статуса следователя являются его права и обязанности. Прежде чем переходить к рассмотрению прав и обязанностей следователя, необходимо рассмотреть соотношение следующих понятий: «права и обязанности» и «полномочия». На сегодняшний день в литературе нет однозначного ответа на вопрос о соотношении указанных понятий.
Так, например, Л.В. Головко считает, что должностные лица обладают в рамках уголовно-процессуальных отношений не субъективными правами и юридическими обязанностями (иначе они превратились бы в частных лиц), а полномочиями .
С.Н. Хорьяков, полагает, что категория «полномочия» включает в себя одновременно и права, и обязанности органов или должностных лиц уголовного судопроизводства .
В связи с этим, совокупность правового статуса следователя составляют его права (например, на производство обыска на основаниях и в порядке предусмотренном ст. 182 УПК РФ) и обязанности (например, в течении 3 суток уведомить прокурора и судью, в случае производства осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, личного обыска, а также выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи, наложение ареста на имущество, указанное в ч. 1 ст. 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации) без получения судебного решения (ч. 5 ст. 165 УПК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 38 УПК РФ, законодатель наделил следователь в праве:
1) возбуждать уголовное дело в порядке, предусмотренном УПК РФ;
2) принимать уголовное своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;
3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;
4) давать органу дознания в случаях и в порядке, установленных УПК РФ, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;
5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном ч. 4 ст. 221УПК РФ, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;
Кроме того, законодатель наделил следователя следующей обязанностью, указанной в ч. 3 ст. 38 УПК РФ: «В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора».
Необходимо отметить, что в отдельных работах учёных-правоведов были представлены классификации прав и обязанностей следователя. Так, С.Ф. Шумилин предложил права и обязанности следователя в зависимости от их целей, содержания, юридических последствий на девять групп, а именно:
1) по рассмотрению и разрешению сообщения о преступлении;
2) по направлению уголовного дела по подследственности,
3) полномочия по собиранию доказательств;
4) полномочия по привлечению и допуску физических или юридических лиц к участию в уголовном судопроизводстве;
5) полномочия по применению мер уголовно-процессуального принуждения;
6) полномочия по привлечению лица в качестве обвиняемого и осуществлению его розыска;
7) по приостановлению и возобновлению предварительного следствия;
8) полномочия по разрешению уголовного дела;
9) иные полномочия .
Данная классификация прав и обязанностей следователя нам представляется спорной, так как она неоправданно большая и тем самым сложна для понимания.
Права и обязанности следователя, на наш взгляд, условно следует разделить на пять групп:
1). Права и обязанности на стадии возбуждения уголовного дела;
2). Права и обязанности в рамках осуществления предварительного расследования по уголовному делу;
3). Права и обязанности в части собирания доказательства по уголовному делу;
4). Права и обязанности, связанные с взаимодействием с участниками уголовного процесса и отношениями с органами контроля и надзора за деятельностью следователя;
5). Иные права и обязанности.
К первой группе следует отнести такие права следователя как: следователь вправе производство ряд следственных действий до возбуждения уголовного дела: осмотр места происшествия, предметов, трупов, освидетельствование, назначение экспертизы, получение объяснений, образцов для сравнительного исследования, истребование документов и предметов, их изъятие в порядке, установленном УПК РФ. Также, на стадии возбуждения уголовного дела у следователя есть ряд обязанностей, таких как разъяснение прав и обязанностей лицам, участвующим в производстве процессуальных действиях при проверке сообщения о преступлении (ч. 1.1 ст. 144 УПК РФ) и др.
Самый большой объём прав и обязанностей в предложенной нами классификации содержится в рамках осуществления предварительного расследования по уголовному делу. К ним относятся: выделение уголовного дела в отдельное производство из другого уголовного дела (ч. 1 ст. 154 УПК РФ); избрание одной из мер пресечений, предусмотренных ст. 97 УПК РФ и др. Среди обязанностей следователя на стадии предварительного расследования можно привести: обязанность следователя рассмотреть каждое заявленное по уголовному делу ходатайство в порядке ч. 1 ст. 159 УПК РФ; если следователь применяет технические средства, то перед началом производства следственных действий обязан предупредить, участвующих лиц, о их применении (ч. 6 ст. 164 УПК РФ); перед началом следственного действия, в которой участвует переводчик, следователь обязан удостовериться в его компетенции разъяснить его права и ответственность, предусмотренные ст. 59 УПК РФ и др.
Отдельно, следует выделить права и обязанности следователя в части собирания доказательств по уголовному делу. Следователь осуществляет собирание доказательств по уголовному делу двумя способами: путём производства следственных действий и иных процессуальных действий.
В этой части следователь наделён широкими полномочиями. Так, он производит:
– осмотр, освидетельствование, следственный эксперимент (глава 24 УПК РФ);
– обыск, выемку, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, контроль и запись переговоров, получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами (глава 25 УПК РФ);
– допрос, очную ставку, опознание, проверку показаний на месте (глава 26 УПК РФ);
– назначает судебную экспертизу (глава 27 УПК РФ) и др.
К третьей группе прав и обязанностей следователя на досудебном производстве составляют можно отнести право следователя вынести постановление о приводе подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и свидетеля, если они не являются по вызову к следователю без уважительных причин (ст. 113 УПК РФ); в случае, если место нахождения подозреваемого, обвиняемого неизвестно дать поручение органу дознания на розыск подозреваемого или обвиняемого, о чем указывает в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносит отдельное постановление (ч. 1 ст. 210 УПК РФ). В качестве примера обязанностей следователя можно привести незамедлительное направление копии постановления о возбуждении уголовного дела прокурору (ч. 4 ст. 146 УПК РФ); предоставление своих письменных возражений руководителю следственного органа, в случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия (ч. 3 ст. 38 УПК РФ).
К иным правам и обязанностям следователя в уголовном процессе можно отнести: право следователя направить запрос о производстве следственного или иного процессуального действия на территорию иностранного государства в рамках оказания правовой помощи (ч. 1 ст. 453 УПК РФ); обязанность следователя исполнить запрос о производстве процессуальных действий, поступивший от соответствующих компетентных органов и должностных лиц иностранных государств в рамках оказания правовой помощи (ч. 1 ст. 457 УПК РФ) и др.
Гарантией соблюдения права следователя требовать от физических и (или) юридических лиц совершения действий в рамках расследования уголовного дела (например: явиться для проведения следственного действия) является возможность привлечения правонарушителей к административной ответственности.
В соответствии со ст. 17.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее: КоАП РФ) умышленное невыполнение требований следователя влечёт административное наказание в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификации на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.
В качестве примера судебной практики, можно привести Постановление Усть-Джегутинского районного суда Карачаево-Черкесской Республики № 5-188/2017 от 21 ноября 2017 г., из которого следует, что в производстве старшего следователя СО ОМВД России по Усть-Джегутинскому району Э. находилось уголовное дело возбужденное в отношении главного специалиста администрации Усть-Джегутинского городского поселения по многочисленным фактам мошеннических действий (ч. 3 ст. 159 УК РФ).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы