Курсовая с практикой на тему Понятие и сущность индивидуальных правовых актов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ 5
1.1. Сущность понятия нормативно-правового акта 5
1.2. Понятие и признаки индивидуальных правовых актов 10
1.3. Классификация индивидуальных правовых актов 15
2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19
2.1. Требования, предъявляемые к оформлению индивидуальных правовых актов 19
2.2. Актуальные проблемы юридической техники индивидуальных правовых актов 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Введение:
Актуальные потребности российской юридической науки и практики требуют более тщательного и глубокого исследования индивидуального правового регулирования в качестве самостоятельного вида правового регулирования. Регулирование социальных отношений подразумевает использование широкого спектра юридического инструментария, где значимую роль должны играть и индивидуальные правовые средства.
Актуальность данной темы обусловлена многими факторами. В первую очередь, это изменения, произошедшие в идеологической сфере в России за последние десятилетия. Роль личности неминуемо выдвигается на передний план, повышается правовая активность граждан. Вследствие этого индивидуальные субъекты права становятся сотворцами правового регулирования, его активными участниками. Данный процесс требует теоретико-правового осмысления, в том числе и с позиций индивидуального правового регулирования. Еще один фактор — это экономические преобразования, которые произошли в российском обществе. Они содействовали активному развитию процессов экономической автономии, росту самостоятельности субъектов экономической деятельности. Это повлекло возрастание роли такого вида индивидуального правового регулирования как договорное регулирование.
Помимо этого, значительно усложнилась социальная структура российского общества. Возникли совершенно новые отношения, более сложные и по структуре и по содержанию. Эти отношения требуют надлежащего правового регулирования, в том числе и в индивидуальном порядке.
Таким образом, на сегодняшний день изучение индивидуальных правовых актов является достаточно актуальным явлением.
Также на выбор данной темы повлиял тот факт, что в теории государства и права очень мало квалифицированных работ, в которых были бы исследованы правовые проблемы правоприменительных актов.
Объектом настоящего исследования являются правовые отношения, возникающие при подготовке и издании индивидуальных правовых актов, а также в процессе действия этих актов во времени.
Предметом изучения в рамках данной курсовой работы являются содержащиеся в федеральных законах, федеральных подзаконных нормативных правовых актах правовые нормы, регулирующие основания, порядок подготовки, издания (принятия) и действия индивидуальных правовых актов.
Целью работы является рассмотрение понятия и сущности индивидуальных правовых актов.
В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:
— исследовать понятие нормативно-правового акта;
— дать характеристику понятия и признаков индивидуального правового акта;
— рассмотреть классификацию индивидуальных правовых актов;
— обозначить основные требования, предъявляемые к оформлению индивидуальных правовых актов;
— проанализировать актуальные проблемы юридической техники индивидуальных правовых актов.
Структура работы обусловлена поставленными в ней задачами и включает в себя введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованной литературы.
Заключение:
Такое фундаментальное понятие, как «правовой акт», является во многом спорным. Одним из них является различие между индивидуальными и нормативными актами.
Различие между нормативными и индивидуальными актами не является четким, и это связано с другой проблемой — проблемой смешанных актов, или, как их еще называют, нетипичных актов. Это часто встречающиеся специальные законы, которые сочетают в себе предписывающие нормы и отдельные положения. Такие акты характерны, например, для муниципального законодательства. Простой пример — закон, устанавливающий статус государственного органа и одновременно назначающий его руководителя, сюда же можно отнести законы о бюджете, решения Конституционного суда, государственные нормы, акты планового характера.
Разграничение нормативных правовых актов и индивидуальных правовых актов не всегда просто, но если обобщить предыдущие работы, то можно сделать вывод, что чаще всего это разграничение проводится на основе следующих критериев:
1. Неопределенность адресата нормативного правового акта (распространяется на персонально неопределенную группу лиц) и персонифицируемость адресата индивидуального правового акта (предполагается в отношении конкретного физического или юридического лица или конкретной группы таковых);
2. Нормативные правовые акты сохраняют свое действие независимо от однократности исполнения, обладают способностью многократного осуществления, а индивидуальные акты являются правовыми актами однократного действия;
3. Нормативные правовые акты направлены на создание общих моделей поведения людей, организаций, органов власти, изменение или отказ от этих моделей, а индивидуальные правовые акты разрешают, обязывают или запрещают конкретные модели поведения определенных лиц применительно к фактическим обстоятельствам в конкретном правоотношении;
4. Индивидуальные правовые акты, как правило, формируются на основе и во исполнение норм и нормативных обобщений, воплощенных в нормативно-правовых актах, опосредующих их действие применительно к конкретному правоотношению.
Любая деятельность плодотворна и эффективна, когда осуществляется с полным пониманием дела. Правоприменение также всегда связано с уяснением смысла правовых требований. К рассматриваемым правовым актам применяются такие требования, как законность, то есть при решении конкретного случая правоприменительный орган должен основываться на определенной норме права (их совокупности) прямо относящейся к рассматриваемому делу, строго и неукоснительно следовать ее точному смыслу, а также действовать в строгих рамках своей компетенции, не присваивая себе полномочий, которые не зафиксированы в законе, во-вторых, обоснованность, то есть аргументированность, мотивированность, убедительность, вескость, доказанность, в-третьих, целесообразность и справедливость.
Исходя из всего вышеизложенного, стоит сказать, что правоприменительные акты в современном российском обществе играют немаловажную роль в условиях построения правового государства.
Фрагмент текста работы:
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
1.1. Сущность понятия нормативно-правового акта
Если исследовать историю и опыт определения понятия и признаков нормативно-правового акта в отечественной юридической науке, то, в первую очередь, необходимо отметить письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 3 июня 1993 г. № GB-G9/3G7, которое включает разъяснения относительно применения Положения о порядке государственной регистрации ведомственных нормативных актов, разработанные согласно п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 8 мая 1992 г. № 305.
В п. 3.1 данного акта было сказано, что направлены на государственную регистрацию должны быть лишь акты, включающие нормы права, т.е. правила поведения, рассчитываемые на неопределенный круг лиц и многократное использование, и что притом нормы могут являться постоянно действующими, т.е. устанавливаемыми без ограничения сроков; временными, т.е. включающими указание на действие в продолжение обозначаемого временными рамками периода или на действие до наступления соответствующего условия; принимаемыми в порядке эксперимента (если не указывается срок их действия).
Затем, Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении № 5 от 27 апреля 1993 г. «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов, противоречащими закону» в п. 2 указал на то, что под нормативно-правовым актом необходимо понимать издаваемый в определенном порядке акт управомоченного на то учреждения власти государства, органа местного самоуправления либо должностного лица, устанавливающий нормы права (правила поведения), являющиеся обязательными для неопределенного круга лиц, рассчитываемые на многократное применение, действующие вне зависимости от того, возникли либо прекратились конкретные правовые отношения, предусматриваемые актом.
29 ноября 2007 г. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем Постановлении от № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» в п. 9 сформулировал наиболее важные признаки, которые характеризуют нормативно-правовой акт.
Значимыми признаками, которые характеризуют нормативно-правовой акт, выступают: опубликование его в определенном порядке управомоченным учреждением власти государства, органом местного самоуправления либо должностным лицом, присутствие в нем норм права (правил поведения), являющихся обязательными для неопределенного круга лиц, рассчитанных на многократное применение, ориентированных на регламентирование социальных отношений или на прекращение либо изменения существующих правовых отношений.
Для характеристики сущности этого определения необходимо сослаться на Федеральный закон от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», устанавливающий организационные и правовые основы антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и проектов указанных актов.
Но какие именно нормативные правовые акты должны проходить экспертизу, в законодательстве не указывается.
Как мы видим, основанием недостаточной практической проработки выступает отсутствие законодательной характеристики понятия нормативного правового акта, хотя в настоящее время существует острая потребность в нем.
Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве России долгий период времени занимается формулировкой проекта Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации».
Институт многократно предлагал юридическому сообществу разные версии Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации», последняя была предложена в 2012 г. и считается инициативным проектом.
Важнейшие положения многократно обсуждались на Ученом совете Института и на публичных слушаниях и были отражены в различных статьях и монографиях работников Института. Важнейшие идеи концепции и собственно проект был многократно освещен на страницах «Журнала российского права». Интересным является тот факт, что основой проекта является следующее:
1. Проект объединяет все разновидности нормативно-правовых актов, в том числе и муниципальные.
2. Регулирует все стадии возникновения и действия данных актов в процессе правоприменения и правотворчества.
3. Сопоставляются международно-правовые акты и национальные правовые акты в условиях интеграционного процесса.
4. Определяются способы использования новых информационных технологий. Собственно данными идеями и отличается настоящий проект. Также формулируются определения правовых актов и нормативно-правовых актов, аргументируется их иерархическая система: федеральная и федеральных субъектов. Структурно проект Федерального закона содержит в себе преамбулу, 17 глав, 113 статей.
В первой главе проекта Федерального закона планировалось закрепить такое определение понятия «нормативно-правовой акт» — официальный письменный документ, принятый в определенной форме субъектом правотворчества и направленный на установление, изменение, введение в действие либо признание утратившими силу норм права в качестве общеобязательных правил временного или постоянного характера, адресуемых неопределенному кругу лиц и рассчитываемых на неоднократное применение.
26 декабря 2014 г. Минюстом России подготовлен законодательный проект о нормативно-правовых актах в России, располагающийся на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными учреждениями исполнительной власти проектов нормативно-правовых актов и итогов их публичного обсуждения.
Документ в первый раз на законодательном уровне в ст. 2. характеризует нормативно-правовой акт и правотворчество: нормативно-правовой акт — это официальный письменный документ, изданный (принятый) в установленной форме субъектом правотворчества в рамках его компетенции и ориентированный на установление, разъяснение, изменения, введение в действие, приостановление или прекращение действия норм права, включающих общеобязательные предписания временного или постоянного характера, распространяющиеся на неустановленный круг лиц и рассчитанные на неоднократное применение.
Необходимо сказать, что одним из специфических признаков проекта выступает то, что в нем определено всего 2 понятия: «нормативно-правовой акт» и «правотворчество».