Курсовая с практикой на тему Понятие и основные черты муниципального правотворчества.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1.Теоретико–правовые основы правотворчества в системе местного самоуправления 5
1.1. Понятие правотворчества и его принципы 5
1.2. Субъекты правотворчества, и право на правотворческую инициативу, установленную уставом муниципального образования 9
Глава 2.Система муниципальных правовых актов 15
2.1. Виды и иерархия муниципальных правовых актов 15
2.2. Правотворческие инициативы граждан в формах непосредственной и представительной демократии 21
Глава 3.Правотворчество органов и должностных лиц муниципального образования 27
3.1. Правотворчество представительного органа муниципального образования 27
3.2. Правотворчество главы муниципального образования 31
Заключение 37
Список использованной литературы 40
Введение:
Введение
Актуальность темы курсовой работы определена тем, что одним из первых, а это подтверждает значимость, в ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» регламентировано полномочие органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения путем издания муниципальных правовых актов.
Тем не менее, тема муниципального правотворчества, по нашему мнению, затрагивается достаточно редко, что способствует формированию мнения о том, что осуществление муниципальными образованиями нормотворчество элементарно и не требует особенных методологических начал.
Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что муниципальное правотворчество является частью российской правовой системы и согласно требованиям Основного закона страны все принимаемые нормативные правовые акты должны отвечать требованиям законности.
Муниципальное правотворчество является значимым инструментом для осуществления местного самоуправления населением непосредственно и для реализации управленческих решений, принимаемых органами местного самоуправления. В связи с изложенным важность рассматриваемых в настоящей работе вопросов не вызывает сомнений. Сложность муниципального правотворчества состоит и в том, что оно затрагивает почти все отрасли правового регулирования. Осуществляется процесс муниципального правотворчества в соответствии с принципами законности, гласности, демократии, принципа достойного уровня обеспечения правотворчества, эффективности.
Эффективное правового регулирование муниципального правотворчества имеет цель создания такой правовой базы на местном уровне, которая бы отвечала интересам граждан и общества в целом. И хотя в настоящее время мы видим, что количество принимаемых правовых актов на местном уровне неуклонно растет, качество этих актов подвергается обоснованной критике.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся при осуществлении муниципального правотворчества.
Предмет — нормы российского законодательства, регламентирующие осуществление муниципального правотворчества соответствующими субъектами правотворческой деятельности.
В связи со всем вышесказанным цель данной работы – это определение особенностей муниципального правотворчества в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— определить понятие и принципы правотворчества;
— охарактеризовать субъекты правотворчества и право на правотворческую инициативу, установленную уставом муниципального образования;
— рассмотреть виды и определить иерархию правовых актов в муниципальном образовании;
— охарактеризовать правотворческие инициативы граждан в формах непосредственной и представительной демократии;
— определить особенности правотворчества представительного органа муниципального образования;
— охарактеризовать правотворчество главы муниципального образования.
Теоретической основой исследования послужили работы отечественных авторов, а именно: Л.А. Быкова, А.Р. Дреева, Д. Г. Жаромских, А.Ю. Куренкова, И.В. Упоров, В.А. Чуйко, П.А. Энохов, А.А. Юсупов и др.
Методы исследования: системно-функциональный, формально-юридический, анализ нормативных правовых актов, обобщение.
Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Текст работы:
В результате проведенного исследования в рамках данной курсовой работы мы определили, что под муниципальным правотворчеством следует понимать деятельность населения муниципального образования и органов местного самоуправления направленную на создание нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения по вопросам, отнесенным законодательством к компетенции местных сообществ.
Муниципальное правотворчество происходит на основании таких принципов, как:
— законность и конституционность. Данный принцип предполагает строгое соблюдение Конституции РФ, законов и подзаконных актов;
— гуманизм. Он направлен на улучшение духовного и материального положения граждан Российской Федерации, а самое главное на защиту прав и свобод человека;
— публичность, предусматривающая открытость нормотворческого процесса для граждан, а так же доступность информации.
В работе мы определили, что субъекты муниципального правотворчества – это совокупность организационно оформленных групп людей, соединенных соответствующими связями и управленческими отношениями. Можно утверждать, что на данный момент имеет место многосубъектность муниципального правотворчества.
Под муниципально-правовыми актами понимаются решения, принятые по вопросам местного значения непосредственно населением муниципального образования, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования к полномочиям органов местного самоуправления.
Муниципальные акты можно разделить на следующие виды:
— устав муниципального образования (является основным актом, определяющим статус муниципального образования);
— регламент представительного органа местного самоуправления (процессуально-правовой акт, регулирующий порядок работы представительного органа местного самоуправления);
— положение — акт тематического содержания, определяющий статус организации;
— распоряжение;
— постановление;
— приказ и инструкция.
Основным направлением совершенствования муниципального правотворчества является повышение эффективности принимаемых правовых актов, в связи с чем, считаем необходимым перед принятием акта обязательно проводить подробный анализ необходимости его принятия, осуществлять оценку возможных последствий. При подготовке проектов целесообразно привлекать к участию представителей заинтересованных государственных органов, организаций и специалистов, работающих в соответствующей сфере, для оказания помощь в создании и развитии правовой базы в той или иной сфере муниципального строительства. Целесообразно разработать единые методические указания по подготовке и оформлению муниципальных правовых актов.
В рамках курсовой работы мы подробно остановились на анализе правотворческой инициативы граждан в формах непосредственной и представительной демократии, и пришли к выводу, что институт правотворческой инициативы представляет собой значимый инструмент, обеспечивающий налаживание прямых и непосредственных связей между органами местного самоуправления и населением муниципальных образований. Опыт практической реализации свидетельствует о том, что в ряде муниципальных образований данный институт продолжает носить во многом формальный характер. Это приводит к выводу о необходимости объединения усилий как на федеральном уровне в части установления необходимого объема правовых гарантий, так и на местном — в части создания процессуальных механизмов его реализации.
Рассмотрев в работе вопросы правотворчества представительного органа муниципального образования, мы пришли к выводу, что представительные органы могут принимать не только «решения, устанавливающие правила», но и решения индивидуального и организационного характера (например, распоряжение свободными остатками средств местного бюджета).
В работе мы подробно остановились на вопросе правотворчества главы муниципального образования, и пришли к выводу о том, что важной составляющей частью технологии создания нормативного правового акта являются вопросы его структурирования, соблюдения содержательных правил юридической техники. Здесь следует отметить важность таких как: правовые предписания должны находится в рамках полномочий главы муниципального образования. Используемые формулировки должны быть точными, чтобы избежать многозначного толкования правовых предписаний. Следует добиваться исключения избыточности нормативного правового регулирования и там, где возможно избегать дублирования федерального и регионального законодательства.
Если в правовом акте главы муниципального образования используются специальные термины и понятия, не имеющие легального определения в муниципальных правовых актах более высокой юридической силы, необходимо раскрыть их содержание в разрабатываемом акта главы муниципального образования в том, значении, в котором они применяются. Все акты главы муниципального образования должны быть унифицированными, единообразными по форме, способам изложения правовых предписаний и методов правового регулирования.
Заключение:
Введение
Актуальность темы курсовой работы определена тем, что одним из первых, а это подтверждает значимость, в ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» регламентировано полномочие органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения путем издания муниципальных правовых актов.
Тем не менее, тема муниципального правотворчества, по нашему мнению, затрагивается достаточно редко, что способствует формированию мнения о том, что осуществление муниципальными образованиями нормотворчество элементарно и не требует особенных методологических начал.
Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что муниципальное правотворчество является частью российской правовой системы и согласно требованиям Основного закона страны все принимаемые нормативные правовые акты должны отвечать требованиям законности.
Муниципальное правотворчество является значимым инструментом для осуществления местного самоуправления населением непосредственно и для реализации управленческих решений, принимаемых органами местного самоуправления. В связи с изложенным важность рассматриваемых в настоящей работе вопросов не вызывает сомнений. Сложность муниципального правотворчества состоит и в том, что оно затрагивает почти все отрасли правового регулирования. Осуществляется процесс муниципального правотворчества в соответствии с принципами законности, гласности, демократии, принципа достойного уровня обеспечения правотворчества, эффективности.
Эффективное правового регулирование муниципального правотворчества имеет цель создания такой правовой базы на местном уровне, которая бы отвечала интересам граждан и общества в целом. И хотя в настоящее время мы видим, что количество принимаемых правовых актов на местном уровне неуклонно растет, качество этих актов подвергается обоснованной критике.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся при осуществлении муниципального правотворчества.
Предмет — нормы российского законодательства, регламентирующие осуществление муниципального правотворчества соответствующими субъектами правотворческой деятельности.
В связи со всем вышесказанным цель данной работы – это определение особенностей муниципального правотворчества в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— определить понятие и принципы правотворчества;
— охарактеризовать субъекты правотворчества и право на правотворческую инициативу, установленную уставом муниципального образования;
— рассмотреть виды и определить иерархию правовых актов в муниципальном образовании;
— охарактеризовать правотворческие инициативы граждан в формах непосредственной и представительной демократии;
— определить особенности правотворчества представительного органа муниципального образования;
— охарактеризовать правотворчество главы муниципального образования.
Теоретической основой исследования послужили работы отечественных авторов, а именно: Л.А. Быкова, А.Р. Дреева, Д. Г. Жаромских, А.Ю. Куренкова, И.В. Упоров, В.А. Чуйко, П.А. Энохов, А.А. Юсупов и др.
Методы исследования: системно-функциональный, формально-юридический, анализ нормативных правовых актов, обобщение.
Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Список литературы:
Глава 1.Теоретико–правовые основы правотворчества в системе местного самоуправления
1.1. Понятие правотворчества и его принципы
В связи с развитием в нашей стране института местного самоуправления все большую значимость приобретают вопросы функционирования органов местного самоуправления, в том числе и осуществления ими правотворческой деятельности. В связи с тем, что в Российской Федерации существует три уровня публичной власти, в настоящее время правотворческой деятельностью занимаются не только органы государственной власти, но и органы местного самоуправления в пределах своих компетенций.
Одной из основ конституционного строя в современном Российском государстве является местное самоуправление.
Как отмечал О.Е. Кутафин, «местное самоуправление как одна из основ конституционного строя представляет собой основополагающий принцип организации и осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с другими конституционными принципами определяет системудемократического управления в нашей стране» .
Гарантия реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований – это основная цель, ради которой создаются субъекты муниципального правотворчества .
Право органов местного самоуправления на осуществление правотворческой деятельности юридически закрепляется в Федеральном законе № 131-ФЗ .
«Муниципальное правотворчество – это правотворческая деятельность, осуществляемая населением непосредственно или при его широком участии органами местного самоуправления, суть которой состоит в выявлении и систематическом регулятивном обеспечении правовых потребностей местного сообщества в их непротиворечивом единстве с правовыми потребностями государства в целом» – считает А.А. Джагарян .
В результате правотворческой деятельности создаются общеобязательные правила поведения – нормы, реализованные в правовых актах, которые принимаются органами местного самоуправления или населением на основе федерального законодательства и законов субъектов Российской Федерации (РФ).
Нормативные акты органов местного самоуправления – это юридические акты муниципального правотворчества. Они действуют на территории соответствующего муниципального образования.
С целью организации доступа населения к правовым актам был создан федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов РФ. Согласно статье 43.1 ФЗ № 131, «правовые акты, принятые местным самоуправлением подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта РФ, организация и ведение которого осуществляются уполномоченными органами субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ» .
Так, например, в Тамбовской области уполномоченным органом является орган, определяемый администрацией Тамбовской области . Надежность, гласность и актуальность сведений – это основные правила ведения данных регистров.
По мнению многих ученых, создание единой системы правовых актов и обеспечением доступа населения к правовым актам – это основные принципы построения правового государства .
Муниципальное правотворчество происходит на основании таких принципов, как:
— законность и конституционность. Данный принцип предполагает строгое соблюдение Конституции РФ, законов и подзаконных актов;
— гуманизм. Он направлен на улучшение духовного и материального положения граждан Российской Федерации, а самое главное на защиту прав и свобод человека;
— публичность, предусматривающая открытость нормотворческого процесса для граждан, а так же доступность информации .
Реализация данных принципов во многом зависит от уровня муниципального образования.
Так же необходимо отметить основные особенности, характерные для правотворчества в системе местного самоуправления:
— органы, должностные лица местного самоуправления и население – являются основными субъектами муниципального правотворчества;
— территория муниципального образования – особая пространственная область;
— это активная, творческая деятельность негосударственных органов;
— юридические нормы, реализованные главным образом в муниципальных нормативно-правовых актах – это основной итог правотворчества;
— это одно из самых значимых средств по управлению общественными отношениями, посредством нормотворчества организуется стратегия его формирования, принимаются значительные правила поведения в муниципальном образовании;
— уровень и культура правотворчества органов местного самоуправления, а соответственно и качество принимаемых ими нормативных актов – это показатель цивилизованности и демократии общества .
Таким образом, сущность правотворчества на муниципальном уровне заключается в процессе возведения государственной, народной воли в закон, которая затем оформляется и закрепляется различного рода в нормативных правовых документах.
Можно сделать вывод о том, что одним из важных и проблемных направлений деятельности органов местного самоуправления является правотворческая деятельность.
Существуют разнообразные споры, обсуждения в обществе и в работе органов местного самоуправления, а также во взаимодействии общества и органов власти в области нормотворческой деятельности.
На плодотворность реализации правотворческой деятельности органов местного самоуправления влияют не только факторы, касающиеся ее устройства и обеспечения, но и те, которые зависят от компетенции, культуры и традиций, как самого органа муниципального образования, так и государства в целом.
Таким образом, с учетом сказанного в данном параграфе, под муниципальным правотворчеством следует понимать деятельность населения муниципального образования и органов местного самоуправления направленную на создание нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения по вопросам, отнесенным законодательством к компетенции местных сообществ.