История политических и правовых учений Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Политическое учение Аристотеля

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Общий обзор политической концепции Аристотеля 5
1.1. Роль полисной жизни в становлении политических идей Аристотеля 5
1.2. Основные принципы политических идей Аристотеля 10
ГЛАВА 2. Аристотелевская концепция «идеального» государства 14
2.1. Аристотель об социальных основах государства 14
2.2. Концепт «идеального гражданина» 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 35

 

  

Введение:

 

Актуальность темы. Одним из результатов эмпирических поисков античной политической мысли является политико-философское учение Аристотеля. В своем произведении «Политике», которое относится к ряду наиболее известных и содержательных размышлений человечества о государстве, древнегреческий философ представил свой проект идеального государства. Cозданное более двух тысяч лет назад, данное произведение не теряет своей актуальности и в современных общественно-политических реалиях. Идеи, которые были высказаны Аристотелем в «Политике», прошли проверку временем и практикой. Конечной целью политики, по мнению Аристотеля, должен стать приближенный к этому идеальный общественный строй, который позволяет всем гражданам участвовать в управлении государством и формировании закона. Однако в рамках тех искаженных форм, что реально существуют в истории человечества, политик должен стремиться к тому, чтобы избегать крайних извращений, рассудительно смешивая олигархию с демократией и, достигая, таким образом, относительной стабильности, когда мир и порядок сделают возможным дальнейшее воспитание граждан и прогресс общества. Насущная необходимость именно в политических концепциях, учитывающих закономерности развития человечества особенно возрастает в переходные периоды человеческой истории. В течение последних нескольких десять лет во многих странах мира происходит процесс перехода от одной политической системы к другой, от «платоновского тоталитаризма» к демократии, что включает и элементы «аристотелевской демократии».
Актуальным остается не только исследование исторических примеров демократических обществ, но и теоретического наследия, в котором рассматриваются принципы народовластия. Все теоретики и практики, которые обращали свои взоры к государственному строительству, использовали идеи, высказанные в «Политике» Аристотеля. Демократическая нацеленность политико-правовой концепции философа выкристаллизовывалась из реалий афинской демократии, что в свою очередь возникла из тех традиций народовластия, которые существовали в родоплеменной период и время «военной демократии». За свою двухтысячелетнюю историю после Аристотеля европейская цивилизация в олицетворении малых и больших государственных образований испытала на собственном опыте различные государственные формы правления и политические режимы. К концу ХХ в. человечество поняло, что лучшей из известных государственных форм является давно опробованная афинянами на практике (хотя и только по отношению к гражданам), а Аристотелем описана и теоретически усовершенствованная — демократическая форма правления (полития).

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Политические взгляды Аристотеля имеют значительную теоретическую и историческую ценность, являясь памятником политико-правовой мысли человечества. Особенность «Политики» Аристотеля заключается в том, что в ней реальные пути государства, в основе которых находится историческая действительность, явно преобладают над утопическими. Путь к совершенной государственности заключается, согласно Аристотелю, через область и познания и совершенствования существующего в действительности. Именно по этой причине «Политика» древнегреческого философа — это важный документ как для исследования политических взглядов самого Аристотеля, так и для изучения политической истории Древней Греции, а разработанная мыслителем методика, которая являлась прогрессивной в его времена, остается актуальной и сегодня.
При создании собственной политической концепции, Аристотель начинает свое произведение об идеальном государстве, учитывая, что до него было написано другими мыслителями Греции. Он понимает, что отказ от приобретенного опыта является ошибкой, даже если он является бесспорно оправданным. Это проявилось в частности и в том, что концепция полиса, как формы государственного образования в Западной Европе практически невозможна без использования трудов Аристотеля. Именно они по факту выступают в качестве краеугольного камня данной модели. Итак, первый вывод нашего исследования – реконструкция модели древнегреческого полиса всегда должна основываться на принципах Аристотеля.
Политический идеал, который Ариистотель унаследовал от Платона, предусматривал, что город и граждане являются жестко связанными между собой понятиями. Государство – объединение граждан, основная цель которого – добиться лучшей жизни. Образ жизни людей находится в зависимости от них самих, от того, чего они хотят достичь, и наоборот, цель существования государства определяет, кто может быть ее членами и каким может быть жизнь каждого индивидуума. С данной точки зрения конституирования государства, как считает Аристотель, является разделение граждан, или образ жизни, а форма правления – проявление подобного образа жизни. Этическая природа государства в Аристотеля не только доминирует, но и полностью перекрывает правовую и политическую природу. Древнегреческий философ приходит к выводу, что государство будет существовать до тех пор, пока существует определенная форма правления, так как ее изменение будет означать и изменение структуры самого государства – то есть того «образа жизни», который лежит в ее основе.
Одновременно следует признать, что политический идеал Аристотеля был схожим с концепцией Платона, рассматривая этическое назначение в качестве основной цели существования государства. Мысли Аристотеля о счастливой жизни, ради которой и образуются государства, жизни в соответствии с благотворительностью, не встречает препятствий. Философ никогда не изменял данной точке зрения. Реальная цель существования государства должна включать в себя и моральный рост граждан, поскольку государство должно быть объединением людей, которые сожительствуют вместе для достижения лучшей жизни. Это и является «идеей» или сущностью государства; данные определения привели Аристотеля к мысли, что государство является «самодостаточным», то есть оно само по себе способно обеспечить все условия, при которых возможно его дальнейшее развитие.

 

Фрагмент текста работы:

 

Общий обзор политической концепции Аристотеля
1.1. Роль полисной жизни в становлении политических идей Аристотеля
В общем контексте истории древнего мира древнегрегреческая цивилизация рассматривается как своеобразный феномен. Организация общества в форме полиса не повторилась на протяжении веков существования человеческой цивилизации, а темпы его экономического и культурного развития не имеют аналогов в истории. Буквально за пять веков древнегреческая цивилизация прошла путь от религиозно-мифологического мышления к философии и науке в самом широком их разнообразии. Эта цивилизация в определенном смысле имела универсальный характер, впервые были созданы условия для свободного и всестороннего раскрытия человеческих возможностей.
Полис являлся определяющей формой политической и социальной организации античного общества, по сути феноменом, определяющим его специфику. Своеобразие греко-римской цивилизации можно объяснить особенностями античного полиса как структурообразующего элемента данной цивилизации.
Слово “полис” в переводе с древнегреческого означает “город”. Если учесть уровень развития общества Древней Эллады, то оно могло означать и ограждение, укрепленное место, которое со временем превращалось в постоянное место пребывания членов общины. Так же данное определение можно применить относительно торгово-ремесленных поселений, которые выросли под защитой подобного укрепления. Со временем укрепление утрачивает свое первоначальное предназначение и теперь называется «акрополь» или «верхний город», то есть становится городом в том значении поселения, которое кардинально отличается от сельской округи. Поскольку государство в классическую эпоху обычно совпадало с городом, то полисом можно называть и государство. Да и в целом, поскольку государство, с точки зрения самой сущности античной цивилизации, является коллективом граждан, который представляет это государство и совпадает с ней, то полис – это и есть гражданский коллектив.
Итак, проблема полиса, его возникновения и функционирования − один из наиболее дискутируемых вопросов в истории Греции. Феноменальность полиса как явления является общепризнанной аксиомой. В то же время трактовка социально-экономической сущности полиса, его структуры и функций, процесса его кризиса до сих пор является предметом дискуссий.
Уже в античную эпоху философы пытались дать определение понятию полиса. Известный древнегреческий историк Фукидид говорил о государстве (полисе) следующим образом: «Государство – это люди, а не стены и корабли…». Подобным образом высказывался также и Геродот. Более подробней данная проблема освещается в греческой общественно-политической литератури IV в. до н. э. (Платон, Аристотель, Псевдоаристотель).
Для Аристотеля полис является наивысшей формой всех возможных типов человеческих сообществ («совокупность граждан для осуществления всех жизненных целей», «Назначение полиса – организовать общество так, чтобы наибольшим счастьем пользовалось наибольшее число людей»). Полис, по его мнению, − объединение, которые выше, чем семья или поселение, по своей природе является гражданским или политическим, состоящим из определенного числа свободных граждан, которые принимают участие в законодательной и судебной деятельности. Целью любого сообщества (полиса) является благо: “Преимущественно пытается достичь наиболее высшего из всех благ то сообщество, которое является самым высоким из всех и охватывает собой все другие сообщества. Именно это сообщество и называется полисом”. Уточняя собственное определение полиса, Аристотель демонстрирует постепенное его развитие через домохозяйство, деревню, племя непосредсьвенно к самому к полису: “Сообщество полностью завершенное состоит из нескольких селений, образует полис. Назначение его следующее: полис возникает ради потребностей жизни, но существует ради благой жизни”
Ключевым в объяснении сущности полиса для Аристотеля является мнение о том, что полис — это прежде всего коллектив граждан, сообщество свободных людей. Однако личная свобода членов полиса не единственное условие существования полиса, хотя и существенная. Философ продолжает: “Гражданин – это тот, кто может быть судьей и магистратом… Мы же будем считать гражданами тех, кто участвует в суде и народном собрании” . Подобные мысли характерны и для Платона, для его проектов идеального государства (“Государство”, “Законы”).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы