Курсовая с практикой на тему Помилование в уголовном праве
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Помилование в уголовном праве России 6
1.1. Возникновение и история развития института помилования в России 6
1.2. Помилование в уголовном праве современной России. Понятие, условия применения 11
2. Помилование в уголовном праве зарубежных стран 19
2.1. Помилование в уголовном праве Соединенных Штатах Америки 19
2.2. Помилование в уголовном праве Европейских стран 22
2.3. Сходство и различие института помилования в уголовном праве России и зарубежных стран 27
Заключение 31
Список литературы 35
Введение:
Введение
Помилование является средством корректирования карательной политики государства, воплощением принципа гуманизма — одного из основополагающих принципов права, идеи, которая наравне с равенством, справедливостью и свободой лежит в основе естественного права. Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что помилование в отличие от других видов освобождения от наказания или от его отбывания занимает особое положение. Специфичность помилования заключаются в том, что оно являются комплексным институтом который смягчает положение виновных.
Степень научной разработанности проблемы. Институт в своих работах рассматривали такие ученые как, В.В. Комаров, Н.В. Осмоловская, А.Я. Гришко, А.В. Попова, А.С. Рыбьякова, Ю.В. Саженков, О.С. Зельдова, К.М. Мирзажанов, А.С. Михлин, А.В. Мохорев, и дрругие. П.И. Люблинский, Н.С. Таганцев и другие ученые внесли существенный вклад в определение и содержание института помилования в дореволюционном законодательстве.
Помилованию были посвящены кандидатские диссертации И.А. Гукасова, К.М. Тищенко и Н.В. Елисеевой, И.В. Нестеренко, Ю.В. Саженкова, В.И. Селиверстова, О.В. Левашовой, Н.В. Осмоловской, докторские диссертации И.Л. Марогуловой и Л.В. Яковлевой.
Тем не менее, масса вопросов теоретического характера, а также проблем, связанных с практической стороной применения указанного института, остаются неизученными. Это обстоятельство и определило выбор темы курсовой работы и основные направления исследования.
Объектом курсовой работы являются уголовно-правовые отношения, складывающиеся по поводу применения помилования в российском уголовном праве.
Предметом исследования в курсовой работе являются нормы уголовного права, относящиеся к применению помилования. Особое внимание обращается на изучение международного опыта, практики государств.
Целью курсовой работы является комплексное теоретическое исследование института помилования в российском уголовном праве.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач курсовой работы:
— изучить возникновение и историю развития института помилования в России;
— раскрыть помилование в уголовном праве современной России, понятие, условия применения;
— рассмотреть помилование в уголовном праве Соединенных Штатах Америки;
— охарактеризовать помилование в уголовном праве Европейских стран;
— проанализировать сходство и различие института помилования в уголовном праве России и зарубежных стран.
Методологическую основу курсовой работы составили общенаучные, а также частные методы познания: исторический, сравнительно-правовой, системно-структурный, конкретно-социологический, формально-логический, логико-юридический и обобщения. При осуществлении исследования применялись такие методы, как анализ, синтез, индукция и дедукция, а также наблюдение, сравнение, моделирование.
Нормативную базу исследования составили: Конституция РФ , УК РФ , УПК РФ и другие источники по тематике курсовой работы.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Подводя итог проведенному исследованию, можно сформулировать следующие основные выводы и положения.
Несмотря на длительное развитие института помилования, которое берет начало еще в Древней Руси, в современный период еще не устоялась практика разрешения вопросов освобождения от наказания по данному основанию, не выработаны необходимые стандарты. Вместе с тем, данный институт приобрел самостоятельное уголовно-правовое и политическое значение.
Процедура помилования проводится относительно конкретного осуждённого. Её можно инициировать только после того, как приговор вступил в силу. Акт помилования – это исключительно документ правоприменения, действие которого распространяется только на указанных в нём граждан.
Поскольку президент страны не в состоянии вникнуть в обстоятельства каждого прошения о помиловании и обстоятельно разобраться в ситуации отдельного гражданина, то прежде, чем ходатайство окажется у главы государства, прошения проходят целый ряд инстанций и комиссий, таких как:
1. Администрация пенитенциарного учреждения.
2. Уголовно-исполнительная инспекция, которая курирует место заключения осуждённого.
3. Комиссия, состоящая из наиболее уважаемых граждан административного образования.
4. Местная администрация, руководитель которой и направляет прошение в аппарат Президента РФ.
Прошение о помиловании может подать любой осуждённый гражданин РФ, в том числе тот, кто приговорён на длительные и пожизненные сроки заключения. Решение о целесообразности помилования выносится конкретно по каждому просителю с учётом всех имеющихся сведений и факторов.
Стоит отметить в первую очередь тот факт, что на сегодняшний день институт помилования в российской уголовно-правовой системе является инструментом весьма ограниченного действия. К рассмотрению ходатайств о помиловании территориальные комиссии подходят весьма разборчиво, поэтому на помилование вряд ли смогут рассчитывать лица с криминальной направленностью, рецидивисты и злостные нарушители режима отбывания наказания.
Детальная проработка и многоступенчатость процедуры помилования предоставляет ответственным за нее государственным органам возможность тщательного подхода к отбору лиц, ходатайствующих о помиловании. Помилование должно являться актом прощения лица, которое в силу неблагоприятно сложившихся условий, оказалось втянутым в преступление, либо проявленным актом милосердия по отношению к человеку, в жизни которого в период пребывания его в исправительном учреждении возникли определенные неблагоприятные жизненные обстоятельства, способствующие его прощению.
Как правило, в США помилование осуществляется высшими органами государственной власти, но имеются исключения. В США, например, прерогатива помилования принадлежит не только президенту, но и губернаторам штатов.
Несмотря на отсутствие каких-то строго регламентированных оснований для применения помилования в законодательстве различных штатов, можно выделить наиболее распространенные: это сомнения в виновности осужденного; исправление осужденного; нарушение психики, приведшее к утрате вменяемости; личные убеждения или побудительные мотивы губернаторов штатов. Кроме того, в практике встречаются и такие основания, как неизлечимая болезнь осужденного, раскаяние в содеянном, ходатайства семьи погибшего и др.
Таким образом, даже в практике помилования США раскаяние осужденного или утрата общественной опасности личности не являются обязательными признаками помилования.
Хотя в каждой стране право помилования имеет свои нюансы, что связано с местными особенностями, которые сложились в ходе истории, с уклоном на нравственные, политические и социально-экономические положения, институты помилования и амнистии очень схожи, и каких-либо фундаментальных различий нет. Акты помилования есть свидетельство господства власти, ибо верховная власть осуществляет действие, вопреки сложившимся в обществе традициям, моральным правилам и, по сути, в нарушение принципа неотвратимости наказания. Можно сказать, что осуществляя прощение, высшая власть своим гуманным актом дает шанс правонарушителю стать правопослушным гражданином.
По существу многие государства, определяют помилование как воплощение принципа гуманизма в уголовном праве.
Учитывая зарубежный опыт применения института помилования, современное российское законодательство рассматривает его как безусловное основание освобождения от уголовного наказания и ответственности. Однако на практике достаточно часты случаи рецидива среди помилованных, а это приводит к мысли о целесообразности введения условного помилования.
По нашему мнению, в уголовном законодательстве России целесообразно предложить закрепление условного помилования по аналогии с институтом условного осуждения. Суть его должна состоять в том, что если в течение определенного испытательного срока условно помилованный не совершит нового, обязательно умышленного, преступления, то он считается помилованным. Право установления испытательного срока при условном помиловании должно принадлежать, как и право помилования в целом, Президенту РФ. Предполагаем, что введение института условного помилования может способствовать сокращению рецидивной преступности в России.
Можно констатировать, что реализация предложений по использованию опыта международного сотрудничества с пенитенциарными системами иностранных государств и результатов проведенной переписи осужденных в России в 2009 г. существенно помогут в совершенствовании правового регулирования института внесудебного освобождения от отбывания наказания и изменению конституционного, уголовного, уголовно-исполнительного, административного законодательства и криминологической науки в процессе реформирования УИС России.
В заключение можно сказать, что проблема помилования является достаточно обширной, в уголовно-правовой науке разработкой темы помилования на протяжении довольно длительного времени занимается целый ряд ученых-юристов. Это обстоятельство делает невозможным рассмотрение всех аспектов указанного правового института в рамках курсовой работы. Не оставляет сомнений тот факт, что многие вопросы, касающиеся теории и правового применения института помилования не раз будут затрагиваться различными исследователями, что дает основание предполагать появление интереснейших трудов, раскрывающих новые идеи в рассмотрении тематики помилования. По нашему мнению, дальнейшие исследования в этой области следует посвятить более тщательной разработке вопросов, касающихся решения проблем, связанных с юридической и технической стороной применения института помилования, а также взаимосвязей указанного правового института с нормами различных отраслей российского права.
Помилование является средством корректирования карательной политики государства, воплощением принципа гуманизма — одного из основополагающих принципов права, идеи, которая наравне с равенством, справедливостью и свободой лежит в основе естественного права. Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что помилование в отличие от других видов освобождения от наказания или от его отбывания занимает особое положение. Специфичность помилования заключаются в том, что оно являются комплексным институтом который смягчает положение виновных.
Степень научной разработанности проблемы. Институт в своих работах рассматривали такие ученые как, В.В. Комаров, Н.В. Осмоловская, А.Я. Гришко, А.В. Попова, А.С. Рыбьякова, Ю.В. Саженков, О.С. Зельдова, К.М. Мирзажанов, А.С. Михлин, А.В. Мохорев, и дрругие. П.И. Люблинский, Н.С. Таганцев и другие ученые внесли существенный вклад в определение и содержание института помилования в дореволюционном законодательстве.
Помилованию были посвящены кандидатские диссертации И.А. Гукасова, К.М. Тищенко и Н.В. Елисеевой, И.В. Нестеренко, Ю.В. Саженкова, В.И. Селиверстова, О.В. Левашовой, Н.В. Осмоловской, докторские диссертации И.Л. Марогуловой и Л.В. Яковлевой.
Тем не менее, масса вопросов теоретического характера, а также проблем, связанных с практической стороной применения указанного института, остаются неизученными. Это обстоятельство и определило выбор темы курсовой работы и основные направления исследования.
Объектом курсовой работы являются уголовно-правовые отношения, складывающиеся по поводу применения помилования в российском уголовном праве.
Предметом исследования в курсовой работе являются нормы уголовного права, относящиеся к применению помилования. Особое внимание обращается на изучение международного опыта, практики государств.
Целью курсовой работы является комплексное теоретическое исследование института помилования в российском уголовном праве.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач курсовой работы:
— изучить возникновение и историю развития института помилования в России;
— раскрыть помилование в уголовном праве современной России, понятие, условия применения;
— рассмотреть помилование в уголовном праве Соединенных Штатах Америки;
— охарактеризовать помилование в уголовном праве Европейских стран;
— проанализировать сходство и различие института помилования в уголовном праве России и зарубежных стран.
Методологическую основу курсовой работы составили общенаучные, а также частные методы познания: исторический, сравнительно-правовой, системно-структурный, конкретно-социологический, формально-логический, логико-юридический и обобщения. При осуществлении исследования применялись такие методы, как анализ, синтез, индукция и дедукция, а также наблюдение, сравнение, моделирование.
Нормативную базу исследования составили: Конституция РФ , УК РФ , УПК РФ и другие источники по тематике курсовой работы.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Фрагмент текста работы:
1. Помилование в уголовном праве России
1.1. Возникновение и история развития института помилования в России
Институт помилования — неотъемлемый элемент современного демократического общества, которое основывается на принципах законности, справедливости и гуманизма. Более того, помилование является одним из важнейших инструментов уголовной политики, с помощью которого проявляется авторитет главы государства.
Статистическая информация свидетельствует о трансформации данного института из акта милосердия масс в политическую процедуру, предназначенную для некоторых граждан. Так, в 2016 г. Президент РФ издал всего шесть Указов о помиловании , в то время как в 1990 гг. ежегодно Б. Н. Ельцин подписывал акты об освобождении тысяч лиц. Именно поэтому ретроспективный исторический анализ является актуальным направлением для выработки эффективного механизма защиты прав осужденных лиц и представляет особый интерес.
История развития института помилования берет свое начало со времен Древней Руси в период децентрализации власти, когда каждый удельный князь мог осуществлять прощение виновного в пределах своей территории. Однако на законодательном уровне данный институт впервые нашел свое отражение в Судебнике 1550 г., в котором закреплялось, что до определения вида и характера наказания или помилования лицо находится в немилости. Необходимо отметить, что такое правомочие государя не было детально регламентировано и определено, что подтверждает существовавшую неограниченную и самодержавную власть правящего монарха. Упоминание о помиловании также содержится в Соборном уложении 1649 г., принятом Земским собором, — акте, действовавшем почти двести лет .
До начала XVIII века проявление царской милости имело глубокую религиозную основу, которая подчеркивала тесный союз государства и церкви. Эпоха преобразований Петра I не обошла стороной и этот вопрос, что выражается в отделении акта прощения от духовных основ и исчезновении практики помилования в пасхальные праздники. В это время институт помилования приобретает политическую составляющую. Например, по случаю заключения мира со Швецией 4 ноября 1721 г. принимается Манифест о милостях осужденным, который дарует виновным «генеральное прощение и отпущение вин» . Дальнейшее применение помилования в политических целях продолжается и при Екатерине II, однако в Манифесте от 22 сентября 1762 г. по случаю коронации закрепляются границы прощения: сохранение долга Правосудию , что подчеркивает необходимость следования государя не только личным интересам, но и интересам всего российского общества.
В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. процедуре помилования, определению ее юридической сущности отводится несколько статей, где говорится о данном акте милосердия верховной самодержавной власти как об изъятии из законов общих, применяемом в некоторых случаях. В последующих редакциях Уложения устанавливаются поводы и субъекты прошения о помиловании, правила приведения в исполнение высочайших манифестов. В Основных государственных законах Российской империи 1906 г. данное прощение определяется как исключительное правомочие главы государства, принадлежащее ему .
Вместе с тем, начало советской эпохи характеризуется передачей права помилования двум органам власти — ВЦИК и суду, в чьих руках сосредотачивается решение подобных вопросов. Положение о народном суде РСФСР, принятое ВЦИК РСФСР в 1920 г., закрепляет право помилования за ВЦИК РСФСР, что означает передачу данного полномочия полностью внесудебным органам.
Примечательно то, что в уголовном праве России дореволюционного и советского периода четких критериев разграничения институтов помилования и амнистии не разработано, помилование зачастую рассматривается как частичная амнистия — прощение некоторых лиц (единиц). В январе 1921 г. образована специальная Комиссия ВЦИКа для рассмотрения ходатайств об амнистии, в том числе и так называемой частичной амнистии. Нельзя не отметить то, что в Уголовном кодексе 1922 г. не упоминается о помиловании или амнистии. Это подтверждает факт того, что данный институт рассматривается не в качестве самостоятельно уголовно-правовой категории, а как особая мера государственного реагирования.
Конституционный статус институт помилования приобретает в Конституции СССР 1924 года, которая закрепляет такое право за центральными исполнительными комитетами республик. Данное положение развивается и в Конституции РСФСР 1937 года, устанавливающей, что помилование в отношении лиц, признанных таковыми судебными органами РСФСР, осуществляется Президиумом Верховного Совета республик .
Принятие нового кодекса в 1960 г. ознаменовал собой новый этап развития данного института. В новом Уголовном кодексе определяется понятие помилования как способ освобождения от наказания или его смягчение, а также закрепляется возможность применения такого государственного гуманизма в отношении осужденных. Тем самым происходит полное юридическое обособление института помилования, которое приобретает самостоятельное уголовно-правовое значение.
Правомочие помилования Конституцией РСФСР 1990 г. передается Президенту РСФСР . Кроме того, право просить о смягчении или освобождении наказании предоставляется каждому осужденному судом лицу. Тем самым механизм реализации помилования становится централизованным, сосредотачивается в руках главы государства, который разрешал данный вопрос. Однако стадия «сбор необходимой документации» проходила еще через два органа — Управление Президента РФ и Комиссию по вопросам помилования при Президенте РФ. Окончательные рекомендации готовила Комиссия, нередко при этом вдаваясь в область квалификации судебных приговоров. Тем самым, данный орган де-факто осуществлял функции еще одной надзорной судебной инстанции.
Децентрализация механизма освобождения от наказания произошла с принятием Указа Президента РФ от 28 декабря 2001 г. «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» , который кардинально изменил систему реализации института помилования в России. Новая процедура имеет в себе как положительные тенденции, так и недостатки.
Важными преимуществами осуществления помилования является его публичность, возможность принимать участие в данном вопросе органам негосударственного статуса: две трети комиссий на территории субъектов России должны состоять из представителей общественности . Более того, помилование приобретает исключительное значение для некоторых граждан, а не для масс, что на протяжении долго времени смешивало его с институтом амнистии.