Курсовая с практикой на тему Политика КНР в Центральной Азии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
введение. 3
Глава 1. Формирование внешнеполитической стратегии
КНР 6
1.1 География развития внешнеполитических связей КНР. 6
1.2 Внешнеполитические интересы КНР в Центральной Азии. 18
Глава 2. Формирование политики КНР в странах
Центральной Азии.. 28
2.1 Отношения КНР и Кыргызстана. 28
2.2 Политика КНР в Таджикистане и Узбекистане. 32
2.3. КНР и Казахстан. 39
заключение. 49
Список
литературы.. 54
Введение:
Центрально-Азиатский
регион (ЦАР) занимает важное геостратегическое положение. Его географическая
расположенность обеспечивает кратчайшую связь Кавказа и Среднего Востока со
странами Восточной Азии, юга и севера континента. Вследствие этого с территории
ЦАР удобно контролировать как транзитные пути, так и глубинные тыловые районы
крупнейших государств Азии — Китая, Индии и России.
В
последние десятилетия ЦАР постепенно перемещается с периферии региональной
политики и становится одним из перспективных центров мировой политики и
экономики в силу имеющегося геополитического потенциала государств региона в
условиях формирования новых параметров геополитического влияния. Его значение
существенно возросло как в геоэкономическом (наличие залежей нефти и газа, запасов
урана, золота, других цветных металлов и редкоземельных элементов), так и в
геостратегическом плане (удобство прокладки международных коммуникаций влечет в
регион мировые державы, и в первую очередь Китай).
На
данном этапе ни одно государство ЦАР по своему геополитическому потенциалу не
смогло стать «центром силы» и не может в полной мере повлиять на
геополитические процессы в регионе. Поэтому на политическую трансформацию
государств Центральной Азии и формирование их систем безопасности помимо
внутренних факторов огромное влияние оказывают и внешние обстоятельства. В
регион пришли и, скорее всего, останутся здесь навсегда такие мировые лидеры
современности, как Китай и США.
Вместе
с тем следует отметить, что на развитие политической ситуации в регионе оказывает
существенное влияние то, что новые суверенные государства ЦАР длительное время
входили сначала в состав Российской империи, а затем — Советского Союза.
С
одной стороны, это позволило феодальным государствам, расположенным в
Центральной Азии, совершить качественный скачок в экономическом и политическом
развитии. Но с другой — такие эволюционные скачки имели и негативные
последствия. Так, например, отсутствие квалифицированных кадров на местах
заставило советское правительство осуществить широкую миграцию населения из
европейской части страны в азиатские республики, что вызвало определенную
«русификацию» их государственной и общественной жизни. Кроме того, отсутствие
на территории региона практически всех основных отраслей современной
промышленности при кадровом дефиците стало основной причиной придания сырьевой
направленности создаваемой там экономики. И, наконец, централизованная власть в
условиях единого государства существенно замедляла развитие местного
самоуправления, что, в свою очередь, снижало уровень и качество местных
властных структур. Результатом такого положения явилось то, что после
декларации государственного суверенитета центральноазиатские государства были
вынуждены создавать новые властные структуры, армию, полицию и т. п. в условиях
дефицита времени и средств, что негативно сказывалось на эффективности этих
структур. Кроме того, местная элита некоторых стран ЦАР в своем стремлении
защитить национальный суверенитет от возможных угроз со стороны России приняла
решение о вытеснении некоренных национальностей, в основном славянских, за
пределы своих территорий. Так был нанесен дополнительный удар по
социально-экономическому положению в молодых государствах и обстановке в них.
Кроме
того, в условиях национального становления обострились межгосударственные
отношения. К проблемам, возникшим в регионе, следует отнести:
•
территориальные разногласия;
•
незавершенность процессов демилитаризации границ;
•
проблемы поставок энергетических и сырьевых ресурсов;
•
распределение трансграничных водных ресурсов;
•
наличие анклавов и мест компактного проживания некоренных национальностей;
•
трансграничная торговля и освоение сопредельных территорий;
•
нерегулируемая миграция населения;
•
транзитная перевозка грузов через территории соседних государств;
•
разнонаправленность ориентиров государств региона во внешнеполитической и
внутриполитических сферах.
Исходя
из складывающейся обстановки, центральноазиатские государства выбрали
многовекторность своей внешней политики, во многом вследствие
неподготовленности России после распада СССР к выработке адекватной политики
развития сотрудничества с новыми центральноазиатскими государствами.
Объект исследования – развитие Китайской Народной Республики.
Предмет исследования – политика
КНР в Центральной Азии. Цель исследования в курсовой работе –
исследовать формирование политики КНР в странах Центральной Азии.
Задачи исследования в курсовой
работе:
1. Рассмотреть географию
развития внешнеполитических связей КНР.
2. Изучить внешнеполитические
интересы КНР в Центральной Азии.
3. Провести анализ отношений
КНР и Кыргызстана.
4. Описать политику КНР в Таджикистане и Узбекистане.
5. Раскрыть
взаимоотношения КНР и Казахстана. Методологической основой
исследования является общенаучные методы исследования, системный подход, анализ
и синтез, статистические наблюдения, экспертные оценки и др.
Объем и структура работы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Центральная
Азия стала первым регионом после Юго-Восточной Азии, в котором Пекин обозначил
цель: закрепление и наращивание своего политического и экономического присутствия.
Именно здесь Китай добился своего признания в качестве регионального актора.
Хотя, по заявлениям китайского руководства, основными стратегическими
направлениями внешней политики КНР являются южное (Тайвань) и восточное (США и
Япония), Центральная Азия, находящаяся на северо-западе, рассматривается в
качестве своеобразного тыла Поднебесной, а также представляет интерес как
территория, по которой должен пройти «Экономический пояс Шелкового пути»,
являющийся экономической основой возрождения Великого Китая. Другими словами, в
Пекине исходят из того, что Центральная Азия играет стратегически важную роль,
как в обеспечении национальной безопасности современного Китая, так и в его
становлении в качестве великой мировой державы. Наряду с Россией этот регион
играет роль своего рода глубокого тыла, беспроигрышной опоры перед лицом все
более тревожащей Пекин переориентации военных акцентов США на тихоокеанский
бассейн, где нарастает конкуренция двух центров тяготения — США и КНР.
Важность
Центрально-Азиатского региона для Китая определяется следующими факторами.
1.
ЦАР имеет и, скорее всего, будет иметь на длительную перспективу существенное
значение с точки зрения обеспечения внешней и внутренней безопасности Китая.
Слабость центральноазиатских государств, активная деятельность на их территории
сепаратистских и исламских экстремистских организаций, их общая граница с
Афганистаном и, наконец, наличие сепаратистских настроений в Синьцзян-Уйгурском
автономном районе (СУАР) на Северо-Востоке КНР еще длительное время будет вынуждать
пекинское руководство уделять серьезное внимание сотрудничеству с государствами
региона в сфере безопасности.
2.
Энергетическая составляющая в отношениях с государствами Центральной Азии в
условиях быстро растущей китайской экономики также крайне важна для
современного Китая. Это обусловлено близостью региона к территории КНР, и,
следовательно, существенным снижением затрат на транспортировку энергоресурсов.
Причем, по мере истощения запасов нефти и газа на территории самого Китая
значение данного фактора будет возрастать.
3.
Учитывая тот факт, что основной вектор развития Китая на долгосрочную
перспективу направлен на превращение его в глобальную мировую державу XXI века,
геополитическая составляющая его внешнеполитической деятельности,
обеспечивающая достижение поставленной цели, должна быть представлена во всех
регионах мира, где действуют основные мировые акторы — США, Евросоюз, Япония,
Россия, Индия и другие. ЦАР — именно такой регион.
4.
В ситуации, когда военное присутствие США и НАТО в Центральной Азии и
Афганистане приняло долгосрочный характер, Китай должен учитывать, что в случае
обострения обстановки в других близлежащих регионах мира, таких, как Тайвань,
Юго-Восточная Азия, Тибет и т. п., ЦАР может стать плацдармом для нанесения
ударов по его территории. Поэтому пекинское руководство вынуждено постоянно
держать ситуацию под контролем и прилагать все усилия для недопущения военной
экспансии США и НАТО в ЦАР.
Процесс
проникновения и укрепления позиций Китая в Центральной Азии в последнем десятилетии
прошлого века был обусловлен следующим:
•
обретением суверенитета и государственности бывшими среднеазиатскими
республиками Советского Союза;
•
особенностями внешнеполитической деятельности России в этот период, когда ее
основной вектор был направлен на выстраивание отношений с Западом, а политика в
отношении Центральной Азии, практически, была пущена на самотек;
•
опасением молодых центральноазиатских государств по поводу возможности
проявления имперских амбиций России, что вызывает их стремление использовать
Китай в качестве противовеса ей;
•
географической близостью и исторической связью региона с Китаем еще со времен
Великого шелкового пути, а также наличием культурных, родовых и семейных связей
национальных меньшинств, проживающих в северо-западных районах КНР и на
территориях центральноазиатских государств;
•
эффективным решением пограничных проблем между Китаем и государствами региона,
а также их тесными контактами по обеспечению безопасности в пограничных
районах;
•
растущей экономической мощью КНР и возможностью получения центральноазиатскими
государствами китайской финансовой и другой помощи для развития собственных
экономик;
•
общей целью России и Китая — не допустить доминирования США в
Центрально-Азиатском регионе.
В
настоящее время Китай с достаточной степени легитимности утвердился в ЦАР,
наладил довольно успешные политические и экономические связи с государствами
региона как в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), так и вне ее.
При этом Пекин постоянно подчеркивает, что признает «особые интересы» России в
этом регионе, не стремится к господству в нем и не пытается вмешиваться во
внутренние дела соседей. Значение ШОС для Китая обусловлено следующим:
•
необходимостью обеспечения безопасности и стабильности в Центральной Азии после
вывода из Афганистана войск коалиции;
•
недопущением уменьшения значимости Китая в этой Организации в случае приема в
нее новых членов, таких, как, например, Индия, Турция и др.;
•
активным лоббированием в рамках Организации экономических интересов Китая;
•
планомерным созданием в соответствии с принятой программой зоны свободной
торговли в ШОС к 2020 г.
Другими
словами, если учитывать, что в современных реалиях Россия является основным
гарантом безопасности в ЦАР, то Китай хочет стать таким же гарантом его
экономического развития. При этом, российское расширение военной инфраструктуры
в регионе (прежде всего, в Таджикистане и Кыргызстане), которое наблюдается в
настоящее время, не является предметом озабоченности для Пекина, поскольку,
во-первых, обеспечивает региональную безопасность; во-вторых, служит
сдерживающим фактором усиления влияния США; в третьих, снимает обвинения в
геополитических устремлениях Пекина в глазах центральноазиатских лидеров и
повышает привлекательность Китая в качестве ключевого инвестора в
инфраструктурные и другие экономические проекты в Центральной Азии.
В сентябре 2013 г. китайским руководством была
озвучена новая программа радикальной активизации всей внешнеэкономической деятельности
КНР в Евразии под названием «Экономический пояс Шелкового пути». В китайской
экспертной трактовке этот проект является попыткой соединить Центральную,
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Формирование внешнеполитической стратегии КНР 1.1 География развития внешнеполитических связей КНР Китай сейчас является
важным политическим партнером России и играет важную роль во многих ключевых
глобальных вопросах. В 2013 году Си Цзиньпин стал председателем КНР,
руководство которой отличается активной внешней политикой.
С момента основания ДРК
развитие внешней политики страны прошло много этапов. Под руководством Дэн
Сяопина (обычно называемого так называемым вторым поколением лидеров) Китай
появился на международной арене с новым внешнеполитическим имиджем, радикально
отличным от предыдущего, названным в честь Мао Цзэдуна. Следовательно,
современную внешнюю политику ДРК необходимо рассматривать с периода
реформаторской деятельности Дэн Сяопина[1].
Каждый из последующих
лидеров представил свое восприятие, но оставался несомненным продолжением как
внутренней, так и внешней политики. Однако на каждом новом этапе развития
внешнеполитической стратегии ДРК появлялись новые подходы к анализу
международной жизни. Таким образом, эволюционный подход к изучению развития
современной внешней политики КНР способствует лучшему пониманию и помогает
предвидеть будущие изменения во внешней политике Китая. Кроме того, для
глубокого и всестороннего исследования основных концептуальных положений
китайской внешней политики представляется очень важным использовать метод
сравнения и исторического воспоминания[2].
Ведущий период Дэн
Сяопина (1980–1989). В 1980 году к власти в Китае пришел Дэн Сяопин. Основная
концепция КНР «политика определяет все сферы жизни», предложенная Мао Цзэдуном
в 1958 году, заменена концепцией «экономика определяет все сферы жизни». В
результате линия поведения ДРК в международной жизни резко изменилась: Дэн
Сяопин отказался от внешнеполитической практики «экспорта революции» в страны
третьего мира.
В 1982 г. на XII Всекитайском
съезде КПК была сформулирована основная идея концепции «независимой и
независимой внешней политики», в которой четко заявлено, что мирная политика
означает необходимость поддержания мирной обстановки для обеспечения
экономического развития. развитие ДРК. Эти принципы были затем включены в
Конституцию КНР 1982 года: «Китай последовательно проводил независимую и
суверенную внешнюю политику, последовательно следуя пяти принципам — взаимное
уважение суверенитета и территориальной целостности, взаимное ненападение,
невмешательство во все внутренние дела других, равенство и взаимная выгода,
мирное сосуществование»[3].
В целом внешняя политика Китая при Дэн Сяопине отражает важные
реалистичные подходы к роли ДРК в мире. Поэтому были сформулированы следующие
диссертации: «политика должна быть реалистичной» и «мир и развитие — в центре
внимания». После краха социалистической системы в Европе и распада СССР в
Китае, как и во многих других странах, сложилась нестабильная политическая
ситуация. В этот период Дэн Сяопин сказал: «Китай не претендует на статус
преемника СССР в руководстве мировым социалистическим движением. Китай не будет
лидером ни в мире социализма, ни среди развивающихся стран. Нам необходимо
реалистично оценить преимущества нашей внешней политики для китайского народа.
Китай не заинтересован в том, чтобы [1] Новосёлова Л.В. Роль инвестиционной политики
в создании современного гармоничного общества – в кн. «Китай на пути к
возрождению. К 80-летию академика М.Л. Титаренко. — М.: ИД «ФОРУМ», 2014,
СС.149 [2] Peter Fung. China outlook 2015. Изд-во
KPMG Global China Practice, 2015. – 38 [3] [Джэн Бидиан. Новый путь китайского «мирного
возвышения» и азиатское будущее]. (Кит.). URL:
http://news.xinhuanet.com/newscenter/2003-11/24/ content_1195240.htm (дата
обращения: 07.04.2021)