Курсовая с практикой на тему «Полярная звезда» (1821-1825) как тип издания
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА 1. «ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА» В КОНТЕКСТЕ ИЗДАНИЙ ПЕРВОЙ
ТРЕТИ XIX ВЕКА. 5
1.1. Особенности жанра альманаха. 5
1.2. Альманах в истории книгоиздания и журналистики в первой половине XIX века. Предшественники
«Полярной звезды» (первая четверть XIX века). 9
1.3. «Полярная звезда» как начало популярности жанра
альманаха. Взрыв «альманашного» жанра во второй половине 1820-х – 1830-е годы. 12
1.4. «Северные цветы» как
порождение «Полярной звезды». 17
ГЛАВА 2. АЛЬМАНАХ «ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА» (1823-1825). СПЕЦИФИКА ИЗДАНИЯ.. 20
2.1. «Полярная звезда» как новый тип альманаха. История
выхода его выпусков. 20
2.2. Творческая основа (идейно-художественные принципы)
альманаха «Полярная звезда». Обзоры литературы А.Бестужева как выражение
творческой ориентации составителей альманаха. «Декабризм» его идеологов. 21
2.3. Анализ материалов альманаха («Полярная звезда на 1823»,
«на 1824», «на 1825 год», «Звёздочка»). Состав выпусков альманаха (авторы;
поэзия, проза и т.п.). Своеобразие «творческого лица» альманаха. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 29
ИСТОЧНИКИ.. 30
Введение:
Альманах
«Полярная звезда», выпускавшийся в 1822-1825 годах видными литераторами – будущими декабристами К.Ф.Рылеевым и А.А.Бестужевым
– стал самым ярким литературным изданием начала 1820-х годов. В течение нескольких лет два ведущих литератора
на страницах выпускаемого ими издания публиковали обширный художественный
материал в самых разных жанрах – поэзия, проза, литературная критика, собирая
вокруг него передовой круг русских поэтов, прозаиков. Сразу оговоримся, что под понятием
«Полярная звезда» мы подразумеваем и предполагаем к рассмотрению и три
полноценных альманаха с общим заглавием и добавлением года: «…на 1823 год»,
«…на 1824 год» и «…на 1825 год», а также «Звёздочку», которая была подготовлена
вместо очередного альманаха на 1826 год, но из-за разгрома декабристского
восстания не успела выйти в свет — как полноценный аналог традиционных выпусков
альманаха. Таким образом, объектом исследования являются четыре (!!!) упомянутых издания. Предмет
исследования – выпуски «Полярной звезды» как тип издания, его особенности в
контексте издательской деятельности первой половины XIX века,
отличия как от других типов изданий, так и от «родственных», аналогичных
изданий. Цель
исследования заключается в необходимости выявить особенности «Полярной звезды»
как определённого типа издания, и
прояснить, отчего она приобрела столь большое значение в истории русской
литературы и издательского дела. Исходя из этого, работа строится из
двух основных частей – теоретической (определить «Полярную звезду» как
определённый тип издания в общей «линейке» изданий того времени) и практической
(анализ содержания выпусков «Полярной звезды» на 1823-1825 год, а также
примыкающей к ним «Звёздочки»). Это и является задачами исследования. Актуальность
исследования в том, что именно в таком контексте – «как особый тип издания» —
эта проблема должным образом не ставилась. Все исследователи безусловно
сходятся на том, что «Полярная звезда» один из популярнейших альманахов 1820-х
годов. Но при этом, при многочисленных исторических обзорах развития жанра
литературного альманаха, все они делались в той или иной степени пунктирно, и
уж тем более не рассматривалось соотношение типов изданий – журналов и
литературных альманахов, конкурировавших между собой в первой трети XIX века. Даже в академическом издании всех
выпусков «Полярной звезды» в серии «Литературные памятники» в 1960 г. в
сопровождавшей статье рассматривалась общественно-политическая и художественная
позиция издателей «Полярной звезды» – А.А.Бестужева и К.Ф.Рылеева, но не
специфика жанра «Полярной звезды». Более того, кроме дат цензурного разрешения
не было представлено никаких исторических, текстологических и издательских
данных, которые могли бы о судить о бытовании «Полярной звезды» в обществе. В качестве гипотезы мы выдвигаем версию, что «Полярная звезда», выполненная в
жанре литературного альманаха – оптимальный «формат» для нужд литературы того
времени – промежуточный между жёстко-периодическими журналами и литературными
сборниками, разовость выхода которых не позволяла бы привлечь к ним должного
внимания.
Заключение:
Таким образом, «Полярная звезда» занимает
важное место среди периодической печати 1800-1830-х годов. Представляя собой
тип классического литературного альманаха – «избранного» достижений
отечественной «изящной словесности», которая именно в «Полярной звезде» (а
также в родственных ей «Северных цветах») заключала все свои высшие достижения. На какое-то время жанр альманаха стал
крайне популярным, по всей видимости, удобным в силу своего промежуточного
положения между журналом и литературным сборником, что давало двоякое удобство
с обеих сторон – как с точки зрения не ежемесячной периодичности журнала, так и
всё-таки определённой периодичности по сравнению с обычной книгой, что
заставляло читателей ждать новых выпусков, а издателей – собирать по мере
возможности новые книжки и радовать общество очередными достижениями «изящной
словесности». Причём издатели «Полярной звезды» собрали под обложкой своего
альманаха в самом деле лучших прозаиков и поэтов своего времени, творчество
которых во многом пережило века и сохранило свою свежесть и сегодня.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. «ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА» В КОНТЕКСТЕ ИЗДАНИЙ
ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА. 1.1. Особенности жанра альманаха «Полярную звезду» исследователи относят
к числу литературных альманахов. Подобного типа издания были весьма популярны в
первой трети XIX
века. Происхождение жанра альманаха обычно
видят в арабских корнях. В средние века у арабов были заимствованы календарные
таблицы с астрономическими и прочими данными, которые и стали называться
альманахами. В дальнейшем их стали дополнять астрологическими предсказаниями,
заметками о разных исторических событиях, а затем и небольшими рассказами,
анекдотами и даже стихотворениями. Таким образом, «с течением времени
альманахи приобретают двоякую форму: или остаются календарями-справочниками со
сведениями геральдическими, биографическими, историческими и хозяйственными,
или становятся сборниками исключительно литературными, содержащими в себе
произведения разных авторов, сначала в виде стихотворений, рассказов, очерков,
а в дальнейшем и статей научного, публицистического и литературно-критического
характера»[1]. В зависимости от своего
предназначения, определяемого издателями, они могли называться «альманахами
муз», дамскими, театральными, генеалогическими, историческими и т.п. Первая разновидность практически
отмирает, приобретает другие жанровые обозначения (типа календарь-справочник и
т.п.), а вторая приобретает промежуточное положение между книгой и периодикой. С одной стороны, альманах в самом деле
напоминает книгу своим сборным составом. С другой – как правило, он рассчитан
на определённую периодичность, выпускаясь, например, ежегодно, либо от случая к
случаю, что отличает его и от журнальной периодики, которая выпускается более
часто, ежемесячно, раз в два месяца и т.п. и как правило имеет нацеленность
именно на «годовой комплект». Библиограф С.Венгеров в своём труде «Русские книги», как указывал
автор главы о литературных альманахах в
двухтомнике «Книга в России» (1925) Н.П.Кашин, выделял три основных признака
литературного альманаха: «1) сборник непременно литературного или
литературно-научного содержания, составленный 2) непременно из статей разных
авторов притом 3) статей большей частью
появляющихся в первый раз в данном сборнике»[2]. Важную, если не решающую, роль в
различении жанров журнала и альманаха играло, по мнению
Н.П.Смирнова-Сокольского, «намерение автора»[3], его желание выпустить
именно альманах (в уже известных нам содержательных и жанровых рамках), иначе
«альманаху как изданию переходного типа не хватает отчётливо проявленных
дифференциальных признаков»[4]. В России альманах появился как
подражание западноевропейским, в процессе восприятия общемировых культурных
ценностей. Исследователи отмечают, что развитие
подобных изданий в популярном формате «карманных книжек» питалось интересами
«простолюдинов» и было выгодным с коммерческой точки зрения предприятием,
приобщавшим широкую публику к культуре, их выпуск способствовал в конечном
счёте расширению читательской аудитории. [1] Альманах //
Краткая литературная энциклопедия в 9-ти т. – Т.1. – М.: Сов. энциклопедия,
1962, стлб. 173. [2] Книга в России.
Часть II. Под ред. В.Я.Адарюкова и А.А.Сидорова. Гос. публ.
ист. б-ка России. – 2-е изд. — М., 2008. – С. 102. В источнике цит. по: Русские
книги. Под ред. С.А.Венгерова. Вып. 1. – С. 210-214. [3] Балашова Ю.Б.
Эволюция и поэтика литературного альманаха как издания переходного типа. –
СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. – С. 56-57. [4] Балашова Ю.Б.
Эволюция и поэтика литературного альманаха как издания переходного типа. –
СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. – С. 57.