Курсовая с практикой Юриспруденция Муниципальное право

Курсовая с практикой на тему Полномочия органов местного самоуправления по вопросам решения вопросов местного значения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Сущность, цели и задачи органов местного самоуправления в России 6
2. Роль и виды полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения 11
3. Перспективы развития полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения в современных условиях 15
Заключение 19
Список использованной литературы 21

 

  

Введение:

 

В 2019 году Россия отмечает 26-летие Основного закона страны – Конституции РФ . По своей юридической и политической сути он заложил фундаментальные начала новой российской (постсоветской) государственности, в числе которых утверждается институт местного самоуправления. Данный институт был предложен в ряду других политических и правовых новообразований, его конституционная модель закреплена в самых общих очертаниях, для авторов проекта Конституции было важно заложить саму идею местного самоуправления, ее детализация подразумевалась на уровне федерального и регионального законодательства.
Судьба местного самоуправления в России складывается далеко не просто. Относительно его природы и сущности до сих пор нет единства мнений в профессиональном сообществе, оценки законодательной модели местного самоуправления колеблются от мифа, «который создан на основе устаревшей западной концепции местного самоуправления», утопии, которая «позволит создавать конфликты на местных уровнях», до явления общественной жизни, играющего в ней «не менее важную роль, чем свобода слова, совести и другие основы демократической системы», основы, «на которой формируется гражданская инициатива и достигается общественный договор», своего рода фундамента российской государственности. Президент России Владимир Путин в своем выступлении на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай» отмечал: «Одна из лучших российских политических традиций, земская традиция, также строилась именно на принципах самоуправления. Только из эффективных механизмов самоуправления может вырасти настоящее гражданское общество и настоящая национально ориентированная элита» .
Современный этап развития местного самоуправления в России характеризуется активным поиском адекватных времени и задачам российского общества и государства технологий, он имеет свои исторические основы, как в теории, так и практике управления . Думается, что изучение исторических оснований местного самоуправления способствует более глубокому и всестороннему анализу его развития, а также позволяет, опираясь на опыт и практику, в условиях трансформируемого российского государства и общества выбирать не только актуальные технологии, но также и адаптивные применительно к новым глобальным и российским реалиям.
В условиях постоянного расширения перечня вопросов местного значения и увеличения количества передаваемых государственных полномочий органам муниципальной власти затруднительно эффективно осуществлять непосредственные функции местного самоуправления. Остается незадействованным огромный потенциал, заложенный в идее местного самоуправления, не выстроена оптимальная система организации публичной власти, нет четкого представления об объеме и границах деятельности субъектов муниципальной власти. Такой подход позволяет и вовсе исказить саму идею местного самоуправления как относительно самостоятельного демократического института посредством многочисленных изменений федерального законодательства. Формирование местного самоуправления было связано, прежде всего, с децентрализацией властных функций и полномочий.
Объектом исследования в курсовой работе являются полномочия органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Предметом исследования в курсовой работе являются общественные отношения, возникающие в результате реализации полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Целью курсовой работы является комплексное исследование полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Задачи курсовой работы:
— раскрыть сущность, цели и задачи органов местного самоуправления в России;
— изучить роль и виды полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения;
— определить перспективы развития полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения в современных условиях.
Методология и методы курсовой работы. При исследовании полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения использовалась совокупность общенаучных (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение) и частнонаучных (формально-юридический, исторический, системный, функциональный, сравнительный) методов познания. Кроме того, при анализе нормативных правовых актов использовались специально-юридические методы познания: формально-логический метод толкования права, сравнительно-правовой метод.
Нормативно-правовая и эмпирическая основы курсовой работы. Выводы курсовой работы основаны, прежде всего, на анализе международных и российских правовых норм, научных работах экономистов и юристов.
Структура курсовой работы определяется общей концепцией, целью, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя итог проведенному исследованию, можно сформулировать следующие основные выводы и положения.
Местное самоуправление представляет собой важнейшую часть системы государственной власти в Российской Федерации. Оно представляет собой определенную нормативно-закрепленную систему организации и деятельности граждан, которая призвана обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов, связанных с управлением на муниципальном уровне.
Местное самоуправление в любом государстве служит средством осуществления трех основных целей: обеспечения децентрализации в государственном управлении; развития демократических начал в решении вопросов местного значения и повышения эффективности в ведении местных дел. Основной смысл местного самоуправления в том, что центральная власть или власть субъекта Федерации концентрирует в своих руках соответственно лишь общегосударственные или региональные дела, решение же дел местного значения оставляется местным сообществам.
Вопросы местного значения — это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органам и местного самоуправления и затрагивает интересы каждого гражданина.
На уровне поселения к числу вопросов местного значения относятся вопросы формирования, утверждения, исполнения и контроля за исполнением местного бюджета, распоряжение муниципальным имуществом, содержание и строительство автомобильных дорог, обеспечение малоимущих граждан жильем, предоставление жителям муниципального образования услуг связи, транспорта, общественного питания и бытового обслуживания, организация досуга населения, вопросы благоустройства и озеленения поселения, вывоза твердых бытовых отходов и ряд других вопросов (статья 14 Федерального закона).
При этом часть вопросов, таких как, например, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом, решается жителями муниципального образования и органами местного самоуправления совместно, поскольку требует привлечения к работе специализированных организаций.
По нашему мнению, предложенная в третьей главе курсовой работы система имеет ряд очевидных плюсов. Во-первых, самое основное – это централизация финансовых ресурсов и их подконтрольность. Во-вторых, это оперативность принятия управленческих решений, отсутствие необходимости согласования принятия решений между разными уровнями власти. В-третьих, граждане, проживающие в поселениях, в данном случае будут обращаться непосредственно к представителям исполнительной власти, то есть исполнительная власть непосредственно будет присутствовать в поселениях, особенно это актуально для отдаленных и труднодоступных мест. В-четвертых, это решение большинства имеющихся кадровых проблем, возможная экономия на фонде оплаты труда и возможность избежать принятия неквалифицированных решений на уровне поселений. В-пятых, это очевидная возможность проведения единой государственной политики на уровне поселений и муниципальных районов, унификация документации, отсутствие проблем с большим массивом правовых актов местных администраций.
Для повышения эффективности реализации полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения в России сегодня необходимо реформирование не только нормативно-правовой базы, но и осознания местного самоуправления населением, как наиболее эффективного инструмента управления территорией. Также необходимо понимание того, что именно благодаря взаимодействию с местным самоуправлением возможно решение конкретных задач, как в рамках конкретной территории, а также в рамках всего государства в целом.

   

Фрагмент текста работы:

 

1. Сущность, цели и задачи органов местного самоуправления в России

В России признается и гарантируется местное самоуправление.
Местное самоуправление выступает в виде низового уровня политического управления в Российской Федерации. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, развивая положения Конституции РФ, определяет местное самоуправление как форму осуществления народом своей власти (п. 2 ст. 1). Местное самоуправление представляет собой одну из форм публичной власти, сущность которой в том, что оно предполагает решение вопросов местного значения самим населением через органы власти.
Положения гл. 8 Конституции РФ не предполагают, что власть местного самоуправления обладает признаком суверенности. Властные структуры местного самоуправления не вправе выходить за рамки законов, установленные государством.
Местное самоуправление — форма осуществления народом своей власти, которая обеспечивает в пределах, установленных Конституцией, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения с учетом исторических и иных местных традиций.
Местное самоуправление — это средство улучшения качества жизни населения, а не самоцель, и направлено, прежде всего, на решение вопросов местного значения. При этом муниципальные органы не должны игнорировать задачи, которые имеют региональное или федеральное значение. Их решение осуществляется в соответствии с законами или при передаче органам местного самоуправления необходимых для этого материальных, финансовых ресурсов. Местное самоуправление предполагает использование разных форм решения вопросов местного значения: сходы, собрания, местный референдум, муниципальные выборы и т.д.
Местное самоуправление — это организация власти на местах, она предполагает самостоятельное решение народом местных вопросов. Его суть в том, чтобы признать право каждого гражданина являться источником власти, самому принимать решения по вопросам своей повседневной жизни и отвечать за их последствия.
Исходя из определения, местное самоуправление характеризуется некоторыми признаками :
— Согласно Федеральному Закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местное самоуправления является формой осуществления народом своей власти. В ст. 3 Конституции Российской Федерации закреплено признание местного самоуправления одной из форм народовластия.
— Местное самоуправление осуществляется с учетом местных традиций (исторических и других). Это проявляется, например, при наименовании органов местного самоуправления, принятии символики муниципального образования.
— Местное самоуправление осуществляется населением под свою ответственность, то есть все последствия принимаемых решений возлагаются на население. По своим обязательствам муниципальные образования отвечают сами, но не отвечают по обязательствам Российской федерации и ее субъектов.
— Местное самоуправление осуществляется самостоятельно населением, то есть представляет собой самостоятельный уровень публичной власти, который не находится в иерархии государственной власти. Однако это совсем не означает, что органы государственной власти в некоторых случаях не могут контролировать и направлять деятельность по организации местного самоуправления. Пределы этого вмешательства устанавливает федеральное законодательство и т.д.
Кроме того, в системе местного самоуправления можно выделить сущностные признаки, без которых оно не может существовать, такие как территория, население, муниципальная собственность, выборные органы, местный бюджет, формы непосредственного участия населения в местном самоуправлении, местные сборы, налоги, нормативные акты. Это закрепляется в законодательстве о местном самоуправлении. Однако это еще не гарантирует реальное местное самоуправление, в связи с этим сущностные признаки можно рассмотреть более широко, учитывая качество институтов местного самоуправления: это полнота правовой базы, доступность, открытость местной власти для народа, наличие и свобода институтов реализации прав народа на участие в местном самоуправлении, эффективность механизма контроля исполнения законов, реальная обеспеченность местного самоуправления ресурсами для организации власти, а также признание и поддержка власти ее населением.
Местное самоуправление в России нельзя назвать полностью сформированным, его модернизация, поиск моделей функционирования, максимально приближенных к интересам людей, осуществляется в контексте тенденций социально-экономического развития государства. Местное самоуправление является неким базисом, с помощью которого возможна реализация задач социально-экономического развития территории, таких как :
— Стабилизация численности населения (создание условий для воспроизводства и сохранения здорового населения),
— Развитие здравоохранения (развитие муниципальных учреждений здравоохранения, содействие в развитии частной медицины, санитарное благополучие населения и другое),
— Развитие спорта (создание материальной базы для занятий спортом, организация массовых спортивных соревнований),
— Обеспечение занятости населения (организация работы по обеспечению занятости населения, поддержка службы занятости),
— Социализация молодежи (работа по воспитанию молодежи в духе патриотизма и любви к окружающей среде, разработке и реализации программы молодежной политики),
— Повышение культуры населения, развитие системы образования (организация, содержание и развитие муниципальных образовательных организаций, создание условий для культурного роста населения, создание условий для работы муниципальных библиотек),
— Развитие культуры и искусства (организация деятельности учреждений культуры и искусства, муниципальных архивов, создание и сохранение памятников культуры),
— Поддержка малого бизнеса (создание условий для развития бизнеса, поддержка индивидуальных предпринимателей),
— Развитие туризма (создание на территории муниципального образования привлекательных для туристических объектов и другое),
— Эффективное использование территории и природных ресурсов, управление собственностью (зонирование территории, контроль за использованием земель и другое),
— Развитие городской среды (разработка генерального плана территории, регулирование планировки и застройки территории, благоустройство и озеленение и другое),
— Развитие ЖКХ (содержание и эксплуатация жилищного фонда и другое),
— Обеспечение энергетической безопасности (работа по организации, содержанию и развитию муниципальных электроэнергетики, теплового, газового хозяйства, снабжение населения и муниципальных учреждений топливом),
— Развитие инженерной инфраструктуры территории (работа по строительству, организации и содержанию систем водоснабжения и канализации, по строительству, содержанию и ремонту муниципальных котельных, ремонту магистральных и внутриквартальных теплосетей),
— Транспортное развитие (строительство и содержание дорог местного значения, организация ремонта покрытий улично-дорожной, организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений),
— Развитие системы социальной защиты населения (социальная поддержка населения, предоставление социальных льгот),
— Обеспечение общественной безопасности (охрана общественного порядка, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций), экономическая политика (формирование, утверждение, исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов) и другое.
Хотя население различается по уровню, по стилю жизни, социальному положению, демографическим характеристикам, профессиональной деятельности, задачи, которые выполняют органы местного самоуправления, должны объединять основные слои населения.
Таким образом, местное самоуправление представляет собой важнейшую часть системы государственной власти в Российской Федерации. Оно представляет собой определенную нормативно-закрепленную систему организации и деятельности граждан, которая призвана обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов, связанных с управлением на муниципальном уровне.

2. Роль и виды полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения

В соответствии с ч. 1 ст. 130 Конституции РФ местным самоуправлением в Российской Федерации обеспечиваются вопросы самостоятельного решения жителями вопросов, имеющих местное значение, распоряжение, использование и владение муниципальной собственностью.
Предмет собственной компетенции местного самоуправления — это решение вопросов местного значения.
По своему юридическому содержанию вопросы местного значения представляют собой взаимосвязанную систему прав и обязанностей муниципальных образований и органов местного самоуправления, которые образуют область собственного (исключительного) ведения соответствующего муниципального образования. При использовании термина «вопросы местного значения» законодатель чаще всего стремится подчеркнуть наличие публичного полномочия (функции, компетенции, права, обязанности, предмета ведения), которое не относится к сфере государственной деятельности и при¬надлежит муниципальным образованиям и (или) их органам, в рамках которого данные субъекты являются независимыми по отношению к государственной власти .
Компетенция органов местного самоуправления как определение получило недостаточное исследование. Понятие компетенции следует считать ключевым и базовым и определять его как законно возложенный на уполномоченные субъекты объемы публичных дел. Структура понятия компетенции включает такие составные, как а) нормативно установленную цель, б) предмет ведения как юридическо определенную сферу и объект воздействия, в) властное полномочие как гарантированную законом меру совершения действий и принятия решений.
М.В. Глигич-Золотаревой в состав понятия «компетенция» включены такие элементы, как предмет ведения, обязанности и права, возможности их осуществлять с помощью ресурсной базы и ответственность за неполное осуществление таких полномочий. Для более простой структуры понятия компетенции, получившей большее распространение в литературе, состоит характерно понимание компетенции государственных органов как совокупности их властных полномочий по тем или иным предметам ведения .
Конституция РФ использует понятие «предмет ведения» применительно к компетенции органа государственной власти. Разными учеными в предметы ведения включены различные явления: сфера общественных отношений; конкретный материальный объект, по поводу которого возникает то или иное полномочие органа власти; устойчивые виды деятельности, юридическое действие, финансово-денежные средства, государственный и иной институт, орган, организация, руководитель и должностное лицо, правовой акт и др.
В Конституции РФ по отношению к органам местного самоуправления использована иная формулировка — «вопросы местного значения» (п. 1 ст. 130, п. 1 ст. 132). Федеральным законом № 131-ФЗ применяются термины «предметы ведения» и «вопросы местного значения» (например, сельских поселений) (п. 3 ст. 84).
То есть термин «вопрос ведения» является синонимом «предмета ведения» и может быть использован как взаимозаменяемый и должен пониматься как определенная сфера или область деятельности тех или иных органов муниципальной власти, для чего органы наделяются такими полномочиями.
Многими исследователями термин «полномочие» рассмотрен как «юридически закрепленное за органами государства обязанность, право и правило принимать правовые акты и осуществлять другие властные меры, направленные на решение конкретной задачи и функций таких органов» или, иными словами, является правообязанностью, которую требуется реализовать с целью публичного интереса . И.В. Выдрин отмечает, что обязанности и права, то есть полномочия муниципального органа означают права, которые ему принадлежат, с целью совершения некоторых видов властных действий. В публичной сфере это также обязанности муниципальной власти» .
Компетенция органа местного самоуправления является разнообразной. Выделяют исключительную компетенцию, относящуюся к орган местной представительной власти, в том числе специальную и общую компетенцию, которая относится к органу местной исполнительной власти. Так, например, орган общей компетенции — это мэрия, администрация и др., а орган специальной компетенции — отдел, управление по образованию и здравоохранению, жилищно-коммунальному хозяйству, культуре и т.д. Последними реализуются отраслевые функции, они выполняют специальную работу по направлениям, которые входят в задачи местного значения . Государством определена компетенция местного органа власти и закреплена в Федеральном законе № 131-ФЗ.
Вопросы или предметы местного ведения также классифицируются по тем, основаниям, как они принадлежат тому или иному виду муниципального образования. К видам полномочий органа местного самоуправления относятся:
1) полномочия в рамках собственного предмета (вопроса) ведения;
2) отдельное полномочие по предметам ведения, которое прямо не отнесено к местному.
3) отдельное государственное полномочие, переданное с целью лучше и наименее затратно осуществлять на уровне местного самоуправления действие в рамках закона РФ Федерации и субъекта РФ.
4) другое государственное полномочие, не переданное органу муниципального самоуправления в порядке ст. 19 Федерального закона № 131 — ФЗ, в реализации которых законом предусматривается участие органа местного самоуправления, в том числе другие вопросы, которые не относятся к компетенции органа местного самоуправления другого муниципального образования, органа государственной власти и не исключаются из их компетенции федеральным законом и законом субъекта РФ, осуществляются за счет доходов местного бюджета, за исключением межбюджетного трансферта, предоставленного из бюджета бюджетной системы РФ, и поступления налогового дохода по дополнительному нормативу отчислений. Такие виды полномочий позволяют существенно расширить сферу местного самоуправления, включать в нее любые вопросы, если местный бюджет будет обладать некоторыми финансовыми средствами .
Обобщив изложенное, можно сделать вывод о том, что для решения вопросов местного значения орган местного самоуправления наделяется полномочиями, закрепленными в Федеральном законе № 131-ФЗ. Вопросы местного значения можно представить в виде сферы деятельности органов местного самоуправления, определенной части публичных дел на местах. Необходимым условием такой деятельности является: наличие перечней вопросов местного значения, наделение органа местного самоуправления полномочием по решению таких вопросов и полноценная экономическая и финансовая основа, которая включает в себя источник доходов местного бюджета и имущество, требуемое для того, чтобы решить вопросы местного значения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы