Курсовая с практикой на тему Понимание текстов со скрытым смыслом дошкольниками логопедической группы.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения темы.. 6
1.1.Изучение речи
детей старшего дошкольного возраста. 6
1.2. Психолого-педагогические особенности старших
дошкольников с общим недоразвитием речи. 13
Глава 2. Анализ навыка понимания текстов со
скрытым смыслом дошкольниками логопедической группы.. 17
2.1. Работа над пониманием текстов со скрытым смыслом
дошкольниками логопедической группы.. 17
2.2.Анализ результатов исследования смыслового восприятия
текста у дошкольников с ОНР. 29
Заключение. 36
Список использованной литературы.. 38
Введение:
Актуальность
исследования. На сегодняшний день навык
понимания скрытого смысла текста дошкольников занимает множество исследований
психологов и педагогов. В них отмечается, что постоянное совершенствование
речевых навыков и овладение детьми литературным языком считается одним из
важных и необходимых компонентов образованности и интеллигентности в будущем.
Такое положение приводит к необходимости формирования связности речи, развитию
умений содержательно и логично строить высказывание, что является важной
задачей речевого воспитания дошкольников.
Важным
моментом является то, что навык понимания скрытого смысла текста детей
дошкольного возраста достаточно актуальна. Общая тенденция на усложнение
структуры речевых отклонений в развитии у детей нацеливает педагогов дошкольной
организации на овладение более широким арсеналом диагностических и коррекционных
технологий.
Общее
недоразвитие речи – это форма речевой
патологии, в которой происходит нарушение формирования каждого компонента
речевой системы (словарный запас, грамматический строй, звукопроизношение) при
нормальном слухе и относительно сохранном интеллекте.
Федеральные государственные стандарты указывают на необходимость решения
проблемы речевого развития детей с ОНР. Согласно ФГОС ДО речевое развитие
включает в себя: владение речью как средством общения и культуры; обогащение
активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и
интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной
культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров
детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности
как предпосылки обучения грамоте.
Проблемой
развития речи, причиной и формой ее нарушения, а также способами коррекции
занимались, и занимаются многие известные ученые, например, Жукова Н.С.,
Мастюкова Е.М., Ефименкова Л.Н., Ястребова А.В., Чиркина Г.В., Флерина Т.Б. и
мн. др. Вопросы формирования связной речи изучались Тихеевой Е.И., Бородич
А.М., Сохиным Ф.А., Выготским Л.С., Леонтьевым А.А. и др. Проблема развития
навыка понимания скрытого смысла текста детьми с ОНР нашла свое отражение в
работах Глухова В.П., Филичевой Т.Б., Ефименковой Л.Н., Ткаченко Т.А., Жуковой
Н.С. и др.
Практика
работы современных дошкольных организаций позволяет выявить некоторые противоречия, среди которых следующие:
1. Независимо
от того, что в теории существует множество исследования по проблеме развития
связной речи, на практике в ДОУ они не используются в полной мере.
2. Наличие
большого количества детей с общим недоразвитием речи не обуславливает
использование современных направлений по развитию у них навыка понимания
текста.
В связи с
этим возникает проблема исследования
возможности использования различных средств при развитии у дошкольников с ОНР навыка
понимания текста.
Объект —
речемыслительная деятельность детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи.
Предмет — понимание скрытого смысла текста детьми старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Целью исследования изучить
особенности навыка понимания скрытого
смысла текста детьми с ОНР.
Поставленная
цель предполагает решение следующих задач исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую
литературу по проблеме развития навыка понимания скрытого смысла текста детьми
с ОНР.
2. Описать
психолого-педагогические особенности навыка понимания скрытого смысла текста
детьми старшего дошкольного возраста.
3. Проанализировать результаты исследования.
Теоретико-методологическая база исследования.
— Учение о зонах актуального и ближайшего развития Выготского
Л.С.;
— Учение Левиной Р.Е. о системном строении речи;
— Современные научные достижения в области психолингвистики
(Жинкин Н.И., Гвоздев Н.А., Ахутина Т.В., Глухов В.П. и т.д.)
— Основные традиционные подходы формирования связного речевого
высказывания у детей дошкольного возраста (Филичева Т.Б., Жукова Н.С. и др.)
— Основные положения методики наглядного моделирования (Моисеева
Л.В., Лебедева С.А. и др.)
Методы исследования:
— анализ литературы по теме
исследования, изучение психолого-педагогической документации детей с ОНР,
анализ и синтез, обобщение теоретической информации.
— эмпирические методы: В
процессе изучения уровня сформированности навыков развития навыка понимания
скрытого смысла текста детьми в
экспериментальной группе была использована методика В. Глухова [2].
Методики исследования: методика экспериментальной работы была
построена как совокупность взаимосвязанных заданий по методике В. Глухова.
Структура курсовой работы определяется
ее целью и задачами и состоит из глоссария, введения, двух глав, заключения,
списка литературы.
Заключение:
Современные психологические и психолингвистические
исследования говорят о том, что предпосылками развития речи выступают два
процесса, среди которых неречевая предметная деятельность самого ребенка,
которая заключается в расширении связей с окружающим миром посредством
чувственного его восприятия. Вторым процессом является речевая деятельность
взрослых и их общение с ребенком, которое выступает как важная функция
обогащения словаря. Отметим, что изначально общение взрослого и ребенка
происходит в одностороннем порядке и носит эмоциональный характер, вызывая
желание ребенка вступить в контакт и выразить свои потребности. После общение
взрослых переходит на приобщение ребенка к знаковой системе языка при помощи
звуковой символики. При этом ребенок подключается к речевой деятельности
сознательно, приобщаясь к общению посредством языка.
На
сегодняшний день, теория и практика дошкольной коррекционной педагогики и
психологии широко изучает проблему создания психолого-педагогических условий
для развития навыка понимания скрытого смысла текста детьми. Такой интерес к
проблеме связной речи объясняется тем, что практические разработки дошкольных
организаций сталкиваются с трудностями, которые можно определить как
недостаточная изученность условий и сложность онтогенеза языковой способности
детей дошкольного возраста.
Помимо
того, было определено, что связная речь является наиболее сложной формой
речевой деятельности, которая характеризуется последовательностью
систематического развернутого изложения мысли. А развитие связной речи
выступает как важное условие успешности обучения детей в школе.
Поэтому
владение хорошо развитой связной речью позволяет детям далее успешно осваивать
школьную программу, последовательно и полно излагать свои сужения, приводя
аргументы и соблюдая логичность высказывания.
Развитие речи является
целенаправленной педагогической работой, которая предполагает использование
множества специальных педагогических методов и собственных речевых упражнений
ребенка.
Отметим, что при работе с
дошкольниками необходимо использовать все средства речевого развития, в
частности, общение взрослого с ребенком, культурную языковую среду, обучение
родной речи и языку на занятиях и в процессе игровой деятельности
Проведенное исследование
показало, что наиболее сложным для дошкольников с ОНР явилось понимание
скрытого смысла и моделирование рассказа, несмотря на достаточное понимание его
содержания, воспринимаемого на слух.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения темы 1.1.Изучение речи детей старшего дошкольного возраста В период дошкольного
детства происходит формирование двух видов речи – диалогической и
монологической. Одним из типов монологической речи выступает описательная речь.
Описательная речь характеризуется отличительными особенностями построения,
которые представляются завершенностью, тематическим единством, подчинением
высказываний единой мысли, которая строится на базе определенной логической
схемы, связностью ее отдельных частей и предложений, а также наличием
оценочного суждения и вывода об описываемом объекте [18, с. 72].
Тем самым, можно сказать,
что описание представляет собой такой организованный текст, который имеет
сложное синтаксическое целое, характеризует функционально-смысловой тип речи,
основывается на определенной структуре и состоит из раскрытия в конкретной
последовательности признаков того или иного описываемого объекта окружающей
действительности. Отметим, что главной целью описания считается наличие
последовательности и раскрытие признаков объекта.
Смольникова Н.Г. отмечает,
что эффективность обучения описательной речи предполагает учет и реализацию
коммуникативной направленности речи. А ситуативный характер речевых задач,
которые ставят перед детьми в процессе обучения, способствует раскрытию перед
ними цели создания текста и высказывания [15, с. 65].
Важным моментом является
то, что описание содержит в себе перечисление одновременных признаков объекта в
широком смысле. Поскольку только перечисление признаков не будет выступать
описанием, а являться способом, который применяется в описании. Описание как
речь представляет собой сочетание предметного значения объектов мысли и речи в
широком понимании со способами его выражения.
Струнина Е.И. говорит о
том, что описание, выступая особым видом связной монологической речи, несет в
себе определенную коммуникативную задачу высказывания, которая заключается в
создании словесного образа того или иного предмета и явления. Некоторые
исследователи говорят о том, что описание является функционально-смысловым
типом речи, выступая как ее типизированная разновидность, и модель монологического
сообщения при наличии определенной языковой структуры [17, с. 88].
Анализ педагогической
литературы дает возможность выявить общие требования к структуре и содержанию
описания. А многие исследователи говорят, что описание выступает как один из
самых трудных видов монологической речи, поскольку оно зависит от развития
умения наблюдать и выделять основные признаки предмета или явления, проводить
сравнения, синтезировать свои наблюдения в логическое связное высказывание.
Бородич А.М. предлагает
понимать под описанием изложение характерных признаков отдельного предмета,
имеющее при этом деловой характер и элементы образности [2, с. 55].
Важным моментом является
так же то, что в описании отсутствует сюжет и действующие лица, поскольку суть
описания заключается в развернутом указании на признаки предмета или явления.
Специфическими чертами описания выступает наличие большого количества
прилагательных, эпитетов, сравнений и метафор. А сама композиция такого текста
представляет собой или последовательные наблюдения, или ряд наблюдаемых
предметов, или цель [8, с. 296].
Характерной особенностью
описания является то, что те признаки и части, которые выделяет рассказчик в
объекте, направленные на его раскрытие, обозначаются в начале речи, в первом
организующем предложении, которое и является своего рода тематическим ядром
всего монолога.
Ахутина Т.В. указывает,
что описательное
монологическое высказывание характеризуется определенной композицией и
структурой. В начале высказывания называется предмет, после указываются характерные
признаки, его назначение и взаимосвязь отдельных частей, в заключении
определяется назначение предмета и возможные действия с ним [8, с. 5].
В дошкольном возрасте
монологическое высказывание описательного типа проходит наиболее сложный путь
формирования. Для его успешности и эффективности детей обучают речевым умениям,
необходимым для составления повествовательных и описательных монологов, среди
которых следующие:
— определение главной
темы;
— соблюдение структуры в
повествовании;
— определение объекта
речи;
— последовательность
описания.
Такие речевые умения
наиболее легко формировать на основе монологов посредством игр и конкретных
примеров [Фалькович, Барылкина, с. 40].
Описательная речь, по
мнению Галкиной С.Ф., выступает как один из
базовых компонентов при составлении связных текстов. Перед началом обучения
детей составлять описательные монологические тексты, с детьми проводится работа
по рассматриванию предметов, на основе которой дети пятого года жизни обучаются
выделять отдельные качества предмета, его детали, разрабатывают словарный запас
[8, с. 20].
Умения дошкольников
описывать предметы заключается в соблюдении следующих критериев:
1. Уровень инициативы
ребенка в описании того или иного объекта, его ответы на вопросы со стороны
воспитателя. То есть сама монологическая речь.
2. Наполненность
содержания высказывания, которое проявляется в уровне ориентированности ребенка
в задании.
3. Выбор средств общения,
которое представляет собой полноту и развернутость описания, связь между собой
его отдельных частей.
Что касается возрастных
аспектов овладения детьми навыками описательной речи, Гришпун Б.М. указывает на
то, что особое место отводится среднему дошкольному возрасту в становлении
монологической речи [12].
Это период времени, когда
происходит обогащение активного словаря дошкольника словами, которые обозначают
качества предметов и действия, которые производятся с этими предметами. Для
старшего дошкольного возраста характерно умение определять назначение предметов,
их функциональные признаки. Наряду с этим старшие дошкольники начинают
подбирать синонимы и антонимы, способны сравнивать предметы и явления,
применять в своей речи обобщающие слова.
Однако важным моментом
является то, что для речи ребенка старшего дошкольного возраста характерно
наличие подвижности и неустойчивости, по мнению Зимней И.А. Они могут
ориентироваться на смысл слова, но при этом возникают трудности при объяснении
значения такого слова [15, с. 59].
Большинству детей
старшего дошкольного возраста свойственна недостаточная степень наличия умения
строить описательные конструкции. Это проявляется в нарушении структуры и
последовательности, отсутствии связности предложений и отдельных частей
высказывания.
В процессе обучения
навыкам описательной речи дети постепенно осваивают умение строить описательные
монологические высказывания, описывают игрушки, предметные или сюжетные
картинки, свои рисунки, явления окружающей действительности и т.п. Вместе с
этим у них формируются элементарные представления о структуре и функциях
описательного текста.
На пятом году жизни дети
могут использовать слова, которые подытоживают предыдущие обобщения. Однако
такие обобщения основываются на самые яркие признаки, усвоенные детьми в
процессе своей практической деятельности. Здесь мы имеем в виду, что обобщение
ребенка характеризуется конкретностью и наглядностью, когда за словами детей
стоят представления о конкретном предмете или ситуации. Тем самым, как отмечает
Лубовский В.И, в речи детей наблюдается преобладание слов, которые означают
конкретные объекты, с которыми ребенок сталкивается в своей действительности
постоянно [12, с. 46].
Обучение детей
дошкольного возраста составлять связные предложения является первой ступенью в
процессе формирования навыков связной монологической речи. При этом такое
обучение оказывает эффективное влияние на познавательное развитие дошкольников,
способствует формированию у них речемыслительной деятельности, активизирует
зрительное, слуховое и тактильное восприятие, память и воображение [8, с. 296].
Одним из способов
развития у детей связей является наглядное моделирование, которое представляет
собой воспроизведение существенных свойств конкретного объекта и работа с ним.
Данный метод дает
возможность детям наглядно представлять те или иные абстрактные понятия,
например, звук или слово, тем самым помогая освоить способы работы с ними.
Особенно важно применение наглядного моделирования с детьми дошкольного
возраста, так как мыслительные задачи у ребенка старшего дошкольного возраста
решаются на основе внешних средств, а наглядный материал усваивается лучше
словесного.
Для связного речевого
развития дошкольников, во многих детских садах используют мини-музеи. В ходе
знакомства с произведением искусства, погружаясь в мир прекрасного, ребенок может
значительно обогатить свой словарный запас, высказать все свои мысли и
предположения, а потом еще и поразмыслить об увиденном, поделиться
впечатлениями с родителями.
Такие занятия побуждают
ребенка активно и творчески мыслить. В процессе музейно-образовательной
деятельности вырабатывается познавательная активность, идёт обогащение памяти
ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает
необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации,
обобщения [21, с. 128].