Курсовая с практикой на тему Понятие и сущность государства.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. Политико-правовая
характеристика государства. 5
1.1 Понятие и признаки государства. 5
1.2 Социальное назначение государства. 7
1.3. Соотношение функций и сущности
государства. 11
Глава 2. Сущность государства:
основные подходы.. 19
2.1. Классовый подход к сущности
государства. 19
2.2. Обще-социальный подход к
сущности государства. 23
2.3. Теологический, расовый и
национальный подход к сущности государства 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 29
Введение:
С давних времен люди
начали задумываться о сущности, причинах и путях возникновения государства.
Существовало много теорий, что по-разному отвечали на эти вопросы. Содержание
разнообразных теорий во многом основаны на исторических и социальных условиях,
в которых жили и работали их авторы, отличаются идеологическими и философскими
позициями, которыми они руководствовались. Но следует отметить, что государство
‒ явление многогранное и ни одна из теорий не может полностью объяснить причины
его возникновения.
Если говорить о наиболее
общих причинах возникновения государства, то они вызваны потребностью общества
поддерживать свою целостность в формирующихся условиях его разделения на
неравные социальные слои, а также необходимостью осуществления эффективного социального
управления в условиях роста населения, когда прямые племенные связи заменяются социальными
отношениями опосредованными продуктами производства.
Актуальность
исследования. Вопросы о государстве, его природе и
роли в общественной жизни всегда вызывали множество вопросов с момента
возникновения политической науки. Не потерял остроту этот вопрос и в наше
время. Изучение общих исторических тенденций существования государств и государственных
образований, их возникновение и развитие необходимо сегодня, чтобы всесторонне
и глубоко понять сущность и особенности существующих ныне государств и правовых
систем, а также обобщить и выявить общие закономерности их развития в будущем.
Таким образом, акцентируя
внимание на изучение общих тенденций сущности государства, особенностей путей
его возникновения и развития в прошлом и настоящем, мы, тем самым создаём
предпосылки для понимания основных тенденций его развития в будущем.
Объектом
курсовой
работы является система научных знаний о сущности и природе феномена
государства.
Заключение:
Характеризуя государство,
подавляющее большинство философов и юристов сходятся на том, что оно является
необходимой формой организации развитого общества, без которой невозможно
выполнение задач, стоящих перед ним.
Взгляды на государство,
характеристику его сущности, основных характеристик и назначения среди представителей
того или иного научного направления весьма различны.
Несмотря на разнообразие
подходов к определению государства, в научной литературе традиционно сложился
взгляд на него как на общественное явление, структуру которого составляют
несколько второстепенных и несколько главных элементов: на первое место среди
них выдвигаются территория, население и публичная власть. Именно их характер по
классическим юридическим меркам отличает государство от государственных и других
существующих наравне с ними общественных образований. В известном на Западе
правовом словаре Фишера государство характеризуется как сообщество, в основе
которого лежат территория, народ и государственная власть[1]
Функции государства
непосредственно зависят от его сущности, то есть вытекают из взаимодействия государства
с обществом, которое характеризуется через непрерывность взаимодействия между
субъектами общественных отношений. Это означает, что в процессе тщательного
исследования и правильного определения сущности государства мы получим такую систему
функций, с помощью которых государство имеет возможность не только защитить
свою целостность и неприкосновенность, урегулировать общественные отношения в
различных сферах, но и обеспечить интересы всего общества и каждого индивида в
частности.
Некоторые современные
отечественные исследования истории государства и права зарубежных стран[2] отмечают, что классовое
начало доминирует в сущности государства эпохи кастово-сословного общества,
когда государство было выразителем интересов узких классовых группировок.
Правильное понимание
сущности государства является основой определения эффективности
государственно-правовых процессов, зависимости государства от общества. Ведь
эффективность деятельности государства, по мнению П. Сорокина, зависит от
уровня реальности самой государственной власти и целесообразности ее политики,
с одной стороны, и культурности и цивилизованности самого общества ‒ с другой[3].
Правильный ответ на
вопрос о сущности государства будет иметь большое значение для жизни народов,
которые непосредственно влияют на характеристику его сущности, ‒ убежден
российский исследователь теории государства и права А. Паршин[4].
Сущность государства
раскрывается по мере того, как разворачивается опосредованное им противоречие и
обнаруживает себя внешне как восходящее движение от государственности к
государству. Развиваясь, государство проходит стадию становления, а за [1] Хропанюк В. Н.
Теория государства и права. М: Омега-Л, 2019. С.61 [2] Общая теория
государства и права : акад. курс : в 2 т. / отв. ред. М. Н. Марченко. – М. :
Зерцало, 1998. – Т. 1 : Теория государства. – 1998. С.78 [3] Сорокин П. А.
Элементарный учебник общей теории права в связи с учением о государстве / П. А.
Сорокин ; С.-Петерб. гос. ун-т, фак. социологии. – СПб. : Изд-во С.-Петерб.
ун-та, 2009. С.99 [4]
Общая теория
государства и права : акад. курс : в 2 т. / отв. ред. М. Н. Марченко. – М. :
Зерцало, 1998. – Т. 1 : Теория государства. – 1998. С.82
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Политико-правовая
характеристика государства
1.1
Понятие и признаки государства
Государство является сложным
явлением. Попытки дать его определение, учеными, политическими деятелями,
мыслителями сводились главным образом к списку наиболее значимых признаков
государства. Считается, что термин «государство», под которым понималась
определенная политическая организация общества, вошел в научный оборот во
времена Н. Макиавелли (XVI в.).
Термин «государство»
обычно употребляют в двух значениях. В широком смысле слова государство – это
всеобъемлющая правовая, суверенная территориальная организация гражданского общества,
которая располагает публично-политической властью, специальным аппаратом
управления и принуждения, обеспечивает безопасность существования гражданского
общества как единого целого.
В узком смысле слова
государство – это механизм осуществления публично-политической власти в
обществе, механизм (аппарат) управления обществом.
Государство занимает
центральное положение среди других элементов политической системы (политических
партий, общественных организаций) и является главным и универсальным средством
осуществления политической власти[1].
Признаки государства:
1) Государственная
власть. Эта власть одновременно публичная и политическая: публичная – так как
управляет делами всего общества и выступает от его имени; политическая –
поскольку в лице государственного аппарата она отделена от общества и их
интересы не совпадают.
Государственная власть –
это способ руководства обществом, при котором характерна опора на специальный
аппарат принуждения.
2) Суверенитет. Свойство
государственной власти, указывает на ее место среди властей, что существуют в
обществе (родительская, церковная и т.п.). Суверенитет – это верховенство
государственной власти (отсутствие другой, более высокой, власти на территории
страны).
3) Территория.
Определенная границами часть земного шара, на которую распространяется
суверенитет определенного государства и в рамках которой жители становятся
гражданами. Территория государства является материальной основой ее
существования.
4) Народонаселение.
Государство – это организация власти, субъектом и объектом которой является
народ, который живет на территории государства. Принадлежность людей к
определенному государству определяется понятием гражданства – юридической связи
лица с определенным государством, порождающей их взаимные права и обязанности. [1] Марченко М. Н.
Теория государства и права в вопросах и ответах: учебное пособие / М. Н.
Марченко. – Москва: Проспект, 2017.
Содержание:
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА 5
1.1. Многообразие подходов к понятию
государства. 5
1.2. Функциональная сущность
государства. 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИЗНАКОВ ГОСУДАРСТВА.. 14
2.1. Территория как признак
государства. 14
2.2. Суверенитет как признак государства. 17
2.3. Публичная власть как признак государства. 24
2.4. Иные признаки государства. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 31
Введение:
ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования:
Дать понятие государства, которое бы отражало его признаки и свойства,
характерные для прошлого, настоящего и будущего, проблематично. Разнообразие
условий, в которых существуют государства на разных этапах развития, порождает
множество их специфических особенностей. Вместе с тем, государство обладает
определенным набором признаков, которые характерны для него на всех этапах
развития и в совокупности позволяют определить его как политическую организацию
общества, распространяющую свою власть на всю территорию страны и ее население,
располагающую специальным аппаратам управления, издающую обязательные для всех
веления и обладающую суверенитетом.
Участие России в общемировом
процессе вызывает необходимость поиска и изобретения справедливого
общественного устройства и установления эффективного баланса между государством
и индивидом, что является одной из главных проблем социальной политики
государства, поскольку в современном мире только эффективная реализация человеческого
потенциала может дать России шанс состояться как независимому, цивилизованному
государству. Вместе с тем анализ российских реалий показывает, что отечественные
политики фактически копировали «вчерашний день стран развитой демократии», от
чего последние с трудом никак не могут отказаться из-за того, что исторически
сложившаяся теория и практика государственного строительства пустила очень
глубокие институциональное корни, и сдерживает развитие общества.
Актуальность исследования
обусловлена наличием ряда факторов, которые возникают на пути демократических
преобразований российского общества, с учетом институционального и
географического фактора.
Очевидно, что выбор путей
обеспечения развития России должно осуществляться с учетом фактора модернизации
сущности государства, реалий, тенденций развития международного сообщества,
места и роли России в мире. Анализ научных исследований и публикаций дает
основания утверждать, что на сегодняшний день степень разработанности теории понятия
и сущности государства в отечественной и мировой науке государственного
управления традиционно считается одной из самых испытуемых.
Степень научной
разработанности: проблема основных понятий государства рассмотрена такими
учеными-правоведами как: Венгеров А. Б., Головистикова А. Н., Пиголкин А. С., Марченко М. Н., Радько
Т. Н., Бредихин А.Л., Васильев Ф.П.,
Кравченко Ю.О., Вильчинская Л.П., Глазунова С.Н., Гогин А.А., Гулягин А.Ю.,
Дембицкий А.А., Дмитриев Ю.А., Миронов В.О., Егорцев В.В., Ибрагимов Д.К., Иванов И.Р.Л., Иванова Ю.А., Кручинин В.Н., Машарифов С.М.,
Клычев Р.А., Чехлатова Е.А.,
Фетюков Ф.В., Шестаев Н.Т. и другими.
Объект исследования – система отношений связанных с
государственной деятельностью.
Предметом исследования являются особенности
понятия и сущности государства.
Целью работы является анализ основных понятий государства.
Достижение
поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) определить понятие государства в правовой
доктрине;
2) дать характеристику признаков государства;
3) рассмотреть
функциональную сущность государства. Методология
исследования: Автор использовал такие научные методы как анализ, синтез,
обобщение.
Структурно
работа включает введение, две главы, заключение, список использованной
литературы.
Заключение:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключении следует сделать следующие выводы:
1) Государство –
это система, которая имеет свою структуру и направлена на решение определенных
задач. С определенного этапа развития общества государство является необходимой
формой его организации, обязательным условием для его наличия и
функционирования. В современном понимании государство представляет собой властную систему, которая организует
общество в интересах человека. Для обеспечения своего эффективного
функционирования государство должно быть целостным как в организационном, так и
в территориальном плане. Государство является своеобразной оболочкой, которая
сохраняет целостность определенного общества. Сложность государства как социального явления предопределяет
наличие большого количества различных его определений. В современной литературе
государством признается форма организации политической власти в
обществе, которая обладает суверенитетом и управляет обществом на основе
права при помощи специального механизма. Государство – это публично-правовая
и суверенная организация власти, которая обеспечивает общие интересы населения
и является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Понятие «государство» употребляется в узком и широком смысле. В узком смысле под понятием «государство» подразумевается особая политическая организация,
совокупность государственных органов, аппарат публичной власти. В широком смысле под понятием «государство» подразумевается государственно-организованная
социальная общность, которая расположена на определенной территории. В данном
случае уместно использование понятия «страна».
2) От органов
власти первобытного общества государство
отличает следующие черты и признаки:
1) признак публичной власти.
Публичной (общественной) является любая власть, однако в данном случае имеется
в виду то, что государство как субъект и носитель власти функционально отделено
от своего объекта (общества), т.е. власть организована по принципу «субъект –
объект»; 2) в родовом обществе люди управлялись непосредственно, так как были
объединены кровным родством. В государственно-организованном обществе
непосредственно управляются социальные
процессы, которые происходят на государственной территории; 3) признак государственной казны. С её
наличием связаны такие явления как налоги, государственные займы и кредиты,
совокупность которых характеризует экономическую деятельность государства, а
также обеспечивает его нормальное функционирование.
3) Назначение категории «функция» состоит в описании деятельности, реализация которой
необходима системе для достижения её цели и задач.
Функции государства
представляют собой основные направления его деятельности, в которых отражается
его социальная сущность и назначение.
Для изменения
функций государства общество
может трансформировать его природу и сущности. Следовательно, сущность государства определяет его
функции так же, как она сама предопределяется природой породившего его
общества. Успешная реализация функций
позволяет государству достигать
поставленные перед ним цели и задачи.
Фрагмент текста работы:
В течение многих веков
человечество стремилось понять идею и суть государства, как оно возникло и в
чем его предназначение. Полемики ведутся в научных и академических кругах по
поводу того, как произошло и эволюционирует государство, какова его сущность,
формы, механизм и функции.
Как правило, что
государство выступает как результат общественного развития и прогресса. Оно
появляется на определенной фазе эволюционного развития человеческого общества и
в силу экономических, социальных, психологических и других причин, государство
выходит на сцену общества и становится локомотивом регулирования и управления
общественной жизнью. Общество, наделенное политическим институтом, как
государство получает новые, поныне неизвестные совершенные возможности для
своего благоприятного существования, например, качественное совершенствование
производительных сил, структуру социальных взаимоотношений, духовных устоев,
культуры, науки, межгосударственные отношения и т.д. [21, с. 6].
Феномен государства
исторически динамично развивающееся явление. С процессом развития общества
изменяется и государство, его цели и задачи, управляющие элементы и функции.
Вместе с качественными изменениями государства в целом закономерным образом
происходят перемены во взглядах на понятие государства, его роль в общественной
жизни. В разные исторические эпохи научная мысль человечества стремилась и
старалась дать свое определение государства, применяя в основном те объективные
факторы, которые имели место в данный период и отражали особенности того или
иного конкретного государства. Аристотель считал, что государство —
«самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающееся и ни
от кого другого не зависящее». Также он определяет государство как соединение
многих родов и деревень ради лучшей, совершенной жизни. У древних греков
государство воспринималось как средоточие всех умственных и нравственных интересов
граждан. Цицерон рассматривает государство как союз людей, объединенных общими
началами права и общей пользы [8, с. 7].
Многогранность и
сложность такого социального феномена как государства закономерным образом
порождает к многообразию его определения. Ибо государство представляет собой
динамически развивающееся, меняющееся сложное явление с незапамятных времён
предпринимались усилия, попытки найти и дать удовлетворительное определение
понятия «государства». Множество мыслителей разных эпох от античности до
современности истолковывали государство как политическую общность, объединение,
союз людей (Цицерон, Ф. Аквинский, Д. Локк, Г. Гроций, И. Кант) [20, с. 31].
В понимании И. Канта
государство как «общество людей, которое само распоряжается и управляет собой»
С точки зрения Л. Дюги «государство обозначает всякое человеческое общество, в
котором существует политическая дифференциация между правящими и управляемыми,
одним словом «политическая власть» [19, с. 60].
Н. Макиавелли понятие
государство представлял через призму общего благоденствия, которое должно
свершаться от выполнения реальных государственных задач и интересов.
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Государство как политический и социальный институт 6
1.1. Понятие и содержание государства и государственности 6
1.2. Возникновение государства в России 18
Глава 2. Анализ влияния глобальных процессов на реализацию ключевых социальных функций государства 35
2.1 Взаимодействие институтов «политическая система общества» и «государство» 35
2.2. Государственная власть как гарант социальных функций в условиях глобализации 40
Заключение 48
Список использованных источников 50
Введение:
Актуальность темы. Актуальность темы диссертационного исследования. Государство, как понятие, существует уже несколько тысячелетий, но до сих пор вызывает интерес у многих учёных. В своём постоянном развитии понятие «государство» претерпело множество изменений. Это связанно со многими факторами жизни, например, со сменой экономических формаций, захватом одних государств другими, «вырождением» и развалом и т.д. С изменением государств менялась и их сущность.
Первые протогосударства строились на относительном равенстве субъектов, проживающих на их территории, так как в них ещё существовали элементы, присущие первобытно-общинному строю. С развитием ремёсел и торговли всё сильнее давало знать о себе социальное неравенство, которое и легло в основу всех будущих форм государства. Так, в рабовладельческих государствах, таких, как Римская империя, была характерна огромная социальная «пропасть» между слоями населения. Зажиточное население пользовалось всеми благами, которое могло дать им государство, беднейшее же находилось в полном подчинении у богатых и практически не имело никаких прав.
В дальнейшие времена, когда рабовладельческие государства исчезли по разным причинам, на смену им пришли феодальные, в которых главной ценностью была земля и крестьяне, которые эту землю обрабатывали.
После наступила эра капитализма, которая продолжается и по нынешний день, хотя в некоторых странах и были совершены попытки перехода к социалистическому строю. Наблюдая за сменой данных формаций можно заметить, что, несмотря на значительные изменения в социальной и экономической сферах, само государство, как субъект, никуда не исчезло. Как и прежде, оно выступает регулятором различных общественных отношений. Отсюда возникает вопрос: что же делает государство государством? По нашему мнению, ответ на этот вопрос кроется в понятии «государственность».
Государственность, в том числе и российская, понятие крайне широкое и субъективное, потому установить его рамки весьма проблематично. История российской государственности весьма богата и вызывает интерес не только у учёных, но и у других людей, заинтересованных в развитии государства и общества. Изучив и поняв её, мы сможем проанализировать возможные пути развития российского государства, выделить главные особенности нашей государственности, отличные от государственности зарубежных стран.
Актуальность данной темы состоит в том, что Россия сейчас находится в переходной стадии на пути движения от авторитарного советского государства к демократическому правовому. Качественно меняется мир, ускоряется технический прогресс, а процесс глобализации всё набирает обороты. В таких условиях выявление особенностей российской государственности сможет существенно ускорить процесс формирования устойчивого и сильного государства, определить главные ценности нашего общества и поможет избежать непоправимых ошибок, приведших к краху предыдущих форм российского государства.
Степень разработанности темы. Проблема государственности в России неоднократно поднималась в исследованиях многих учёных. Её изучением занимались такие исследователи, как И.Л. Бачило в его работе «Факторы, влияющие на государственность», Н.А. Бердяевым в «Новом средневековье», Ю.А. Веденеевым в «Теории и практике переходных процессов в развитии российской государственности», Ю.С. Красновым в «Российской государственности: эволюция институтов власти и проблемы их модернизации» и многих других».
С одной стороны, существует множество научных исследований на данную тему, однако, с другой стороны, в ней остаётся ещё много открытых пространств и непознанных особенностей, изучение которых позволит взглянуть на проблему с иной точки зрения.
Объект настоящего исследования – выступают внутренние и внешние функции государства.
Предметом исследования являются процессы, протекающие в государстве.
Основной целью работы является влияние глобальных процессов на социальные функции государства.
При написании работы необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть сущность современного государства.
— проанализировать правовые основы осуществления функций государства.
— раскрыть важнейшие функции государства в условиях глобализации.
-рассмотреть государственную власть как гарант социальных функций в условиях глобализации.
Методы работы — сопоставление государственно-правовых явлений различных сообществ или в рамках только одного сообщества, выявление общих закономерностей и специфики их развития.
Теоретическая значимость курсового исследования. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что на основе проведенного комплексного исследования сформулированы и обоснованы новые теоретические положения, позволяющие в значительной степени расширить современное научное знание о государстве.
Практическая значимость курсового исследования. Выводы и рекомендации прикладного характера, представленные в работе, могут быть полезны в законотворческом процессе при разработке нормативных положений.
Структура работы состоит из содержания, введения, вопросов рассматриваемых в теме, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Функциями государства отражаются только основные направления деятельности государства, потому что не всё, что делает государство, является значимым для общества. Сущность функций демонстрирует нам, на что акцентирует внимание государство при осуществлении своей деятельности, каким образом действуют её органы.
Исследованные формы реализации функций государства не существуют отдельно друг от друга, а взаимообуславливают друг друга. Так, полагаем, что связь двух групп форм осуществления функций государства проявляется в следующем:
— неправовые формы осуществления функций государства следуют до правовых форм (так, принятию закона предшествует сбор информации, анализ ситуации, обсуждение концепции и т.п.);
— неправовые формы могу закрепляться в текстах нормативных правовых актов, т.е. находить реализацию путем правовых форм осуществления функций государства (например, закон о бюджете принимается на основании финансового плана);
— правовые формы осуществления функций государства в большинстве случаев не могут быть реализованы без различных организационных мероприятий (кадровая работа, осуществление проверок и т.п.).
Таким образом, при реализации государственных функций правовые и неправовые формы сочетаются между собой, взаимодействуют, взаимообеспечивают и дополняют друг друга.
Все вышеуказанное требует и корректировки форм осуществления функций государства, в частности, можно предположить, что глобализация затронет в первую очередь правовые системы государства, поскольку их общение реализуется в наибольшей мере на правовом уровне, в правовых формах и правовыми средствами.
Внутригосударственное регулирование общественных отношений в преобладающей степени зависит от согласованности норм национального права, принципов и норм международного права.
Совершенно очевидно, что процессы глобализации приобретают всеохватывающий и необратимый характер. В том числе в связи с тем, что на первый план выходят проблемы, являющиеся значимыми для всех стран и они не могут быть решены в одиночку.
В частности, в процессе глобализации претерпевают соответствующие изменения правовые и неправовые формы осуществления функций государства, корректируется правотворческая, управленческая, судебная (правоохранительная), контрольно-надзорная и иные виды государственной деятельности.
Учитывая вышеизложенное, можно прийти к однозначному выводу, что в процессе глобализации роль государства будет только усиливаться. Приумножая свою значимость в качестве гаранта соблюдения законности, обеспечения политической и экономической стабильности, социальной защищенности и соблюдения прав человека государство неизбежно столкнется с необходимостью преобразования, модернизации и модификации части своих функций, чтобы максимально обезопасить себя от возможных негативных последствий глобализационных процессов для национальной экономики.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Государство как политический и социальный институт
1.1. Понятие и содержание государства и государственности
Тема российской государственности как никогда актуальна в сегодняшний период развития нашей страны. За более чем тысячелетнюю историю российского государства наша страна развивалась и менялась огромное количество раз. Начиная с древнейших времён и до наших дней менялись государственный строй, политический режим, развивалось ремесло и торговля, огромное внимание уделялось религии и военному делу. Для того, чтобы понять сущность данного явления, необходимо рассмотреть наиболее важные факторы, от которых зависит формирование государства, а так же выяснить, являются ли понятия «государство» и «государственность» тождественными.
В литературе нередко эти понятия употребляются как тождественные, но правильно ли это? В.В. Лазарев пишет: «государство – это особая организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом принуждения, выражающая волю и интересы господствующего класса или всего народа» . Однако, чёткое определение «государственности» в законе и юридической литературе отсутствует. Действительно, при попытке дать ответ на вопрос, что же такое государственность возникают некоторые проблемы. Как обобщить этот феномен отдельно от государства? Какое из этих понятий появилось раньше? Какое из них шире? Включает ли одно другое в себя или их нужно рассматривать отдельно?
В настоящее время многие учёные заинтересованы данным феноменом. Профессор А.Б. Венгеров был одним из первых российских учёных, который решил сформулировать данное понятие в отношении нашего государства. Государственность трактовалась им не только как совокупность политических, экономических, социальных и культурологических процессов, присущих данному государству, но и как исторический процесс, охватывающий значительный промежуток времени, в течение которого осуществляется жизнедеятельность общества.
И.Л. Бачило, анализируя факторы, влияющие на развитие российской государственности, характеризует последнюю как: «форму выражения организованной властной воли людей к созданию и обеспечению современных форм общежития и совместной деятельности в рамках определенных границ территории, состава населения, соблюдения суверенности своего и других народов…» .
Тенденцию широкого понимания государственности, которое не сводится исключительно к государству, можно проследить и по работам Ю.А. Веденеева, занимающегося в последние годы исследованием российской государственности.
Ученый не пытается дать дефиницию государственности. Однако, анализируя процессы создания новой российской государственности, он четко различает систему государственной власти, собственно государственную организацию и социально-экономическую, политическую, духовную целостность системы, процессы и состояния, обусловленные переходом не просто к новой организации государственной власти, а к новому строю всех видов общественных отношений. Выделяя фазы (стадии) формирования российской государственности, Ю.А. Веденеев рассматривает не только «чисто» политические процессы, но и процессы, сопровождающие их. Среди них экономические, научные, военные, культурные и тд.
Также можно сказать, что государственность является качественной характеристикой общества на определённом этапе его развития. Государственность есть сущность, качество государства, то, что делает государство государством. Государство же – проявление, форма государственности. Таким образом, можно сделать вывод, что понятие «государственность» является более объёмным, чем «государство» и даже включает его в себя. Исходя из связи этих двух понятий, представляется целесообразным рассматривать их совместно.
Начнём с государства. Что же оно из себя представляет? Ответить на данный вопрос крайне непросто, так как существует масса довольно субъективных точек зрения по нему. Согласно им, государство может представлять из себя регулятор общественных отношений между различными социальными классами. Первые государства, основывающиеся на невольничьем труде, во всю эксплуатировали население для дальнейшего процветания и благополучия социальных элит, коими оно и управлялось. Существует точка зрения, которая представляет государство как высшую форму организации жизни людей, а есть и наоборот, как меньшее зло, в противоположность бесконтрольной анархии.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВО – КАК ОСНОВА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА 7
1.1 Понятие, структура и сущность политической системы общества 7
1.2 Понятие и признаки государства 11
1.3 Государство – основа политической организации общества 13
ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ И РОЛЬ ГОСУДАРСТВА 18
2.1 Основные функции государства 18
2.2 Взаимодействие институтов «политическая система общества» и «государство» 21
2.3 Цели и задачи государства в построении политической организации общества 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
БИБЛИОГРАФИЯ 34
Введение:
Актуальность темы исследования. Государство, как понятие, существует уже несколько тысячелетий, но до сих пор вызывает интерес у многих учёных. В своём постоянном развитии понятие «государство» претерпело множество изменений. Это связанно со многими факторами жизни, например, со сменой экономических формаций, захватом одних государств другими, «вырождением» и развалом и т.д. С изменением государств менялась и их сущность.
Первые протогосударства строились на относительном равенстве субъектов, проживающих на их территории, так как в них ещё существовали элементы, присущие первобытно-общинному строю. С развитием ремёсел и торговли всё сильнее давало знать о себе социальное неравенство, которое и легло в основу всех будущих форм государства. Так, в рабовладельческих государствах, таких, как Римская империя, была характерна огромная социальная «пропасть» между слоями населения. Зажиточное население пользовалось всеми благами, которое могло дать им государство, беднейшее же находилось в полном подчинении у богатых и практически не имело никаких прав.
В дальнейшие времена, когда рабовладельческие государства исчезли по разным причинам, на смену им пришли феодальные, в которых главной ценностью была земля и крестьяне, которые эту землю обрабатывали.
После наступила эра капитализма, которая продолжается и по нынешний день, хотя в некоторых странах и были совершены попытки перехода к социалистическому строю. Наблюдая за сменой данных формаций можно заметить, что, несмотря на значительные изменения в социальной и экономической сферах, само государство, как субъект, никуда не исчезло. Как и прежде, оно выступает регулятором различных общественных отношений. Отсюда возникает вопрос: что же делает государство государством? По нашему мнению, ответ на этот вопрос кроется в понятии «государственность».
Государственность, в том числе и российская, понятие крайне широкое и субъективное, потому установить его рамки весьма проблематично. История российской государственности весьма богата и вызывает интерес не только у учёных, но и у других людей, заинтересованных в развитии государства и общества. Изучив и поняв её, мы сможем проанализировать возможные пути развития российского государства, выделить главные особенности нашей государственности, отличные от государственности зарубежных стран.
Актуальность данной темы состоит в том, что Россия сейчас находится в переходной стадии на пути движения от авторитарного советского государства к демократическому правовому. Качественно меняется мир, ускоряется технический прогресс, а процесс глобализации всё набирает обороты. В таких условиях выявление особенностей российской государственности сможет существенно ускорить процесс формирования устойчивого и сильного государства, определить главные ценности нашего общества и поможет избежать непоправимых ошибок, приведших к краху предыдущих форм российского государства.
Степень разработанности темы. Проблема государственности в России неоднократно поднималась в исследованиях многих учёных. Её изучением занимались такие исследователи, как И.Л. Бачило в его работе «Факторы, влияющие на государственность», Н.А. Бердяевым в «Новом средневековье», Ю.А. Веденеевым в «Теории и практике переходных процессов в развитии российской государственности», Ю.С. Красновым в «Российской государственности: эволюция институтов власти и проблемы их модернизации» и многих других».
С одной стороны, существует множество научных исследований на данную тему, однако, с другой стороны, в ней остаётся ещё много открытых пространств и непознанных особенностей, изучение которых позволит взглянуть на проблему с иной точки зрения.
Объектом исследования является российская государственность, планомерно развивающаяся на протяжении всей истории существования российского государства.
Предметом исследования является процесс формирования и развития российской государственности под влиянием различных факторов, в особенности правовых, социальных и политических.
Цели и задачи исследования. Целью исследования является выявление и раскрытие особенностей формирования и развития российской государственности.
Для достижения цели исследования автор ставит перед собой нижеперечисленные задачи:
1) изучить понятия «государство» и «государственность»;
2) проанализировать процесс развития российской государственности в разные исторические периоды;
3) определить правовые и социально-политические основы российской государственности;
4) оценить состояние современной российской государственности;
5) проанализировать проблемы и перспективы развития современной российской государственности.
Методологическая основа исследования. В процессе исследования применялись общенаучные, частные и специальные методы, в частности: метод анализа и синтеза, сравнительно-правовой, системный, исторический, формально-юридический.
Теоретическая база исследования. Теоретическую базу исследования составили труды таких учёных, как: С.С. Алексеев, И.Л. Бачило, Н.А. Берядев, Т.В. Кашанина, А.А. Кашанин, Т.П. Коржихина, В.В. Костиков, М.Н. Марченко, В.Н. Синюков, А.С. Сенин, А.А. Тимофеева, Ю.А. Тихомиров, Н.И. Цимбаев, Г.В. Швеков, Р.Г. Яновский и др.
Нормативно-правовая база исследования. В качестве нормативно-правовой базы для данного исследования использовались: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации», «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «Об Общественной палате Российской Федерации» и др.
Эмпирическая основа исследования. Эмпирической основой для данной работы послужили монографии, статьи и иные труды авторов, занимающихся разработкой данной темы, материалы научно-практических конференций, периодической печати, интернет-ресурсы.
Структура работы. Единству целей и задач исследования подчинена и структура работы, последовательность изложения материала, состоящего из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников.
Заключение:
На основании проведённого в настоящей работе исследования можно сделать следующие основные выводы:
Вопрос формирования и развития российской государственности является дискуссионным и достаточно открытым. При нынешней политической обстановке осмысление феномена государственности представляется крайне необходимым для благополучного существования нашей страны. Изучив и поняв её, мы смогли проанализировать возможные пути развития российского государства, выделить главные особенности нашей государственности, отличные от государственности зарубежных стран.
У разных учёных свои мнения относительно определения сущности государственности. Кто-то в первую очередь исходит из сущности и деятельности самого государства, кто-то рассматривает и иные, негосударственные причины её возникновения. В любом случае, бесспорен тот факт, что понятия «государство» и «государственность» весьма динамичны и изменчивы, при этом неразрывно связанны друг с другом.
Государственность обладает национально-духовной, культурной природой, что делает её уникальной. Традиции и обычаи, передающиеся из поколения в поколение в обществе, лежат в глубокой основе любого государственного и общественного института. Внутренняя политика любого государства и нашего в частности учитывает национальные и культурные особенности разных народов, проживающих на его территории. Создание и рассмотрение государственности без учётов этих факторов может привести к неправильному курсу государственной политики и неверному пониманию государственности.
Государственность – явление конкретно-историческое, так как отражает состояние общества на конкретном этапе развития. Если в средневековье роль религиозных организаций, пользующихся безграничным доверием народа и знати, была решающей и во многом определяла политику правителей, то в современной России дела обстоят иначе. Меняются ценности, отношения различных классов. Эту историческую динамику непременно следует учитывать при изучении данного феномена.
Российская государственность менялась и развивалась больше тысячи лет и за это время претерпела множество преобразований. Но вместе с этим в ней выявились несколько особенностей, переходящих из одного исторического периода в другой. Главным образом – это ориентация на сильный политический центр и становление потребностей государства несколько выше потребностей общества. Особенно чётко это видно в период самодержавия и абсолютизма.
Автором выдвинута теория возникновения государственности в России, основной идеей которой является то, что государство и право в целом возникают одновременно, и общественная организация приобретает признаки государства только в тот момент, когда создаётся особый аппарат, специальная задача которого — обеспечивать соблюдение правовых норм на постоянной основе. При этом наличие органа, наделённого подобными функциями, преобразует сложившиеся нормы поведения в право, в его традиционном понимании.
Современная Россия ставит перед собой цель создания правового государства, основой которого будет равенство перед законом всех субъектов, а высшей ценностью – права и свободы человека. Следование основным принципам демократии, таким, как народный суверенитет, политический плюрализм, разделение властей, свободные выборы и т.д. обязательный признак любого государства, считающего себя правовым. В данный момент мы медленно, но движемся вперёд к поставленной цели, но для её достижения нам ещё предстоит преодолеть множество препятствий. Учитывая, что Российская Федерация, как суверенное государство, существует меньше 30 лет, нам необходимо не только преобразовать наше законодательство, но и скорректировать социальные и политические основы государственности. Проблема в том, что силой одного государства этого не сделать. Это скорее естественный, природный процесс, зависящий от менталитета населения, его культурных исторических особенностей. Мы лишь можем немного изменить влияющие на него факторы. Удастся ли это – покажет время.
Не обойти стороной проблему создания новой идеологии в современной России. С одной стороны отсутствие идеологии обеспечивает плюрализм в обществе, идейное многообразие, полезное для развития всех социальных и политических институтов во всех сферах государственной и общественной жизни. С другой – это может привести к конфликту в социуме, различию взглядов на государственную политику и, если запустить этот процесс слишком надолго, дестабилизации государственной власти и новым государственным переворотам.
Определена суть решения проблемы новой государственности — в обозримом будущем власть должна выстраивать авторитарное социальное государство, опирающееся на принцип социальной защиты граждан и, более широко, на принцип новой социальной справедливости, на основе которой либеральные реформы станут более жизнеспособными.
Крайне важным представляется решение проблемы уровня политической и правовой безграмотности населения. Сейчас многие граждане нашей страны чувствуют себя крайне некомфортно при погружении в правовую сферу. Виной этому отсутствие элементарных знаний о праве и основах государственного устройства. Решением данной проблемы может послужить введение специальных занятий в школьную программу, на которых школьникам будут объясняться элементарные понятия о государстве и праве. Также, может помочь упрощённое изложение основных законов государства, разработанное специально для широкого круга населения, а не только для юристов. Такой «юридический букварь» не сможет решить все проблемы, но сможет поднять минимальный уровень правовой грамотности и культуры населения, что, в свою очередь, положительно отразится на состоянии государства и государственности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВО – КАК ОСНОВА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
1.1 Понятие, структура и сущность политической системы общества
Гражданское общество как категория политики было впервые введено в науку Аристотелем. Затем римский философ и оратор Марк Туллий Цицерон отмечал, что государству необходимо юридическое уравнивание фактически не равных по своему социальному статусу людей, поскольку только равенство граждан перед законом делает их полноправными гражданами. Иначе право не будет существовать как социальный феномен.
Мыслители Древней Греции и Древнего Рима впервые ввели базовые представления о первичных основах гражданского общества. Они говорили и писали о юридическом равенстве граждан, о свободе гражданина, о необходимости института частной собственности, о приоритете права и единстве интересов государства и отдельного гражданина. Уже в античности ставился вопрос о взаимосвязи и взаимоотношениях гражданского общества и государства и правомерности вмешательства государства в жизнь социума .
Главным вопросом в средние века была проблема взаимоотношений церковных и светских властей. Феодальный уклад общества позиционировался как выражение Божественной воли. Политико-правовые концепции в эпоху средневековья соотносились с философско-религиозными представлениями напрямую и сами являлись лишь частью этих представлений.
В дальнейшем идеи гражданского общества бурно развивались в процессе становления городов-государств Италии, наследников античных полисов. Известный итальянский политик и философ эпохи Возрождения Никколо Макиавелли считал гражданское общество совокупностью противоречащих друг другу классовых, сословных и партийных интересов. Макиавелли исследовал влияние качества гражданского общества на формы государственного устройства. Он считал, что существование гражданского общества напрямую зависит от наличия сильного государства.
Впоследствии многие мыслители анализировали идеи естественных прав индивида как гражданина. Г. Гроций, Марсилий Падуанский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо рассматривали гражданское общество как гаранта соблюдения прав и свобод человека, изучали отношения гражданского общества и государства как такового. Государство рассматривалось то как подчиняющее себе частные интересы граждан, то как защищающее эти интересы.
Большое значение в формировании и развитии гражданского общества в Англии имело принятие законодательного акта Хабеас корпус в 1679 году. Данный акт утверждал необходимость обязательного юридического обоснования ареста каждого гражданина и законодательно защищал его юридические права. Принятие Хабеас корпус утвердило личные свободы граждан и неприкосновенность личности каждого отдельно взятого гражданина. Буржуазные революции способствовали вытеснению сословной иерархии – ее заменили классы, чья организация зиждилась на политических принципах. Постепенно формировалась структура республиканско-демократических институтов, появилась система разделения властей. В различных странах вводились конституции, которые провозглашали основные права человека и гражданина. Общественные отношения отныне базировались на взаимопризнании индивидов как юридических лиц, обладающих равными правами.
Эти постулаты составили основу для большого количества политико-правовых концепций. Так, английским мыслителем Дж. Локком была выдвинута теория «первоначального общественного договора». Данный договор должен был представлять собой соглашение-законодательство, благодаря которому так называемые естественные индивиды (люди, которые уже вышли из первоначального, природного состояния и организуют государство), во-первых, сами себя сдерживают в собственных взаимных посягательствах, во-вторых, – предотвращают вероятные властные посягательства вновь возникающего государства. Таким образом, Локк понимал гражданское общество как область политических связей между людьми, вышедшими из природного состояния и объединившимися в государство. Французский философ Ж.-Ж. Руссо предложил оригинальную концепцию общественного договора, формирующего политический организм общества. По мнению Руссо, общественный договор помогает человеку перейти из естественного состояния в состояние гражданина. В состоянии гражданина человек обладает тремя главными качествами, формирующими личность. Это право собственности, гражданская свобода (которую может ограничить только общая воля) и моральная свобода, которая не дает человеку быть рабом.