Социология и психология политики Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Политический абсентизм в современной России

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологическая специфика социологического подхода к изучению электорального поведения 5
1.1. Проблематика электорального выбора в рамках социологического подхода 5
1.2. Вклад представителей социологического подхода в анализ электорального поведения 16
Глава 2. Выявление причин политического абсентеизма молодежи 21
Заключение 28
Список литературы 31

  

Введение:

 

Одним из важных аспектов рассмотрения избирательных кампаний является анализ электорального поведения избирателей. Электоральное поведение можно рассматривать в качестве «комплексного политического участия граждан в формировании властных структур, включающего мнения, установки и ценности избирателей, а также модели их поведения как на момент выборов, так и в довыборный и послевыборный период» .
Актуальность изучения данного феномена заключается в том, что электоральное поведение сегодня является одной из самых популярных форм участия населения в политической жизни страны и социально-политически значимым показателем развития демократических процессов в обществе.
В настоящее время Президентом РФ ставится задача очередного «рывка» как в экономической, так и в социальной сферах. Успех поставленной задачи во многом зависит от того, как власть взаимодействует с людьми в социальном пространстве. В свете последних событий на политической арене страны и поставленных стратегических задач наиболее важно доверие молодых людей к власти, так как именно им предстоит осуществлять реализацию новых программ. Поэтому молодежь подвергается достаточно сильному давлению конкурирующих политических сил: многочисленных религиозных движений, политических партий и т. д.
Молодежь составляет примерно 30-40% трудоспособного населения и наиболее активную его часть. В этой активности может быть заложен как успех реализации поставленных государством задач, так и провал, если со стороны власти не будет найдена основа для диалога с этой частью населения. Действующая политическая власть также не обходит вниманием и стремится контролировать молодежный потенциал, так как именно молодежь стремится к изменениям и не боится экспериментировать и рисковать. С помощью различных общественных организаций власть стремится вовлечь молодых людей в социально-политическое пространство страны. Готовность российской молодежи к взаимодействию с властью во многом зависит от того, насколько она доверяет действующей власти, как представляет свое место в политическом процессе, каким стереотипам подвержена. Кроме того, представления о власти со временем изменяются, и на их формирование действуют множество факторов.
Данная проблема рассматривается отечественными исследователями довольно широко, в частности, в работах А.А. Абжаппаровой, Д.К. Андреевой, Л.А. Василенко, Д.Ц. Ганова, Р.И. Зекрист, Т.М. Зуевой, П.О. Крыловой, Е.М. Сильновой, В.В. Титова, Е.М. Шкилевой и др.
Целью исследования является выявление причин политического абсентеизма молодежи.
Объект исследования: электоральное поведение.
Предмет исследования: политический абсентеизм в современной России.
Задачи исследования:
— рассмотреть проблематику электорального выбора в рамках социологического подхода;
— показать вклад представителей социологического подхода в анализ электорального поведения;
— провести исследование по выявлению причин политического абсентеизма молодежи.
Методика исследования. Теоретический анализ научной литературы. Эмпирическое исследование. Использованы следующие методы: сравнительный анализ, опрос, контент-анализ.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Сегодня применимость социологического подхода к изучению электорального поведения избирателей сочетается с необходимостью синтезировать его с теоретико-методологическими основаниями существующих (социально-психологического и рационально-инструментального) подходов. Данное обстоятельство может оказать значительное влияние на поиск ответов на вопросы, связанные с основаниями формирования электоральных предпочтений в конкретных ситуациях выбора.
Модификация существующей теоретико-методологической базы с дальнейшей ее практической апробацией также будет способствовать принятию релевантного управленческого решения как при прогнозе ситуаций, связанных с трансформацией электоральных предпочтений, так и в ситуации выработки механизмов, ориентированных на их формирование.
Попытки синтезировать социологический и социально-психологический подходы имеют свои плюсы и минусы. К плюсам можно отнести то, что комплексное понимание специфики формирования электоральных предпочтений с учетом схожих детерминант выбора, отмеченных в рамках существующих подходов, позволит получить более полную (релевантную) картину специфики выбора избирателей. Минусом же такого синтеза может являться ситуация «длительного» поиска интегрального фактора, который всецело позволяет делать вывод об истинных предпочтениях избирателей.
Итак, результаты опроса среди студенческой молодежи показали, что абсентеизм молодежи вызван, прежде всего, недоверием к властным органам и неверием в свои силы, непониманием того, что они являются активными субъектами политического процесса и, естественно, низким уровнем политической культуры.
Участие молодежи во власти и политических процессах эпизодично и нерегулярно, при этом демонстрируется низкий уровень политической социализации.
В сознании большинства молодых людей, власть, представленная неперсонифицированно, выглядит негативно. Все это приводит молодых людей к политическому абсентеизму.
Возможно, власти необходимо более тесно сотрудничать и взаимодействовать со студенческой частью молодежи, систематически формируя и прививая политическую культуру посредством расширения числа социально-политических дисциплин и факультативных курсов по социально-политическим наукам в высших учебных заведениях.
В этой связи особенно важно не упускать из внимания виртуальное «поле битвы» – в сети Интернет, когда посредством различных нехитрых психологических махинаций вербуются адепты новых как политических движений, так и религиозных течений, в том числе тоталитарной и экстремистской направленности. Невнимание власти к этой проблеме и отсутствие систематичности в работе с молодежью может привести к росту увлечений молодых людей радикальными течениями.
Характер отношения избирателей к процедуре легитимации власти посредством выборов определяет ее сущность, а доверие гражданского общества к механизму легитимации власти посредством выборов отражается в субъективных оценках респондентов, обозначающих истинные мотивы прихода на избирательные участки.
Результаты исследования, демонстрирующие истинное отношение избирателей к процедуре легитимации, разнообразны и зависят от степени важности самой процедуры выборов. При этом наличие в массовом сознании мотива «гражданского долга» способствует высокой поведенческой активности белорусского электората в период проведения выборов президента, а пессимистичные прогнозы относительно будущих общественных изменений посредством выборов определяют истинные мотивы отказа от участия в голосовании избирателей-абсентеистов.

 

Фрагмент текста работы:

 

На сегодняшний день вопрос участия молодёжи в электоральных политических процессах становится все более актуальным. Это связано, в первую очередь, с тем, что данная возрастная группа людей представляет наиболее социально активную часть населения. Любое государство всегда связывает свои надежды и планы с молодым поколением, роль которого необходимо учитывать во всех сферах жизнедеятельности общества. Молодежь – это основной электоральный резерв общества , ведь, согласно статистике, каждый пятый потенциальный избиратель – человек в возрасте до 30 лет. Возможно, именно поэтому, особое беспокойство вызывает наблюдаемая в последнее время склонность среди молодого поколения к пассивной избирательной позиции. Многие молодые люди даже не приходят на выборы, пуская, тем самым, ситуацию на самотек. Еще меньше представителей участвует в выборах в роли кандидатов, используя свое пассивное избирательное право.
Подобное явление называется политическим абсентеизмом. Абсентеизм – (лат. absens (absentis) отсутствие) – уклонение от политического участия, политическая апатия.
Большинство российских экспертов определяют ряд факторов, влияющих на электоральную активность избирателей:
— электоральные предпочтения родителей в юношеский период жизни избирателя;
— возраст и пол избирателей, образование родителей, влияние традиций семьи;
— уровень образования, тип занятости, социальный статус избирателя;
— текущие социальные изменения, события в политической и экономической сфере, роль используемых информационных источников;
— влияние мнения супруга (супруги), друзей, членство в различных общественных организациях;
— прошлый опыт голосования;
— уровень политической и правовой культуры.
Последний фактор во многом предопределяет электоральное поведение избирателей. Избиратель должен знать, какими законами регламентированы выборы, каковы права и обязанности участников электорального процесса. При организации выборов должно быть уделено больше внимания созданию условий для голосования граждан, испытывающих в этом затруднения в силу не зависящих от них обстоятельств. Необходимо предпринимать усилия, чтобы избирательный процесс был максимально открытым и понятным для всех его участников, в особенности для молодых избирателей.
Электоральное поведение граждан не ограничивается только фактом участия их в выборах и голосованием за определенных политических фигур, это сложный феномен, имеющий сложную структурную организацию. Говоря об электоральном поведении с позиции учета его сложной внутренней организации, с нашей точки зрения, его можно понимать в качестве «комплексного политического участия граждан в формировании властных структур, включающего в себя мнения, установки и ценности избирателей, а также модели их поведения, как на момент выборов, так и в довыборный и послевыборный период» .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы