Курсовая с практикой на тему Понятие педагогической технологии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ,
СТРУКТУРА.. 6
1.1.
Сущность понятий «методика» и «технология», их иерархия и взаимосвязь 6
1.2.
Понятие «педагогическая технология» в работах зарубежных и отечественных
исследователей. 12
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИХ РОЛЬ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ. 18
2.1.
Подходы к классификации педагогических технологий. 18
2.2.
Инновационные педагогические технологии в школе как средство повышения качества
образования. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 30
ПРИЛОЖЕНИЕ. 34
Введение:
Актуальность темы исследования
обуславливается тем, что в настоящее время происходит переход на новые
технологии обучения в связи с изменениями условий существования и развития
общества, которые требуют новых подходов к образованию. Традиционная система
образования была направлена на усвоение определенных массивов знаний, принятых
в данном сообществе в качестве нормативных, на подготовку квалифицированных
специалистов, которые были бы способны применять полученные в процессе
образования знания, в практической деятельности. Основанием такого подхода к
образованию является определенная устойчивость социальных механизмов,
позволяющая прогнозировать деятельность в различных областях социальной
реальности.
Однако объем
социального знания непрерывно умножается, причем, в геометрической прогрессии,
что делает практически невозможным его усвоение в рамках образовательных
институтов. Поэтому в настоящее время в образовании активно внедряются
новые педагогические технологии.
Степень
разработанности темы. Проблемы обучения, воспитания и развития личности с
древнейших времен интересовали великих философов и педагогов. И Гиппократ, и
Аристотель, и Сократ искали возможности стимулировать работу мысли у учеников,
включать их в обсуждение и дискуссию. Конечно, тогда не существовало понятие
«технология». Но многие ученые и практики отправлялись в своей деятельности на
поиски инструментария для продуктивного процесса обучения. Таким образом,
технологические идеи в педагогике имеют предпосылки в древности.
В
современной педагогической литературе часто можно встретить следующие термины:
педагогические технологии, технологии обучения, образовательные технологии и
другие вариации сочетания данных слов. При этом практикующие учителя и педагоги
часто используют один и тот же термин для обозначения разных понятий: методики
обучения, методических приемов, отдельных способов и средств обучения. Следует
отметить наличие в научных исследованиях множества подходов к определениям
данных терминов и две общие точки зрения по вопросу их сходства и различий.
Так, часть исследователей считает, что педагогические технологии и технологии
обучения представляют собой четкий алгоритм действий, совершаемых для
достижения определенных образовательных целей, а образовательные технологии –
совокупность различных факторов, средств и методов, которые можно комбинировать
и адаптировать к различным условиям, то есть как более широкое понятие [1].
Другая часть исследователей воспринимает их как синонимичные и даже
взаимозаменяемые понятия.
Отношение к
технологиям в философской и педагогической литературе двойственное, часто
противоположное. Ряд исследователей связывает с развитием высоких технологий
будущее человечества [18]. С другой стороны, в настоящее время в обществе
растет озабоченность по поводу неконтролируемого и расширяющегося влияния
техники и технологии на образ жизни человека, возможных негативных последствий
развития техники, влияния процессов информатизации для будущего. Ставится
вопрос о социальных пределах использования техники и эффективных регуляторах
технологического развития [20, с. 84].
Заключение:
По
итогам проведенного исследования были сформулированы следующие выводы.
Попытки
внести технологию в учебный процесс не прекращались все ХХ столетие и тем более
активно ведутся в XXI веке. Приблизительно до середины 50-х годов они были
связаны с созданием некоей технической среды, комплекса автоматизированных
средств для традиционного обучения. С середины 50-х годов появился новый
технологический подход к построению самого учебного процесса. Но и первый
подход продолжает развиваться по пути освоения новых информационных технологий.
Оба направления все более смыкаются, меняя саму парадигму образования.
Педагогическая
технология – это системный метод создания, применения и определения всего
процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих
ресурсов и их взаимодействие, ставящий своей задачей оптимизацию форм
образования (ЮНЕСКО).
Педагогическая
технология представляет собой системную целостность методов и средств,
направленных на гарантированное достижение дидактических целей, развитие
личности обучаемого, и через это – на формирование его интеллектуального,
поведенческого и профессионального статусов.
Технология
обучения есть последовательность (не обязательно строго упорядоченная) процедур
и операций, составляющих в совокупности целостную дидактическую систему,
реализация которой в педагогической практике приводит к достижению
гарантированных целей обучения и воспитания.
Понятие
«педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами:
1)
научным: педагогические технологии – часть педагогической науки, изучающая и
разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая
педагогические процессы;
2)
процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей,
содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
Фрагмент текста работы:
Понятия
«методика» и «технология» особняком стоят в современной педагогической науке.
Технологическому подходу к обучению посвящены труды многих российских и
зарубежных ученых (В.П. Беспалько, М.Е. Бершадский, В.И. Боголюбов, В.В.
Гузеев, Т.А. Ильина, М.М. Левина, З.А. Малькова, Н.Д. Никандров, Ю.О. Овакимян,
Г.К. Селевко и др.). Многообразие определений, предложенных различными
авторами, привело к значительным разночтениям. Предполагаем, что предпринятый
нами анализ различных определений изучаемых терминов может пролить свет на ряд
спорных вопросов. Согласно Толковому словарю русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю.
Шведовой, под методикой понимается «Совокупность методов обучения чему-н.,
практического выполнения чего-нибудь» [10]. Аналогичное определение предлагает
и словарь иностранных слов Л.П. Крысина дается то же самое объяснение [18].
Иначе
обстоит дело с определением термина «технология». В словаре Ожеговатехнология
определяется как «совокупность производственных методов и процессов в
определенной отрасли производства, а также научное описание способов
производства» [25], а в словаре Л.П. Крысина – как «совокупность методов и
процессов, применяемых в каком-нибудь деле, в производстве чего-нибудь, а также
научное описание таких методов» [18]. Оба лексикографа сходятся в том, что оба
понятия (методика и технология) представляют собой совокупность методов
обучения. В то же время технология является также совокупностью процессов
обучения.
Таким
образом, можно предположить, что основное различие между этими двумя понятие –
наличие или отсутствие процессуальности. Если метод – это способ теоретического
исследования или практического осуществления, то процесс – это ход, развитие того
или иного способа.
Вместе
с тем эти два понятия нельзя считать взаимозаменяемыми, поскольку они выражают
различную педагогическую реальность. Исследователь Е.В. Титова методику
определяет как «систематизированные знания об организации педагогического
процесса и целесообразных способах достижения воспитательных результатов» [35,
с. 4-9]. В качестве признаков методики автор рассматривает:
— стратегию,
определяющую цель деятельности, ее нацеленность на конечный результат;
— тактику,
направленную на конкретизацию стратегических задач в зависимости от сложившихся
обстоятельств;
— логику,
предполагающую последовательность действий;
— технику,
обеспечивающую инструментировку деятельности [35].
Технология
педагогической деятельности фактически обеспечивается за счет сочетания логики
и техники. Из вышеперечисленных признаков технологии присущи лишь два из
четырех, относящихся к методике, что наглядно демонстрирует различие между
исследуемыми терминами.
Зародившийся
в конце прошлого века в США термин «педагогическая технология» быстро вошел в
научный оборот во всех развитых странах. Зарубежные исследователи
педагогическую технологию (или «технологию обучения») первоначально соотносили
с идеей технизации учебного процесса. Сегодня под технологией, как правило,
понимается стабильное сочетание нескольких последовательно применяемых операций
или приемов для получения какого-либо результата или продукта.