Курсовая с практикой на тему Понятие таможенного правоотношения, его элементы. Классификация таможенных правоотношений.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1. Правоотношения:
теоретические основы
1.1.
Сущность таможенных правоотношений в правовой системе Российской Федерации
1.2.
Содержание таможенных правоотношений
2.
Классификация таможенных правоотношений
2.2.
Классификация таможенных правоотношений в зависимости от предмета таможенных
правоотношений
Список
использованной литературы
Введение:
Актуальность темы. Развитие правовых систем
характеризуется возникновением широкого спектра правоотношений в различных
сферах общественно-экономических формаций, различающихся по субъектному
составу, объекту правоотношений и их содержанию.
Сегодня многие вопросы, связанные с теорией
правоотношений, остаются по-прежнему актуальными и дискуссионными. Важной
проблемой, связанной с природой правоотношения, является дифференциация
общественного отношения и правоотношения как элемента системы права.
К общественным отношениям, помимо правовых отношений,
обычно относят морально-нравственные, политические, экономические, религиозные,
общинные, семейные и др.
Таким образом, правоотношения можно рассматривать как
разновидность общественных отношений. «Общественные отношения, урегулированные
нормами права, называются правоотношениями».
Такая дифференциация объективно возможна при наличии
связи правовой природы и содержания возникающих правоотношений с правами и
обязанностями субъектов в определённых сферах и может быть проведена при наличии
следующих объективных признаков:
1) закрепления отношения в правовом акте;
2) индивидуализации отношения в субъектном составе.
Целью данной работы является изучение таможенных правоотношений
и их классификации.
Исходя из заявленной цели были поставлены следующие
задачи:
— изучить сущность
таможенных правоотношений в правовой системе Российской Федерации;
— охарактеризовать содержание таможенных
правоотношений;
— провести анализ классификации
таможенных правоотношений в зависимости от субъекта таможенных правоотношений
— выявить особенности классификации таможенных
правоотношений в зависимости от предмета таможенных правоотношений
Объект и предмет
исследования.
Объектом данного исследования
выступили таможенные правоотношения в качестве правовой категории.
Предмет исследования
составили нормы российского таможенного законодательства, а также
законодательство стран ЕАЭС, характеризующие отличительные особенности
таможенных правоотношений.
Состояния научной разработанности. Вопросами изучения
таможенных правоотношений занимались такие авторы как: Алексеев С. С., Боровикова Л.В., Гавриш В.В., Вавилин
Е.В., Жильникова Е.В., Иоффе О. С.,
Шаргородский М. Д., Кабанов А.А., Лазарева Н.П., Ли М., Лисицын В.А., Матвеева
Т.А., Матузов Н.И., Малько А.В., Миллеров Е.В., Новиков А.Б., Смоленский М.Б., Миллеров Е.В., Шаля
В.М., Халипов С.В., Черданцев А.Ф., Чермянинов Д.В и другие.
Методология. Методологическое основание
исследования составил диалектико-материалистический метод познания объективной
действительности, благодаря чему предмет и объект исследования рассмотрены в
развитии, взаимосвязи, взаимообусловленности, с применением категориального
аппарата диалектики, в частности таких ее понятий, как «общее и особенное»,
«явление и сущность», «содержание и форма», «целое и часть», «действительность
и возможность» и др.
Формально-логический метод отразил применение при написании
данной работы законов логики и приемов выводного знания (анализ, синтез,
индукция, дедукция).
Нормативная база исследования – общепризнанные принципы и
нормы таможенного законодательства Российской Федерации, таможенного
законодательства ЕАЭС.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, в
котором раскрывается актуальность выбранной темы, ставятся цели и задачи, двух
глав и четырех параграфов, в которых раскрывается сущность
рассматриваемого в данной работе
вопроса, заключения, в котором делаются выводы и списка использованной
литературы, который содержит перечень материалов, использованных при написании
данной контрольной работы.
Заключение:
В заключение данной курсовой работы, на основании
заявленной цели и поставленных задач сделаем краткие выводы.
Правоотношениями в широком смысле этого слова принято
считать урегулированные правом общественные отношения, в рамках которых
осуществляется субъективное право и исполняется взаимно корреспондирующая ему
субъективная обязанность[1].
Таможенные правоотношения являются одним из видов
правоотношений.
Одни авторы определяют данный вид правоотношений
довольно кратко: «таможенные правоотношения – это отношения их участников,
урегулированные нормами таможенного права»[2].
Другие же формулируют определение этих правоотношений
несколько шире, а именно называя таможенными правоотношениями правовые
отношения, которые возникают в процессе или по поводу перемещения товаров и
транспортных средств через таможенную границу и урегулированные нормами
таможенного права[3].
Безусловно, как справедливо подчеркивают в своих
научных трудах некоторые авторы, во всяком правовом отношении не может быть
меньше двух субъектов[4].
Нельзя не согласиться с Д.В. Чермяниновым в том, что
особенностью таможенных правоотношений является в первую очередь то, что
властным субъектом таких правоотношений обязательно являются таможенные органы
государства, на территории которого они возникают[5].
Их цель и функции направлены на обеспечение
установленного порядка перемещения товаров и (или) осуществления
предпринимательской деятельности в сфере таможенного дела, в том числе путем
применения мер государственного принуждения.
Таможенные правоотношения, несмотря на изначально
кажущуюся их простоту, на самом деле носят довольно сложный и многогранных
характер. Это подтверждается в том числе сложностью отнесения таможенного права
к какой-то одной научной специальности, в связи с чем таможенное право до сих
пор не нашло своего места в данной номенклатуре.
Объясняется это тем, что таможенные правоотношения
носят комплексный характер и в вопросах
их правового регулирования присутствуют административно-правовые,
финансово-правовые, международно-правовые и даже гражданско-правовые составляющие.
Важно отметить, что таможенные правоотношения и их
значимая часть – фискальная деятельность государств-участников – представляют
собой непрерывную цепь разнообразных фактов, явлений, событий, действий.
Не все из таможенных правоотношений имеют юридическое
значение, а только те, которые влияют и затрагивают наиболее существенные
политические, экономические и финансовые интересы государств – членов ЕАЭС, а
также лиц, являющихся участниками ВЭД, и лиц, осуществляющих деятельность в
сфере таможенного дела, входят в сферу таможенного регулирования и таможенного
дела и могут повлечь за собой юридические последствия.
Таким образом, в таможенном правоотношении признание
юридически значимого характера тех или иных обстоятельств полностью зависит от
властной воли государств – членов ЕАЭС.
Во
второй главе курсовой работы были затронуты вопросы классификации таможенных
правоотношений.
Проведенное исследование классификации таможенных
правоотношений в зависимости от субъектов таможенных правоотношений позволяет
выдвинуть наиболее оптимальную, на наш взгляд, их классификацию, которая
представляется следующей:
1) субъекты таможенных правоотношений, наделенные
властными полномочиями в области таможенного дела (таможенные органы и их
должностные лица);
2) подконтрольные субъекты таможенных правоотношений:
а) физические и юридические лица, перемещающие товары
через таможенную границу:
– в коммерческих целях (участники ВЭД);
– в некоммерческих целях;
б) юридические лица, оказывающие услуги в сфере
таможенного дела.
Проведенный анализ классификации таможенных
правоотношений в зависимости от предмета таможенных правоотношений позволил нам
сделать следующие выводы.
ТК ЕАЭС определяет круг правоотношений, который
регулируется таможенным законодательством.
Указанные правоотношения складываются по поводу порядка
и правил перемещения особых товаров и транспортных средств через таможенную
границу, установления и применения таможенных режимов, декларирования товаров и
транспортных средств, уплаты таможенных пошлин, налогов, осуществления
таможенного контроля и др.
Определение круга правоотношений имеет существенное
значение для правильного применения закона, в том числе для ограничения смежных
отраслей права, поскольку каждый закон регулирует определенные правоотношения.
[1] Алексеев С. С.
Теория права. – М.: БЕК, 2015. – 320 с.
[2] Иоффе О. С.,
Шаргородский М. Д. Вопросы теории права. – М.: Госюриздат, 1961. – 381 с.
[3] Кабанов А.А.
Правоведение: конспект лекций. – СПб.: б.и., 2016. – 140 с.
[4] Матузов Н.И.,
Малько А.В. Теория государства и права. – М.: Юристъ, 2015. – 512 с.
[5] Миллеров Е.В.
Таможенное право: учебник. М.: Русайнс, 2017. 384 с.
Фрагмент текста работы:
1.
Правоотношения: теоретические основы
1.1. Сущность таможенных правоотношений в правовой системе Российской
Федерации
Правоотношения в области таможенного регулирования и
таможенного дела являются разновидностью общественных отношений. Их форма и
структура соответствуют классическому правоотношению. При этом они обладают
специфическими, свойственными только данному виду отношений признаками и
содержанием.
Из числа других правоотношения в области таможенного
регулирования и таможенного дела выделяются по объекту, предмету и содержанию.
Немаловажное значение имеет место, которое занимают указанные правоотношения в
структуре правовой системы.
Характерными чертами правоотношений в области
таможенного регулирования и таможенного дела является то, что они:
− возникают на основе норм международного,
наднационального и национального права;
− носят исторически ограниченный характер;
− непосредственно производны от воли
государств–участников ЕАЭС;
− преследуют не только цели, выраженные в
международном договоре, но и национальные интересы государств–участников ЕАЭС;
− имеют сложный, многосторонний, межгосударственный
характер;
− в договаривающемся государстве носят властный,
императивный характер, основанный на государственном предписании, правовых
запретах и мерах ответственности, закрепленных в юридической норме в национальном
законодательстве;
− обеспечены мерами государственного принуждения;
− предполагают определенный уровень юридической
информированности, правовой культуры участников правоотношений и др.
Немаловажное значение имеют функции, которые выполняют
правоотношения в области таможенного регулирования и таможенного дела.
Они:
− закрепляют правовое положение стран–участниц ЕАЭС в
области таможенного регулирования и таможенного дела;
− обеспечивают фискальные интересы
государств–участников ЕАЭС;
− ориентированы на защиту экономического суверенитета
государств–участников правоотношений, финансовую безопасность государства;
− направлены на защиту интересов бизнеса и личности,
свободу торговли, обмена, передвижения и др.;
− устанавливают единые для всех государств–участников ЕАЭС
тарифы и правила перемещения лиц, товаров, финансовых потоков, грузов и др.
через таможенную границу;
− вводят конкретные правила поведения, которым должны
или могут следовать участники (стороны в правоотношении);
− фиксируют круг лиц, на которых в тот или иной момент
распространяется действие правовых норм или запретов;
− обусловливают приведение в действие социальных
средств, направленных на обеспечение соблюдения мер таможенно-тарифного
регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в РФ и вывозе
товаров из РФ и др.
Как и все правоотношения, отношения в области
таможенного регулирования и таможенного дела обладают сложной структурой,
включающей набор элементов, к которым относятся субъекты, содержание и объект
правоотношения.[1]
Правоотношение в области таможенного регулирования и
таможенного дела представляет собой волевое взаимодействие между его
участниками. Субъект правоотношений – это реальный участник, субъект права,
реализующий свое правовое содержание. Главным субъектом таможенных
правоотношений в рамках ЕАЭС является государство-участник. Государство,
являясь членом ЕАЭС, подписывает межгосударственное соглашение и обязуется
соблюдать закрепленные в нем правила.
Каждое государство-участник устанавливает правила
поведения, закрепляет обязанности и вводит правовые запреты для участников
(субъектов) отношений в области таможенного регулирования и таможенного дела.
Субъектами выступают также таможенные органы государств – членов ЕАЭС, с одной
стороны, и лица, перемещающиеся через таможенную границу ЕАЭС, – с другой.
Таможенные органы государств – членов ЕАЭС действуют в
соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС (далее – ТК ЕАЭС) и национальными
актами в области таможенного регулирования и таможенного дела. Общее
руководство таможенным делом в РФ осуществляет Правительство РФ.
Непосредственную реализацию задач в области таможенного дела обеспечивает
федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного
дела, – Федеральная таможенная служба (далее – ФТС России).
Таможенные органы в РФ составляют единую федеральную
централизованную систему, включающую:
1) федеральный орган исполнительной власти,
уполномоченный в области таможенного дела;
2) региональные таможенные управления;
3) таможни;
4) таможенные посты[2].
ФТС России в соответствии с российским
законодательством осуществляет функции по выработке государственной политики и
нормативному правовому регулированию в сфере таможенных платежей и определения
таможенной стоимости товаров[3].
Среди лиц, перемещающихся через таможенную границу ЕАЭС,
можно выделить участников ВЭД, лиц, осуществляющих деятельность в сфере
таможенного дела, и физических лиц, не относящихся к первым двум группам.
В заключение данного параграфа курсовой работы отметим,
что таможенные правоотношения, несмотря на изначально кажущуюся их простоту, на
самом деле носят довольно сложный и многогранных характер. Это подтверждается в
том числе сложностью отнесения таможенного права к какой-то одной научной
специальности, в связи с чем таможенное право до сих пор не нашло своего места
в данной номенклатуре. Объясняется это тем, что таможенные правоотношения
носят комплексный характер и в вопросах
их правового регулирования присутствуют административно-правовые,
финансово-правовые, международно-правовые и даже гражданско-правовые
составляющие.
[1] Вавилин Е.В.
Понятие, структура и содержание правоотношения // Власть Закона. 2015. № 1(13).
С. 15–22.
[2] Жильникова Е.В.
Проблемы разграничения понятий «субъект права» и «субъект правоотношения» //
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и
искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 7-2(13). С. 74–77.
[3] Вавилин Е.В.
Понятие, структура и содержание правоотношения // Власть Закона. 2015. № 1(13).
С. 15–22.