Курсовая с практикой на тему «Понятие и виды конституционного контроля»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Конституционно-правовое регулирование контрольной деятельности представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации 6
1.1 Правовое регулирование регионального парламентского контроля, осуществляемое субъектами Российской Федерации 6
1.2 Институт парламентского контроля над исполнительной властью в субъектах Российской Федерации 12
Глава 2. Ктуальные проблемы осуществления конституционного контроля 16
2.1.Проблемы осуществления судебного конституционного контроля 16
2.2.Конституционный контроль, осуществляемый Президентом Российской Федерации 31
Заключение 36
Библиографический список 38
Введение:
Актуальность темы исследования. Конституционное право прошло на сегодняшний день длительный путь своего развития, отличительной чертой которого является последовательное расширение предмета его регулирования. Представляется правомерным утверждать, что данная черта в наиболее яркой форме прослеживается в правовой системе современной России, чей государственно-правовой режим отличается немалым своеобразием. Конституционная история России наглядно показывает, что признание верховенства конституционно-правовых предписаний может быть достигнуто лишь тогда, когда в государственном механизме появляется учреждение, специально наделенное функциями охраны Основного закона. Таким органом является специальный орган конституционного контроля — Конституционный суд Российской Федерации.
В условиях развивающегося гражданского общества количество обращений в этот орган государственной власти остается высоким. Субъекты Российской Федерации создают дополнительное бремя для Конституционного Суда Российской Федерации. В настоящее время только в 17 регионах функционируют судебные органы конституционного контроля. Отсутствие конституционных (уставных) судов в большинстве субъектов Российской Федерации вынуждает заинтересованных лиц обращаться в суды общей юрисдикции с целью выявления соответствия оспариваемых актов вышестоящим, что достаточно часто провоцирует конфликт полномочий между судами, относящимся к разным ветвям судебной власти.
Отдельно следует отметить, что конституционный контроль и его проблемы остаются одним из самых противоречивых в современной юридической науке. До сих пор ведутся дискуссии по его концепции, типам, моделям, функциям, объекту и предметам, месту конституционного контроля в системе защиты Конституции, отношениям с конституционным надзором и многое другое. В практической области конституционного контроля существует правовая пробельность его организации и осуществления.
Объектом исследования явились общественные отношения, складывающиеся по поводу контрольной деятельности органов народного представительства субъектов Российской Федерации.
Предмет исследования составили конституционные и иные правовые нормы, регулирующие контрольную деятельность законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Целью работы явился конституционно-правовой анализ контрольной деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации для совершенствования отдельных компонентов теории, законодательства и правоприменительной практики.
Достижению заявленной цели послужило решение следующих задач:
1) – определение понятийных трактовок контрольных полномочий органов народного представительства;
2) – системный анализ парламентского контроля как выражения коллективной и индивидуальной воли депутатского корпуса;
3) – разработка предложений по совершенствованию правового регулирования депутатской интерпелляции в законодательстве субъектов Российской Федерации;
4) – выявление тенденций институционализации права депутатов законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации на запросы и вопросы;
5) – раскрытие перспектив развития института парламентского расследования в законодательстве субъектов Российской Федерации.
Теоретическую базу исследования составили труды таких ученых, как: С.А. Авакьяна, М.В. Баглая, A.A. Безуглова, В.И. Васильева, Ю.А. Веденеева, A.A. Вешнякова, А.И. Денисова, Ю.А. Дмитриева, A.B. Зиновьева, Т.Д. Зражевской, A.B. Иванченко, В.В. Игнатенко, В.Т. Кабышева, А.И. Кима, С.Д. Князева, А.И. Ковлера, А.Н. Кокотова, Е.И. Колюшина, В.А. Кряжкова, М.И. Кукушкина и другие.
В качестве нормативной базы работы использовались федеральное и региональное законодательство, постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации, решения и определения су-дов общей юрисдикции, решения Центральной избирательной комиссии Рос-сийской Федерации и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации.
Эмпирической основой работы послужили материалы правоприменительной, в том числе судебной, практики. Исследованы судебные акты высших судов, судов округов, апелляционной и первой инстанции системы арбитражных судов.
Структура работы обусловлена предметом, целями и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, объединяющие шесть параграфов, заключение, библиографический список.
Глава 1 Конституционно-правовое регулирование контрольной деятельности представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации
Заключение:
В завершении исследования подведем некоторые итоги и сделаем ключевые выводы.
В работе отмечены разнообразные подходы к формированию соответствующей теоретической концепции и пониманию конституционного контроля в юридической науке. В связи с этим, считается допустимым и корректным следующее определение: конституционный контроль – это деятельность компетентных органов государства, преследующая цель выявления и пресечения несогласованных с Конституцией, подзаконных и иных нормативных актов и недопущению издания неконституционных нормативных правовых актов.
В исследовании раскрывается, что обязанность обеспечивать соблюдение конституционных норм возлагается как на судебные органы в Российской Федерации, так и на иные органы государственной власти в Российской Федерации, также наделенные полномочиями по осуществлению конституционного контроля.
Конституционный Суд РФ представляет собой судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства, основными целями и задачами которого является защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ.
Как орган конституционного контроля Конституционный Суд РФ имеет свои полномочия, к которым относятся: разрешение дел о соответствии Конституции РФ ФЗ, нормативных актов государственных органов, а также не вступивших в силу международных договоров; разрешение споров о компетенции между органами власти; проверка конституционности законов по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод и по запросам судов; толкование Конституции РФ, дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступлении и др.
Практика деятельности конституционных (уставных) судов доказывает, что они вносят существенный вклад в обеспечение защиты прав и свобод граждан и организаций, укрепление верховенства закона и порядка; они не только выступают в качестве хранителя конституции (устава) соответствующего субъекта Российской Федерации, но, при необходимости, синхронизируют законодательство субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, тем самым обеспечивая верховенство Конституции Российской Федерации.
В целях совершенствования и дальнейшего развития конституционного контроля в Российской Федерации необходимо создать органы конституционного контроля во всех субъектах Федерации, а также создать на законодательном уровне основу для взаимодействия между конституционными (уставными) судами субъектами Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации. Похоже, что в этом случае судебный контроль, осуществляемый этими органами, в будущем позволит укрепить в стране правопорядок, повысить правовую культуру населения и обеспечить соблюдение конституционных норм всеми субъектами правоотношений.
Фрагмент текста работы:
1.1 Правовое регулирование регионального парламентского контроля, осуществляемое субъектами Российской Федерации
Основы осуществления регионального парламентского контроля находят нормативное закрепление прежде всего непосредственно в конституции (уставе) субъекта Российской Федерации. Соответствующие нормы наиболее характерны для конституций республик в составе Российской Федерации. В частности, нормы о парламентском контроле содержатся в пункте 4 ст. 68 Конституции Республики Адыгея от 10 марта 1995 г. (в ред. от 6 июня 2012 г.), пункте 3 ст. 99 Конституции Кабардино-Балкарской Республики от 1 сентября 1997 г. № 28-РЗ (в ред. от 10 июля 2013 г.), пункте «ш» ст. 84 Конституции Карачаево-Черкесской Республики от 5 марта 1996 г. В ряде случаев они весьма детальны и гораздо подробнее норм Конституции РФ о контрольных полномочиях Федерального Собрания. Вероятно, детализация связана с попыткой обеспечить дополнительные гарантии осуществления контрольных полномочий законодательных органов субъектов Федерации .
Региональными законами в ряде случаев регулируются различные виды парламентского контроля, наиболее часто — за исполнением законов. В части субъектов Федерации действуют законы, в которых урегулированы отдельные формы регионального парламентского контроля, в частности процедура депутатского запроса. Разумеется, нормы о парламентском контроле содержатся в законах, регламентирующих деятельность регионального парламента. Соответствующее регулирование можно встретить и в законах, регулирующих статус депутата регионального парламента.