Курсовая с практикой на тему Политика импортозамещения в России: направления, проблемы реализации.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Понятие импортозамещения, его модели и механизмы 5
1.1 Характеристика и критерии оценки импортозамещения 5
1.2. Модели и механизмы реализации импортозамещения 8
Глава 2. Анализ политики импортозамещения в экономике России 12
2.1 Импортозамещение в ключевых секторах экономики России 12
2.2 Результаты политики импортозамещения в регионах России 17
Глава 3. Проблемы и перспективы импортозамещения в России 21
3.1 Проблемы политики импортозамещения 21
3.2 Перспективы импортозамещения в Российской Федерации 25
Заключение 31
Список использованных источников 32
Введение:
Россия начала заменять импорт после введения санкций в 2014г., но достаточно эффективных компаний для производства конкурентоспособной продукции мирового уровня в стране нет. Такая ситуация сложилась за годы развития рынка в России, когда многие важные товары импортировались, причем как продовольственные, так и непродовольственные. Кроме того, импорт товаров был дешевле, чем отечественное производство. После введения в отношении Российской Федерации санкций США и Запада возникла необходимость заменить импортные товары отечественными или импортными товарами из других стран.
В России разрабатывается эффективная политика импортозамещения для развития регионов и повышения качества отечественной продукции, что является одним из механизмов разработки и реализации мер импортозамещения. В нынешних условиях введения санкций отечественные производители имеют возможность расширить свой бизнес и получить значительную долю рынка.
Ресурсы государства ограничены, а задач, которые должны быть решены в среднесрочной перспективе, образовалось очень много – практически в каждой отрасли необходима реализация проектов импортозамещения. Организовывать производство абсолютно всех комплектующих на территории РФ не целесообразно с экономической точки зрения, поэтому в основу промышленной политики на ближайшие три года должны быть заложены следующие принципы – обеспечение безопасности (в самом широком смысле слова) и технологический суверенитет.
Следует иметь в виду, что основным источником финансирования экономики при реализации государственной политики по импортозамещению является рост в экспортном секторе. По его словам, необходимо не только развивать производство некоторых отечественных отраслей, но и повышать уровень экономического развития, социальной сферы и инфраструктуры, а также повышать способность Российской Федерации на равных конкурировать с промышленно развитыми странами.
Целью исследования является изучение опыта реализации политики импортозамещения в РФ.
Задачи исследования:
изучить модели и механизм импортозамещения;
представить импортозамещение в ключевых секторах экономики России;
представить результаты политики импортозамещения в регионах России;
описать проблемы импортозамещения в РФ;
выявить перспективы развития политики импортозамещения в РФ.
Объектом исследования является политика импортозамещения в РФ.
Предметом исследования являются программы и механизмы поддержки импортозамещения в различных секторах экономики и регионах РФ.
Теоретическая база исследования представлена книгами и статьями по вопросам импортозамещения в РФ.
Заключение:
Проблема импортозамещения приобрела особую актуальность после
применения в 2014 году экономических санкций в отношении России. Это дало толчок мобилизации внутренних возможностей и резервов для обеспечения стабильности экономики и предотвращения кризиса.
Для развития регионов и повышения качества производимой
отечественной продукции необходимо разработать действенную политику
импортозамещения. Важным условием является разработка и реализация мероприятий по импортозамещению, направленных на усовершенствование производимой продукции на основе создания конкурентных преимуществ предприятий в технической, экономической и организационных сферах деятельности.
На государственном уровне необходимо принять меры, направленные на достижение эффективного импортозамещения, которые, с одной стороны, стимулировали экономическое и энергетическое развитие, а с другой стороны, не допустили существенного ухудшения финансовых и производственных показателей отрасли. Можно выделить следующие меры по оптимизации процесса импортозамещения:
1) разработка механизмов стимуляции развития конкуренции среди
отечественных производителей для обеспечения эффективности процесса
импортозамещения;
2) отслеживание технико-экономических характеристик оборудования российского производства и сравнение их с зарубежными аналогами;
3) установление норм доходности и допустимых ограничений на
отдельные статьи затрат для предприятий, работающих в неконкурентной среде;
4) предоставление компаниям-потребителям права дополнительного
контроля затрат на замещаемую продукцию.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Понятие импортозамещения, его модели и механизмы
1.1 Характеристика и критерии оценки импортозамещения
Исследователи дают различные определения понятию «импортозамещение» и делают вывод о недостаточной его теоретической проработанности. Генезис теоретических подходов к определению понятия представлен в таблице 1.
Таблица 1 – Понятие импортозамещения
Меры реализуются Правительством России в рамках стратегий импортозамещения с учетом решения определенных задач и достижения конкретных целей. Выделим следующие цели: развитие конкуренции; улучшение качества российской продукции, соответствие международным стандартам и увеличение объемов производства; защита местных производителей и содействие их развитию; обеспечение экономической безопасности страны; замена импортной продукции на отечественную и дальнейший ее экспорт на зарубежные рынки .
Важность этой темы привела к появлению большого числа российских ученых, которые предлагают разные подходы к решению этой проблемы . Например, ссылаясь на необходимость добавления общего количества показателей экономической безопасности территории к критериям оценки уровня импортозамещения, авторы работ не указывают, какие конкретные показатели можно использовать в качестве этих критериев .
Экономисты видят эффективность мер по реализации стратегий импортозамещения в качестве сложной экономической категории. Его основной целью является обеспечение национальной безопасности с целью удовлетворения разумных требований к устройствам и компонентам отечественного производства. Основываясь на принципе управления инновационным потенциалом импортозамещения по секторам экономики, следует выделить три уровня управления .
Во-первых, это микроуровень, который определяет эффективность реализации отдельных мер в рамках стратегий импортозамещения для конкретной компании.
Предлагаемый подход к разделению трех иерархических уровней для оценки эффективности реализации стратегий импортозамещения и других основанных на нем управленческих решений определяется следующими соображениями. На микроуровне полное отсутствие инноваций в реализации мер в контексте стратегий импортозамещения может привести к резкому снижению конкурентоспособности продукции компании, если она принадлежит к той отрасли, которая или перейдет на модель инновационного развития, или уже работает в рамках такой модели. В этом случае рано или поздно компания будет вынуждена покинуть рынок. В то же время низкая доля импортозамещения в промышленном производстве может привести к замедлению развития сектора и снижению промышленного производства в регионе .
Рекомендуется, чтобы эффективность стратегий импортозамещения в реальном секторе российской экономики основывалась на иерархическом представлении процесса управления их компонентно-ориентированными мерами по развитию инновационного потенциала на всех уровнях управления (микро, мезо и макро). Кроме того, предлагаемый подход позволяет оценивать эффективность стратегий импортозамещения за счет отечественной продукции, которая является конкурентоспособной на внешних рынках и может заменить поставки импортного оборудования и компонентов на любой из вышеперечисленных уровней.