Курсовая с практикой на тему Политика правительства КНР в сфере экономического дисбаланса населения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Особенности демографической ситуации и экономической дифферренциации населения Китая 5
1.1 Последствия реализации политики «Одна семья – один ребенок» 5
1.2 Демографический дисбаланс населения современного Китая 8
1.3 Проблема сельской бедности в КНР 10
Глава 2 «Китайская» модель сокращения сельской бедности и экономического дисбаланса населения в Китае 15
2.1 Целевые ориентиры, основные направления, этапы и инструментарий китайской институциональной модели борьбы с бедностью 15
2.2 Достижения и проблемы в реализации правительственных программ поддержки населения сельских уездов 18
2.3 Перспективы политики нивелирования экономического дисбаланса населения в КНР 20
Заключение 24
Список источников и литературы 28
Введение:
Актуальность темы. Бедность по-прежнему является главной проблемой человечества. Действуют международные организации, программы на национальном уровне по борьбе с бедностью, актуальность изучения причин бедности очевидна.
Китайская Народная Республика (КНР) стала первой страной, которая достигла цели развития тысячелетия (ООН) по сокращению бедности на 10 лет раньше установленного срока (ООН) – 2030 год – и, таким образом, взнос Китая в глобальную борьбу по искоренению бедности составляет 70%. КНР является участником Альянса ООН по искоренению нищеты на основе проекта «Один пояс, один путь». В ходе реализации данного проекта в странах вдоль «Пояса и пути» 7,6 млн человек вырвались из крайней нищеты, а еще 32 млн человек преодолел средний порог бедности. Мировое сообщество активно изучает опыт Китая в области сокращения бедности.
Степень разработанности темы исследования. Изучению китайского опыта борьбы с бедностью посвящены исследования многих отечественных и зарубежных авторов. В трудах российских ученых анализируются особенности китайской модели посторения общества «сяокан» (среднезажиточного общества), в трудах китайских исследователей преимущественно освещены достижения политики Коммунистической партии Китая по искоренению бедности, ее программам и достижениям.
Цель исследования – проанализировать китайский опыт решения проблем экономического дисбаланса населения.
Задачи исследования:
раскрыть последствия реализации политики «Одна семья – один ребенок»;
проанализировать особенности демографического дисбаланса населения современного Китая;
осветить проблему сельской бедности в КНР;
охарактеризовать целевые ориентиры, основные направления, этапы и инструментарий китайской институциональной модели борьбы с бедностью;
выявить достижения и проблемы в реализации правительственных программ поддержки населения сельских уездов;
определить перспективы политики нивелирования экономического дисбаланса населения в КНР.
Объектом исследования являются экономический дисбаланс населения.
Предметом исследования являются политика правительства КНР в решении проблемы нивелирования экономического баланса населения страны.
Структура работы. В соответствии с заявленной целью и задачами исследования была определена следующая структура работы: введение, две главы, включающие 6 параграфов, заключение и список источников и литературы. В первой главе анализируются истоки и особенности современной демографической ситуации в Китае, во второй главе дается оценка правительственным мерам КНР в области борьбы с сельской бедностью, рассматривается логика политики борьбы с бедностью в Китае, анализируется практический путь ее реализации, исследуются тенденции развития политики сокращения бедности.
Методологическими и теоретическими основами исследования являются научные труды российских и зарубежных ученых по экономическому дисбалансу населения и политики борьбы с бедностью.
В процессе исследования использовались общенаучные приемы анализа и синтеза, индукции и дедукции; применялись абстрактно-логический, сравнительный методы исследования.
Источникая база исследования охватывает данные научных публикаций по исследуемой проблеме, официальные материалы статистики, числовая информация по профилю темы исследования, опубликованная в научной литературе и периодической печати.
Заключение:
По итогам проведенного исследования были сформулированы следующие основные выводы.
1. КНР принимает все необходимые меры, чтобы сгладить негативные последствия демографической политики «Одна семья – один ребенок» (которая привела к постарению общества и вызвала неизбежные риски, с ним связанные): введение отпусков по беременности и родам, покрытие государством расходов на роды, предоставление равных прав на труд для мужчин и женщин, месячный период «охлаждения» для желающих развестись и другие меры.
Другие направления политики Китая:
распространение рабочих мест для пожилых людей на неполный рабочий день;
увеличение доли государственных расходов на нужды пожилого населения, проведение реформы пенсионного обеспечения;
привлечение на рынок труда большего числа женщин;
разработка законов, обеспечивающих активную поддержку семьи.
В результате принятия всех перечисленных мер по решению проблем, возникших в результате политики «Одна семья – один ребенок», произойдет плавный переход к балансу между количеством пожилых людей и молодых, увеличится доля рабочей силы, что приведет к укреплению экономики Китая и выходу его на место крупнейшей экономической державы в мире.
2. Помимо демографического дисбаланса, важнейшей проблемой политики Китая является бедность. Категория бедности и ее составляющие эволюционировала. Понимание понятия бедности претерпело процесс развития от одного измерения ко множеству измерений, то есть от бедности по доходам к бедности возможностей, духовной бедности, юридической и культурной бедности. Таким образом, помимо сокращения бедности по доходам, цель сокращения бедности также включает содействие общему развитию бедных.
Борьба с бедностью благодаря своей многовекторности призвана сократить бедность во всех ее проявлениях.
Во-первых, поддержка малоимущих – это сочетание поддержки материальной и идеологической, поддержки культурной и образовательной, оказание помощи бедным районам на духовном уровне, повышение культурно-идеологического и научно-технического уровня малоимущих масс, моральное мотивирование и интеллектуальная поддержка для экономического развития бедных районов. Во-вторых, улучшение условий труда и жизни людей в отсталых регионах, строительство инфраструктуры, системы образования, здравоохранения, жилищного фонда, пенсионного обеспечения и культурно-досуговой индустрии, искоренение причин образовательного и социального плана, вызывающих нищету и возврат к бедности, содействие социальной справедливости и гармонии.
В-третьих, активизация участия малоимущих слоев населения в политической жизни, расширение прав и возможностей для участия малоимущих граждан в разработке, реализации и оценке проектов по борьбе с бедностью, повышение субъективного осознания и права голоса, участие в совместном строительстве и совместном доступе к благам развития.
В-четвертых, содействие участию малоимущих групп в рыночной деятельности, повышение их рыночной конкурентоспособности; поддержка за счет доходов от проектов развития, обеспечение прожиточного минимума, обеспечение доступа некоторых малоимущих групп, которые не имеют производственных мощностей и не могут напрямую участвовать в рыночной деятельности, к плодам социально-экономического развития.
В-пятых, раскрытие профессиональных функций социальных организаций, активное изучение психического и психологического состояния малоимущих масс, помощь в преодолении психологических барьеров, укрепление уверенности в жизни, преодоление духовной бедности посредством консультаций и обучения.
Борьба с бедностью играет важную роль в объединении различных социальных субъектов, интеграции ресурсов, координации общественных механизмов, повышении уровня благосостояния, стимулировании внутренней мотивации и улучшении системы управления в сельской местности. Данная политика направлена на искоренение бедности, в качестве движущей силы в ней используются инновации, координация, экологичность, открытость и совместное развитие. Все это направлено на построение модели борьбы с бедностью, включающей участие правительства, рынка и общества, и представляет собой «китайское решение» сокращения бедности, которое может быть реализовано во всем мире.
3. Повышение благосостояния населения в КНР является приоритетом для властей, политика искоренения бедности ведется системно. Указаны основные факторы успеха в борьбе с бедностью и главным фактором в данном процессе является инвестирование в человеческий капитал – образование и наука. Одной из основных целей китайской модели модернизации является повышение уровня благосостояния, посторение общества «сяокан» (сред-незажиточное общество), модели идеального общества. В период правления Дэн Сяопина, который предоставил экономическую программу «Политика реформ и открытости», идет отсчет борьбы с бедность (более сорока лет).
В 2021 г. в Китае подведены итоги кампании по борьбе с бедностью, символизирующей завершение первого этапа реализации концепции китайской мечты – строительства общества среднего достатка («средней зажиточности»).
Факторы успеха в борьбе с бедностью:
систематический подход к решению проблемы (функционирует непрерывно и охватывает практически все сферы социально-экономического развития, «создания ускоренными темпами инновационного государства»);
государственно-капиталистическая модель экономики способствовала экономическому подъему страны (обеспечивалась эффективность «видимой руки государства» в размещении ресурсов, направляемых на обеспечения развития страны);
реформа в образовании (рост инвестиций с 1997-по 2018 гг. общее финансирование возросло в 16,3 раза);
строительство инфраструктуры (строительство дорог в бедных районах, установка интернета, развитие почтовых дронов для труднодоступных районов);
государственные программы для беднейших сельских районов (каждый год нуждающимся семьям предоставляется 100 тысяч юаней на улучшение жилищных условий);
вместо социальных пособий государство выделяло рассаду, семена, небольшие кредитные займы, информационные и технологические услуги, премии, гранты:
каждый член семьи имеет право за счет государства овладеть как минимум одной прикладной профессией;
развитие кооперативного движения на селе (организация ферм, ремонтных мастерских, цехов по деревообработке и др.).
В итоге исследования политики правительства КНР по решению проблемы экономического дисбаланса мождно сделать вывод, что с бедностью боролись не за счет повышения выплат, а за счет внедрения комплексных программ: поэтапные действия в данном процессе с южных регионов на северо-западные, где проживало самое бедное население страны; постепенное введение всеобщей пенсионной реформы; значительные вложения финансов в более продуктивную промышленность, чем в менее продуктивное сельское хозяйство.
Полного признания в научном мире победы над бедностью в Китае нет. Некоторые ученные и аналитики утверждают, что бедность побеждена формально:
страна установила низкую планку в определении бедности (ниже парового значения бедности Всемирного банка);
сельские регионы в центральной и северо-западной части страны до сих пор остаются очень бедными;
одностороння информации.
Мнения разные, но задача, которая была поставлена в 1978 году — выйти из состояния бедности – сегодня в КНР решена.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Особенности демографической ситуации и экономической дифферренциации населения Китая
1.1 Последствия реализации политики «Одна семья – один ребенок»
Китайская Народная Республика является абсолютным лидером по численности населения среди всех стран мира. Многочисленное население имеет как положительные, так и отрицательные последствия для экономики любой страны. Среди позитивных моментов – обеспеченность рабочей силы и соответственно поддержка неработающей пожилой части населения страны, среди негативных – изменение структуры населения, рост городских агломераций, загрязнение окружающей среды, жилищная проблема, падение уровня жизни населения, безработица, острая конкуренция на рынке труда и др. Поскольку долгие годы в Китае поощрялось интенсивное деторождение, численность населения страны многократно увеличилось, что привело к кризису социально-экономической системы . Так, уже в 1970-е годы перед страной остро встала проблема обеспечения 820-миллионного населения необходимыми материальными благами.
Для решения проблемы и выхода из возможного социально-экономического коллапса с целью предотвращения демографического взрыва в КНР в 1979 году была разработана и начала претворяться политика «Одна семья – один ребенок» . Ее суть состояла в введении комплекса мер по снижению рождаемости. Так, в частности на семью, заводящую больше, чем 1 ребенок, государством налагались огромные штрафы (которые могли превышать годовую заработную плату человека в 2-6 раз), устанавливали запрет на занятие должности в государственных службах и др.
В целом благодаря своевременно предпринятым мерам китайскому руководству удалось предотвратить демографический взрыв в стране (эксперты оценивают его в 400 млн. рождений), ослабла конкуренция на рынке труда, повысился уровень образования населления, так как при сокращении числа детей в семье вопросам образования уделяется значительно больше внимания. Среди положительных моментов, связанных с реализацией политики «Одна семья – один ребенок» также отметить возрастание роли женщины в китайском обществе, получение ими права на высшее образование (которого они были лишены прежде) и взможность оказывать материальную поддержку своим родителям в старости .
Однако помимо достигнутой цели, эта политика имела и незапланированные отрицательные последствия, причем весьма значительные. Прежде всего – стремительное сокращение рабочей силы начиная с 2012 года (по прогнозам – на 10 миллионов человек ежегодно с 2025 года ), постарение населения, нагрузка на государственный бюджет вследствие необходимости значительного объема социальных выплат, пенсий и пр. По мнению экспертов, к 2050 году выплаты пенсий могут составлять 20% от общих государственных расходов .
Другим негативным последствием проведения политики «Одна семья – один ребенок» стал гендерный перекос в сторону мужского населения, так как в Китае традиционно безусловное предпочтение в семье отдается именно мальчикам, как потенциальным продолжателям рода, берущим на себя обязанности по содержанию родителей, и соответственно предпринимаются все возможные варианты избежать рождения девочки, включая аборты плодов женского пола и даже детоубийство . В итоге к 2020-м года в КНР в гендерной структуре разница между полами составила 30 млн человек (настолько мужчин стало в стране больше, чем женщин) . Гендерный дисбалан способен спровоцировать множество социальных патологий – от невозможности создать семью до увеличения преступности (похищения людей, торговли людьмии и пр.) .
Кроме того, политика «Одна семья – один ребенок» привела к значительному изменению структуры семьи, которая была преимущественно представлена формулой: 4-2-1, то есть четыре бабушки и дедушки, двое родителей, один ребенок, что, в свою очередь, привело к детоцентрированности семьи, ориентированности всех членов семьи на единственного ребенка, ставшего по сути «маленьким императором» (проблема, признанная в наастоящее время глобальной). Поскольку именно он несет ответственность по обеспечению своих пожилых родственников, усиливается нагрузка на него и его семью в будущем. Отсюда – появление многочисленных государственных детских домов, в которых содержались «нежеланные» дети (преимущественно девочки).
Наконец, среди негативных моментов, связанных с реализацией политики «Одна семья – один ребенок» отметим и нарушение репродуктивных прав человека в соответствии с Конвенцией ООН, так как вопросы планирования семьи относится к самостоятельно принимаемым семьей решениям, хотя и могут регулироваться демографической политикой государства в каждой стране.
Таким образом, политика «Одна семья – один ребенок», введенная правительством в 1979 году, имела как положительные, так и отрицательные последствия. Предотвращение около 400 миллионов рождений, появиление свободных вакансий, возростание роли девочек и женщин в обществе относятся к позитивным последствиям. Среди минусов политики одного ребенка – стремительное постарение населения, гендерный перекос в сторону мужской доли населения, сокращение числа рабочей силы, изменение структуры семьи, ее детоцентрированность, нарушение репродуктивных прав человека.