Курсовая с практикой на тему Понятие регионального политического режима
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА.. 5
1.1. Понятие политического
режима. 5
1.2. Понятие и сущность
регионального политического режима. 12
2. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ В СТРАНАХ МИРА.. 18
2.1. Региональные политические
режимы в России. 18
2.2. Региональные политические
режимы Северного Кавказа. 25
Заключение. 32
Список использованной
литературы.. 34
Введение:
Актуальность темы курсовой работы.
Региональные политические исследования даже в условиях централизации власти
остаются распространенным направлением российской политической науки хотя бы в
силу размеров российского государства и обилия региональных политологических
школ, объект исследования которых находится буквально под боком. В то же время
сохраняется потребность в дальнейшей разработке теоретико-методологических
основ подобных исследований.
Степень изученности темы. Политические
режимы, будучи сложным многогранным явлением, издавна вызывают интерес для
исследований. Понятие и классификация политических режимов получили широкое
обозначение в трудах Елькина А.С.[1],
Кашкина С.Ю.[2], Коротковой О.А.,
Михайловой Э.М.[3], Лебедева С.Н.[4],
Скреля К.Ю[5].
и др. Значительную роль в описании тоталитарных и авторитарных политических
режимов сыграли Арендт Х.[6],
Гайдар Е.Т.[7], Линц Х.[8],
Медушевский А.Н[9].
Политические режимы в России
описаны в работах Гайворонского
Ю.Ю.[10],
Дергачева А.Ю.[11], Санчат С.С[12].
Также стоит отметить значимость научных исследований Вартумяна А.А.[13],
Далакова З.Н.[14], Эмирова Р.М[15].
посвящённых изучению Северного Кавказа.
Объектом исследования курсовой работы являются региональные
политические режимы.
Предметом исследования
курсовой работы являются механизмы развития регионального политического режима.
Целью исследования является
анализ понятия регионального политического режима.
Достижение намеченной цели
предусматривает решение следующих задач курсовой работы:
— раскрыть понятие политического режима;
— изучить понятие и сущность регионального политического режима;
— рассмотреть региональные политические режимы России, в частности, региональные
политические режимы Северного Кавказа.
В курсовой работе использовалась совокупность общенаучных (анализ и
синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение) и частнонаучных
(формально-юридический, системный, сравнительный) методов познания.
Структурно курсовая работа включает введение, две
главы, заключение, содержащее выводы по проведенному исследованию. [1] Скреля К.Ю., Елькина А.С. Понятие, виды и особенности
политических (государственных) режимов // Юридические науки: проблемы и
перспективы. — Казань, 2020. — С. 1-4. [2] Кашкин С.Ю. Политический режим в современном мире: понятие,
сущность, тенденция развития. М., 1993. — 56с. [3] Короткова О.А., Михайлова Э.М. Политический режим: понятие,
критерии классификации // Вестник Калужского университета. — 2019. —
№ 1. — С. 19-23. [4] Лебедев С.Н. Классификация и основные взаимосвязи политических
режимов (на примере стран Южной Азии). Проблемы теории политики и права. М.,
1989. — с. 109 -127. [5] Скреля К.Ю., Елькина А.С. Понятие, виды и особенности
политических (государственных) режимов // Юридические науки: проблемы и
перспективы. — Казань, 2020. — С. 1-4. [6] Арендт X. Истоки тоталитаризма // — М. –1996. — [Электронный
ресурс]. — Режим доступа: http://yakov.works/libr_min/01_a/re/ndt_21.htm (дата
обращения: 11.08.2021). [7] Гайдар Е.Т. Авторитарные режимы: причины
нестабильности //. -[Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://ecsocman.hse.ru/data/2010/12/13/1214861999/Gaidar.pdf. [8] Линц Х. Тоталитарные и авторитарные режимы //
Неприкосновенный запас. – 2018. — № 4. – С.77. [9] Медушевский А.Н. Демократия и авторитаризм: российский
конституционализм в сравнительной перспективе. М., 1998. — 654с. [10] Гайворонский
Ю.О. Региональные политические режимы в России: концептуальные новации и
возможности измерения // Полития. — 2015. — №2 (77). – С.51. [11] Дергачев А.Ю. Политический режим в России в постсоветский период
(региональный аспект) // Теории и проблемы политических исследований. — 2018.
Т. 7. — № 4A. — С. 3-8. [12] Санчат
С.С. Исследование региональных политических систем в современной России:
актуальность и перспективы // Вопросы политологии. — 2021. Т. 11. —
№ 3 (67). — С. 760-766. [13] Вартумян А.А. Политические процессы на Кавказе: особенности
эволюции, состояния элит, “национальный колорит” // Гуманитарные и
социально-политические проблемы модернизации Кавказа. — 2020. — С. 38-44. [14] Далаков З.Н. Становление и институционализация акторов
политического процесса на Северном Кавказе в постсоветский период //
Гуманитарные и социально-политические проблемы модернизации Кавказа. — 2020. —
С. 75-82. [15] Эмиров Р.М. Взаимосвязь этнополитики и геополитики на Северном
Кавказе // Журнал Власть – 2014. — №1. – С.55.
Заключение:
Проведенное исследование в рамках поставленной
цели и выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и практические
выводы и предложения в рамках представленной темы.
1. Политический режим — это
составляющая формы государства, форма установленной политической системы
государства, с характерными целями, способами и средствами воплощения
политической власти.
Политический режим выступает как реальное, фактическое
проявление организации и осуществления государственной власти, процесс ее
действительного функционирования. С этой точки зрения он может быть определен
как фактический политико-правовой порядок осуществления государственной власти,
организуемый и направляемый ее верховным носителем — сувереном.
2. Определение
регионального политического режима имеет как практическую, так и теоретическую
пользу.
Во-первых,
определив региональный политический режим, например, политтехнолог может
выстроить соответствующую избирательную компанию губернатора, сам губернатор
будет сразу понимать, как ему выстраивать свои отношения или что необходимо
изменить в регионе, чтобы улучшить политическую ситуацию.
Во-вторых,
изучение регионального политического режима позволяет продолжить исследования
местных политических режимов, что в свою очередь позволит накопить необходимый
материал для составления программ по развитию местного самоуправления.
В-третьих,
определение общей картины региональных политических режимов позволит понять
особенности федеральной власти, так как именно из суммы регионов складывается
страна в единое целое.
3. Среди базовых
политико-институциональных характеристик российских региональных политических
систем следует назвать: моноцентричный и персоналистский характер
российской власти, доминирование исполнительной ветви власти над
законодательной на всех уровнях, слияние власти и бизнеса, теневую экономику,
имитацию демократических процедур, ручной режим управления, отсутствие
публичной политики и политической конкуренции. В этих условиях наблюдается рост
взаимовлияний федерального и региональных политических режимов.
4. Анализ
регионального политического процесса показывает сложность функционирования
политических систем, политических режимов, политических элит. Из этого
проистекают и многие особенности местных властных структур и, в частности, специфика
их отношения с обществом и отдельно взятой личности.
Важными
последствиями политической трансформации на Северном Кавказе стало сохранение
светского характера власти, сохранение республик в правовом поле Российской
Федерации, определение места и вида института власти национальных республик в
государственной политической системе управления страны.
Таким образом,
для народов Северного Кавказа сама форма государственного устройства является
не совсем традиционной, т.к. они привыкли жить в догосударственных структурах,
в которых элементы демократии и волюнтаризма власти перемешаны и растворены.
Именно отсутствие государственной традиции делает местные элиты не до конца
готовыми к решению серьезных государственных задач. Поэтому они часто прибегают
к средствам более привычного (догосударственного) уровня. Следует констатировать факт практического
отсутствия политических элит. Существуют их имитационные формы, призванные
скрыть незрелость государственных институтов власти, в том числе, и демократии
как разновидности власти.
Фрагмент текста работы:
Понятие политического режима Политический режим — это составляющая формы
государства, форма установленной политической системы государства, с
характерными целями, способами и средствами воплощения политической власти
Под политическим режимом, как правило, понимается
совокупность путей, средств, способов и приемов осуществления государственной
власти, проявляемых непосредственно в ее действиях, конкретных актах
властвования и характере общего воздействия на различные сферы и отрасли
общественной жизни.
Однако некоторые авторы считают, что понятие формы
государства должно включать в себя лишь форму правления и государственное
устройство, а политический режим рассматривают как элемент, характеризующий
внутренний, содержательный, сущностный аспект государственной деятельности[1].
Разделяя в целом такой подход, следует заметить, что политический режим имеет,
тем не менее, самое непосредственное отношение к проблеме фактического
осуществления суверенитета (верховной власти) государства и формам его
реализации. Уже отсюда, становится очевидным, что указанное выше определение
политического режима страдает определенной узостью, не отражает многих его качественных
характеристик режима и существенных признаков формы государства.
Организация реального, фактического политико-правового
порядка (режима его функционирования) связана с принятием конкретных
политических решений, которые на практике могут сильно видоизменить юридическую
конституцию, т.е. правовую организацию верховной власти и установленный
законодательством характер правовых связей между центром и местами, т.е. форму
правления и форму государственного устройства. Поэтому фактическая конституция
может значительно отличаться от юридической благодаря самому характеру и
направленности решений, принимаемых высшими органами государственной власти, а
также степени их возможности и способности контролировать нижестоящие звенья
государственного аппарата и различные социальные слои населения, этнические и
региональные элиты и состояние дел на местах. А от этого зависит не только
дееспособность верховной власти и отношение к ней со стороны населения, но и
само существование, внешняя самостоятельность и независимость государства и
государствообразующего народа.
Поэтому правы те авторы, которые связывают понятие
политического режима с легитимностью государственной власти и рассматривают его
не только как систему методов, способов и средств, но и форм властвования,
«через которые государственная власть легитимирует свое существование и
функционирование»[2].
Здесь обращает на себя внимание признание в качестве составной части
политического режима форм властвования, которые могут быть правовыми,
внеправовыми и неправовыми — сугубо организационными, политическими,
административными, организационно-политическими и т.д. Режим сопоставляется
здесь не только с функционированием, деятельностью государственной власти, но и
с самим ее существованием, наличием как таковой, вне зависимости от способов ее
утверждения, форм и методов ее осуществления. Главное — это принятие и
поддержка верховной власти со стороны населения, признание ее законной и
справедливой, а, следовательно, признание таковыми способов, средств и методов,
которые она применяет в своей деятельности в данных конкретных условиях. [1] Мишин АА. Конституционное (государственное) право зарубежных
стран. — М.: Белые альвы, 1996. – С.105. [2] Короткова О.А., Михайлова Э.М. Политический режим:
понятие, критерии классификации // Вестник Калужского университета. —
2019. — № 1. — С. 19-23.