Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Полоролевые особенности адаптивности студентов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава
1. Теоретические основы изучения адаптации и полоролевой идентичности студентов. 6

1.1.
Адаптация студентов к обучению в вузе. 6

1.2. Основные
развития полоролевой идентичности у студентов. 15

Глава
2. Эмпирическое исследование полоролевых особенностей адаптивности студентов. 21

2.1.
Организация и методы исследования. 21

2.2.
Анализ результатов исследования. 22

Заключение. 33

Список
литературы. 35

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. Адаптация
студентов к обучению в высшем учебном заведении, несомненно, является важным
компонентом учебной деятельности. Проблема адаптации студентов к новой среде
усложняется из-за того, что существуют значительные различия в методах, формах,
средствах в школе и вузе. Усложняет процесс адаптации многих студентов и тот
факт, что довольно часто выбор профессии определяется не собственными
предпочтениями, а установками родителей, что в свою очередь усиливает чувство
недовольства собой и ситуацией. Также стоит отметить, что процесс адаптации
может осложняться из-за такого фактора как внутреннее неприятие студентом
необходимости учиться в непрестижном учебном заведении и, как следствие,
получить непрестижной профессии.

Поступление
в учебное заведение в значительной части студентов сопровождается
дезадаптацией, отсутствием референтной группы, повышенными требованиями со
стороны профессорско-преподавательского состава, напряженностью и жестким
режимом обучения, увеличением объема самостоятельной работы и
самоответственности в целом. Все это требует от первокурсника значительной
мобилизации своих возможностей для успешного вхождения в новое окружение и
качественно иной ритм жизнедеятельности.

Адаптация
студентов — первокурсников является весьма важным вопросом в учебном процессе,
поскольку от этого процесса зависит дальнейшее обучение в вузе. Актуальность
этой проблемы является достаточно высокой, ведь студент, приходя в университет,
достаточно остро чувствует неуверенность в себе, волнение, тревогу за создание
новых контактов, которые и являются составляющими процесса адаптации. Также
процесс адаптации сопровождается привыканием к новым условиям, новым социальным
статусом, другим ритмом обучения, получением умений и навыков, опыта,
формированием личностных качеств.

Полоролевая
идентичность можно отнести к числу главных признаков для характеристики
личности. Процесс ее формирования происходит на стадии интериоризации
традиционных мужских или женских поведенческих черт, который также существенным
образом определяет самосознание и задает вектор социализации личности,
регулирующий его поведение в обществе.

В
контексте нашего исследования полоролевой подход к осуществлению
педагогического сопровождения адаптации студентов к условиям вуза включает в
себя: во-первых, выявление и учет в педагогическом процессе вуза особенностей
протекания адаптационных процессов у студентов, обусловленных биологическими и
социокультурными требованиями к мужчинам и женщинам; во-вторых, преодоление
полоролевых стереотипов в процессе педагогического взаимодействия со студентами
и гендерное просвещение молодежи.

Студенческие
годы являются важнейшим этапом вторичной полоролевой социализации, что
актуализирует обращение к полоролевой проблематике применительно к данной
возрастной группе. Вместе с тем при всей широте исследований (Г. И.
Александров, И. А. Аливердиева, Д. А. Андреева, Е. И. Бологова, В. И. Брудный,
Т. Ю. Волгина, Н. К. Грицкевич, А. Ф. Добрынин, С. А. Егорова, С. В.
Забегалина, А. Н. Макарова, О. В. Нагоркина, С. А. Салатинян, Т. Н. Сафонова,
А. В. Сиомичев, Ю. А. Ходарковская, В. Т. Хорошко, Р. Р. Хусаинова, Н. Е.
Шафажинская, Н. П. Штенцова и др.) проблема адаптации студентов к условиям вуза
изучается с точки зрения раскрытия общих закономерностей протекания якобы
универсального социально-психологического процесса, без учета влияния
психологии пола. Рассмотрим правомерность осуществления педагогического
сопровождения адаптации студентов на основе полоролевого подхода.

Цель
исследования: изучить полоролевые
особенности адаптивности студентов.

Объект
исследования —
социально-психологическая адаптация студентов.

Предмет
исследования – полоролевые
особенности адаптивности студентов.

Гипотеза
исследования:
исследование строилось на предположении о том, что имеются полоролевые
особенности социально-психологической адаптации студентов.

Задачи
исследования:

1.
Рассмотреть особенности адаптации студентов к обучению в вузе.

2.
Раскрыть основные развития полоролевой идентичности у студентов.

3.
Провести эмпирическое исследование полоролевых особенностей адаптивности
студентов.

4.
Проанализировать результаты исследования.

Методы
исследования:
теоретический: анализ и обобщение литературы по проблеме исследования;
эмпирические: тестирование; методы математической обработки результатов
исследования.

Методологической
и научно-теоретической основой исследования является системный подход к анализу психических явлений
(Б. Ф. Ломов, Б. Г. Ананьев, В. А. Ганзен), теория психической адаптации (Ю. А.
Александровский, Ф. Б. Березин, А. А. Налчаджян) и интегральная теория
социально-психологической адаптации (А. А. Реан, А. Н. Жмыриков, Н. Н.
Мельникова).

Курсовая
работа состоит из введения,
двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Начальный
период обучения в вузе очень важен для личностного и профессионального
становления будущего специалиста. Многие исследователи уделяют большое внимание
проблемам вхождения студентов в образовательную среду вуза и адаптации в ней.

Понятие
«адаптация» может быть отнесено к общенаучным понятиям, т.к. изучением данного
феномена занимаются разные области науки и практики. В психологической науке
под адаптацией чаще всего понимают приспособление организма, личности, их
систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в
целом.

Мы
выяснили, что понятие адаптация применяется и к условиям обучения в высшем
учебном заведении. Разделяя точку зрения А.А. Смирнова под адаптацией студентов
мы понимаем процесс усвоения норм студенческой жизни, включение в систему
межличностных отношений, освоение статуса студента и его ролей. Результатом
процесса адаптации является адаптированность. Большинство авторов считают, что
понятия «адаптация» и «адаптированность» являются синонимами.

Одним из
факторов, влияющих на успешность адаптации студентов-первокурсников, является
полоролевая идентичность. Полоролевая идентичность – это сознательное или
бессознательное принятие личностью своей половой роли при взаимодействии в
социуме. Полоролевая идентичности начинается формироваться самого рождения
ребенка, ведь без участия полоролевых установок немыслимо создать приемы
дифференцированного подхода в воспитании детей разнообразного пола для
воспитания у них установок о мужественности и женственности, которые необходимы
для достижения целей в семье и обществе.

В
результате проведенного исследования о типе полоролевой идентичности мы судили
по соотношению выраженности показателей маскулинности и фемининности (высокие
показатели выраженности маскулинности и фемининности свидетельствуют об
андрогинном типе полоролевой идентичности; высокие показатели маскулинности и
низкие показатели выраженности фемининности характерны для маскулинного типа
полоролевой идентичности, высокие показатели фемининности и низкие показатели
маскулинности характеризуют фемининный тип полоролевой идентичности и для
недифференцированного типа полоролевой идентичности характерны низкие
показатели выраженности как маскулинности, так и фемининности. Также на
основании проведенного исследования можно выделить две группы студентов с
разным уровнем социально-психологической адаптации: студенты с высокими
показателями социально- психологической адаптированности (67%) и студенты со
средними показателями социально-психологической адаптированности (33%).

В
результате корреляционного анализа было выявлено, что чем выше результат
основного индекса IS = (F − M), тем выше показатели по шкале «адаптивность»
(r=0,612) и обратная взаимосвязь была выявлена между показателями полоролевой
идентичности и уровнем дезадаптивности. Полученные данные свидетельствуют, что
чем выше результат основного индекса IS = (F − M), тем ниже уровень
дезадаптивности у студентов. Также прямая взаимосвязь была выявлена между
показателями по шкале «самопринятие» и уровнем развития полоровлевой
идентичности. Полученные данные свидетельствуют о том, что тем выше результат
основного индекса IS = (F − M), тем чаще студенты принимают себя такими, какие
они есть, верят в свои силы и адекватно оценивают себя.

Таким
образом, в результате исследования была выявлена взаимосвязь между уровнем
адаптации студентов и показателями полоролевой идентичности, что подтверждает
гипотезу исследования.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1.
Теоретические основы изучения адаптации и полоролевой идентичности студентов 1.1. Адаптация
студентов к обучению в вузе

Рассмотрение
и изучение проблемы психолого-педагогической адаптации студента-первокурсника
до условий обучения в высшем учебном заведении предполагает, прежде всего,
конкретизацию самого понятия адаптации. Понимание и толкование явления
адаптации к ситуации обучение в высшем образовательном учреждении может быть
различным. Как правило, проблема адаптации нарушается по новым, незнакомым для
индивида ситуаций, имеют для него существенное или даже жизненно важное
значения. Это означает, что адаптация может с высокой вероятностью привести к
психическому неблагополучию индивида, состояния дистресса, серьезной угрозе для
его жизненных интересов.

Адаптация
как социальное явление представляет собой процесс включения личности в новую
для него социальное среду, в частности в коллектив, становление ее деятелем,
активной функционирующей частью, объектом и субъектом отношений этой среды,
преобразование новой среде ближайшего окружения в средство жизнедеятельности.
Критерии адаптации проявляют степень активности в коллективе, разносторонность
ее деятельности, значение для общества или коллектива, адаптируется [10].

Переход
от классно-урочной системы обучения к самостоятельным занятиям происходит
болезненно. Обучение в вузе существенно отличается от школьного. Кроме этого,
сформированные школьные стереотипы противоречат принципам вузовского обучения,
и иногда препятствуют ему. В таком случае начинает проявляться процесс
интерференции, т.е. прежние навыки и умения начинают препятствовать эффективной
реализации следующей деятельности и предполагают определенную перестройку [19].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы