Курсовая с практикой на тему Понятие и структура морально-психологического климата коллектива
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы исследования
морально-психологического климата 6
1.1 Понятие и сущность психологического климата в трудовом
коллективе. 6
1.2 Факторы, влияющие на психологический климат. 16
Глава
2. Эмпирическое исследование морально-психологического климата в коллективе
медицинских работников. 22
2.1
Диагностическая программа исследования. 22
2.2.
Анализ результатов исследования психологического климата в коллективе
медицинских работников. 23
2.3
Рекомендации по оптимизации психологического климата в коллективе. 27
Заключение. 32
Список
используемой литературы.. 35
Введение:
Актуальность
темы. В условиях современной действительности интерес к изучению морально-психологического
климата коллектива постоянно растет. Важность этой проблемы обуславливается,
прежде всего, увеличенными требованиями к уровню психологического включения
индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической
жизнедеятельности людей. Формирование благоприятного морально-психологического
климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост
производительности труда и качество выпускаемой продукции и услуг.
Морально-психологический
климат влияет на эффективность деятельности группы, поскольку совместная
деятельность коллектива предопределяет и общность ее психологических
характеристик. Благоприятный морально-психологический климат способствует
формированию чувства удовлетворенности членов коллектива. Поскольку
коллективные усилия приводят к более качественному решению проблем и росту
согласованности в реализации решений, создание благоприятного морально-психологического
климата становится насущной потребностью в рыночных условиях хозяйствования.
Умение жить и
работать в условиях организационной среды, желание конструктивно сотрудничать,
избегать сложных ситуаций межличностного взаимодействия непосредственно связано
с индивидуально-психологическими особенностями и соответствующей
организационной структурой учреждения.
Отсюда важной
теоретической и практической значимости приобретает исследование проблем морально-психологического
климата.
Удовлетворенность
персонала взаимоотношениями в коллективе является одной из наиболее
существенных характеристик благоприятного психологического климата.
Межличностные отношения в коллективе формируются на основе сотрудничества или
конкуренции.
В последнее
время большинство отечественных и зарубежных исследователей сошлись на мнении,
что наиболее производительными считаются те коллективы, которые построены на
принципе взаимопомощи. И это свидетельствует о том, что для формирования
эффективной деятельности коллектива необходим благоприятный психологический
климат. Исследованию проблемы формирования морально-психологического климата в
коллективе занималось много зарубежных и отечественных ученых, среди которых
можно выделить: Р. Бенедикта, Л. Буеву, Г. Виноградова, В. Водник, Дж. Далларда, Л. Карамушку, Г. Ложкина, М.
Мансурова, М. Мидаа, Н. Миллера, Б. Парыгина, Л. Сасину, Р. Сирса, Т. Френча.
В. Шепеля и др.
Вышесказанное
предполагает необходимость обобщения и систематизации знаний в области психологии,
прежде всего в оптимизации групповых отношений и морально-психологического
климата. Это и определило необходимость написания данной работы.
Объект
исследования –морально-психологический климат коллектива.
Предмет
исследования — Понятие и структура
морально-психологического климата коллектива.
Целью данной
работы является изучение особенностей морально-психологического климата.
Задачами
работы стали:
1.Изучить
понятие и сущность психологического климата;
2.
Рассмотреть структуру и факторы, влияющие на морально-психологический климат;
3.
Провести эмпирическое исследования психологического климата в
Заключение:
В ходе
теоретического и практического анализа особенностей морально-психологического
климата в коллективе организации были сделаны следующие выводы: в современном
мире, когда увеличивается роль психологии во всех аспектах жизнедеятельности
человека, его отношения с окружающими является важным предметом исследования
многих наук. От самого рождения и до смерти человек находится в окружении
других людей, и от того, насколько хорошо она научится взаимодействовать с
ними, зависит успешность достижения его поставленных целей. Значительную часть
жизни человек посвящает учебной и профессиональной деятельности, в ходе которой
ему приходится взаимодействовать и общаться с коллективом таких же, как и он
сам – коллег, единомышленников, сотрудников. Общий фон общения с ними может
быть благоприятным или негативным в зависимости от модальности самого
коммуникативного процесса, и характеризуется через понятие морально-психологического
климата в коллективе.
По
определению известных ученых (л. С. Дорошенко, Л. П. Мельник, Л. Э.
Орбан-Лембрик), морально-психологический климат-качественный аспект
межличностных отношений, проявляющийся в совокупности внутренних
(психологических) условий, способствующих или препятствующих продуктивной
совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.
Формирование и поддержание оптимального морально-психологического климата в
коллективе является достаточно важной задачей для качественного его
функционирования и удовлетворенности работников своей деятельностью и
отношениями с коллегами. От морально-психологического климата зависит
эффективность работы и результативность предприятия.
Благоприятный
морально-психологический климат является условием повышения производительности
труда, удовлетворенности работников трудом и коллективом. Его
несформированность, наоборот, приводит к конфликтам и агрессивному поведению
членов коллектива, к снижению качества выполнения сотрудниками поставленных
задач, к росту недовольства сотрудников относительно деятельности руководства и
снижение общей удовлетворенности профессиональной деятельностью и кругом
обязанностей в конкретной организации. При определении сущности термина
установлено, что морально-психологический климат – это относительно устойчивый
и типичный для данной группы общий эмоциональный настрой, который формируется в
процессе совместной трудовой деятельности коллектива через общение между
людьми. К объективным показателям психологического климата коллектива относятся
производственные, указывающие, насколько климат способствует выполнению главных
задач коллектива.
К
субъективным показателям относятся удовлетворенность трудом и различными
факторами производственного окружения, стабильность коллектива,
удовлетворенность отношениями с руководством и коллегами по работе, уровень и
частота конфликтов. Установлено, что оптимальными характеристиками
психологического климата являются: наличие положительной перспективы для группы
и каждого ее индивида; взаимодоверие в группе; деловая критика; свободное
выражение собственного мнения; отсутствие давления руководителей на
подчиненных; достаточная информированность работников о целях и задачах
организации; удовлетворенность трудом и принадлежностью к группе; принятие на
себя ответственности за состояние дел в группе и тому подобное. Негативными
признаками психологического климата является дезинтеграция группы, нечетко определены
права и обязанности лиц организации, отсутствие четко отлаженной системы
коммуникаций, наличие проблем адаптации к условиям организации и др.
Также
было указано влияние внешних и внутренних факторов на психологический климат
коллектива организации, к которым относятся: внешние – морально-психологический
климат общества (макроклимат); условия жизнедеятельности (территориально
расположения, специфика
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Теоретические основы исследования морально-психологического климата
1.1
Понятие и сущность психологического климата в трудовом коллективе Одним из
показателей успешной деятельности организации уровень сформированности
психологического климата. Психологический климат любого учреждения порождается
меж личностным взаимодействием, которая опосредует не только межличностные
воздействия, но и влияние окружающей физической среды: вещей, предметов,
явлений и тому подобное [2].
"Психологическая
форма климата, — пишет Г. X. Шакуров, — раскрывается в эмоциональных, волевых и
интеллектуальных состояниях и свойствах группы (так, можно говорить об
атмосфере оптимизма, целеустремленности, творческого поиска и интеллектуальной
активности человека)". По его мнению, если в интеллекте, эмоциях, воле
фиксировать социальный смысл, то здесь будет оказываться морально-психологический
аспект, который проявляется в единстве, согласии, удовлетворении, дружбе,
сплоченности [3].
Психологический
климат, по определению, всегда измеряется на индивидуальном уровне. Психологический
климат в литературе, был определен как описание отдельных организационных
методов и процедур, которые относятся к организации на индивидуальные действия,
удовлетворенности и мотивации. Кроме того, психологический климат осмысляется и
изучается на индивидуальном уровне. В теории и исследованиях психологического
климата произошел сдвиг в сторону конкретизации конкретных измерений климата.
В недавнем
мета-аналитическом исследовании психологический климат был определен как
"молярная конструкция, включающая психологически значимые представления
индивида о ближайших организационных структурах, процессах и событиях". С
годами были разработаны различные рамки для психологических климатических
измерений.
Психологический
климат определяется как восприятие работниками своей рабочей среды и
значительных исследований в организационной психологии. Показателями
психологического климата являются, как правило, для оценки условий труда, как
они интерпретируется сотрудников. Исследования, связанные с психологическим
климатом связанные с работой результаты, такие как удовлетворенность работой, и
производительность труда. Кроме того, исследования пытались определить,
существует ли модель психологического климата. То есть, отдельные климатические
переменные представляют собой степень оценки, в которой организационные
мероприятия конкретизируются до желаемых целей и отражают базовое высшее
понятие.
Общие
факторы формирования психологического климата: характер производственных
отношений того общества, составной частью которого является группа; организация
и условия трудовой деятельности; стиль руководства; морально-психологические,
тендерные и демографические особенности группы; численность группы и тому
подобное. Выделяют следующие основные факторы формирования психологического
климата: — факторы макросреды (морально-психологические тенденции
научно-технического прогресса; морально-психологические особенности территориального
района, в котором функционирует организация); — факторы микросреды (особенности
материально-экономических, технологических и управленческих условий труда в
коллективе и степень удовлетворения людей этими факторами; особенности
формальной структуры в коллективе и ее соотношение с неформальной; стиль
руководства руководителя коллектива; уровень психологической культуры
руководителя и сотрудников и др). Следовательно, основными факторами, которые
влияют на состояние психологического климата в коллективе являются: условия
труда и быта, удовлетворенность ими; степень удовлетворения характером
межличностных отношений с сотрудниками; стиль руководства, личность
руководителя, а также то, доволен ли он сотрудниками [2].