Курсовая с практикой на тему Понятие и виды гарантии качества товаров и сроки годности в предпринимательской деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Особенности правого регулирования защиты прав потребителе в РФ 5
1.1. Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока годности товара (работы), а также гарантийного срока на товар (работу) 5
1.2 Обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара 8
2 Особенности качества товаров и сроки годности в предпринимательской деятельности 11
2.1 Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги) 11
2.2 Последствия продажи товаров с недостатками 17
2.3 Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара 19
Заключение 28
Список литературы 31
Введение:
Актуальность темы. В Российской Федерации в период становления рыночной экономики происходят существенные преобразования, затрагивающие разнообразные стороны жизнедеятельности общества. Общественные отношения охватывает интересы всего населения России и, поэтому, очень важным представляется наиболее существенные аспекты правового регулирования торговой деятельности, а также возмездного выполнения работ и оказания услуг. Социальные интересы членов общества в значительной степени связаны с процессами приобретения разнообразных товаров, и использования результатов работ и услуг.
Положение граждан в нашей стране в экономическом аспекте во многом обусловлено уровнем качества товаров, работ и услуг, предоставляемых в сфере потребительских отношений. После 1991 года в нашей стране возникла совершенно новая ситуация в области регулирования и удовлетворения спроса населения на различные виды товаров, работ и предоставляемых услуг. Указанные общественные отношения затрагивают все сто сорок шесть миллионов граждан России и, поэтому, очень важным представляется наиболее существенные аспекты правовой регламентации процессов, происходящих в рамках реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг населению нашей страны.
Интересы граждан государства во многом связаны с процессами потребления различных видов товаров, а также 8 использования разнообразных результатов значительного перечня работ. Кроме того, повседневная жизнедеятельность рядового члена общества объективно требует предоставления каждому человеку в Российской Федерации целого ряда услуг, необходимых для удовлетворения социальных запросов. В соответствии с основными положениями гражданского законодательства РФ, все физические лица являются потребителями товаров, а также работ и услуг, которые предоставляются разнообразными организациями и индивидуальными предпринимателями на возмездной основе.
Область, охватывающая правовое регулирование реализации прав потребителей, является весьма значительной и охватывает большой по объему перечень предоставляемых товаров, результатов работ и услуг.
Цель работы – рассмотреть гражданско-правовую охрану прав потребителей.
Поставленная цель может быть решена с помощью следующих задач:
рассмотреть злоупотребление правами потребителей;
изучить нормативно-правовое регулирование охраны прав потребителя;
исследовать государственную защиту прав потребителей;
изучить правоприменительную практику охраны прав потребителей.
Объектом работы являются правоотношения, возникающие в ходе реализации охраны прав потребителей.
Предмет работы – нормы права, регулирующие правоотношения, возникающие в ходе реализации охраны прав потребителей.
Методологическую основу составляет совокупность общих и специальных методов научного познания, включая анализ и синтез, индукцию и дедукцию, систематизацию и классификацию, формально-юридический метод, исторический анализ. В качестве основного метода в работе используется метод сравнительного анализа, который позволяет выявить общие и особенные черты, во-первых, в сфере действия специальных норм, регулирующих отношения с участием потребителя в целом, во-вторых, в подходах к коллизионному и процессуальному регулированию таких отношений.
Теоретическую основу исследования составляют труды российских специалистов.
Заключение:
В Российской Федерации с 1992 года действует закон «О защите прав потребителей». В этом законе регулируются отношения между потребителями товаров (работ, услуг) и предприятием изготовителем товаров и торговых предприятий с любыми формами собственности. Закон «О защите прав потребителей» кроме усиления прав граждан, повышает ответственность производителей товаров и продавцов, отвечающих за качество товара. Поэтому продавец и товаровед несут ответственность за качество товара, которое установлено ГОСТ и техническими регламентами в процессе производства, транспортирования и реализации товара. В настоящее время в торговлю поступает значительное количество фальсифицированных товаров. В обязанности товароведов входит установление фальсификации товаров на основе экспертизы товаров по ассортиментной, технологической, качественной, количественной и стоимостной фальсификаций.
Создание в регионах РФ условий для обеспечения защиты прав потребителей, повышения качества и безопасности товаров и услуг является приоритетной задачей. Особое внимание в стране уделяется вопросам обеспечения качества товаров, выявлению фальсификационной и контрафактной продукции. Практически во всех городах Российской Федерации имеются бюджетные учреждения «Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг», в которых проводится работа по выявлению на потребительских рынках городов некачественных и опасных для здоровья пищевых продуктов.
В Российской Федерации в современных условиях проводится активная политика по защите прав потребителей, обусловленная становлением рыночной экономики в стране, а также формированием цивилизованной системы взаимоотношений производителей, продавцов и потребителей. Именно в период становления системы потребитель наиболее уязвим и нуждается в защите государством своих прав в этой сфере общественных отношений. Названные права граждан законодательно закреплены в Законе Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», положения которого в основном соответствуют международно-правовым стандартам. Закон определил объем прав потребителей и установил правовые механизмы их реализации. При этом необходимо отметить, что на защите прав и интересов граждан стоят и другие отрасли российского законодательства (конституционное, гражданское, административное, уголовное).
На территории нашей страны в последние годы проводится последовательный мониторинг уровня реализации защиты прав потребителей в современных условиях экономической деятельности различных звеньев хозяйственной системы нашего государства. Исследования различных граней процессов реальной защиты интересов населения при приобретении товаров, оплате работ и услуг, позволяет сделать выводы, что возможности, которые заложены в законодательстве Российской Федерации, регулирующей общественный отношения в сфере защиты прав потребителей, не используются в должной степени.
Очень часто применение требований нормативно-правовых актов по вопросам реализации прав физических лиц при оплате товаров работ и услуг, тормозится как со стороны органов управления государством, так и со стороны объединений предпринимателей. В средствах массовой информации за последние годы часто приводятся различные рейтинги и оценки, призванные 35 привлечь внимание как широких слоев общественности, так и органов законодательной и исполнительной власти к вопросам реализации прав потребителей в жизнедеятельности нашего общества.
Оценки и рейтинги охватывают самые неожиданные аспекты деятельности государства и организаций, осуществляющих защиту прав населения в сфере торговли и предоставления платных услуг. Многоаспектность опубликованных оценок и подходов позволяет выявить наиболее острые проблемы, присущие современному состоянию реализации прав потребителей.
Информационная значимость указанных исследований имеет важное значение для организации продуктивной и последовательной деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления в такой важной области общественных отношений как защита прав населения от продажи некачественных товаров, выполнения работ и предоставления услуг, несоответствующих требованиям действующего законодательства.
Защита прав потребителей на территории Российской Федерации имеет различные аспекты и те социальноправовые подходы, осуществляемые в рамках государственных программ улучшения социальноэкономической обстановки в стране, дают позитивные результаты.
Повышение эффективности реализации правовых мер защиты прав населения в области приобретения товаров, работ и услуг надлежащего качества, положительно сказывается на социальном благополучии многонационального российского народа. Система мероприятий, осуществляемых в последнее время, и активизация деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в этой сфере позволяют достичь объективных результатов, свидетельствующих о постепенном улучшении положения в этой важной сфере.
Фрагмент текста работы:
1. Особенности правого регулирования защиты прав потребителе в РФ
1.1. Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока годности товара (работы), а также гарантийного срока на товар (работу)
Анализ законодательства о техническом регулировании и практики его выполнения показывает, что технический регламент может оказывать различного рода регулирующее воздействие на экономику и предпринимательскую деятельность. Так, положительный характер регулирующего воздействия регламента следует связывать с двумя основными составляющими. Во-первых, технический регламент, являясь по своей направленности публично-правовым регулятором, способен заставить предпринимателей действовать в определенном (требуемом государством) направлении посредством нормативного установления позитивных обязываний в отношении продукции (товара), процессов ее жизненного цикла и последующего контроля за их выполнением, которые адресованы изготовителям (исполнителям, продавцам). Во-вторых, использование позитивных обязываний технических регламентов диктуется необходимостью развития рыночных (предпринимательских) отношений, поскольку посредством указанного способа правового воздействия устанавливаются одинаковые для всех участников рынка (изготовителей, исполнителей, продавцов) обязанности в части обеспечения поступления на рынок доброкачественных товаров. В результате экономически более сильная группа предпринимателей лишается возможности злоупотреблять своими правами по отношению не только к потребителям товаров, но и к экономически более слабым участникам рынка (изготовителям, исполнителям, продавцам). При определенных обстоятельствах технический регламент может оказывать негативное регулирующее воздействие на деятельность предпринимателей. Например, устанавливать избыточные или несправедливые требования относительно продукции, а также процессов ее жизненного цикла. Одна из причин установления подобных требований может быть связана с возможностью использования технического регламента в качестве инструмента лоббирования интересов отдельных групп предпринимателей (чаще всего представителей крупного бизнеса). Здесь нужно учитывать, что в вопросе о соотношении крупных, средних и малых фирм в России упор часто делается на крупные фирмы, реализующие экономию на масштабе, в то время как средние и особенно мелкие предприятия рассматриваются скорее как «социальная нагрузка» на экономику промышленных гигантов14. Требования технических регламентов должны быть рассчитаны на массовый средний промышленный бизнес, исходя из того что средние предприятия не обременены жесткими корпоративными нормами и бюрократическими надстройками, способны избегать рисков ошибочного выбора приоритетов развития, характерных для политики «национальных чемпионов»15. Возможность лоббирования интересов отдельных групп хозяйствующих субъектов на сегодняшний день заложена в самом законодательстве РФ о техническом регулировании и стандартизации. Так, одним из инструментов, содействующих выполнению требований технических регламентов, являются национальные стандарты. Разработка положений национальных стандартов, в том числе содействующих выполнению требований технических регламентов, должна осуществляться на основе принципа консенсуса. Анализ законодательства, и прежде всего Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»16 (п. 17 ст. 24), показывает, что названный Закон не содержит достаточных положений, конкретизирующих механизм достижения консенсуса по проекту стандарта. Закон в необходимой степени не учитывает тот факт, что при обсуждении проектируемых положений стандарта могут происходить столкновения интересов различных заинтересованных в стандарте лиц17. Задача законодателя состоит в создании условий, позволяющих вырабатывать как можно более сбалансированные положения национальных стандартов, которые бы соответствовали основным подходам лиц, участвующих в разработке стандарта. В ряде случаев имеют место просчеты законодателя, выражающиеся в неточном или неправильном установлении исходной нормативной терминологии технического регламента. Такое несоответствие влияет на качество исполнения технического регламента и, как следствие, снижает его положительное регулирующее воздействие на экономику. В частности, представляется недостаточным понятие «минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям», содержащееся в п. 6 ст. 3 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»18. Возникает вопрос: что такое «минимальность» для данного регламента? Названный регламент не оперирует при формулировании конкретных требований численными техническими характеристиками, анализируя которые можно было бы оценить минимум или максимум.
С учетом сказанного выше можно заключить, что технические регламенты способны оказывать различного рода регулирующее воздействие на деятельность предпринимателей. Необходимо усиливать позитивные эффекты от исполнения технических регламентов предпринимателями и сводить к минимуму негативные последствия воздействия регламентов на экономику и предпринимательскую деятельность. Позитивные эффекты целесообразно закладывать на этапе подготовки технического регламента, с последующим мониторингом позитивных и негативных эффектов на стадии его выполнения.
1.2 Обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара
Способами обеспечения возможности использования товара по назначению в течение срока службы являются его ремонт и техническое обслуживание. Причем обеспечить указанные процедуры обязан ни кто иной, как изготовитель товара. Данная обязанность изготовителя товарной продукции предусмотрена законодательством в области защиты прав потребителей.
Если в течение всего периода действия гарантии на товар в нем был обнаружен недостаток, покупатель может потребовать от продавца или изготовителя проведения бесплатного ремонта и устранения выявленных дефектов.
В соответствии со ст. 20 ФЗ «О защите прав потребителей» (далее Закона), срок проведения гарантийного ремонта определяется таким образом: Если стороны не заключили письменного соглашения по этому поводу, ремонт должен быть осуществлен незамедлительно. Минимальным сроком при этом будет период, который объективно необходим для быстрого и качественного устранения имеющихся недостатков. Максимально возможная продолжительность составляет 45 дней. Этот срок одинаков для любого товара – как обычного, так и технически сложного.
При заключении письменного соглашения стороны могут закрепить в нем другую продолжительность проведения ремонта – меньше или больше, чем 45 дней. В последнем случае необходимость продления установленных сроков может быть вызвана отсутствием у производителя каких-либо деталей или комплектующих, необходимых для проведения ремонта. Однако весомой причиной для нарушения установленных сроков это не является – продлить их можно только при условии согласия на это покупателя. Во время ремонта потребителю должны предоставить в пользование другой товар с аналогичными функциями.
Хотя в Законе и не указано, в каких именно днях (календарных или рабочих) исчисляется данный период, определять его нужно все-таки по календарным дням. Это связано с положениями ст. 190 ГК РФ, в которой установленные сделками сроки определяются в виде календарных дат или конкретного периода времени. Единственный вариант, при котором срок в 45 дней может быть продлен, – это совпадение его окончания с выходным или праздничным днем. То есть, если товар должны были починить до 08.03.2016 г. включительно, вполне законным будет, если его вернут потребителю 09.03.2016 г. На весь период проведения ремонта потребитель может также потребовать предоставления во временное пользование другой вещи с аналогичными функциями и характеристиками. Выдвинуть это требование можно в течение трех дней после его начала, однако есть перечень товаров, на которые это право не распространяется.
Для подтверждения времени, в течение которого проводится ремонт, потребитель должен потребовать от продавца подтверждающий документ, например: договор о приеме товара; заказ-наряд; расписку и т.д. Вне зависимости от того, как этот документ будет называться, в нем должны быть: информация о начале проведения ремонта (с указанием конкретной даты); описание вещи, которая должна быть отремонтирована, а также перечисление ее конкретных недостатков и дефектов; фамилия, имя и отчество (как покупателя, так и человека, который будет проводить ремонт); подписи сторон; срок проведения ремонта. Если срок указан не был или потребителю вообще не предоставили никакого подтверждающего документа, то максимальный период будет составлять 45 дней. Однако без документального подтверждения будет сложно доказать, когда именно товар был принят на ремонт.
Несоблюдение сроков проведения гарантийного ремонта – довольно часто встречающееся нарушение. В этом случае потребитель, в соответствии со ст. 23 Закона, имеет право требовать от мастерской выплаты неустойки (пени). Она начисляется ежедневно с первого дня просрочки в размере 1% от стоимости товара. Взыскать сумму пени потребитель может как в добровольном, так и в судебном порядке. Кроме этого, в случае нарушения сроков покупатель может требовать реализацию одного из прав, предусмотренных ст. 18 Закона – вернуть, обменять вещь или уменьшить ее стоимость. При этом право требовать возврата денег потребитель получает после истечения 30 дней с начала ремонта, поскольку в течение этого времени он не имеет возможности его использовать.
Данное право распространяется на все виды товаров, в том числе и на технически сложные. Для возврата денег за товар или при его обмене покупатель составляет на имя продавца письменную претензию с указанием данных требований и оснований для них. Реализовать их продавец должен в течение 10 дней. В случае нарушения срока потребитель также имеет право обращаться в суд. В случае сдачи бракованного товара на гарантийный ремонт покупатель должен помнить, что для его проведения существуют установленные сроки. В случае их нарушения он имеет право взыскать с мастерской, которая проводит ремонт, неустойку, а также вернуть товар обратно продавцу и получить за него деньги.
2 Особенности качества товаров и сроки годности в предпринимательской деятельности
2.1 Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)
То, что потребитель, должен быть защищен законом, люди признали давно. Первый из известных нам примеров такого рода Законы Хаммурапи, царя, правившего Вавилонским царством в XVIII в. до нашей эры. Несколько статей этих Законов имели прямое отношение к интересам потребителей Вавилона. В одной из статей, к примеру, содержался запрет на обвес и обсчет покупателей и предусматривались наказания для нарушителей закона. Аналогичные нормы существовали и в римском праве, и в первых сводах законов Руси: «Русской Правде», «Псковской судной грамоте».
Там, где не было законов, отношения между покупателями и продавцами регулировались обычаями и традициями. Некоторые из этих традиций и обычаев отражены в пословицах и поговорках, например: «Видели очи, что покупали…». Этот принцип закреплен и в современном законодательстве. Согласно ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец не несет ответственность только за те недостатки товара, о которых он предупредил покупателя в момент покупки.
С развитием науки и техники, с появлением новых торговли для защиты потребителей потребовались специальные нормы. Сначала это были отдельные нормы, включавшиеся в более общие законодательные акты. Так в 1807 г. во Франции появился Торговый кодекс, введенный Наполеоном, в котором одна статья была посвящена вопросам защиты прав покупателя по договору купли-продажи. Затем нормы о защите прав потребителей стали включать в гражданские кодексы. И только в 60-е годы XX в. начали принимать специальные законы, посвященные исключительно правам потребителей.
Толчком для развития потребительского права послужило Специальное послание о защите интересов потребителей Президента США Джона Кеннеди Конгрессу США, с которым он выступил 15 марта 1962 г. В своем выступлении он сформулировал четыре основных права потребителей: право на безопасность, право на информацию, право на выбор, право быть услышанным. Со временем данные права были закреплены в законодательстве большинства стран.
Право потребителей на безопасность.
Это право означает, что товар, работа или услуга при обычных условиях их использования (т. е. по прямому назначению) не должны причинять вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя, а также окружающей среде. Государство гарантирует безопасность потребителей. Для этого создаются специальные правила и нормы контроля, призванные предотвратить появление на рынке опасных товаров. Помимо этого государство принимает законы, в которых установлена ответственность за нарушение требований безопасности.
Следующий шаг, обеспечивающий право на безопасность обязанность изготовителя (продавца) представить потребителю информацию, позволяющую ему использовать (хранить, утилизировать) товар без вреда для здоровья, имущества и окружающей среды.
Если, несмотря на все принятые меры, на рынок все-таки попадает опасная продукция, государство предусматривает специальные процедуры по немедленному изъятию таких товаров из продажи. А если они уже попали к потребителю, то изымаются и у потребителей. Это так называемые мероприятия по отзыву товара с рынка.
Отзыв товара с рынка система мероприятий, направленная на предотвращение причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя, а также окружающей среде. Конечно, это вовсе не означает, что опасный товар отберут у потребителя. Все зависит от характера опасности и от того, каким образом ее можно устранить. Очень часто достаточно провести небольшую регулировку или заменить какую-то деталь и проблема будет решена. В этом случае владельцев данного товара приглашают посетить сервисный центр изготовителя и устранить выявленный недостаток. Все расходы по посещению сервиса в таких случаях принимает на себя изготовитель.
Разумеется, нельзя требовать от производителя, чтобы произведенный им товар служил вечно и при этом оставался безопасным для потребителя. Поэтому обязанность изготовителя по обеспечению безопасности продукции ограничивается сроком ее службы или сроком годности. Для продуктов питания, лекарств, косметики и иной продукции, которая по истечении времени становится непригодной к использованию, устанавливается срок годности, на остальные товары срок службы, т. е. период, в течение которого товар будет выполнять свое потребительское предназначение.
Качество товара (работы, услуги) это совокупность свойств (характеристик), отличающих его от других аналогичных товаров. Именно эти свойства являются основой потребительского выбора. Кстати, безопасность тоже одна из характеристик качества товара.
Право на качество означает, что потребителю будет передан товар, обладающий теми характеристиками, которые оговорены в договоре. Любое отступление от параметров, закрепленных в договоре, должно рассматриваться как нарушение условия о качестве. И еще одно правило: если потребитель предупредил продавца о конкретных целях использования товара, то данный товар должен быть пригоден для этих целей.
Во многих случаях при покупке товара вопрос о его качественных характеристиках специально не оговаривается. В тех случаях, когда стороны не договаривались о конкретных свойствах товара, потребителю должен быть передан товар, соответствующий обязательным требованиям, установленным законодательством, а при отсутствии таких требований соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
Право потребителя на качество предполагает не только передачу потребителю товара (работы, услуги), обладающего определенными свойствами, но и гарантии поддержания товара в работоспособном состоянии. Изготовитель должен установить на свое изделие срок службы (годности). В течение этого срока товар (работа, услуга) должен быть пригоден для использования по назначению. Закон также возлагает на изготовителя обязанность обеспечивать возможность ремонта и технического обслуживания товара, производить и поставлять запасные части для ремонта в течение всего срока производства товара, а после снятия товара с производства в течение срока службы или в течение 10 лет, если такой срок не установлен.
В рамках отношений по защите прав потребителей следует говорить о двух видах качества, а именно, о надлежащем и ненадлежащем. Качество признается надлежащим, если все признаки и свойства того или иного товара отвечают требованиям закона, договора, если его можно употреблять в той сфере, для которой он, собственно, и был куплен или заказан. Такое качество призвано удовлетворить потребности гражданина. Речь идет о ненадлежащем качестве, когда в товаре, работе или услуге наличествует недостаток и вследствие этого они не способны отвечать требованиям закона, договора, а значит и требованиям гражданина, их приобретающего или заказывающего. Ненадлежащее качество можно рассматривать в двух значениях. В случае, если в товаре, работе или услуге присутствует отклонение от нормы, но при этом использование их не исключено, следует говорить о простом недостатке. Примером подобной ситуации служит масса случаев, например покупка платья, на котором отсутствует одна пуговица, не исключает возможности его надеть. Напротив, если недостаток препятствует использованию товаров в целях, для которых они были произведены, он признается существенным. Кроме того, такой порок едва ли возможно устранить вообще.
Например, приобретение телефона, на котором не функционирует дисплей. Порой, заметить недостаток можно только по истечении определенного промежутка времени, в связи с этим, закон предусматривает деление недостатков на явные и скрытые. Первые имеют место при первоначальном осмотре, вторые заметны лишь по истечении определенного времени и требуют специальных навыков. Таким образом, право потребителя на надлежащее качество товара, работы или услуги включает в себя право на товар, работу или услугу, которые соотносятся с требованиями закона, договора, с требованиями стандартного использования, а в установленных случаях, и с индивидуальными запросами потребителя. Потребитель наделяется дополнительными правомочиями при приобретении товара, работы или услуги, не отвечающим нормам качества. К числу дополнительных правомочий следует отнести возможность настаивать на замене товара, снижение цены, устранения недостатков бесплатно или с возмещением расходов на устранение, прекратить правоотношения с недобросовестным лицом и вернуть положение дел в исходное состояние.
Однако необходимо помнить о том, что в отношении технически сложной вещи, возможность замены или отказа от договор имеет место в случае, если выявлен именно существенный недостаток. Кроме того, право на отказ от договора действует при выполнении работы, оказании услуги только тогда, когда недостаток признан существенным и неустранимым единовременно. Товар, работу или услуга должны быть качественными не только в тот момент, когда мы их приобретаем.
Качество должно распространяться на определенный промежуток времени. В связи с этим законодатель обязал изготовителя, продавца, исполнителя устанавливать сроки, в течение которых качество товаров, работ и услуг гарантируется. К числу таких сроков относиться срок службы, срок годности и гарантийным срок. Срок службы распространяется на товары и работы, которые планируется эксплуатироваться продолжительное время. Исходя из этого, срок службы исключен в отношении товаров, обреченных на потребление (продукты питания). Такой срок, по общему правилу, истекает с момента попадания в руки потребителя. Устанавливается такой срок изготовитель или исполнитель в обязательном или добровольном порядке. Обязательный порядок распространяется на товары длительного пользования, которые по истечении определенного срока способны причинить вред. К числу таких товаров следует отнести, например, очки и линзы для коррекции зрения.
Таким образом, право потребителя на качество и безопасность является ключевым, потому что оказывает влияние на самые важные сферы – жизнь и здоровье, экологическую безопасность, безопасность имущества. Для эффективной реализации данного права следует увеличить роль государства в обеспечении контроля за качеством и безопасностью. Ныне свободная стандартизация и сертификация должна стать обязательной, потому что только стандарты содержат в себе требования к качеству. Стоит уделить внимание гарантированию качества и безопасности работ и услуг, для этого признать работы и услуги, наравне с товарами, объектами обязательной сертификации.
Соблюдение прав потребителей зависит, прежде всего, от поведения самих потребителей. Если они знают свои права, понимают, к каким уловкам могут прибегнуть продавцы, чтобы эти права нарушить, и не поддаются на эти уловки, то продавец (изготовитель, исполнитель) вынужден будет соблюдать права потребителей. Когда потребители в массовом порядке требуют от продавца соблюдения своих прав, продавцу становится невыгодно их нарушать