Курсовая с практикой Гуманитарные науки Международные отношения

Курсовая с практикой на тему Политика Китая в Арктике в 2012-2020 г. г.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Интересы и политика Китая в Арктике. 6

1.1.   Арктика как
важный геостратегический регион. 6

1.2.   Политические
и экономические интересы КНР в Арктике. 8

1.3.   Этапы
арктической политики КНР. 11

Глава 2. 
Арктическая проблематика во внешней политике КНР. 17

2.1. Перспективные направления сотрудничества КНР и РФ в
Арктике. 17

2.2. Контуры китайско-европейского сотрудничества в
Арктике. 23

2.3. Проблемы и перспективы арктической политики КНР. 29

Заключение. 37

Список источников. 41

  

Введение:

 

Китай
стремится к дальнейшему укреплению своего участия и роли в Арктике. В
частности, Китай стремится укрепить свои позиции в качестве законного участника
Арктики путем диверсификации и укрепления двусторонних отношений со всеми
арктическими государствами посредством экономических сделок, научного
сотрудничества и укрепления дипломатических связей.

Таким
образом, на первый взгляд китайско-российское сотрудничество по освоению
энергетических ресурсов и морских путей в российской Арктике выглядит как цель,
где Россия и Китай могли бы тесно сотрудничать и иметь взаимодополняющие
интересы. Россия является одним из крупнейших мировых экспортеров
энергоресурсов, а Китай-одним из крупнейших импортеров энергоресурсов.
Российская Арктика богата энергоресурсами, но ей не хватает инфраструктуры,
капитала и технологий, куда Китай может внести свой вклад.

Однако,
несмотря на это совпадение и поток положительных возможностей как для России,
так и для Китая, китайско–российское сотрудничество в Арктике за последние годы
не сильно продвинулось вперед, и, кроме сотрудничества по проекту сжиженного
природного газа (СПГ) на полуострове Ямал, конкретных результатов пока не
видно. Медленный темп определяется рядом факторов. На общем уровне высокая
степень стратегического недоверия по-прежнему работает против использования
взаимных коммерческих возможностей и сотрудничества, особенно если, как в
случае с энергетическими проектами в российской Арктике, сотрудничество
замыкает обе стороны в долгосрочные отношения и зависимость.

Кроме
того, Россия и Китай имеют разные приоритеты в отношении Арктики. Для России
этот регион жизненно важен в вопросах суверенитета и экономического развития,
поэтому она предпринимает все необходимые шаги для освоения российской Арктики.
Хотя Китай все более активно продвигает свои интересы и роль в регионе, Арктика
по-прежнему не является главным приоритетом во внешней политике Китая или
усилиях по обеспечению безопасности и диверсификации его энергоснабжения-там,
где такие регионы, как Африка, Ближний Восток и Центральная Азия, находятся в
центре внимания. По этим причинам Китай не готов рисковать более жизненно
важными интересами и отношениями, например, с США, ради более тесного
сотрудничества с Россией в Арктике. Кроме того, Россия по-прежнему неохотно позволяет
неарктическим государствам, особенно такой великой державе, как Китай, играть
сильную роль в управлении Арктикой, прежде всего из опасения, что это нарушит
региональный баланс сил и сложившиеся арктические правовые и политические
институты, обеспечивающие права и привилегии арктических государств. Поэтому,
несмотря на то, что Россия сейчас открыта для участия Китая в экономических
проектах в Арктике, она будет приветствовать большее участие Китая.

В
данной работе рассматриваются интересы и деятельность Китая и   в
Арктике в освоении морских путей, используя этот анализ в качестве отправной
точки для детального анализа возможностей и ограничений укрепления
сотрудничества между двумя странами в регионе. В частности, рассматривается
развитие и потенциал дальнейшего развития китайско-российского сотрудничества в
области разведки нефти и газа, судоходства и строительства инфраструктуры
Северного морского пути (СМП), военных и поисково-спасательных задач,
управления Арктикой.

Цель
исследовательской работы: проанализироать актуальное состояние
освоения Китаем арктических территорий в соответствии с геополитическими
интересами по вопросу морских путей.

Задачи:

1. Охарактеризовать особенности геополитического значения
освоения Арктики

2. Провести обзор оосбенностей деятельности Китая в Арктике

3. Рассмотреть основные этапы арктического освоения Китая

4. Проанализировать экологическое
сотрудничество России и Китая в Арктике

5. Определить особенности
сотрудничества ЕС и Китая в Арктике

6. Рассмотреть основные проблемы и перспективы освоения
арктических территорий КНР.

Объект исследования – освоение Арктики

Предмет исследовнаия – проблемы китайской
арктической политики

Методы исследования: анализ литературных
источников и интернет-ресурсов, анализ статистических данных.

Структура работы. Данная работа содержит в
себе введение, две главы основной части, заключение, список использованных
источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Помимо свободной
торговли, Китай начал разрабатывать конкретные экономические инициативы с
арктическими государствами, причем Россия в этом сотрудничестве явно лидирует.
Правительство Путина начало политику «поворота на Восток» после
Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, более известного как
АТЭС (Yatai Jingji Hezuo zuzhi亚太经济合作组织) Саммит во Владивостоке в 2012 году.
Этот процесс ускорился после кризиса в Крыму и Донбассе в 2014 году и
последующих санкций США и Западной Европы, в результате которых Китай стал
основным партнером для многочисленных российских энергетических и
инфраструктурных инициатив, затрагивающих Сибирский и Дальневосточный регионы
России.

Для Китая эти регионы не
были экономическим приоритетом, за исключением приграничных китайских
провинций, таких как Хэйлунцзян, еще несколько лет назад. В апреле 2014 года
тогдашний вице-премьер Ван Ян (汪洋)
во время встречи во Владивостоке предположил, что РСЕ становится все более
привлекательным для китайских деловых интересов. Ван также был основным
участником четвертого ежегодного арктического форума в Архангельске в марте
2017 года, где он обсуждал различные потенциальные проекты китайско-российского
сотрудничества, связанные с Арктикой.

Энергетическое
сотрудничество доминировало в интересах Пекина в Российской Арктике, включая
соглашение в июле 2013 года между Китайской национальной нефтяной корпорацией
(Zhongguo Shiyou Tianranqi Jituan Gongsi中国石油天然气集团公司) или CNPC и "Роснефтью" на
сумму около 270 миллиардов долларов США о поставках российской нефти в течение
двадцати пяти лет и еще более амбициозное партнерство по природному газу.,
сумма сделки, заключенной между CNPC и "Газпромом", оценивается
примерно в 400 миллиардов долларов. Наконец, CNPC, а также китайский Фонд
Шелкового пути являются основными заинтересованными сторонами проекта
"Ямал СПГ" в Сибири, курируемого российским Новатэком, который
официально вступил в строй в декабре 2017 года, а вторая фаза заработала в
августе 2018 года. Новатэк поставил первую партию СПГ в Китай по Северному
морскому пути, а CNPC стремится начать транспортировку трех миллионов тонн газа
с Ямала с 2019 года.

До сих пор энергетические
интересы Китая в Арктике в основном ограничивались Россией, но это может быть
не так долго. Например, в 2017 году между Китаем и американским штатом Аляска
был заключен меморандум о взаимопонимании по потенциальному строительству
трубопровода СПГ-проекта стоимостью около 43 миллиардов долларов. Тем не менее,
кипящая "торговая война" между Китаем и Соединенными Штатами с начала
2018 года может усложнить сроки для этого начинания.

В 2013 году было
объявлено, что Китайская национальная оффшорная нефтяная корпорация, или CNOOC
(Zhongguo Haiyang Shiyou Zonggongsi中国海洋油总油总公司), будет
сотрудничать с Eykon Energy из Исландии для исследования ископаемого топлива в
районе Ян-Майен в Северной Атлантике, но в январе 2018 года CNOOC вышла из
проекта, сославшись на плохие первоначальные результаты. Однако Гренландия
может стать мишенью для китайских энергетических интересов, поскольку в октябре
2018 года было объявлено, что и CNOOC, и CNPC заинтересованы в размещении
заявок на сухопутные блоки, когда они станут доступны для участия в торгах в
2021 году (Daly, 2018).

После того как в 2013
году правительство Си Цзиньпина официально оформило БРИ, было много спекуляций
относительно того, станет ли Арктика частью растущих экономических связей,
которые Китай стремится создать между собой и ключевыми рынками в Африке,
Европе и Евразии. Хотя первоначальная позиция Пекина состояла в том, что, хотя
Арктика, и особенно СМП, представляет интерес для Китая для торговли в
ближайшие десятилетия, она не является приоритетом для "Пояса и
пути". Тем не менее в 2017 году начали появляться признаки того, что
официальная связь между Арктикой и БРИ будет подтверждена скорее раньше, чем
позже. Например, один видный Пекинский ученый отметил в докладе South China
Morning Post в мае 2017 года, что пришло время добавить "круг" к идее
пояса и пути (Huang, 2017), а также в том же году начали формироваться
разговоры о потенциальных поддерживаемых Китаем портовых проектах в России
(таких как Архангельск), а также в Исландии и Норвегии.

Первое официальное
правительственное подтверждение того, что Арктика будет включена в BRI,
появилось в документе, совместно опубликованном Китайской Национальной
комиссией по развитию и реформам или NDRC (Guojia Fazhan he Gaige Weiyuanhui国家发展和改革委员会) и тогдашней Государственной
океанической администрацией. В докладе, озаглавленном «Видение морского
сотрудничества в рамках инициативы ”Пояс и путь "» (Yidaiyilu Jianshe
Haishang Hezuo Shexiang"), Арктика, наряду с Индийским океаном/Средиземным
морем и Тихим океаном, названа "голубыми экономическими проходами",
необходимыми для китайской морской торговли под эгидой BRI. Этот документ
заложил основу для публикации "Белой книги" в январе следующего года,
которая объединила многие направления научной, экономической и политической
политики в единый документ, включая подтверждение идентичности Китая как
"околоарктического государства" и его заинтересованности в развитии
Северного Ледовитого океана как "Ледового шелкового пути" в рамках
"Морского Шелкового пути" в рамках БРИ.

Однако остается неясным,
какие новые проекты помимо существующих, таких как Ямал, могут стать частью
этого нового крыла БРИ, и какие арктические страны станут бенефициарами
китайских инвестиций в БРИК. Подтверждено, что Ледяной Шелковый путь включает
Россию и Восточно-Скандинавский регион, но этот путь может продолжаться дальше
в Западно-Скандинавские государства, включая Фарерские острова, Гренландию и
Исландию, и, возможно, вплоть до Североамериканской Арктики.

В апреле 2016 года
Китайское Управление морской безопасности выпустило навигационное руководство
по Северо-Западному проходу (ЧПП) в Канадской Арктике. Китай до сих пор не
направил грузовое судно через ЧПП, но ледокол Xuelonghas пересек проход с
согласия Канады. Маловероятно, что Арктика станет основным торговым маршрутом
для китайских товаров в ближайшем будущем, учитывая все еще опасные условия в
регионе и ограниченное количество месяцев, в течение которых возможен проход.
Однако, поскольку уровень льда продолжает падать даже в Центральной Арктике,
также ясно, что Пекин с нетерпением ждет того времени, когда арктические
транзиты могут сократить время доставки грузов между Восточной Азией, Европой и
Северной Америкой.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Интересы и
политика Китая в Арктике

1.1. Арктика как важный геостратегический регион Арктика – уникальный
регион, треть которого занимает Северный Ледовитый Океан. В настоящее время она
представляет собой уникальную экологическую систему, в которой менее всего
отмечаются негативные последствия глобальных изменений. При этом Арктика обладает
огромным запасом природных ресурсов, которые к настоящему времени освоены очень
слабо. К этим ресурсам относятся запасы углеводородного сырья, рыбы, обширные
морские пространства, необходимые для разработки транспортных маршрутов.

Исторически Россия является
ведущей арктической державой. Арктикой обеспечивается 11% национального дохода
страны. Более 22% объёма общероссийского экспорта приходится на этот северный
регион [26].

Российские ученые уделяют
большое внимание изучению и защите полярных экосистем. С 1937 года на
дрейфующих льдах Северного Ледовитого океана организованы работы
научно-исследовательских станций «Северный полюс». Ежегодно проводятся
масштабные научные исследования Арктики и ее обитателей. Так, компания
«Роснефть» уже организовала в регионе десять научно-исследовательских
экспедиций и принимает активное участие в программах по мониторингу и изучению
морских млекопитающих и птиц, обитающих в полярных регионах. А для воспитания
нового поколения молодых ученых каждый год при поддержке РГО на Север
отправляется «Арктический плавучий университет» [22].

Через территорию Арктики
проходят морские, воздушные и наземные транспортные маршруты. Их развитие
придаст дополнительный импульс для освоения ресурсов северных территорий, а
также будет способствовать улучшению условий жизни проживающего в Арктике
населения.

В 2015 году Россия подала
в ООН заявку на расширение континентального шельфа в Арктике. Согласно
исследованиям российских ученых, арктический глубоководный рельеф в районе
Евразийского и Амеразийского бассейнов есть не что иное, как продолжение шельфа
российской части материка.

Россия претендует на
территории общей площадью 1,2 млн квадратных километров: они охватывают так
называемый Комплекс Центрально-Арктических подводных поднятий, расположенный в
вышеупомянутых бассейнах Северного Ледовитого Океана, и арктические окраинные
моря. Однако к настоящему времени различные иностранные государства (США,
Канада, КНР, Дания, Норвегия, Великобритания) принимают участие в острой
геополитической борьбе за освоение арктических территорий. При этом важно
избежать крупных международных конфликтов, поэтому тема данного исследования
является актуальной [12].

Рассмотрим,
на чём основаны претензии различных государств на освоение Арктики. Так, Дания
считает своей территорией и Гренландию, имеющую значительную автономность. Не
так давно Дания провела собственную арктическую экспедицию, однако ее
результаты, судя по материалам СМИ, во многом разочаровали организаторов,
поскольку поставленные цели по сбору доказательств принадлежности Дании других
полярных территорий не были достигнуты. Канада же настаивает, что хребет
Ломоносова в Арктике является частью ее территории, и намерена доказать это в
ООН.

В свою
очередь, США претендуют на ту часть морского дна в северной части Чукотского
плато, которая граничит с Аляской, и для доказательства своих прав в
рассматриваемом районе американцы также направляли экспедиции. Однако по нормам
международного права США могут заявить свои претензии лишь на относительно
небольшой сектор Арктики. Как следствие, из Вашингтона все чаще раздаются
предложения о международном использовании арктических ресурсов и необходимости
открытого допуска к ним транснациональных корпораций.

Серьезную
геополитическую позицию занимает Норвегия, которая в 2006 году утверждала в
ООН, что хребет Ломоносова начинается на ее территории. В 2009 г. комиссия этой
организации признала претензии Норвегии на участок шельфа в Баренцевом море
площадью в 235 000 кв. км, из которых 175 000 кв. км считались с 1926 г. арктическим
сектором нашей страны [13].

Интересно и
то, что в спор за Арктику включилась даже Великобритания, которая претендует на
богатую углеводородами территорию радиусом более 200 морских миль и
предпринимает попытки доказать свои права на скалу Рокалл, которую считают
своей также Исландия и Дания. Кроме того, в последние годы активизируют свои
действия в Арктике Германия, Южная Корея, а также Китай, который пытается
приобрести 300 кв. км островной территории Исландии с целью создания своего
форпоста на пути из Китая в Европу и обратно через Северный морской путь.

В целом по большинству
территориальных проблем Арктики каждая из участвующих в решении спорных
вопросов страна преследует свои собственные интересы.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы